Home / Библиотека / ПРЕКРАСНЫЕ УПОМИНАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ДЖИХАДА — 1

ПРЕКРАСНЫЕ УПОМИНАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ДЖИХАДА — 1

Ассаляму алейкум, дорогие братья! Предлагаем вам перевод книги «Прекрасные упоминания для людей джихада». На взгляд автора (да помилует его Аллах) и на наш взгляд, этот труд вобрал в себя тот необходимый минимум абсолютно полезного знания, которым обязан вооружиться воин Аллаха.

Читая главы этой книги, мы всякий раз убеждались в том, что написана она с глубоким пониманием и поэтому несет в себе огромную пользу для тех, кто уже прибыл на майдан джихада. Также, это книга будет полезна всем тем, кто имеет искренний ният выйти на путь Аллаха. И пусть не затруднит всех праведных рабов Аллаха прочитать эту, несомненно, важную книгу количество ее страниц (157). Амин.

Оглавление

Упоминание первое : «Искренность и следование (истикама)»

Упоминание второе: Знание — прежде слов и дел. И предостережение относительно того, что касается крови сынов Адама и изучения постановлений и решений шариата относительно этого.

Упоминание третье: о словах Всевышнего: «И держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь». (Али Имран, 103)

Упоминание четвертое: о словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и обладателям влияния среди вас!»

Упоминание пятое: о словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, быть может вы преуспеете.»(Али Имран, 200)

Упоминание шестое: о словах Всевышнего: «И приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, которыми вы устрашите врага Аллаха и вашего врага.»(Анфаль, 60)

Упоминание седьмое: о словах Всевышнего: «Смиренные к верующим и жестокие к неверным».

Упоминание восьмое: Превосходство опередивших мухаджиров (переселившихся) в хиджре и джихаде.

Упоминание девятое: Превосходство ансаров и их высокое положение.

Упоминание десятое: о словах Всевышнего: «Пусть будет из вас община призывающая к благому, приказывающая одобряемое и запрещающая порицаемое, они и есть преуспевшие.»(Али Имран, 104)

Упоминание одиннадцатое: о словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Если вы поможете Аллаху, то Он поможет вам и укрепит ваши стопы»

Упоминание двеннадцатое: о словах Всевышнего: «Совещаются между собой о делах…»

Упоминание тринадцатое: «А если вы станете разногласить в чем либо, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день, это лучше и прекраснее по значению.»

Упоминание четырнадцатое: Превосходство того, кто умер переселенцем (мухаджиром) на пути Аллаха.

Упоминание пятнадцатое: о словах Посланника, мир ему и благословение Аллаха: «Ислам начался чуждым и вернется чуждым, как и начался, и Туба странникам!»

Упоминание шестнадцатое: Об уступчивости в общении с людьми.

Упоминание семнадцатое: Этикет во время разногласий между муджахидами.

Упоминание восемнадцатое: Удерживающие от джихада на полях джихада и сбивающие с его пути.

Упоминание девятнадцатое: Об уверенности и выяснении и нераспространении слухов и поручение дела тому, кто сведущ в нем.

Упоминание двадцатое: неизбежность невзгод и испытаний для приверженцев истины, и о том, что без этого нет Рая.

Упоминание двадцать первое: о словах имама Али, да будет доволен им Аллах:» Говорите с людьми о том, что им понятно, неужели вы хотите, чтобы они возвели ложь на Аллаха и Его посланника?»

Упоминание двадцать второе: О его словах, мир ему и благословение Аллах: «Религия — это искренность (насыха).» Мы сказали: «К кому, о посланник Аллаха?». Он сказал: «К Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к предводителям мусульман и к их народу.»

Упоминание двадцать третье: Смерть командиров и способы взаимодействия в подобных случаях.

Упоминание двадцать четвертое: Превосходство оказания услуг на пути Аллаха.

Упоминание двадцать пятое: О соблюдении предосторожности от врага и совершение причин, обеспечивающих ее.

Упоминание двадцать шестое: О словах Всевышнего: «Не злословьте за спиной друг друга.»

Упоминание двадцать седьмое: о словах Всевышнего: «Преуспели верующие(1) которые богобоязненны в своих молитвах.»

Упоминание двадцать восьмое: Оберегание языка и превосходство сохранения молчания.

Упоминание двадцать девятое: О его словах, мир ему и благословение Аллаха: «Не причиняй вреда и не навреди.»

Упоминание тридцатое: о словах Всевышнего: «Сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро.»

Упоминание тридцать первое: Оберегание общего имущества муджахидов.

Упоминание тридцать второе: О его словах, мир ему и благословение Аллаха: «Каждый из вас пастырь, и каждый из вас ответственен за свою паству.»

Упоминание тридцать третье: Этикет ношения оружия.

Упоминание тридцать четвертое: О словах Всевышнего: «Если мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящего, когда он взывает ко Мне…»

Упоминание тридцать пятое: Хиджра с целью совершения джихада.

Упоминание тридцать шестое: Сущность помощи.

Упоминание тридцать седьмое: Важность взаимодействия мусульманских народов в джихаде.

Упоминание тридцать восьмое: О словах Всевышнего: «Воистину лучший из тех, кого ты наймешь — сильный, надежный.»

Упоминание тридцать девятое: О возвышенной цели джихада.

Упоминание сороковое: О сосуществовании в реальности.

Упоминание сорок первое: Согласие в общине более значимо, чем некоторые желательные вещи.

