Home / Библиотека / Ахкамы связанные с положением пленных мусульман

Ахкамы связанные с положением пленных мусульман

Др. Мури ибн Абдуллах ибн Мури

Тибъян Публикейшн

Освобождение муджахидов из плена.[1]

Существует пять важных аспектов:

1. Выкуп пленных

2. Убийство плененных врагов в качестве возмездия за убийство пленных мусульман

3. Побег муджахида, после убийства им врага и захвата его имущества

4. Освобождение мусульманина на условии его последующего вступления в ряды врага

5. Освобождение мусульманина на условии выполнения приказов врага в Исламских землях
1. Выкуп пленных

Необходимо рассмотреть два вопроса:

1. Выкуп за деньги

2. Обмен мусульманина на пленных врагов

Выкуп за деньги: Факихи[2] (да будет доволен ими Аллах) заявили, что допустимо выкупать плененного мусульманина любым видом денежных средств и имуществом, за исключением оружия[3].

В качестве обоснования они приводили следующее:

а) Хадис от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах): Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Освобождайте пленных, кормите голодных, навещайте больных»[4]

б) Сообщается, что Абу Джухайфа[5] (да будет доволен им Аллах) сказал: «(Однажды) я спросил Али (да будет доволен им Аллах) : “(Знаете ли) вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Книге Аллаха?” (Али) ответил: “Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зёрна и создаёт души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием Корана, даруемым Аллахом человеку, (и есть у нас то, что написано) на этом листе”. Я спросил: “А что (написано) на этом листе?” Он сказал: “(То, что следует выплачивать) компенсацию за пролитую кровь , освобождать пленных и не убивать мусульманина за неверного»[6].

в) Саид ибн Мансур передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мусульмане обязаны использовать трофеи для выкупа своих пленных и оплаты их долгов»[7]

Это указывает на дозволенность выкупа пленных у врага посредством имущества из казны мусульман. Если они не могут быть выкуплены средствами из казны, то становится коллективной обязанностью выкупить посредством имущества обеспеченных мусульман, по причине приведенных выше доводов и по причине необходимости спасения мусульман из рук неверных. И Аллаху известно лучше.

Обмен на плененных врагов

Факихи разногласили относительно дозволенности обмена пленных мусульман на пленных врагов. Существует два мнения:

1. Дозволено обменивать, и это мнение большинства факихов[8].

Они обосновывали это мнение следующим:

а) Имран ибн Хусейн[9] (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обменял двух мусульман на одного многобожника[10].

б) Обмен пленных ради спасения мусульманина из заточения лучше, чем простое убийство неверных[11].

2. Не дозволено обменивать пленных мусульман на пленных врагов. И это наиболее известное мнение Абу Ханифы[12] (да помилует его Аллах)
Он использовал в качестве доказательств общие по смыслу аяты, в которых приказывалось убивать неверных.

Например:

«И убивайте их там где встретите»[13]

а также:

«бейте же их по шеям»[14]

Текст этих аятов указывает на обязательность убийства неверных, но это не возможно будет сделать, если неверные будут отданы в качестве выкупа, а оставление выполнения предписанного при наличии возможности запрещено[15].

Использование Абу Ханифой общих смыслов аятов в качестве довода было оспорено, потому что смысл аята не применяется абсолютно; необходимо убивать их во времена войны, но это перестает быть необходимостью после того как мусульмане получили над ними власть[16].

Наиболее сильное мнение:

Очевидно, что более сильно мнение о допустимости обмена пленных мусульман на пленных кяфиров. Поддерживающие это мнение доводы сильны и это позволяет спасти мусульман из заточения. Аллаху известно лучше.

 

2. Убийство плененных врагов в качестве возмездия за убийство пленных мусульман

Факихи (да помилует их Аллах) едины во мнении о наличии права у Имама Мусульман на убийство плененных врагов, если он видит в этом пользу.

Сказано в аль-Мауна: «Нет разногласий относительно дозволенности убийства пленных врагов»[17].

