Home / Библиотека / Разъяснение относительно намеренного нападения на женщин и детей. Часть 1

Разъяснение относительно намеренного нападения на женщин и детей. Часть 1

Вступление

Вся хвала Аллаху Единому, Господу Миров, который сообщил нам:

«Если бы Аллах не сдерживал одних людей посредством других, то земля пришла бы в расстройство. Однако Аллах милостив к мирам»[1]

Мир и благословения последнему из Пророков, который обратился к своим сподвижникам: «Советуйте мне! Как по вашему, следует ли мне напасть на детей тех, кто помог им (врагам), чтобы мы убили их; и если они будут сидеть, то они будут сидеть как те, чьи семьи были убиты, и их имущество захвачено, даже если сами они останутся в живых»[2]

А затем:

После того как Аллах позволил муджахидам провести операции против Его врагов сердца верующих обрадовались, как описал Господь Небес и Земли:

«Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними. Он исцелит груди верующих людей и удалит гнев из их сердец. Аллах прощает, кого пожелает, ибо Он – Знающий, Мудрый»[3]

«Возмездие спасает вам жизнь, о обладатели разума! Быть может, вы будете богобоязненны»[4]

Не успели мы насладиться радостью, как последовал удар, но не со стороны привычных врагов – сионистов и крестоносцев – а со стороны тех, кого мы считали нашими братьями. И это было лишь еще одной ошибкой, которую они совершали и ранее. И это напомнило нам точные слова шейха Уйайри, когда он ответил братьям, порицавшим операцию Хавы Бараевой, да примет Аллах ее из числа шахидов, когда он сказал:

«Когда мы радовались истишхадии нашей сестры, и продолжали молиться о ее прощении и милости от Аллаха, мы получили известие, которое омрачило нашу радость. И пришло оно не от наших врагов, а от тех, от кого мы ожидали более конструктивного совета. Но, они ошиблись и начали ругать эту великую муджахидку Хаву Бараеву, за то, что она совершила «самоубийство», говоря, что это было неразрешенным для нее.

Они не считали разрешенным для нас упоминать ее имя на нашем сайте, наоборот, от нас требовалось порицать ее. Они упомянули доказательства, которые они неверно поняли и применили. В этом труде мы разъясним вопрос, связанный с тем, что сделала Хава Бараева, а также Абдуррахман Шишани, Кади Моулади, Хатам, его брат Али, Абдуль-Малик и другие, иншаАллах, они в Садах Вечности, в телах зеленых птиц, отдыхают в светильниках, подвешенных за Арш. Такими мы считаем их, но мы не обеляем никого пред Аллахом.

Перед тем как мы перейдем к детальному объяснению Исламского отношения к шахидским операциям, необходимо дать краткий ответ на основной вопрос:

Если вы не знали, то почему не спросили? Не подобает несведущему давать фетву относительно ошибки других. Если эти критики исследовали бы данный вопрос, то они бы обнаружили бы, что в худшем случае, это вопрос разногласия между учеными, поэтому не может подвергаться критике тот, кто следует за мнением ученого.

Второе: Мы попросили наших уважаемых братьев, которые ищут истину, а не причины для безосновательной критики, дать нам фетвы ученых и особенно понимание праведных предшественников.

Третье: Дорогие братья и сестры: Не каждая шахидская операция дозволена; не каждая шахидская операция запрещена. Решение зависит от многих факторов, как например состояние врага, положение на фронте, личное состояние совершающего операцию, детали операции. Поэтому, невозможно дать вердикт об операции без понимания ситуации, а это можно получить непосредственно от муджахидов, а не от неверных. Как же вы можете нас обвинять в невежестве, ведь вы не знаете о нашей ситуации, не говоря уже о деталях операции?»[5]

Хвала Аллаху! Как же невежественен тот, кто не извлекает уроков!

И подобно тому, что было упомянуто в третьем пункте относительно действия совершающего истишхадию в дар аль-Харб. Не в каждом случае подобное дозволено, и не в каждом случае подобное запрещено. Решение зависит от факторов и стратегий, которые лучше известны муджахедам, и это их долг – оценить пользы и результаты подобных операций – и если они посчитают это необходимым, то те, кто не осведомлен о ситуации не имеют права говорить о делах, в которых у них нет знания.

Тема труда связана с тем, что Амир Муджахидов Абу Абдуллах Усама бин Ладен сказал в видео-обращении 29 октября 2004 года: «… и мы накажем тирана также, как он нас наказывал… так, чтобы он мог почувствовать то же, что почувствовали мы, чтобы это заставило его прекратить убийство наших детей и женщин».

Правомочность этого мы исследуем в свете Шариата Ислама.

И мы просим Аллаха сделать эту книгу тяжелой на весах наших дел в Судный День.

 

Глава 1

Основа в убийстве женщин и детей кяфиров

Аллах приказал:

«убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду»[6]

Шейх Юсуф аль-Уйайри сказал: «Воистину Шариат Ислама запретил кровь, имущество и честь мусульман; а также запретил причинение вреда, как прямого, так и косвенного.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) указал на исключение в шариате: «Кровь мусульманина запретна, кроме трех случаев – возмездие убившему без права, прелюбодей (бывший в браке), и тот, кто отступил от Религии».

Это некоторые случаи, когда кровь мусульманина становится дозволенной.

А что касается немусульман, то основа не неприкосновенность, а наоборот, дозволенность. Пролитие крови неверных, захват их имущества, нарушение их чести (порабощением) – все это дозволено. И не запрещено проливать их кровь, захватывать их имущества и нарушать их честь, не запрещено наносить им вред. Исключением является: ахд (договор), зимма, аман (безопасность и также Худна — договор о временном прекращении сражения на ограниченный период времени).