Упоминание сорок второе: О словах Всевышнего: «… и каждый шаг вызывающий гнев неверных, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишется им как добрые дела. Воистину Аллах не теряет вознаграждения добродеющих.»(Тауба, 120)

Упоминание сорок третье: Спрашивайте людей стоящих на границах (Ахль ас-сугур).

Упоминание сорок четвертое: Расходование на пути Аллаха.

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

Хвала Аллаху за Его огромные благодеяния и обильные дары и щедрому на Свои милости, обширно Его превосходство и премного Его благородство, хвала приличествующая Его Величию и соответствующая Его дарам. Хвала Ему втайне и явно, и Ему благодарность в этом мире и в Последней жизни, Мир и благословение Мухаммаду, превосходнейшему из сотворенных Им, господину пророков, пророку милости и посланнику героическому, и его семейству и сподвижникам, и тем счастливым, поднявшим знамя религии и тем, кто последовал вслед за ними и придерживается их традиций, избрав для себя их прямой путь вплоть до Судного дня.

 

А затем: уже давно созрела в моей душе мысль написать книгу, которая соберет в себе всё, в чем нуждается муджахид на пути Аллаха, во время его следования по истинному пути, который он избрал для себя и которым он доволен в те времена, когда усилилось испытание, возвысилась печаль и скорбь, в которых стали многочисленными враги, и омрачено это время бедствиями и испытаниями и распространились в нем смуты и религия вновь стала чуждой.

 

Чуждой так же, как тогда, когда она появилась в первый раз, и это для того, чтобы устремился к ней на помощь каждый мобилизовавшийся для исполнения этой божественной обязанности, и чтобы остался целеустремлённый в благополучии и уберёг себя от падения в бездну, которая преграждает ему путь во время его благословенного шествия по этому пути. Но однако, отвлекало меня от воплощения моей мысли множество дел и отсутствие стабильности, частые переезды и погоня за мной моих врагов. И мы, хвала Аллаху и Его благодеяниям, то наступаем — то отступаем, встречаем утро в одной стороне, а вечер — в другой.

 

И так было до тех пор, пока Аллах не пожелал и облегчил для меня это дело после того, как обстоятельства позволили мне уединиться. И тогда я собрался с силами и настроился, заточил свое перо и принялся писать «Упоминания», уповая на Аллаха, для помощи движению джихада и в поддержку сынам Единобожия, чтобы рыдали народы неверия, раздора и лицемерия, для разгрома приверженцев отклонений, заблуждений и разврата.

 

«Упоминания», которые я положил перед тобой, брат мой муджахид, при своей скромности и с немногими добавлениями их автора, содержат много мыслей и несут в себе огромную пользу, великие наставления и разъяснение следования по правому пути.

 

Я посчитал обязательным для себя адресовать эти “Упоминания” братьям истинных вероубеждений и джихада, чтобы рассыпать перед ними по мере своей возможности их аромат и благоухание, с любовью и почтением, с необходимыми добавлениями предназначенными для них на этом пути. “Упоминания” эти подобны светильнику, озаряющему прямой путь во мраке всеобщей отчужденности, и составлены они для того, чтобы каждый мобилизовавшийся на джихад, был в полной ясности относительно этого пути, и осознавал реалии к которым он вышел на встречу, чтобы каждый муджахид понимал особенности и характерные черты этого поклонения, которым Аллах почтил его, и с помощью которого увеличится его проницательность сверх его проницательности, и свет поверх его света, и Аллах Единый есть единственно направляющий на путь прямой.

 

Знай же, мой возлюбленный брат, что эти «Упоминания о достоинствах», есть плоды опыта и сражений, которые я извлек из суровых жизненных событий; это экстракт долгих скитаний, которые были на поприще хиджры и на полях джихада, и у Аллаха я прошу искренности, принятия и правильности. Так держись же, о брат мой, этой дороги, крепче держи своей рукой её стремя и придерживайся её прямого пути.

 

Станицы пропитаны мудростью —

Пленяют своей красотой,

Львы, возмужавшие в логове,

Не видят дороги иной:

 

Красивы их одеяния,

И письменные перья остры,

Озарило их сияние

Света прямого пути.

 

И всякий, кто жаждет Ислама

Берет в руководство их путь,

Я дарю тебе дыхание красноречия:

Внемли и постигни их суть!

 

Так знай же после этого, как сказал ибн Аль-Кайим, да помилует его Аллах: ”О, читающий это и размышляющий об этом — это товар, владелец которого отправил его для тебя. Его понимание и его разум предлагается тебе, для тебя — воспользоваться им, а для его отправителя — налоги с него, для тебя — его плоды, а для него — доходы от него, и если не будет от тебя восхвалений и благодарности, то найдутся у тебя отговорки и оправдания, и если ты отвернешься, то не иначе, как к порицанию, ведь двери его распахнуты. И вся хвала принадлежит Аллаху”.

 

И знай, да хранит тебя Аллах, что я не ставил для себя целью упорядочить эти упоминания и наставления в определенном порядке, располагая одно из упоминаний перед другим, а целью было лишь только то, что Аллах открыл мне из Своих богатств и то, что пришло мне из мыслей и озарилось светом в моей голове, и Аллах Единый ответственен за то, чтобы привести нас к тому, к чему мы стремились составляя эти упоминания.