В Рахмат аль-Умма сказано: «Они согласны в том, что Имам может решить между убийством и порабощением пленных»[18]

Основываясь на приведенном, если Имам видит, что больше пользы в том, чтобы убить плененных врагов, в качестве возмездия за убийство пленных мусульман, то это допустимо, по причине общего смысла слов Всевышнего Аллаха:

«убивайте многобожников»[19]

а также слов Аллаха:

«если же кто преступит против вас, то приступите против них также как они преступили против вас»[20]

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) убил группу пленных в День Бадра, включая Угбу ибн Абу Муит, аль-Надр ибн аль-Харис и других[21].

3. Побег муджахеда, после убийства им врага и захвата его имущества
Факихи (да помилует их Аллах) согласны[22], что если муджахид имеет возможность совершить побег из пленения, то дозволено ему убить кого сможет из числа врагов и взять из их имущества что сможет.

В аль-Хауи аль-Кабир сказано, что если мусульманин пленен врагом, а охрана слаба и подавлена, то обязательно для него бежать, если есть возможность и допустимо ему обмануть врага в отношении их самих и их имущества, допустимо сражаться с ними, если они схватят его во время побега[23].

Основываясь на этом, если муджахеда схватил враг, то ему следует приложить усилия совершить побег, используя имеющиеся средства, убив врага и захватив его имущество.

На это указывает история Абу Басира[24], когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал его в руки двух Курайшитов, которые пришли за ним на основании договора при Худайбии, согласно которому каждый, кто убегал к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) должен был быть возвращен, даже если это был мусульманин.

И Абу Басир сказал одному из них: «О, такой-то, клянусь Аллахом, я вижу, что у тебя красивый меч» и тогда другой обнажил свой меч. Абу Басир сказал: «Дай я посмотрю на него». Когда Курайшит дал ему меч, то Абу Басир стал рубить им врага, пока не убил его. Другой же курайшит сбежал[25].

Сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не выразил порицания тому, что Абу Басир убил курайшита и не приказал выплатить кровных денег[26], что указывает на дозволенность поступка Абу Басира.

 

Четвертое: Освобождение мусульманина на условии его последующего вступления в ряды врага

Факихи разногласят относительно допустимости выполнения договоренностей, если враг освобождает пленного мусульманина на условии, что он останется проживать на земле врага и не покинет ее, не предаст их в отношении имущества и жизней.

Существует три мнения:

1. Он должен соблюдать условия.

Это мнение Ханбалитов[27] и мнение Маликитов[28]. Они обосновывали свое мнение следующим:

а) общий смысл слов Аллаха: «выполняйте договоры Аллаха, когда вы договорились»[29]

б) слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Мусульмане обязаны выполнять договоренности»[30]

2. Он должен выполнять условия о сохранности их жизней и имущества, но он не ограничивается условием пребывания на их земле. Ему обязательно покинуть данную землю.

Это мнение Ханафитов[31], одно из мнений Маликитов[32] и Шафиитов[33]

Они используют следующие доказательства:

а) Пребывание на земле врага является притеснением против мусульманина, а если он покинет эту землю, то он не причинит вреда неверным[34]

б) Запрещено пребывать на Землях Войны, поэтому нельзя ему соблюдать этот пункт соглашений[35]

3. Он не должен выполнять какое либо из условий.

Он может сбежать и убить того, кого сможет из их числа и захватить их имущество.
Это одно из мнений Маликитов[36], и одно из мнений Ханафитов. Когда мусульманин входит в соглашение с врагом, без фактического соглашения с ними[37]. Внешний смысл того, что сказал ибн Хазм также указывает на то, что любой договор и клятва, которую дают им не действительны[38].

Они обосновывали свои слова следующим:

а) причиной является то, что его принудили, а тот кто под принуждением с того не спрашивается[39].

б) такой мусульманин находится под притеснением, и ничего не мешает воевать против притеснения, используя для этого любые средства[40].

Наиболее сильное мнение:

После приведения всех мнений, очевидно, что если враг ставит условием освобождения мусульманина его последующее пребывание на их земле, при этом мусульманин не сможет исповедовать свою религию, поклоняясь Аллаху, или не сможет ее открыто демонстрировать, то он под притеснением.