Что касается их женщин, детей и стариков, и подобных им, то они из числа тех, кто не сражается. У них есть защита (исмах) по причине текстов, которые исключают их из общего правила в отношении (дозволенности убийства) кяфиров»[7] Конец цитаты слов шейха Юсуфа аль-Уйайри

И среди этих текстов:

Каaб ибн Малик передал: «Во время похода на Хайбар, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил брак-мута и убийство маленьких детей и женщин»[8]

Он также передал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) тем, кого отправлял для убийства Ибн Абу аль-Хугайга[9] запретил убивать женщин и детей»[10]

Ибн Хиббан в своем труде «Сира» упоминает, что это произошло в 4 году по хиджре.

Нафи (р.а.) передал от ибн Умара (р.а.): «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) увидел женщину, которая была убита во время одного из походов, и он запретил подобное; и он запретил убийство женщин и детей»[11]

Ибн Аббас передал: «Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлял отряды, то наставлял их: «Сражайтесь ради Аллаха. Сражайтесь против тех, кто не верит в Аллаха! Сражайтесь! Не преступайте, не предавайте, не излишествуйте! Не калечьте! Не убивайте детей!»[12]

А в другом сообщении: «Выступайте ради Аллаха, с Аллахом, по пути посланника Аллаха; не убивайте стариков, младенцев, детей и женщин; не излишествуйте и собирайте трофеи; примиряйте (братьев) и совершайте благое. Воистину, Аллах любит совершающих благое»[13]

И в другом сообщении: «Выходите ради Аллаха, сражайтесь на Пути Аллаха; не предавайте; не калечьте; не убивайте детей и монахов»[14]

И в хадисе Руба ибн Рубаййи (р.а.): «Присоединитесь к Халиду (ибн аль-Валиду) и сообщите ему, чтобы он не убивал детей и рабов» и в другом сообщении: «… и скажите ему, чтобы не убивал женщин или наемных рабов»[15]

Ас-Саб ибн Джасама передал: «Когда спросили Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о женщинах и детях (сарарийй) многобожников, которых убивают во время ночных атак, то он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «они от них». И в похожем сообщении передаются слова: «Они от своих отцов»[16]

Ибн Кудама передает: «Он (Ахмад ибн Ханбаль) сказал: «Хадис Ас-Саба пришел ПОСЛЕ запрета на убийство женщин и детей, потому что убийство женщин было запрещено когда он отправил (людей) к ибн Абу аль-Хугайга, и эти хадисы можно совместить; запрет на преднамеренное убийство, и дозволенность на то, что вне этого»[17]

Шейх Абдуль-Кадир ибн Абдуль-Азиз сказал: «Я говорю: «И ибн Хаджар указал на возможность аннулирования (дозволенности), в своем объяснении хадиса Ас-Саба, по причине дополнительных слов переданных как Мудрадж[18], согласно словам аз-Зухри в «Сунан Абу Дауд», которые он сказал в конце: «Суфьян сказал: аз-Зухри сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убийство женщин и детей после этого». А ибн Хаджр сказал: «Аз-Зухри указал на аннулирование хадиса Ас-Саба этим хадисом, основываясь на различии в датах установления этого запрета. Потому что сказано, что это было когда он (да благословит его Аллах и приветствует) отправил людей к Ибн Аби аль-Хугайгу, что было передано Абу Даудом и он также сказал об этом в День Хунейна, что было передано ибн Хиббаном»[19]

Абу Бакр аль-Хазими[20] упомянул эти два хадиса и сказал, что группа (ученых) придерживалась мнения, что первый хадис отменяет второй; а другая группа придерживалась обратного мнения. А третья группа придерживается мнения о совмещении этих хадисов. Затем он упомянул слова аш-Шафи, которые поддерживают совмещение: «Хадис Ас-Саба был во время последней Умры Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Если бы это было во время его первой Умры, то Ибн Аби Хугайг был убит раньше и сказано, что это было в тот же год. Но если это произошло во время его последней Умры, то это было ПОСЛЕ УБИЙСТВА ИБН АБИ ХУГАЙГА, вне всяких сомнений. И Аллаху известно лучше»

Аш-Шафи (да помилует его Аллах) сказал: «И мы не считаем, что он дал разрешение на убийство женщин и детей, а затем запретил это. И смысл запрета убийства женщин и детей, по нашему мнению, а Аллаху известно лучше, когда это совершается преднамеренно и если их можно отличить и отделить от тех, кого приказано убивать. И значение слов: «…они из них…» то, что у них есть два качества: их не судят по их вере, которая сделала бы их кровь недозволенной; их не судят как тех, кто живет в землях веры (дар уль-Иман), что запрещало бы нападение на дом. И по этой причине Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ночные атаки и нападение на дом; и он (да благословит его Аллах и приветствует) напал на Бану аль-Мусталаг, когда они потеряли бдительность.