 

И здесь я не стремился ни к чему, кроме того, чтобы награду за этот труд получил шейх-муджахид шахид Абу Абдуррахман Атыятуллах Джамаль Ибрахим Иштияуи Аль-Мисрати, за его просмотр большинства страниц этих упоминаний, и я утвердил в них большинство из его комментариев, чтобы их благо стало всеобщим. Да вознаградит его Аллах от нас и от всех мусульман всеми благами и положит это на весы его благих деяний.

 

И воистину, я смиренно молю Аллаха Высочайшего, Могучего, чтобы он принял от нас этот труд и сделал его искренним ради Его лика Благородного, и сделал его благим и правильным для сынов джихада и страстно желающих установления господства Аллаха на земле.

 

Знай, да хранит тебя Аллах, что это усердие человеческое, и то, что в нём есть правильного — то это от Аллаха Единого, у Которого нет сотоварища, а то, что в нем ошибочно — то это от меня и Шайтана, и Аллах и Его посланник непричастны к этому, и я прошу у Аллаха прощения за это.

 

И последняя наша мольба — Хвала Аллаху, Господу Миров!

 

Написано в Вазиристане 14/03/1429 г.х., что соответствует дню Джума 21/03/2008г.

 

Абу Убайда Абдуллах ибн Халид Аль-Адам

(да помилует его Аллах)

 

УПОМИНАНИЕ ПЕРВОЕ: ИСКРЕННОСТЬ И СЛЕДОВАНИЕ

Знай же, да вразумит Аллах меня и тебя, что Аллах Могучий и Величественный не примет деяния совершающего его, если его деяния не отвечают двум обязательным условиям, без которых не обойтись тому, кто желает Последней жизни и стремится к ней, а именно: искреннее намерение ради Аллаха и следование Его пророку, Мир ему и благословление Аллаха. Эти два условия — столпы деяния, а без этого их результатом будет следующее: «…и когда мы обратились к их деяниям, то сделали их прахом развеянным…». Это его краткое разъяснение, а ниже — его детальный разбор.

 

Первое: искренность намерения ради Аллаха.

 

Знай же, о проницательный умом, что искренность — источник блага и его основа, и это — вершина богобоязненности и благодетели, и это — причина спасения и путь к избавлению, признак успеха и символ преуспеяния… Я перечислил различные определения праведных предшественников этому великому слову, которое воспринимается как вершина веры и слово единобожия. Сказал Абу Мухаммад Сахль ибн Абдуллах Ат-Тастари, да помилует его Аллах:

 

«Размышляли проницательные о толковании искренности, и не нашли ничего, кроме следующего: «…чтобы его действие и бездействие, в тайном и явном, были ради Аллаха Единого, ничего не примешивая к этому, ни души — ни пристрастий, и ничего из мирского». Сказал Хузайфа Аль-Маргаши, да помилует его Аллах: «Искренность — это когда деяния раба равны как внешне, так и внутренне.» И сказал Хауазан Аль-Кушайри в своем известном письме: «Искренность — это отделение истины в послушании стремлением, и это — когда раб хочет своим послушанием приблизиться к Аллаху Всевышнему, помимо чего-то другого из приукрашивания для сотворенных, или для обретения того, что похвально у людей, или из любви к похвале от народа, и чего-то иного кроме приближения к Аллаху Всевышнему».

 

Сказал аль-Фудейль ибн Ияд, да помилует его Аллах: «Оставление деяния из-за людей — это показуха, а их совершение ради людей — это многобожие, а искренность — это когда Аллах избавит тебя от обоих из этого».

 

Суть того, о чем упомянули люди знания об искренности, состоит в том, чтобы ты стремился к Аллаху Могучему и Величественному своим послушанием, утверждая Его единственность в этом, и чтобы не было доли для кого-то другого в том, что ты делаешь, и не было в этом доли приближения ни к царю, ни к пророку посланному, ни к успешному правителю, ни к амиру почитаемому, ни к почтенному обладателю должности, и не было желания получить дар, и не примешалось стремление приукрасить внешний вид партии, и не стремился ты увеличить численность джамаата и так далее. Так будь же внимателен к этому, да помилует тебя Аллах.

 

Раздел: Множество аятов, хадисов, преданий призывают к искренности деяний ради Аллаха, ведь не будет деяние иметь веса на весах Аллаха без этого, как сказал об этом шейх Абдуррахман Абу Батын, да помилует его Аллах: «Очевидны доказательства Книги, Сунны и единогласного мнения общины о том, что искренность является условием в деяниях и словах.»

 

И доказательства этому слова Всевышнего Величественного и Высочайшего: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне…» (Байина, 5), и из них также: «Скажи: воистину моя молитва и мои обряды, и моя жизнь, и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища, это было мне приказано, и я первый из мусульман«, и также: «Мы ниспослали тебе Книгу с истиной, так поклоняйся же Аллаху, служа ему искренне…», и сказано ещё: «Который сотворил смерть и жизнь, чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям». (Мульк,2). Сказал Аль-Фудейль ибн Ияд, да помилует его Аллах: «Это самое искреннее из деяний и самое правильное», и когда спросили о его значении, он сказал: «Когда деяние искреннее, но не правильное, то оно не будет принято, и если оно правильное, но не искреннее, то тоже не будет принято, пока оно не станет искренним и правильным, а искреннее, это когда оно совершено ради Аллаха, а правильное, это когда оно соответствует Сунне,» — а затем прочел слова Всевышнего: «А тот, кто надеется на встречу со своим Господом, то пусть совершает праведные деяния, и не приобщает никого к своему Господу».