Но если он может демонстрировать свою религию, то самое сильное мнение первое – он должен выполнять условия, которые были поставлены для его освобождения. Это в силу вышеприведенных доводов, которые обязывают выполнять договора и потому что это в целом принесет пользу пленным, которых будут освобождать, если они будут верны договоренностям.

Это также является частью призыва в Ислам, ведь возможно пребывание на землях неверных, открыто демонстрируя при этом свою религию лучше, чем побег, потому что подобное поможет повысить авторитет мусульман.

Но если пленный мусульманин, пребывая на земле неверных, не сможет демонстрировать свою религию и находится под притеснением, то самое сильное мнение в том, что он может покинуть землю неверных и сбежать, ради сохранения своей религии.

Нельзя ему убивать кого-либо или брать что-либо из их имущества, по причине существующих условий, пока на это есть возможность.

Основываясь на этом, второе мнение более сильное, при этих обстоятельствах ему не следует убивать кого-либо, не следует брать имущества, но он не обязан оставаться на земле врага.

Третье мнение может быть применено, если они препятствуют мусульманину покинуть землю врага, и он не может исповедовать религию. В этом случае он может убить тех, кто мешает ему и взять их имущество. Но нельзя идти дальше в этом в силу имеющихся доводов о необходимости соблюдать соглашения. Аллаху известно лучше.

 

Пятое: Освобождение мусульманина на условии выполнения приказов врага в Исламских землях

Необходимо рассмотреть два вопроса:

1. Враг освобождает на условии, что мусульманин принесет выкуп из земель Ислама.

2. Враг освобождает мусульманина на условии, что он будет шпионить против моджахедов.

1. Враг освобождает на условии, что мусульманин принесет выкуп из земель Ислама.

Факихи (да помилует их Аллах) разошлись во мнениях относительно необходимости выполнения этого условия. Есть два мнения:

А) Он должен выполнить эти условия и отправить им деньги или вернуться к ним с деньгами. Это мнение большинства. Но Ханбалиты разногласят в этом. В старом мазхабе Шафиитов утверждается, что если пленный был принужден к этому договору, то он не обязан выполнять его, если нет, то обязан выполнить[41].

Большинство ученых приводило в качестве доказательства следующее:

а) общий смысл слов Аллаха: «Верно выполняйте договор с Аллахом, когда его заключили, и не нарушайте клятв после их закрепления»[42]

б) Общий смысл слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Мусульмане обязаны договорами»[43]

в) Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заключал договор с Курайшитами в Худайбии, что он вернет каждого, кто убежит от Курайшитов, и даже мусульманина, то он выполнил это условие и сказал: «Вероломство запрещено в нашей религии»[44]

г) В выполнении пленными договоров есть польза, а в нарушении договора есть вред для них. Потому что если пленный обманет их, то они больше не будут доверять ни одному пленному в будущем. Поэтому необходимо выполнять условия[45].

Б) Он не должен выполнять договора.

Это известное мнение Шафиитов[46] и одно из мнений Маликитов[47], которые ставят условием, что пленный не может выплатить выкуп[48].

Также мнение ибн Хазма[49]

Они привели следующие доводы:

а) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил возвращать мусульманок неверным после Худайбийского договора[50] по причине слов Аллаха:

«И если вы узнаете, что они верующие, то не возвращайте их к неверным»[51]

б) Переселение из земель войны обязательно, возвращение же в земли войны является актом ослушания, поэтому запрещено им возвращаться[52].

Этот довод опровергается вышеприведенным аятом, потому что не возвращение мусульманок неверным является исключение, так как возврат мусульманок неверным приведет к тому, что с ними будут вступать в половую связь и это запрещено. Но в отношении мужчин, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвращал Абу Басира и других неверным[53], и это указывает на обязательность выполнения договоренностей.