И известно, что ночные атаки и рейды были позволены посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и неизбежно, чтобы кто-то мог напасть ночью или совершить рейд без того, чтобы не напасть на женщин и детей. Грех, искупление, выплата кровных денег, гисас (возмездие) – все это спадает с них, по причине дозволенности ночных атак и рейдов. И нет у них (у жертв) неприкосновенности от Ислама. И они не были убиты преднамеренно, когда они различимы и их можно распознать. И он (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убийство детей, потому что они не достигли зрелости на куфре, чтобы они могли быть убиты за это, и (запретил) убийство женщин, потому что они не участвуют в сражениях и потому что они и дети являются даром, и они могут увеличить силу людей религии Аллаха»[21] Конец слов шейха Абдуль-Кадир ибн Абдуль-Азиза[22]

Что касается слов аз-Зухри: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убийство женщин и детей после этого» — Абу Умар сказал: «Аз-Зухри (единственный кто) рассматривал хадис Ас-Саба как отмененный по причине запрета Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); но (все) остальные не считали так, потому что это мухкам (ясный, очевидный, явный) и НЕ отмененный (хадис)»[23]

Как сказал ибн Хаджар, среди саляфов были те, кто считал дозволенным убийство женщин и детей неверных – вне зависимости от того, сражаются они или нет. Передал ибн Хаджар от Абу Бакра аль-Хазими, что он считал убийство женщин и детей разрешенным по причине захир (внешнего смысла) слов Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисе Ас-Саба. Ибн Хаджар затем ответил: «Это сильное (мнение)»

Но аль-Мавирди передал от аш-Шафии, что дозволено убийство женщин (неверных) не из числа людей Писания. И на это было указано ар-Рамли, когда он объяснял слова ан-Наваи: «И запрещено убивать детей, умалишённых и женщин»: «И это даже если они не относятся к людям писания, что противоречит мнению тех (ученых), которые ограничивают это (подобным условием)»[24]

Мнение об отмене запрета на убийство женщин и детей неверных, как указал аль-Хазими, основывается на захир (внешний смысл) хадиса Ас-Саба, что вполне возможно; и это по причине того, что хадис Ас-Саба пришел после запрета, как было указано имамом Ахмадом ибн Ханбаль[25]

Также ибн Хаджар упомянул, что хадис с запретом Халиду ибн аль-Валиду убивать женщин (и детей в некоторых сообщениях) и наемных работников (рабов) был во время Хунайна (в начале Шавваля, 8-го года по хиджре); а хадис Ас-Саба был во время Ат-Таифа (конец Шавваля, 8-го года по хиджре)[26]

Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал относительно случая ибн Аби аль-Хугайга:

«И это произошло до завоевания Мекки, даже до завоевания Хайбара, и нет разногласия во мнениях относительно этого среди людей знания. И аль-Вакъиди упомянул, что это было четвертый год по хиджре, до сражения Хандак, и ибн Исхак упомянул о том, что это было сразу после Хандака, и оба упомянули о том, что битва Хандак произошла в месяце Шавваль, в пятом году. И Муса ибн Укба[27] сказал, что это было в месяц Шавваль в четвертом году, и хадис ибн Умара поддерживает это. Завоевание Мекки было в Рамадан в восьмом году.

И мы упоминаем все это для того, чтобы опровергнуть вахм (ошибочное заявление) тех, кто предполагает, что убийство женщин было дозволено в год завоевания Мекки, а потом было запрещено.

И даже при этом, нет разногласия среди людей знания, что убийство женщин никогда не было дозволено (в основе). Потому что аяты о сражении и порядок, в котором они ниспосылались[28] доказывают, что убийство женщин никогда не было дозволенным»[29] Конец слов Шейх уль-Ислама.

Большинство ученых тафсира, такие как Куртуби, Ибн Кясир и Табари также использовали следующий аят, как доказательство, используемое саляфами на запрет убийства женщин и детей:

«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников»[30]

Имам Ахмад передал, что во время Худайбии, которая была в шестой год по хиджре, после запрета Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посетить Дом Аллаха, он сказал сподвижникам: «Советуйте мне! Следует ли мне напасть на детей тех, кто помог им (врагам), чтобы мы убили их; и если они останутся сидеть (в стороне), то они будут сидеть как те, чьи семьи были убиты, и чье имущество было захвачено, если они выживут»[31]

Шейх Абдуль-Азиз аль-Джарбу сказал, после цитирования этого хадиса: «И воистину, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) далек от того, чтобы спрашивать у сподвижников о том, что было запретно для него…. Нет, он спрашивал о том, что было разрешено ему»[32]

Шейх Абу Катада аль-Филастини объяснил пользы из этого хадиса: «В этом хадисе дозволенность использования детей и женщин как средство для оказания давления на мушриков, для того чтобы ослабить их и разделить их единство, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) желал напасть на женщин и детей, чтобы разделить кланы союзников и курайшитов»

Таким образом, из этого хадиса, который пришел после общего запрета на убийство женщин и детей, что дозволено нападать на женщин и детей в определенных ситуациях, когда в их убийстве больше пользы, чем в оставлении их живыми (и порабощении).

Заключение:

Аллах дозволил кровь, имущество и честь людей куфра мусульманам. Он сделал исключения из этого правила, среди которых женщины, дети, чья кровь была запрещена шариатом, и им была предоставлена защита (исма) шариатом. Но эта защита не абсолютная, не безграничная. Потому что есть обстоятельства, в которых дозволено убивать их, как преднамеренно, так и не преднамеренно. И в этих случаях ограничение снимается, и эти женщины и дети возвращаются к общему правилу людей неверия – дозволенность их убийства.