 

И из Сунны приводят оба шейха (Бухари и Муслим), а также другие составители сборников хадисов, от Умара ибн Аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах: «Я слышал, как Посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести, и тот , чья хиджра была к Аллаху и Его посланнику, то его хиджра к Аллаху и Его посланнику, а тот, кто переселился ради чего-нибудь мирского, то он получит его, или ради женщины, он женится на ней, и его переселение к тому, к чему он переселялся».

 

Сказал автор «Файдуль Кадир» (шарх «Джами ас-Сагир»): «Этот хадис — основа понимания искренности, и из всеобъемлющего слова из которого не выходит деяние в основе, и об этом есть сообщения следующие одно за другим (таватир), о признаках его всеобъемлющей пользы и великом местоположении в религии. Сказал Абу Убайда: «Нет среди хадисов более всеобъемлющего, более достаточного, более полезного и более содержащего смыслов и значений, чем этот. Согласились Аш-Шафии и Ахмад, ибн Аль-Мадини и ибн Махди, Абу Дауд и Ад-Дарактуни и другие в том, что он является третью знания, и из них есть те, которые сказали, что он — его четверть».

 

Передает Муслим в своем «Сахихе» от Абу Хурайры: «Сказал Аллах Всевышний: «Я не нуждаюсь в сотоварищах, которых Мне приобщают, и тот, кто совершил деяния приобщая в нем кого-то помимо Меня — то Я отрекаюсь от него, и оно (деяние) для того, кого он приобщил». О его смысле упомянул Ан-Навави в своем толковании к Сахиху Муслима: “Аллах превыше от соучастия с кем-либо, и тот, кто совершил деяние ради Него и ради еще кого-либо — то Он не примет его от него, но оставит его другому, и что деяние совершающего напоказ несостоятельно, и ему нет награды за это, и более того, оно будет губительным для него в Судный день”.

 

И сказал, Мир ему и благословение Аллаха: «Когда Аллах соберет первых и последних в День, в котором нет сомнения, воззовет глашатай: «Кто приобщал сотоварищей в деянии, которое он совершал ради Аллаха, Величественного и Могучего, то пусть добивается награды за него, у того другого, помимо Аллаха, Могучего и Величественного, и воистину, Аллах не нуждается в сотоварищах, которых приобщают к нему».

 

Сказал Абу Бакр Ас-Сыддык в его проповеди (сокращённо): «Воистину, Аллах не принимает деяний кроме тех, которыми стремятся к Его Лику, так стремитесь же к Аллаху вашими деяниями, и знайте, то, что вы сделали искренне ради Аллаха, то это — послушание, которое вы сделали полноценным, и доля, которой вы добились, и налоги, которые вы уплатили, и ссуда которую вы перевели из этих преходящих дней в последнюю жизнь непреходящую на тот случай, если вы будете бедны и будете нуждаться».

 

Сказал шейх-уль ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, рассказывая об искренности, её величии и важности: «… и более того, искренность в религии Аллаха, это религия, кроме которой не принимается Аллахом иная, и с которой были отправлены первые и последние из посланников, и с нею были ниспосланы все книги, и на этом согласились все предводители людей веры, и это суть пророческого призыва, и это ось Корана, вокруг которой идет его вращение». (Сборник фетв, том 10,стр.33)

 

Об искренности также упомянул Абу Алия, приводя в доказательство слова Всевышнего: «Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху«, комментируя этот аят он, да помилует его Аллах, сказал: «Он завещал им искренность».

 

Искренность — великое дело, благородное перед Аллахом, имеющее высокую стоимость, и не дано это дело никому, кроме людей особенных и как сказали некоторые из них: «В искренности — час спасения вечности, но, однако, искренность тяжела!». Спросили у Сахля (Сахль ибн Абдуллах Ат-Тастари): «Что самое трудное для души?». Он ответил: «Искренность, если для неё нет в этом доли».

 

Сказал Юсуф ибн Аль-Хусейн Ар-Рази: «Самое тяжкое в этом мире — искренность, и сколько я не стараюсь сбросить показуху со своего сердца, вижу как она пытается вырасти в другом виде».

Раздел: Более всех из людей нуждаются в искренности муджахиды на пути Аллаха, когда их души в их руках, и они предлагают их с утра до вечера их Создателю в надежде, что они будут приняты. И каждому муджахиду следует проверить свою душу и посмотреть, каково его положение по отношению к искренности. Страшная угроза содержится в хадисе из «Сахиха» Муслима для того, кто совершает показуху в своем джихаде. Этот хадис отвергает каждого, кто ведет борьбу не ради этой религии, и предостерегает суровым предостережением, чтобы его ступня не поскользнулась в пропасть показухи, иначе он понесет убыток в этом мире и в Последней жизни, да сохранит нас Аллах от подобного!

