Home / Статьи / Укрепление Имана / Что такое Аманат и каковы его виды

Что такое Аманат и каковы его виды

jhgВиды аманата

Слово «аманат» — честность, надежность, преданность — в арабском языке является антонимом слова «хъиянат» — предательство, вероломство, обман. Аманат делится на много видов, из них:

1. Величайшее аманат. Это религия, приверженность и преданность ей. Аллах сказал: «Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность («аманат»), но они отказались нести ее и испугались этого, а человек взялся нести ее. Воистину, он является несправедливым и невежественным» (Аль-А’раф, 72) Имам Аль-Къуртуби в толкование этого Аята сказал: “Амана охватывает все сферы религии” (См. «Тафсир аль-Къуртуби», 14/253)

Донесение этой религии — тоже аманат, а посланники — верные хранители откровения. Посланник Аллаха сказал: «Неужели вы не доверитесь мне, в то время как я — доверенный того, кто над небесами (Аллаха), ко мне приходят новости небес днем и ночью» (Муслим, 144). Так же и все ученые и призывающие, которые пришли после пророков. являются теми, кому вверено донесение этой религии. Все следующие виды аманата можно отнести к этому виду (т.к. он охватывает всю религию).

2. Все милости, что Аллах даровал тебе. Это так же аманат. Следует беречь это и не расточать попусту, а так же использовать так, как доволен будет этим Тот, кто дал тебе этот аманат — Аллах, Велик он и Возвышен. Зрение — это аманат, слух, руки, ноги, язык, имущество — все это также является аманатом и не подобает использовать их кроме как в том, чем доволен Аллах.

3. Честь. Честь является аманатом и обязательно сохранять ее, беречься от непристойных поступков. Также и все, кто под твоей опекой – следует беречь их от совершения непристойных поступков. Сказал Абу Ка’б, Да будет доволен им Аллах: «К аманату относится то, чтобы девушка берегла свои половые органы».

4. Дети. Ребенок – аманат, следить за ним и беречь его – является аманатом, его воспитание – является аманатом.

5. Дело, которое было поручено – аманат, его провал – хъиянат. От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда аманаты будут утеряны – ждите Часа». Его спросили «Как оно будет утеряно, о Посланник Аллаха?» На что он ответил: «Когда дела будут поручаться тем, кто этого не заслуживает – ждите Часа» (Аль-Бухари, 6131)

Так же он, да благословит его Аллах и приветствует, когда Абу Зарр попросил его назначить его на должность, в частности ответил: «… поистине, это аманат!..» (Муслим, 1457)

6. Секреты. Секрет – это аманат, а его разглашение – предательство (хъияна). И если случилась между тобой и твоим другом ссора, это не причина для того, чтобы разглашать его секреты, потому что это будет проявлением подлого нрава и низости.

Посланник Аллаха сказал: «Если человек сообщил что-то, а затем оглянулся (вокруг себя), то это аманат» (Аль-Бейхакъи, 21693)

Что еще хуже этого – это разглашение супружеских секретов! Передано от Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: «Величайшим [нарушением] аманата в Судный День перед Аллахом будет [то, как] человек вступает в близость со своей женой, а затем распространяет ее секреты» (Муслим, 1437)

7. Вещь, отдаваемая на хранение. Ее следует беречь, а затем вернуть в таком виде, в котором брал.

Веление сохранения аманата и запрет ее нарушения

Шариат приказывает хранить аманат и возвращать его должным образом, а так же порицает вероломство и предостерегает от него во множестве текстов, среди которых эти:

1. Слова Всевышнего Аллаха: «Воистину, Аллах велит вам возвращать аманаты владельцам» (Ан-Ниса, 58)

Ибн Касир указал, что упомянутые в Аяте аманаты относятся ко всем видам аманатов, являющихся обязательством на человеке, которые делятся на две категории:

― Права Всевышнего Аллаха, как например молитва, пост и т.д.

― Права Его Рабов, как например вверенное на хранение имущество и т.д. (См. «Тафсир Ибн кассир», 4/41)

2. Всевышний Аллах сказал: «Которые берегут аманаты и соблюдают договоры» (Аль-Му’минун, 8)

3. Аллах, описывая качества верующих, сказал: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не поступайте вероломно по отношению к аманатам сознательно» (Аль-Анфаль, 27)

Сказал Ибн Касир: “Хъияна (вероломство, предательство) охватывает все виды грехов – маленькие и большие. От Ибн Аббаса передается об аманате, что он сказал: “Это все, что было поручено рабам Аллаха” (См. «Тафсир Ибн кассир», 4/41)

4. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Соблюдайте аманаты, которые вверены тебе, и не предавай того, кто предал тебя» (Ат-Тирмизи, 323 и др.)

5. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, описывая подлость лицемеров: «Признаков лицемера три: когда говорит что-то – лжет, когда заключает договор – нарушает, когда ему вверяют что-то – предает» (Аль-Бухари, Муслим)

Достоинство сохранения аманатов

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Верный хранитель [чужого имущества], который подает милостыню [из хранимого] так, как это велел сделать [хозяин], в полной мере и в сохранности, так что его душа спокойна, отдает [милостыню] тому, кому велено было отдать – тот один из двух подающих милостыню» (т.е. получит награду как тот, кто отдал милостыню из собственного кармана) (Аль-Бухари, 1348)

Вероломство и нарушение аманатов – из числа больших грехов

Хъияна – вероломство и обман – один из больших грехов. Сказал Имам Аз-Захаби:

“Вероломство в любом деле является мерзким, и в одних случаях она бывает хуже, чем в других. Тот, кто обманул тебя с монеткой не равен тому, кто поступил с тобой вероломно по отношению к твоей семье и имуществу, он совершил великое преступление” (См. «Китабуль-Кабаир», 92)

Посланник Аллаха сказал: «Нет Имана у того, кто не соблюдает аманата, и нет религии у того, кто не соблюдает договоры» (Бейхакъи, 12470, Ахмад, 12567)

(Имеется ввиду, что Иман и религия такого человека не будут полноценными, а не то, что они будут отсутствовать. (См. «Баяну мушкиль аль-Асар», 12/15. ― прим. пер.)

Некоторые примеры аманата из Сунны

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«(Как-то раз) один человек купил у другого поместье, а потом тот, кто купил его, нашёл там кувшин с золотом и сказал продавшему: “Возьми у меня своё золото, ведь я покупал у тебя только землю и не покупал золота”. Прежний владелец этой земли сказал: “Я продал тебе землю со всем тем, что в ней было”, после чего они обратились на суд к одному человеку, который спросил: “Есть ли у вас дети?” Один из них сказал: “У меня есть сын”, другой же сказал: “У меня есть дочь”. (Тогда этот человек) сказал: “Выдайте девушку замуж за юношу, и расходуйте деньги на них, и подавайте милостыню”» (Аль-Бухари, 1384)

В «Сахихе» аль-Бухари и «Муснаде» Ахмада приводится рассказ Абу Хурайры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды один из сынов Исраила попросил у другого тысячу динаров взаймы. Тот сказал: «Приведи свидетелей, чтобы они засвидетельствовали это». Просящий взаймы сказал: «Довольно свидетельства Аллаха!» Тот сказал: «А кто поручится за тебя?» Он ответил: «Довольно ручательства Аллаха!» Тот сказал: «Ты прав», — и одолжил ему тысячу динаров на условленный срок. Взяв деньги в долг, мужчина сел на корабль и отправился в заморское плавание. Завершив свои дела, он поспешил вернуться обратно в срок, но не нашел корабля. Тогда он взял бревно, проделал в нем дырку, положил туда тысячу динаров и послание для их хозяина, а потом закупорил дырку. Придя к морю, он сказал: «О Боже, поистине, Ты знаешь, что я взял тысячу динаров в долг у такого-то человека. Когда он спросил меня о поручителе, я сказал, что довольно Твоего ручательства, и он согласился. Когда он спросил меня о свидетелях, я сказал, что довольно твоего свидетельства, и он согласился. Поистине, я пытался найти корабль, чтобы вернуть ему долг, но я не нашел корабля, и теперь я доверяю это Тебе». Он бросил бревно в море, и, когда оно поплыло по волнам, вернулся к себе. Проходили дни, и он не прекращал искать корабль, чтобы вернуться домой. А тот, у кого он взял в долг, пришел к берегу моря в надежде, что приплывет корабль, и он получит свои деньги назад. В один из таких дней он увидел бревно и захватил его с собой, чтобы разрубить на дрова. Он принес его домой, а когда разрубил его, то нашел свои деньги и записку. Спустя некоторое время вернулся тот, кто взял у него взаймы. Он принес ему тысячу динаров и сказал: «Клянусь Аллахом, я искал возможности вернуться, чтобы отдать тебе деньги, но не находил корабля. Как только я нашел его, я отбыл оттуда». Его товарищ спросил: «Ты посылал мне что-нибудь?» Он ответил: «Я же говорю тебе, что я не мог найти корабль». А его товарищ сказал: «Поистине, Аллах вернул за тебя то, что ты отправил в бревне. Забирай свою тысячу динаров и возвращайся спокойно»»

Шейх ‘Али Ибн Абдуль-‘Азиз Ар-Раджихи

 

Перевел для ИсламДина Абу Ханзала. Вилайят КБК ИК

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Шейх Анвар Авлаки: «Восемь препятствий между мусульманином и Джихадом на пути Аллаха»

Стенограмма: О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в помощники и …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.