 

Глава 2

Причины на запрет и наказание за убийство женщин и детей кяфиров[33]

 

Имам ас-Сархаси дал объяснение: «Женщины, дети, умалишенные и старики, проживающие в Дар аль-Харб – не должны убиваться. И кто убьет одного из них (людей, которых запрещено убивать) без сражения с их стороны – тот не должен выплачивать компенсацию, кровные деньги (не говоря уже о том, чтобы нести какое-либо наказание). И это по причине того, что кяффара (искупление) и кровные деньги обязательны в случаях святости и защиты, и это (святость и защита) приходит только от религии Ислам или государства Ислам[34] – а ничего из этих двух (факторов) не присутствует у них (женщин, детей и стариков). Убийство запрещено по причине предполагаемой пользы (т.е. что они могут стать собственностью мусульман); а также по причине оснований для убийства – сражение (мухараба), а не по причине их неприкосновенности (Асим) или их ценности. И не обязательно убившему выплачивать компенсацию или совершать искупление. И это то на что было указано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда он сказал: «Они из них» — имея ввиду женщин и детей мушриков, которые сами из мушриков. Это означает, что нет для них святости, и нет в них самих неприкосновенности»[35].

Аль-Касани сказал: «И если кто-либо из тех о ком мы упомянули (женщины, дети, старики и др.) и чье убийство не дозволено, если они будут убиты, то нет необходимости выплачивать деньги или совершать искупление (каффара) – (требуется только) покаяние и прошение о прощении от Аллаха. И это связано с тем, что кровь неверного не имеет цены, кроме как при наличии договора»[36]

Ибн Нуджайм повторил в своих словах эту мысль: «И даже, если кто-то убьет такого человека, которого нельзя убивать, из числа тех, о ком мы только что упомянули (женщины, дети и т.д.) то нет ничего предписанного для убившего из искупления, кровных денег – кроме (обязательства) покаяться и просить прощения у Аллаха. И это потому, что кровь кяфира не имеет цены, кроме как с договором – а этого нет»[37]

Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «При любых обстоятельствах, женщина харби (та, которая не является зимми или не имеет договора) – (преднамеренное ее) убийство не требует какого-либо наказания (убийце), и не требует кровных денег или каффары (искупления); и это по причине того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не потребовал подобного от того, кто убивал женщин во время сражения. И это отличие убийства женщин зимми (когда с убийцы взыскивается упомянутое). А что касается убийства женщины харби, которая сражается, то это единогласно дозволено»[38]

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал, цитируя Табарани: «Абу Саид передал: «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) запретил убийство женщин и детей» и он (Табарани) прокомментировал: «Потому что они принадлежат завоевателям (т.е. имущество муджахидов)»[39]

Ар-Рамли сказал: «И если они (люди дар аль-Харб) используют мусульман или зимми в качестве живых щитов, то не следует их атаковать, пока не будет большой необходимости (для атаки на них) – по причине необходимости уважения неприкосновенности имана (мусульман) и их договора (с людьми зимми). И этот запет отличается от запрета на убийство женщин и детей, который является частным по причине защиты прав Ганимин (муджахидов получающих трофеи, становящиеся хозяевами женщин и детей)»[40]

Также, шейх ибн аль-Усеймин поддержал это мнение, сказав: «А что касается его запрета на убийство женщин и детей (неверных); то (термин) «женщины» неограничен и подразумеваются все, кто достиг совершеннолетия (и те, кто не достиг); а «дети» означает мальчиков, которые не достигли совершеннолетия. И единственной причиной для запрета пророком (да благословит его Аллах и приветствует) их убийства было… Что было причиной? Порабощение (Риггах), рабство (Сабий); и если они будут убиты, то мусульмане потеряют много польз»[41]

Ибн Теймия также сказал, после упоминания случая с Усамой ибн Зейдом, который убил человека произнесшего шахаду: «Установлено, что они убили мусульман, чье убийство не дозволено, но вместе с тем, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не убил их (в качестве возмездия), не наказал их, не обязал их выплатить кровные деньги или совершить искупление за убитого; и это потому, что убийца делал тауиль (ошибочная интерпретация, считая, что допустимо убивать на основе сомнения в Исламе человека, который не сделал ничего из аннулирующего Ислам) – и это мнение большинства ученых, как например аш-Шафии, Ахмада и других.

И есть также люди, которые говорят: «Напротив, они уверовали, но они не переселились» — имея ввиду, что у них была аль-Исма аль-Мусама[42], но не аль-Исма аль-Музаммина[43] – подобно категории женщин и детей в дар аль-Харб»[44]

Ибн Кудама сказал: «Что касается убийства женщин и детей в Дар аль-Харб, то нет нужды в компенсации за их убийство; и это связано с тем, что нет у них веры (имана) или договора (амана). И единственной причиной на запрет их убийства – это польза, которую от них получат мусульмане, посредством их порабощения, и в том, что они будут рабами мусульман. Также, и убийство тех, до кого не дошел призыв – нет необходимости компенсации за их убийство. И это тоже по этой причине (т.е. у них не было имана или договора), ничего не требуется от тех, кто убил их[45]. И они подобны тем, чье убийство является дозволенным (мубах)»[46]

 

Глава 3

Случаи, когда общий запрет ограничивается

 

После этого разъяснения может быть задан вопрос:

Существуют ли ситуации, в которых дозволено убить женщин и детей неверных, и подобных им гражданских? Или это запрещено абсолютно, подобно прелюбодеянию и содомии?

Ответ: Действительно, шариат Ислама упомянул некоторые случаи, когда дозволено убивать женщин и детей неверных, и было разъяснено, что защита (исма) их крови не ограничена. Напротив, существуют ситуации, когда дозволено убивать их, иногда преднамеренно, иногда непреднамеренно. И вот некоторые из этих ситуации:

Непреднамеренное убийство:

1) Во время ночных атак, и согласно некоторым ученым, даже днем, когда их невозможно отделить, различить между сражающимися, женщинами и детьми – в таком случае это становится дозволенным. Их убивают в этой ситуации, их убийство становится дозволенным.