 

Приводит Муслим в своем «Сахихе» от Абу Хурайры, что он слышал, как Пророк, Мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Первый из людей, судьба которого будет решена в День Воскресения, будет человек, который стал шахидом и когда его приведут, Он перечислит ему все Свои милости и тот признает их, и тогда Он спросит: «И что же ты сделал для этого?». Он ответит: «Я сражался ради Тебя, пока не стал шахидом!». Тогда Он скажет ему: «Ты лжешь! Но однако, ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Смельчак!», и это уже было сказано!». Затем Он прикажет, и его поволокут лицом вниз, пока не бросят в Огонь…»

 

От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается: «Пришел человек к Посланнику Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, и спросил: «Что ты думаешь о человеке, который сражается, который добивается награды, славы и имущества?» Ответил Посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха: «Он ничего не получит!» Он повторил это трижды, но Посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха снова сказал: «Он ничего не получит!», а затем добавил, Мир ему и благословение Аллаха: «Воистину, Аллах не примет деяния, кроме того, которое было искренним и посредством которого стремились к Его Лику!» (Приводят Абу Дауд и Ан-Насаи)

 

Хадисов и преданий с подобным смыслом множество, так осмысли же это, ведь если ты небрежен к своему намерению или допускаешь оплошность — то ведь Шайтан не оставляет тебя без внимания. Остерегайся же стать из числа тех людей, о которых упомянул ибн Аль-Джаузий в своей драгоценной книге «Тальбис Иблис» (Обман Иблиса). Он сказал, да помилует его Аллах: «Воистину, Иблис обманывает много людей, и они выходят на джихад. А их намерения — суть бахвальство и показуха, чтобы говорили: «Такой-то сражается!», а быть может так, что его целью является то, чтобы сказали: «Храбрец», или он добивается трофеев, и воистину, деяния по намерениям». (Тальбис Иблис)

 

Так стремись же после этого разъяснения к тому, чтобы твой джихад был лишен пристрастий души, чтобы джихад твой был далек от любви к славе, чтобы он был чист от пятен, которые замутняют чистоту, таких пятен как: стремление к известности и похвале, старании помочь одной партии против другой, старание возвышения твоего джамаата и подобного этому. Ибо всё это далеко от любви к возвышенному, которое так редко бывает свободным от человеческих пристрастий! Так пусть же твоим лозунгом во всех обстоятельствах и во времена всех испытаний будет: «Скажи: воистину, моя молитва и мои обряды, моя жизнь и моя смерть принадлежат Аллаху, Господу Миров, у Которого нет сотоварища, и это было мне приказано, и я первый из мусульман».

 

Раздел: Знай, что у искренности есть своя сладость и красота, гармония и правильность, умиротворяющая душу, которую не дано вкусить никому, кроме сердца единобожника, покорившегося Аллаху и очистившего свое деяние ради Его Лика. Сказал шейх-уль Ислам: “…и когда раб искренен перед Аллахом — его Господь отвечает ему, и оживляет его сердце, и притягивая его к Себе, отклоняет от него то, что противоположно этому из порочного и развратного, и он страшится того, что противоположно этому”.

 

В отличие от этого (то есть от искренности), как сказал шейх-уль Ислам: “Сердце, которое не искренне перед Аллахом, пребывает в поиске и желании, в любви к свободе, и в пристрастии к тому, что ему вздумается, и цепляется оно за свои страсти, как ветви дерева, при всяком дуновении ветерка, возбуждая в нём надежды. Иногда его привлекают образы запретного и того, что не запретно, и он остается рабом-пленником у того, кого если бы он взял для себя господином — то он непременно стал бы ущербным, несовершенным и порицаемым. А иногда его привлекает высокое положение и главенство, и некоторые слова тешат его самолюбие, а некоторые — вызывают его гнев, и порабощают его те, которые восхваляют его, даже если тем, что не состоятельно. И становятся его врагами те, которые порицают его, даже если порицают его по праву. А иногда его порабощают динары и дирхамы, и подобное этому из вещей, порабощающих сердца, сердца охваченные страстями, выбравшие себе божеством свою страсть и последовавшие за своей страстью без руководства Аллаха”.

 

Важное извлечение: Сказал ибн Аль-Кайим, да помилует его Аллах: «Действует обычай Аллаха, который неизменен, и действует Его закон непреходящий в том, что: искренний облекается почитанием и светом, любовью в сердцах сотворенных и их сердца обращаются к нему принимая в расчет его искренность и его намерения, его взаимоотношения с его Господом. А ханжа облекается в два одеяния фальши: из ненависти, презрения и злости, и в то, что всему этому приличествует. И достается искреннему — почтение и любовь, а другому — отвращение и ненависть». (Илям Аль-Муакиин, том 4, стр.200)

 

Раздел: противоположностью искренности является показуха, стремление к славе — что есть малое многобожие, и это бедствие в поклонении и скрытая болезнь, да сохранит нас Аллах и вас от этого.

 

Ознакомил нас с этим имам Аль-Газали в своих словах: «Показуха — производное от слова «видение», а «слава» (сама) производное от «слушания». И воистину, показуха в своей основе — стремление добиться положения в сердцах людей. И кроме того, сан и положение требует в сердце совершения деяний, подобных поклонению и требует поклонений. И особенность показухи в том, что это обычай в стремлении добиться положения в сердцах посредством поклонений, и их демонстраций, а границы показухи — это желание рабов к послушанию Аллаху, а совершающий деяние напоказ — он раб того, для кого он совершает показуху, а это есть люди, признания которых он добивается в стремлении занять место в их сердцах. И показное — это есть качества продемонстрировать которые стремится совершающий напоказ, а показуха — ее целью является демонстрация этого. (Ихья-у-Улюмуддин,том 3,стр. 297)

 

Показуха — это провал деяния, и это то, о чём сообщается в текстах аятов и хадисов для пояснения её запретности, и это то, что делает деяния тщетными, это скрытое, о котором неведомо глупому невежде, о чем разъяснил Куртуби, да помилует его Аллах, в своем тафсире.