Наиболее сильное мнение:

Очевидно, что первое мнение более сильное по причине доводов, и по причине имеющейся пользы для других пленных, и это позволит призвать людей к Исламу, так как это мнение призывает к честности и запрещает вероломство, даже против врага. Но мусульманину следует выслать выкуп, но не ехать самому, так как поездка принесет ему вред. И Аллаху известно лучше.

2. Враг освобождает мусульманина на условии, что он будет шпионить[54] против муджахедов

Факихи[55] (да помилует их Аллах) заявляют, что запрещено мусульманину шпионить за мусульманином в пользу врага вне зависимости от причины и формы.

Аллах Всевышний сказал:

«О те, которые уверовали! Не изменяйте Аллаху и посланнику, — тогда вы измените доверенному вам, в то время как вы про это знаете»[56]

«О вы, которые уверовали! Не берите друзьями Моего и вашего врага»[57]

Они разногласили относительно наказания, которому следует подвергнуть того, кто совершает подобное. Существует три мнения:

А) Следует наказать соответствующим образом посредством побития или заточения, но не следует казнить.

Это мнение Ханафитов[58], Шафиитов[59], одно из мнений Маликитов[60] и очевидное мнение Ханбалитов[61]

В качестве довода они приводили следующее:

а) История о сподвижнике Хатиб ибн Аби Балта[62] (да будет Аллах доволен им), который отправил послание Курайшитам, сообщая им, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) собирался завоевать Мекку. Передается от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отправил меня с Зубайром и Мигдад ибн аль-Асвадом[63] и приказал: «Следуйте пока не достигнете Раудат Кхах[64], там вы встретите женщину с письмом. Возьмите его у нее».

Мы вскочили на своих коней и помчались, пока не достигли Рауда, где мы обнаружили женщину. Мы сказали: «Отдай письмо». Она ответила: «У меня нет письма». Я сказал: «Ты отдашь его сама или мы снимем с тебя одежду (чтобы найти его)». Она вытащила письмо из косы, и мы привезли его к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). В письме говорилось: «От Хатиба ибн Аби Балта..» (В этом письме Хатиб) извещал находившихся в Мекке людей из числа многобожников о некоторых делах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Что это, о Хатиб?» Он ответил: «О, посланник Аллаха! «Не спеши (осуждать) меня, о посланник Аллаха! (Дело в том, что) я был одним из Курайшитов, но к числу их не относился. У мухаджиров, которые находятся с тобой, есть в Мекке родственники, и они защитят их семьи и имущество, а поскольку у меня среди (Курайшитов) родственников нет, я и захотел сделать для них что-то, чтобы защитить своих близких, и я не делал этого ни от неверия, ни потому, что решил отступиться от своей религии, и ни оттого, что я показал согласие неверию после того как стал муслимом!»».

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Хатиб сказал истину». Умар сказал: «О, посланник Аллаха! Позволь мне отрубить шею этому лицемеру!» Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Он сражался при Бадре, и как знать, возможно, Аллах уже посмотрел на людей Бадра и сказал: «Делайте что пожелаете, я простил вас»[65], [66]

В одном сообщении передается, что Умар сказал: «Он предал Аллаха и Его посланника! Позволь же мне отрубить ему шею»[67]

Тексты этих хадисов сообщают нам то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не убил Хатиба ибн Аби Балта, несмотря на то, что тот сообщил им о планах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), хотя он собирался совершить нападение внезапно. Это относится в общем к Хатибу и другим[68].

Этот довод был оспорен тем, что отказ Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) казнить Хатиба, связан с тем, что тот был ветераном битвы Бадр, и этой особенностью не обладают другие[69].

б) Передается от Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что он сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кровь мусульманина, который свидетельствует о том, что нет достойного поклонения кроме Аллаха и что я посланник Аллаха, не может быть пролита кроме трех случаев: возмездие за убийство, прелюбодеяние женатого, выход человека из Ислама и оставление мусульман»[70]

Текст хадиса сообщает, что нельзя убивать мусульманина, кроме как по этим трем причинам. Поэтому шпионаж за мусульманами в пользу неверных не делает кровь дозволенной[71].