Доводом этому служит хадис Ас-Саб ибн Джасама, да будет доволен им Аллах:

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен о женщинах и детях (сарари) многобожников, которые погибают во время ночных рейдов, и он ответил: «Они из них»[47]

Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Нет ничего неправильного в ночных рейдах, и я не знаю никого, кто бы порицал их»[48]

Имам ан-Навави так объяснил хадис Ас-Саба: «И это означает, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен относительно решения по женщинам и детям убитым (во время нападения) – и он (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, сказав: «Они от их отцов»: другими словами, нет проблем в этом, потому что решение по их отцам выносятся в вопросах наследства, брака, равного возмездия (кисас), кровных денег и так далее. Имеется ввиду непреднамеренное убийство; не имеется ввиду преднамеренное убийство, о чем было сказано в упомянутом выше хадисе о запрете убийства женщин и детей, когда есть возможность разделить (между целью и теми, кто присутствует из числа женщин и детей). И этот хадис, который мы только что упомянули, относительно дозволенности нападения ночью и убийства женщин и детей, является мнением нашего мазхаба, также как и мазхаба Малика и Абу Ханифы, и большинства (ученых). И смысл в том, что во время ночных атак человек может не отличить женщин и детей.

Что касается слова «Сарари» (потомство) с ударением на букву «йа» или без ударения, согласно обоим диалектам (хотя с ударением правильнее), то это слово указывает на женщин и детей. И в этом хадисе довод относительно дозволенности нападений ночью и дозволенности нападения на тех, до кого не дошел призыв, без предупреждения. И в хадисе правило относительно детей мушриков; решение по ним в этой жизни подобно решению по их отцам. Что касается Следующего Мира, если они умерли до совершеннолетия, то относительно них имеется три мнения ученых»[49]

Ибн аль-Асир сказал: «Ат-Табйит» означает нападение на врага в ночное время, когда они не готовы к этому. И слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) «они от них» — указывают на то, что к ним применяются такие же правила, как и к остальным их людям (т.е. неверным). Также это видно в похожем высказывании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Они от их отцов»[50]

Имам аш-Шафии сказал: «Дозволено нападать на кяфиров во время ночи или дня, и если будут убиты при этом женщины и дети, то нет необходимости платить кровные деньги, наказывать или совершать искупление (каффара)»[51]

2) Когда кяфиры используют женщин и детей в качестве живых щитов, то дозволено убивать их всех (сражающихся, женщин и детей, которые используются в качестве щитов)

Имам ан-Навави сказал: «И если сражение идет близко (от их домов) и кяфиры используют женщин и детей в качестве живых щитов, то дозволено атаковать их»[52]

Имам аль-Изз ибн Абдуссалам сказал: «Мы считали дозволенным убивать детей неверных, если их использовали в качестве щитов»[53]

Имам аль-Ансари[54] сказал: «Запрещено уничтожать животных, по причине их невинности, потому что запрет запрещено убивать животных не для еды, кроме как если есть необходимость убить их, как например, убийство лошадей, которые кяфиры используют во время атак. В этой ситуации разрешено убивать (этих животных), для того, чтобы отразить вред неверных, также как разрешено убивать их женщин и детей, если они используются как щиты»[55]

Шейх уль-Ислам ибн Теймия сказал: «Ученые едины в том, что если армии неверных прикрываются плененными мусульманами и есть угроза другим мусульманам, если не сразиться с кяфирами, то дозволено сражаться, даже если это приведет к убийству мусульман, которых используют в качестве щитов»[56]

И это относительно мусульман, а ведь известно, что кровь кяфиров, даже их женщин и детей, не может быть равна крови мусульман. Если разрешено убивать мусульманина в данной ситуации, то убийство женщин и детей кяфиров тем более заслуживает разрешения».

Ибн Касим сказал: «Он сказал в «аль-Инсаф»: если они используют мусульман в качестве щитов, то нельзя нападать на них, кроме случая, когда есть опасность (если оставить кяфиров без боя, то это приведет к еще большей опасности) то дозволено напасть на них, целясь в неверных. И нет аргумента против (дозволенности) этого.[57]

Важное замечание: Шейх Юсуф аль-Уйайри объяснил:
«Необходимо отметить важность этого вопроса: есть различие в хукме между тем, когда кяфиры используют мусульман в качестве щитов и если они используют в качестве щитов своих женщин и детей.
Поэтому, если в качестве живых щитов используются мусульмане, то не следует атаковать врага, кроме как в случае крайней необходимости – имеется ввиду случаи, когда оставление неверных без сражения принесет больше вреда, чем убийство живых щитов из числа мусульман; например, если эти кяфиры вернутся и убьют еще большее число мусульман; или если оставление этих неверных приведет к падению духа среди мусульман.

Но, если кяфиры используют своих собственных женщин и детей в качестве щитов, то в этом случае не ставится условие, которое ставится в случае с мусульманами. Дозволено убивать этих неверных из их числа (женщин и детей), которые изначально защищены, если есть потребность в этом, даже если нет необходимости; потому что защита, наложенная на кровь женщин и детей неверных меньше, чем защита мусульман (т.е. кровь мусульман более ценна и защищена)
В первом случае дозволено при острой необходимости, а во втором при потребности».

3) Во время использования катапульт дозволено нападать на неверных, даже если это убьет их женщин и детей. Также и сегодня, по аналогии, можно использовать тяжелую артиллерию, пушки, танки, самолеты, бомбы и т.д.