 

И уже пришли предостережения от этого и от последствий того, чтобы очутиться в её когтях. Предостережения из аятов, хадисов и преданий, от которых поседеют от ужаса младенцы и всякая душа предостережётся испытывая почтительный страх, дабы не коснулось её зло, влетающее и справа и слева.

 

Из числа предостережений слова Всевышнего: «Скажи: воистину, я лишь человек подобный вам, и внушено мне, что ваш Бог — Бог Единый, и тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные поступки и не приобщает никого в поклонении своему Господу».

 

Сказал аль-Мавариди и подтвердили это все люди толкования: «Смысл слов Всевышнего «…не приобщают никого в поклонении своему Господу…» — означает: «никому не демонстрировать показухи в своем деянии».

 

И сказал Могучий в Своих словах: «Те, которые ухищряются в совершении скверного, для них страшное наказание, а их ухищрения станут тщетными». Сказал Муджахид, Саид ибн Джубайр и Шахр ибн Хаушаб: «Это совершающие свои деяния напоказ, то есть те, которые хитрят с людьми, внушая им, что они послушны Аллаху, но они ненавистны для Аллаха, Могучего и Величественного, и они выставляют напоказ свои деяния «…и лишь немного поминают Аллаха…».

 

Что касается хадисов, предостерегающих от показухи, то многие из них приведены в «Сахихе» Аль-Бухари. Передаётся от пророка, Мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Кто стремится к известности, то Аллах сделает его известным, а кто стремится к показухе, то Аллах покажет его».

 

Сказал Аль-Хатаби: «Смысл хадиса в том, что тот, кто совершает деяние без искренности, то воистину он хочет, чтобы люди увидели его и услышали о нём, и вознаграждением за это будет то, что Аллах сделает его известным, опозорит его и сделает явным то, что он скрывал в себе», а также сказано: «Кто стремится своим деянием получить сан и положение среди людей, не желая Лика Аллаха, то Аллах сделает его «притчей на языках» (посмешищем) среди людей. Те, которые желают обрести положение среди них — то им нет награды в Последней жизни. Смысл слова «покажет» в Его словах «Аллах покажет его», означает, что Он поведает им о том, что он совершал это ради них, а не ради Его Лика, и также в доказательство слова Всевышнего: «Кто желает мирской жизни и ее украшений, то мы завершим в ней их деяния», и до Его слов: «…то, что они совершали…». А также сказали, что это означает, что стремящийся своими деяниями к тому, чтобы люди услышали о нём и увидели его, возвысили его положение среди них и возвеличили его — он получит то, к чему стремился и это будет его вознаграждением за его деяния, а в Последней жизни ему не будет награды. (Фатх уль-Бари, том 11, стр.337)

 

От него передается, Мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Самое большое, чего я боюсь за вас — это малое многобожие. Его спросили: «А что это — малое многобожие, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Показуха. Скажет Аллах в День Воскресения, когда люди будут получать вознаграждения за свои деяния: «Идите к тем, перед кем вы совершали деяния напоказ и посмотрите, получите ли вы от них награду!» (передается от Ахмада, и сказал о нем Аль-Хайсами в «Аль-Маджму»: «Его передатчики достоверные».)

 

Сказал, Мир ему и благословение Аллаха: «Кто будет стремиться к тому, чтобы люди услышали о нем — то Аллах сделает так, что услышат о нем сотворенные Им, и станут презирать его и унижать«. (передает Ахмад в «Муснаде»). Что касается преданий от предшественников о ненависти к показухе и об объявлении ей войны — то их великое множество, и имам Газали упоминает занимательные из их числа в своём труде «Оживление религиозных наук» (Иях’я улюм ад-дин), некоторые из которых мы приведем для тебя в качестве назидания. Эти предания несомненно, входят в число доказательств поддерживающих друг друга и увеличивающих силу друг друга.

 

Вот одно из них: «Сказал человек Убаде ибн Самиту: «Я сражаюсь своим мечом на пути Аллаха, желая этим добиться Лика Аллаха Всевышнего и похвалы людей!» Он сказал ему: «Тебе ничего не достанется за это!». Он переспросил его трижды, но всякий раз он отвечал: «Тебе ничего не достанется за это!». А после третьего раза сказал: «Воистину, Аллах сказал: «Я более всего непричастен к многобожию!».

 

Спросил человек Саида ибн Аль-Мусайба: «Воистину, один из нас совершает одобряемые поступки из любви к похвале и вознаграждению». Он сказал ему: «Понравится ли тебе, если тебя возненавидят?». Он сказал: «Нет!». Тогда Саид ибн Аль-Мусайб сказал: «Когда совершаешь деяние ради Аллаха — то делай это только ради Него!».

 

Сказал Ад-Даххак: «Пусть никто из вас не скажет: «Это ради Лика Аллаха и ради твоего лика!», и пусть не скажут: «Это ради Аллаха и ради милосердия!», ведь воистину, у Аллаха Всевышнего нет сотоварища. «У совершающего деяние напоказ есть свои приметы, которыми он отличается, из их числа — упомянутое имамом Али, да будет доволен им Аллах: «У показушника три отличительных признака: «Он ленив, когда пребывает в одиночестве и активен находясь среди людей. Он совершает больше деяний, когда его восхваляют и делает мало, когда его порицают». Просим у Аллаха избавления и благополучия.