Этот довод можно опровергнуть тем, что право на казнь мусульманина не ограничивается только тем, что упомянуто в этом хадисе ибн Мас’уда, потому что есть достоверные сообщения о допустимости казни мусульманина и в других ситуациях. На это указывает высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Если к вам придет кто-то, когда вы будете едины с одним человеком (правителем), желая расколоть ваше единство, то убейте его!»[72]

Б) Его следует убить.

Это мнение Маликитов[73] и одно из мнений Ханбалитов[74]

Они подкрепляли свое мнение следующим:

а) Приведенный выше хадис Хатиба ибн Абу Балта. Текст хадиса указывает на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил бы Умару убить Хатиба, если бы Хатиб не был участником битвы Бадр. Но этого препятствия нет у других. Если бы Ислам был препятствием для казни Хатиба, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал бы на это, а не ссылался бы на его участие в битве при Бадре[75].

На это отвечают, что препятствием для казни Хатибу было то, что он был мусульманином, а не то, что он сражался при Бадре, и поэтому это распространяется на всех мусульман.

Доказательством служит случай, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал казнить Фурата ибн Хаййана[76] по причине его шпионажа за мусульманами, он сказал: «Я – мусульманин».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Среди вас люди, которым мы доверяем в их вере, один из них Фурат ибн Хаййан»[77]

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не убил его, не смотря на то, что он следил за мусульманами в пользу врага, потому что он сказал: «Я – мусульманин». Таким образом, его Ислам стал препятствием для казни.

б) Казнь устранит зло и послужит предостережением для повторения подобного в будущем[78]

В) Имам решает казнить или нет.

Если имам видит, что есть польза в казни, то ему следует казнить. Если же он видит обратное, то ему следует выбрать наиболее подходящее для подобных действий.

Это мнение Малика[79] и ему отдал предпочтение ибн аль-Каййим из числа Ханбалитов[80]

Передано в аль-Захира, что Малик сказал: «Имаму следует решить его дело как с пленным»[81]

И в Зад аль-Маад сказано: «Правильное мнение, что решение о казни имам принимает исходя из того, есть ли в этом польза для мусульман. Если есть, то его можно казнить, но если больше пользы от того, что он останется живым, то следует оставить его живым»[82]

Наиболее сильное мнение:

Третье мнение наиболее сильное, т.е. решение принимает имам. Имам ответственен за джихад, планирование войны, и он взвешивает пользу и вред. Наказание шпиона в его ответственности. Более того, это мнение объединяет предыдущие два и соответствует доводам.

И Аллаху известно лучше.

 

Нашим братьям находящимся в плену

 



[1] Взято из Ахкам аль-Муджахид бин-Нафс фи Сабилиллях филь-Фикх аль-Ислам, др. Мури ибн Абдуллах ибн Мури, 2/434-443. Мактабат аль-Улум валь-Хикам

[2] Бадаи аль-Санаи 6/95, Шарх аль-Сийар аль-Кабир 4/311, аль-Гаванин аль-Фикхия ибн Джаузи, стр. 133; Хашийат аль-Хураши 4/97, аль-Хауи аль-Кабир 14/354, Кашшаф аль-Гина 2/382, аль-Мухалла би аль-Асар 5/364

[3] Ашхаб из Маликитов выступил против этого и сказал: «Допустимо выкупать их посредством оружия и лошадей, если нет опасения, что посредством этого (оружия) они одержат верх над мусульманами». Навави сказал в Раудат аль-Талибин: «Разрешено (выкупать их) посредством нашего оружия». Эти два мнения не имеют оснований, и передача оружия позволит им одолеть мусульман и усилит неверных. См. Хашийат аль-Хураши 4/97, Хашийат аль-Сауги 2/208, аль-Закира 3/390, Раудат аль-Талибин 10/251

[4] Сахих Бухари, Фатх. Книга Джихада и Походов, хадис №3046

[5] Вахб ибн Абдуллах ибн Муслим ибн Джунада ибн Хабиб аль-Суави. Он еще не достиг половозрелости, когда скончался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Он был соратником Али ибн Абу Талиба и был правителем Куфы. Он скончался в 64 год по хиджре. М. аль-Исаба 6/490, № 9187 и Усд аль-Габах 4/684, № 5486