Ибн Рушд сказал: «Факихи единогласны в вопросе дозволенности использования катапульт для нанесения ударов по кяфирам, вне зависимости от того есть там женщины и дети или нет; доводом служит то, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) атаковал жителей ат-Таифа используя катапульты»[58]

Ибн Касим сказал в своем комментарии: «Дозволено стрелять в кяфиров используя катапульты, даже если дети, женщины, старики и монахи будут убиты при этом. Имеется иджма (единогласное мнение ученых) на дозволенность терроризирования их. Ибн Рушд, да помилует его Аллах, сказал: «Терроризирование разрешено посредством Иджма в отношении всех видов кяфиров»[59]

4) Когда есть необходимость в осаде, поджоге, затоплении, в уничтожении лесов (кораблей) кяфиров, то это дозволено даже если это приведет к гибели женщин и детей.

Имам ан-Навави сказал: «И разрешено осаждать кяфиров в их крепостях, топить их (если они на кораблях), нападать на них огнем и катапультой, нападать на них ночью, когда они не готовы»

Имам аш-Шарбини сказал в своем Шархе относительно приведенной выше цитаты от ан-Навави: «и нападать на них огнем и катапультой» — это также включает в себя уничтожение их домов, подбрасывание змей, скорпионов и даже если при этом среди них будут женщины и дети»[60]

Имам ибн Ан-Наххас сказал: «Дозволено атаковать их катапультами, огнем, топить их в воде (если они на кораблях) – даже если женщины и дети среди них. Но, если имеется пленный мусульманин среди них, или мусульманин торговец, или мустаман (человек под договором) то это макрух (порицается), если только нет в этом необходимости»[61]

Имам Бадр ад-Дин аль-Айни сказал: «И хадис ибн Умара[62] доказывает, что дозволено мусульманам планировать против врагов из числа мушриков то, что ослабит их доблесть, ослабит их планы, и поможет одержать победу против них – будь это уничтожение их фруктовых деревьев, отравление водных источников, истощение их осадой. И из тех, кто дозволил подобное – люди Куфы, Малик, аш-Шафии, Ахмад, Исхак, Ас-Саури и ибн аль-Касим. И люди Куфы сказали: «можно сжечь их деревья, их страны могут быть разорены и их скот может быть уничтожен, в их земли можно специально запустить скорпионов, если невозможно изгнать их»[63]

Преднамеренное убийство:

5) Когда женщины и дети кяфиров сражаются против мусульман, дозволено убивать их, преднамеренно нападая на них.

«Среди ученых нет разногласий относительно убийства тех, кто сражается (против мусульман) из числа женщин, стариков и дозволено убивать их. Также детей, которые могут сражаться и которые сражаются; их также убивают»

Имам ан-Навави сказал: «Ученые единогласны, что хадис о запрете убийства женщин и детей касается тех, кто не сражается. Но если они сражаются, то большинство ученых говорят, что таких следует убить»[64]

Имам ибн Ан-Наххас сказал: «Запрещено убивать женщин неверных и их детей, если они не сражаются, согласно мнению Шафии, Малика, Ахмада и Абу Ханифы, но если они сражаются, то их следует убить»[65]

Ибн аль-Хумам сказал: «Также, каждый, кто сражается из их числа (т.е. те, кого в основе запрещено убивать) тех, следует убить, чтобы убрать их вред, и потому что убийство во время сражения дозволено в хагига (в реальности, т.е. основное правило сражения). И не следует убивать невинного, если только он не сражается, в противном случае его следует убить. Если ребенок или невинный сражается, то такого следует убить»[66]

Ибн Абидин сказал: «Также, дозволено убивать немого или глухого, однорукого и одноногого, потому что они все равно могут сражаться на коне, также и женщину следует убить, если она сражается»[67]

6) Когда кто-то из них подбадривает сражающихся, отвлекает мусульман – тогда дозволено убивать их.

Ибн Кудама аль-Макдиси сказал: «Если женщина стоит в рядах неверных или в их крепостях, и унижает мусульман, или оголяется (чтобы отвлечь их) – то дозволено напасть на нее. Как передано от Икримы: «Когда посланник (да благословит его Аллах и приветствует) осадил людей Таифа, то вышла женщина и оголились. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказал: «Ударьте ее!». Мусульманин ударил ее». И в этом не было греха. И дозволено смотреть на нее в таком состоянии, так как необходимо смотреть на цель. Также, дозволено ударить любого, кто изначально защищен от убийства, как например ребенок или старик, в случае, если они готовят стрелы для врага, подает воду для питья, вдохновляет на сражение; потому что они все считаются сражающимися»[68]

7) Когда совершается вероотступничество, то обязательно убить всех, даже если это женщины.

Аль-Хафиз ибн Хаджар сказал: «И он (ибн Аббас) передал: «Следует убить женщину вероотступницу, и Абу Бакр убил женщину, которая совершила вероотступничество во время его правления, и все сподвижники согласились с этим, и никто не возразил ему…»

Потому что исконная неверная может быть порабощена и стать имуществом муджахедов, но женщина вероотступница не может быть порабощена, поэтому ее следует убить. И в хадисе Муаза, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправил его в Йемен, были слова наставления: «Тот, кто отступит от Ислама, то призови его обратно. Если он вернется (то позволь ему это), но если нет, то ударь его по шее. И та женщина, которая отступит от Ислама, затем призови ее обратно. Если она вернется (то позволь ей это), но если нет, то ударь ее по шее». И цепочка передатчиков этого хадиса – хасан. Это ясный текст относительно различия – поэтому обязательно вернуться к нему (действовать по нему)»[69]