 

Извлекаемая польза: И касательно того, что если постигает человека что-то из болезни показухи или он обнаружил в своей душе нечто подобное, то пусть не воображает никто, что сможет избавиться от этого, кроме тех, кого помиловал Аллах, как указал на это Аль-Газали, да помилует его Аллах — и уже направил нас Возлюбленный, Избранный, Мир ему и благословение Аллаха, на путь избавления от этого бедствия, которое полностью сжигает благие деяния, и которое “…незаметнее муравья, ползущего по чёрной скале в тёмную ночь”. И спросил тогда Абу Бакр: «Как мы спасемся от этого, когда она (показуха) скрытнее этого муравья?». Ответил, Мир ему и благословение Аллаха: «О, Аллах! Я прибегаю к Тебе, от того, чтобы приобщить Тебе сотоварищей, когда я знаю это, и прошу прощения у тебя за то, что я не знаю!» И в некоторых риваятах сообщается, что он повторил это дуа трижды.

 

Раздел: «Здесь есть два вопроса».

 

Первый: Желание заполучить трофей на джихаде вместе с желанием Лика Аллаха.

 

Второй: Желание упоминания, восхваления, прославления и мирского вместе с желанием Лика Аллаха.

 

Что касается первого: желание овладеть трофеем вместе с желанием Лика Аллаха, то в этом вопросе ученые разделились во мнениях, из них есть те, которые посчитали, что его намерение испорчено и неправильно и более того он будет наказан за это. Но другая группа учёных утверждает обратное, то есть они говорят о том, что его намерение правильно, и в нём нет ничего порочного, и это правильно, как это подтвердил имам Ибн Ан-Нухас в своей книге «Мадари’уль Ашвак» (Желанные источники), где он сказал, да помилует его Аллах: «Относительно этого намерения разногласят ученые и испытывают сомнения, и некоторые склонились к тому, что такое намерение испорчено, и его обладатель подвергнется наказанию за это, за его допущение мирских целей в деяния в Последней жизни (ахира). Но большинство ученых склонилось к тому, что такое намерение правильно, и что его обладатель будет вознагражден Аллахом, и это является правильным, потому что это согласуется с действиями сподвижников Пророка, Мир ему и благословение Аллаха.

 

Это совокупность высказываний из того, к чему склонились люди знания, о правильности его намерения:

 

Сказал ибн Раджаб Аль-Ханбали: «Воистину, смешивающий намерение, например намерение не являющееся показухой, подобен взявшему оплату за услугу, или взявший что-то из трофеев, или торговли, и награда за их джихад уменьшится, но не станет тщетной полностью… И передал от Абдуллаха ибн Амра, что он сказал: «Если кто-нибудь из вас объединит это намерение с намерением сражаться, то Аллах возместит ему его удел, и нет в этом ничего плохого, а что касается того, кто сражается, когда ему дали дирхемы и воздерживается, когда ему отказали в дирхемах, то в этом нет блага». («Джами’ улюм уа хукм», том 1, стр. 82)

 

Сказал аль-Карафи Аль-Малики в «Аль-Фарук»: “Что касается допускающего совмещение, как например, совершающий джихад, чтобы достичь послушания Аллаху своим джихадом, и получить имущество из трофеев, то это не повредит ему, и не станет запретным для него из-за совмещения, потому что Аллах предоставил ему это в этом поклонении. И различие между его джихадом ради того, чтобы люди сказали: «Смельчак», или ради того, чтобы имам возвеличил его, и увеличил ему жалование из казны, то это, и подобное этому является запрещенной показухой. Но если его джихад ради Лика Аллаха и при этом ради обретения пленных, и бараньей ножки, и оружия из имущества врага, то это не повредит ему, даже если он совместил намерения, и это не называется показухой”. («Аль-Фарук», Аль-Кирафи, том 3, стр. 22)

 

Сказал Аль-Куртуби в своем «Тафсире» (Толковании): «Указанием на дозволенность выступления ради трофеев служит выход Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, навстречу каравану, посему — это дозволенный промысел, и это опровергает мнение Малика, когда он сказал: «Это сражение ради мирского, и то, что пришло из сообщений, говорит, что на пути Аллаха тот, кто сражается ради того, чтобы Слово Аллаха было превыше, а не тот, кто сражается ради трофеев». Имея в виду, что его целью было только одно, и где нет доли ради религии». (Тафсир Куртуби, том 7, стр. 376)

 

Сказал Ибн Нухас в «Машари’уль Ашуак»: «Это доказательство, которым аргументирует Аль-Куртубий — доказательство хорошее».

А так же ученые разошлись в том, уменьшается ли награда того, кто вернулся с трофеями и живыми. Ан-Навави в своем толкований хадиса от ибн Умара «… какой бы из воинов не сражался…», который приводится у Муслима, у аль-Бухари и у других, сказал, что это уменьшает награду, и сказал, да помилует его Аллах: «Правильным, кроме которого не допускается иное, является то, что воины, которые остались невредимыми, или овладели трофеем, их награда меньше, чем у тех, кто не остался в целости или не овладел трофеем, и что трофей является заменой или возмещением награды за их сражение, и если они в результате получили это, то им досталось две трети награды причитающейся за их сражение, и этот трофей является частью их награды, что согласуется с достоверными хадисами сподвижников, как например такие слова: «Из нас были те, кто умер и не вкусил ничего из своей награды, и из нас те, для кого созрели его плоды, которые он собрал». И то, о чем мы упомянули является правильным, и это явствует из хадиса и не пришло ясного и достоверного хадиса, противоречащего этому, так определи же весомость того, о чем упомянули». («Сахих Муслим» бишарх Ан-Навави, том 13, стр. 52). В противоположность ибн Хаджару, приводящему этот вопрос и исследуя его в своем толковании к «Сахиху» Аль-Бухари и не вынесшему своего решения в этом вопросе. А также Аш-Шаукани, посвятил этому раздел в «Ниль Аль-Аутар» (глава «Искренность намерения в джихаде»), и также не вынес об этом решения.