[6] Сахих Бухари, Фатх, Книга Джихада и Походов, Глава Освобождение Пленных, хадис №3047

[7] Сунан Саид ибн Мансур, Книга Джихада, Глава Выкуп, хадис №2821

[8] Бадаи аль-Санаи 6/95, аль-Бахр аль-Раиг 5/140, аль-Мауна 1/620, аль-Бадгат аль-Салик 1/360, аль-Умм 4/252, аль-Ахкам аль-Султания, стр. 235, аль-Хауи аль-Кабир 14/174, аль-Мугни 13/135, Кашшаф аль-Гина 2/380, Мухалла би аль-Асар 5/364

[9] Имран ибн аль-Хусайн ибн Убайд ибн Халф аль-Хузаи, кунья Абу Нуджайд. Принял Ислам в год Хайбара и сражался вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в различных битвах. Он нес флаг племени Хузаа в День Завоевания. Умар отправил его в Басру обучать людей. Он скончался в 52 году по хиджре, некоторые говорят, что в 53. СМ. Усд аль-Габах 4/778 и аль-Исаба 4/584, № 6024

[10] Тирмизи в Хашиат аль-Ахвази, Книга Походов, Глава: Казнь и обмен пленных, хадис №1568. Тирмизи сказал: этот хадис хасан сахих, основа хадиса в Сахих Муслима с Шархом ан-Навави, Книга Клятв, Глава: Нет обязанности соблюдать клятвы о непослушании, хадис 1641.

[11] Бадаи аль-Санаи (6/95) и аль-Бахр аль-Раиг (5/140)

[12] Предыдущие ссылки в сноске 10 и Хашийат ибн Абидин 6/228, Шарх аль-Сийар аль-Кабир 4/296

[13] Тауба, аят 5

[14] Анфаль, аят 12

[15] Шарх аль-Сийар аль-Кабир 4/297

[16] аль-Сийаса аль-Шарийах ибн Теймия, стр. 89

[17] аль-Мауна 1/620

[18] Рахмат аль-Умма фи Ихтиляф аль-Аимдма, стр. 536

[19] Тауба, аят 5

[20] Бакара, аят 194

[21] Приведен Абу Даудом в Сунане от Аун аль-Мабуда, Книга Джихада, Глава Казнь заключенного без представления ему Ислама. Хадис №2680, 2682 и Глава Убийство пленного, хадис №2683; также Байхаки в Сунан аль-Кубра, Книга Походов, хадс №18025, 18026, 18027; также ибн Аби Шайба в Мусаннаф, Книга Сражений 8/477; он сказал в Муджма аль-Заваид: «ат-Табарани привел его в аль-Аусат и в цепочке присутствует Абдуллах ибн Хаммад ибн Нумайр, но я не знаю его. Остальные передатчики заслуживают доверия».
Муджма аль-Заваид, Книга Сражений и Походов 6/89, от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), см. аль-Талхис аль-Кабир 4/108

[22] аль-Мабсут 10/66, Шарх аль-Сийар аль-Кабир 4/254, аль-Тадж ва аль-Иклил би-Хамиш Мауахиб аль-Джалил 4/548, аль-Умм 4/247, Раудат аль-Талибин 1/282, Мугни аль-Мухтадж 6/55, аль-Мугни 13/185, Кашф аль-Ганна 2/429

[23] аль-Хауи аль-Кабир

[24] Утба ибн Джариа, Абу Басир аль-Сагафи, Халиф Бану Захра. Он был из числа слабых и притесненых в Мекке, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернул его Курайшитам согласно Худайбийскому договору. Он убежал от Курайшитов и он присоединился к группе, которая наносила вред Курайшитам. Курайшиты в дальнейшем попросили защиты у Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) от них и эта группа вернулась в Медину, кроме Абу Басира, который скончался на тот момент. СМ. аль-Исаба 4/359 №5413 и Усд аль-Габа 3/455 №3536