Ибн Кудама аль-Макдиси сказал: «И он (Ахмад ибн Ханбаль) сказал: «Кто отвернется от Ислама, из числа мужчин и женщин, зрелый[70] и в здравом рассудке, то такому дается три дня. Если они возвращаются в Ислам (то дайте им сделать это), а если нет, то их следует убить»… Нет различия между мужчинами и женщинами в вопросе их казни. Это было передано от Абу Бакра и Али. И это мнение Хасана аль-Басри, аз-Зухри, Ибрахима ан-Нахи, Макхуля, Хаммада, Малика, аль-Лейса, аль-Аузаи, аш-Шафии и Исхака»[71] 8) Когда они проклинают пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или унижают то, что является символом Ислама (Коран, Кааба и т.д.) – дозволено убивать их, даже если это женщины и дети[72] кяфиров.

Аллах сказал: «Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят»[73]

Аль-Хафиз ибн Касир сказал, объясняя вышеприведенный аят: «и из этого аята понимается, что ругающий Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или проклинающий религию Ислам, такой человек должен быть убит»[74]

Ибн Аббас передал: «У слепого человека была жена[75], которая ругала Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он запрещал ей это, но она продолжала. Когда в одну из ночей она начала ругать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), слепой взял кинжал и воткнул ей в живот и убил ее. Один из детей подошел к ней, и кровь забрызгала все вокруг.

Утром об этом убийстве сообщили Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Он собрал людей и сказал: «Аллах сообщил мне об этом человеке. Я имею право над ним. Пусть встанет!» Слепой встал и прошел между людьми, трясясь, сел возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Он сказал: «О, Посланник Аллаха! Я – ее муж, и она ругала тебя и проклинала; я запрещал ей это, но она продолжала. Я запретил ей, но она не прекращала. Я взял свой кинжал и воткнул ей в живот, и убил ее» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Все вы должны засвидетельствовать, что ее кровь не имеет какой-либо цены»[76]

Шейх ибн Теймия, объясняя этот случай, сказал: «И этот хадис доказывает дозволенность убийства ее за ругань Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и это доказательство на дозволенность убийства зимми»[77]

Он также привел: «Когда Умайр ибн Адий аль-Хатами услышал об оскорблении Асмы бинт Марван, он сказал: «О, Аллах! У Тебя есть моя клятва! Если вернешь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) обратно в Медину, то я воистину убью ее!» И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был в Бадре в это время.

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся, Умайр отправился к ней и в середине ночи вошел к ней, когда некоторые из ее детей спали вокруг нее, и один из них сосал грудь. Он отодвинул этого младенца и вонзил кинжал в грудь так, что он вышел у нее из спины. Затем он ушел, совершил утреннюю молитву с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует). После того как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завершил, то посмотрел на Умайра и спросил: «Ты убил бинт Марван?» — Он ответил: «Да, да будут мои отец и мать выкупом за тебя, о, посланник Аллаха».

Умайр боялся, что он перешел меру в отношении Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) убив ее, и он сказал: «Следует ли мне выплатить за ее убийство компенсацию, о, посланник Аллаха?» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Нет, даже два козла не будут бодаться из-за нее». Когда Умейр услышал эти слова от Посланника, он сказал: «Сообщи об этом тем, кто вокруг».

Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас желает увидеть человека без зрения, который помог Аллаху и Его посланнику, пусть посмотрит на Умайр ибн Адий».

Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «Посмотрите на этого слепого, который тайно подчинился Аллаху!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не называйте его слепым, воистину он человек с видением!»

После этого Умайр вернулся и увидел, как ее сыновья хоронят ее; когда они увидели его, то подошли к нему и спросили: «О, Умайр! Ты убил ее?»

Он ответил: «Да! И можете строить планы против меня, все вы, и не давать мне отсрочки!

«Стройте свои козни против меня все вместе и не предоставляйте мне отсрочки»[78] Клянусь Тем, в чьей длани моя душа! Если все вы скажете то, что сказала она, то я зарежу каждого своим кинжалом, пока не буду убит или пока все вы не будете убиты!»[79] 9) Когда они руководят народом, дозволено убивать их, даже если они женщины и дети, королевы или принцы, или прорицатели и т.д.
Аллах сказал:

«Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят».[80]

Имам Мубаракфури сказал, цитируя ибн аль-Хумама: «И королеву следует убить, даже если она не сражается, также и ребенка короля (ас-Сабий аль-Малик) и даже невинного короля.[81] Это связано с тем, что их убийство приведет к деморализации врага, как сказал ибн Абидин: «И правительницу следует убить, даже если она не сражается, и тоже самое правило для ребенка короля. И это связано с тем, что убийство предводителя приведет к разрушению их устремленности»[82] 10) Когда кяфиры нарушают свои договоры, имам может выбрать: убить их, вместе с женщинами и детьми или оставить часть из них.

Имам ан-Навави сказал в главе: «Дозволенность сражения с теми, кто нарушил договор и назначения справедливого правителя, чтобы издать приговор относительно жителей города нарушившего договор»[83]

«И это то, что произошло с Бану Курайза. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приказал Саду ибн Муазу: «Дай свое решение относительно их, о, Сад!»