 

Наш шейх-шахид Абу Аль-Мунзир Салим Ат-Тарабулиси Аль-Малики, да помилует его Аллах, склонился к тому, что хадис требует разъяснения, и не нужно понимать его в буквальном смысле, и сказал примерно следующее: “Та награда, которая уменьшится, это не основная награда, но награда добавочная к основной, и из тех, кто разъяснял этот хадис — ибн Аль-Мунасыф, упомянул это в «Аль-Иджад фи Ахуали ль Джихад», так я слышал от него это, да помилует его Аллах, и Аллах лучше знает об этом”.

 

Вопрос второй: «Желание восхваления, упоминания, прославления и мирского вместе с желанием Лика Аллаха».

 

Нет сомнений в том, что тому, кто стремится своим джихадом только к одному из того, о чем мы упомянули, ему будет возвращен его джихад с бременем греха и наказанием в День Воскресения, так как он приобщил в сотоварищи к Аллаху в своем намерении, и имел целью не Его Лик, Свят Он, в своем усердии. И это будет первая категория людей, для которых будет разожжён Огонь Дня Воскресения, (как об этом сообщается в достоверном хадисе, который приводят выдающиеся имамы), просим у Аллаха избавления и милости от этого.

 

Что касается того, кто приобщил к своему намерению и его намерением в джихаде стала награда, а также упоминание и слава, то это категория — которым нет награды и нет бремени греха, на что указывают тексты, и достаточно ему в наказание того, что Аллах сделал тщетными его деяния, и его джихад, и он пожертвовал своей душой на дешёвое, и безвозмездно, и то, о чем я упомянул, подтверждается ибн Нухасом в «Машариуль Ашуак», и Аллах направляющий к благим деяниям.

 

А что касается того, с кем неожиданно произошла показуха после его правдивого выступления на джихад, то этому посвятил главу ибн Нухас в «Аль-Машари» (Источники), и выделил этому самостоятельный раздел, и вот вкратце то, что он утвердил, да помилует его Аллах:

 

«Послушание и праведные деяния невзирая на их сущность, которые были до того, как в его намерениях внезапно возникла показуха — они будут вознаграждены, а те, которые были совершены после того, как его поразила показуха, то за них нет награды, и если не исходили от него праведные деяния до того, как с ним случилась показуха, а показуха случилась с ним во время его выступления на джихад, то за это нет награды, потому что показуха делает тщетным деяние. Если же он выступил на джихад, и его намерения были праведными и искренними, а затем во время построения к бою от него ушло искреннее намерение и он не был свободен от намерения к показухе и бахвальству, то его первое намерение будет достаточным для него, и он будет вознагражден за свой джихад, и его общее намерение в джихаде достаточно для него, и не является обязательным условием утверждать намерение при каждом случае или движении или мгновении из мгновений его джихада, но достаточно отсутствия возникновения того, что делает тщетным его намерение джихада.» (см. «Тахзиб «Аль-Машари»,Халиди, с поправками.)

 

Сказал наш шейх Атыятуллах Аль-Либий, да примет Аллах его шахаду: “Это последнее выражение очень важно, следует отметить его и разъяснить. И значение его (ибн Нухаса) слов «утверждать намерение» – это возобновлять его при каждом случае, движении и моменте. И то, что Аллах помещает второе намерение под первым, основным — из Его Доброты и Милости. Но вместе с этим, восстановление намерения, его обновление и постоянное его укрепление превосходней и совершеннее – и это желательно для муджахида”.

 

Извлекаемая польза: Что касается того муджахида, который обрел что-то из людской молвы о нем, из возвеличивания и восхвалений в его адрес, и при этом его сердце радуется этому и ликует (без того, чтобы предаваться этому) — то это из радостной вести подаренной верующему преждевременно, авансом. Об этом повествуется в хадисе от Абу Зарра, который привёл имам Муслим в «Сахихе», а разъяснил его Ан-Навави следующими словами: «Сказали ученые: его смысл в том, что это радостная весть о благе, которая даруется ему заблаговременно и это является указанием на то, что Аллах Всевышний доволен им, и это проявление Его любви к нему, и Он делает так, что сотворенные начинают любить его, как ранее об этом сообщено в хадисе, а затем Он устанавливает для него прием на земле, и все это происходит тогда, когда люди хвалят его, без того, что он не предавался этой похвале, в противном же случае, его погружение в похвалу порицаемо.» («Сахих» Муслим бишарх Ан-Навави. том 8, стр. 359.)

 

Это то, о чём я упомянул из хадиса об искренности и о том, что противоположно этому (искренности). На этом иншаАллах ограничимся и перейдем ко второму столпу, без которого Аллах не примет деяния от Своего раба иначе, как после того, как он осуществит это.

Абу Убайда Абдуллах Халид Аль-Адам Аль-Макдиси

Просмотрел и сделал комментарии: шейх-шахид Атыятуллах Аль-Либий

Перевод на русский язык: Иттихад Исламский Джихад, студия «Бадр ат-Таухид»

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.