[25] Сахих аль-Бухари, Фатх, Книга Условий, часть длинного хадиса №2731, 2732

[26] Фатх аль-Бари 5/439

[27] аль-Мугни 13/185 и Кашшаф аль-Гина 2/429

[28] аль-Тадж ва аль-Иклил би-Хамиш Мавахиб аль-Джалил 4/548, Хашийат аль-Хураши 4/21

[29] Нахль, аят 91

[30] Сахих аль-Бухари, Фатх, Книга Вознаграждений 4/569

[31] Шарх Сийар аль-Кабир 4/306, Мухтасар Ихтилад аль-Уляма, Тахави 3/491

[32] аль-Тадж ва-аль-Иклил би-Хамиш Мауахиб аль-Джалил 4/548

[33] аль-Умм 4/275, Раудат аль-Талибин 10/282, 283

[34] аль-Умм 4/275, Шарх аль-Сийар аль-Кабир, 4/306

[35] аль-Тадж ва-аль-Иклил би-Хамиш Мауахиб аль-Джалил 4/549

[36] аль-Тадж ва-аль-Иклил би-Хамиш Мауахиб аль-Джалил 4/548 и Хашийат аль-Хураши 4/21

[37] Шарх аль-Сийар аль-Кабир 4/306

[38] аль-Мухалла би аль-Асар 5/364

[39] см. сноску 35

[40] Шарх аль-Сийар аль-Кабир 4/306 и аль-Мабсут 10/66

[41] аль-Мугни 13/184, Кашшаф аль-Гина 2/429, Раудат аль-Талибин 10/284, Мугни аль-Мухтадж 6/56

[42] аль-Нахл, аят 91

[43] Сахих аль-Бухари, аль-Фатх, Книга Вознаграждений 4/569

[44] Цитата была упомянута ранее в Сахих аль-Бухари из длинного хадиса. СМ. стр 439

[45] аль-Мугни 13/184 и Кашаф аль-Гина 2/429

[46] аль-Хави аль-Кабир 14/71, Раудат аль-Талибин 10/284, Мугни аль-Мухтадж 6/56

[47] аль-Тадж ва аль-Ихлил би-Хамиш Мауахиб аль-Джалил 4/548, Хашиат аль-Хураши 4/21

[48] аль-Муги 13/185, и они сказали, что если пленник женщина, то она не должна возвращаться, по причине слов Аллаха: «не возвращайте их к неверным» (60:10)

[49] аль-Мухалла би аль-Сара, 5/364

[50] Сахих аль-Бухари, аль-Фатх, Книга сражений, Глава: Битва Худайбия, хадис 4180, 4181

[51] аль-Мумтахина, аят 10

[52] аль-Хауи аль-Кабир, 14/271

[53] аль-Мугни 13/184, Кашшаф аль-Гина 2/429

[54] Это значит, что он выискивает скрытые недостатки и информацию. Здесь это означает, что неверующие отправляют его шпионить за мусульманами, чтобы узнать об их делах, чтобы он в последующем информировал неверующих. См. аль-Истрахиййат аль-Ашкарийа фи аль-Ислам, стр. 282

[55] Аль-Мабсут 10/86, Шарх аль-Кабир би-Хамиш Хашиат аль-Дусуги 2/182, аль-Джами ли-Ахкам аль-Куран 18/48. Шарх Сахих Муслим 15/288, аль-Мугни 13/185 и Ахкам аль-Куран аш-Шафии, стр. 385

[56] аль-Анфаль, аят 27

[57] аль-Мумтахина, аят 1

[58] аль-Харадж, Абу Юсуф стр. 190, аль-Сийар аль-Кабир 4/248

[59] аль-Умм 4/249

[60] аль-Захира 3/400, аль-Джами ли-Ахкам аль-Куран 18/49, Ахкам аль-Куран ибн аль-Араби 4/255

[61] Кашшаф аль-Гина 2/380

[62] Хатиб ибн Амр ибн Умайр ибн Салама аль-Лахми. Участник битвы при Бадре. Умер в 30 году по хиджре во время правления Усмана в возрасте 65 лет. См. аль-Исаба 2/4, № 1543 и Усд аль-Габах 1/431 №1011

[63] Мигдад ибн Амир ибн Салаба ибн Малик ибн Рабиа аль-Кинди. Сказано: аль-Хадрами по прозвищу Абу аль-Асвад. Он принял Ислам в раннем возрасте и совершил два переселения. Он принимал участие в сражениях и был участником битвы при Бадре. Он женился на дочери Зубайра ибн Абдульмуталлиба и был передатчиком хадисов от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он скончался в 33 году по хиджре во время правления Усмана. Аль-Исаба 6/159, № 8201 и Усд аль-Габах № 5069

[64] Место между Меккой и Мединой , в 12 милях от Мадины. См. Муджам аль-Булдан, 2/383 №4057

[65] Это означает: грехи будут прощены в Следующем Мире. Но, если кто-либо заслуживает наказания в этом мире, то его необходимо применить. См. Аун аль-Мабуд 7/224

[66] Сахих аль-Бухари, Фахт, Книга джихада и походов. Глава: Шпионы. Хадис 3007. Также: «Книга Толкований», Глава Испытуемая №4890. Также в Сахих Муслим би-Шарх аль-Навави, Книга достоинств сподвижников, Глава: достоинство сражавшихся при Бадре, хадис 2494

[67] Сахих аль-Бухари, Фатх. Книга Сражений, Глава: Достоинства сражавшихся при Бадре, хадис 3983

[68] аль-Умм 4/250

[69] Шарх аль-Мумти 8/98 и Зад аль-Маад 3/423

[70] Сахих аль-Бухари, Фатх. Книга Кровных денег, Глава: Слова Аллаха: «Душа за душу», хадис 6878; также в Сахих Муслим би-Шарх аль-Навави. Книга Клятв, Глава: Когда дозволяется кровь мусульманина

[71] аль-Умм 4/249

[72] Сахих Муслим би-Шарх аль-Навави, Книга Правления, Глава Решение о том, кто пытается нарушить единство мусульман, хадис 1852

[73] аль-Захира 3/400 и Таджва аль-Иклил би Хамиш Мувахиб аль-Джалил 4/553

[74] Зад аль-Маад 3/423 и Шарх аль-Мумти 8/98

[75] Фатх аль-Бари 8/820

[76] Фурат ибн Хаййан ибн Салаба ибн Абдуль-Узза ибн Хабиб аль-Иджли. Он шпионил против мусульман в пользу Абу Суфьяна. Затем он принял Ислам и стал сподвижником. Он отправился в Куфу, где передавал хадисы от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). См. аль-Исаба 5/272, № 6980 и Усд аль-Габах 4/51, №4199

[77] Приводится имамом Ахмадом в Муснаде 14/336 хадис №18867; Абу Даудом в Сунане Аун аль-Мабуд, Книга Джихада, Глава: «Зимии шпионы», хадис №2649. Сказано в Аун аль-Мабуд: Тирмизи сказал: «Цепочка включает Абу Хаммама аль-Даллала и этот хадис не может использоваться как доказательство…». Также передан от Саури через Бишр ибн Сирри аль-Басри, и он из тех о надежности, которых говорил Бухари и Муслим. Также передано от Саури Аббадом ибн Муса аль-Азраг, который надежен. См. Аун аль-Мабуд 7/225. Хаким назвал достоверным в Мустадраке и Захаби согласился с ним. См. аль-Мустадрак, Книга Наказаний, хадис №8093. Албани подтвердил достоверность. Сахих Сунан Абу Дауд, хадис №2310

[78] Шарх аль-Мумти 8/98

[79] аль-Захира 3/400, аль-Джами ли-Ахкам аль-Куран 18/49, аль-Тадж ва-аль-Иклил би Хамиш Мавахиб аль-Джалил 4/552

[80] Зад аль-Маад 3/423

[81] аль-Захира 3/400

[82] Там же

 

 

A.M.I.R. для IslamDin

 

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.