Сад ответил: «Аллах и Его посланник сделают это лучше!»
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Воистину, Аллах приказал тебе вынести решение по ним»[84]

Сад решил, что мужчины должны быть убиты, а их имущество, женщины и дети должны быть распределены между мусульманами»[85]

Ибн Хаджар: «И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) убил некоторых кяфиров в день Бадра, и отдал за выкуп других, и отпустил третьих; также он убил каждого мужчину из Бану Курайза; и отпустил Бану Мусталиг; и он убил ибн Хатала и других в Мекке, и отпустил других; и он поработил Хавазин и отпустил Сумама ибн Усаль. Все это указывает, что мнение большинства ученых верно – решение по ним за имамом»[86]

Мубаракфури сказал: «В этом случае (Сад ибн Муаз и Бану Курайза) довод на то, что дозволено неверным выбрать человека из числа мусульман, чтобы он издал решение, которым они будут обязаны – будь это решение на казнь или порабощение»[87]

Ибн Хазм сказал: комментируя этот хадис: «В день бану Курайза, все кто достиг возраста совершеннолетия был казнен».

Ибн Хамз сказал: «Это было общим (решением) от Посланника Аллаха, он не оставил в живых никого из них, ни тирана, ни фермера, ни торговца, ни старика – и это иджма от него»[88]

Имам аз-Зайлаи сказал: «Если дозволено убивать детей мушриков ради пользы мусульман, то убийство их старейшин еще более дозволено, если есть польза в этом, как например, если они являются королями. Но если нет пользы, то их не следует убивать, пока они не начнут сражаться – в этом случае следует убить их, чтобы устранить их вред»[89]

11) Когда кяфиры нападают на женщин, детей и стариков мусульман – тогда разрешено в этом случае делать тоже самое с женщинами, детьми и стариками кяфиров.

Аллах сказал:

«Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас»[90]

«которые мстят, когда против них поступают несправедливо. Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников. Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо. Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. Им уготованы мучительные страдания. А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость».[91]

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых»[92]

И слова ученых будут приведены в дальнейшем в этой книге, наряду с доводами и разъяснением.

Заключение:

Это некоторые случаи, при которых делается исключение из общего запрета на убийство женщин и детей кяфиров; и среди этих ситуации, случаи, когда допустимо убивать преднамеренно и непреднамеренно, если есть польза для мусульман или муджахедов в этом.

Все это доказывает, что защита (исма) их крови не абсолютна, в отличии от запрета на прелюбодеяние или содомию и т.д., которые абсолютно запрещены. Напротив, шариат Ислама сделал кровь этих женщин и детей дозволенной при определенных исключениях. Это раскрывает ошибку людей, которые заявляют, что их защита (исма) не ограничена и абсолютна при любых обстоятельствах.

 

Глава 4

Понимание саляфами правила о возмездии подобным

 

И не является странным, что дозволено делать что-то в качестве возмездия, что является запрещенным в обычной ситуации.

«Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас»[93]

Имам Табари сказал, объясняя аят: «Это (высказывание Аллаха) означает: «Я дозволил совершать запретное во время кисаса (возмездия), поэтому, что делает мушрик дозволенным по отношению к святости Моей Святыни (Масджид уль-Харам), то, о Мумины, то для вас дозволено подобное»

И мы вкратце упомянем о некоторых словах ученых саляфов относительно запретного, которое становится дозволенным во время возмездия (кисас).
1. Запрет на сражение в Запретные месяцы:

«Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас»[94]

Имам Куртуби упомянул в своем тафсире этого аята: «И передано от аль-Хасана, что мушрики спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Вам запрещено сражаться в Запретные Месяцы?» Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да». И мушрики планировали сражаться против них в эти месяцы, и тогда Аллах ниспослал эти аяты.

И смысл этого предписания: если они позволяют себе сражаться в Запретные месяцы, то и вы сражайтесь против них в эти месяцы».

 

2. Запрет на сражение в Масджид аль-Харам

Аллах сказал относительно Масджид аль-Харам:

«В нем есть ясные знамения – место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности»[95]

и

«Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим!»[96]

Хафиз ибн Кясир сказал в своем Тафсире относительно вышеприведенного аята: «Не начинайте сражения против неверных в Масджид аль-Харам, пока они не будут сражаться против вас, и тогда сразитесь против них»[97]

 

3. Запрет на нанесение увечий

Ибн Теймия сказал: «Что касается нанесения увечья, то это запрещено, кроме как если делается в качестве возмездия равным. Как передал Имран ибн Хусейн: «Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не заканчивал речь, кроме как, призвав нас к правдивости и запретив нам нанесение увечий»

И даже кяфиры, когда мы сражаемся против них, мы не можем калечить их, отрезать им уши или потрошить их, если только они не делали этого с нами, тогда мы можем сделать с ними тоже самое, что они делали с нами»[98] [99]

И относительно увечий Аллах ниспослал:

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых».[100]

 

4. Запрет наказания огнем

От Абу Хурайра передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И воистину, никто не наказывает огнем, кроме Аллаха»[101]

Бухари передал следующий хадис в главе «Если мушрик сжигает мусульманина – можно ли сжечь его самого?»

И Анас ибн Малик сообщил: “Некоторые люди племени Укл и Ерэйна достигли Медины, чтобы встретить Пророка и принять Ислам и сказали, «O Пророк Аллаха! Мы — владельцы молочного домашнего скота (то есть бедуины) и не фермеры (то есть крестьяне). «Они нашли климат Медины неподходящим для них. Посланник приказал обеспечить их молочными верблюдами и пастухом и приказал им, выйти из Аль-Мадины и пить молоко верблюдов и мочу (как лекарство), так что они отправились и когда они достигли Аль-Харра, они отступили (от Ислама) после принятия Ислама, и убили пастуха, которого дал Пророк и уехали с [то есть украли] верблюдами. Когда эти новости достигли Пророка, он послал некоторых людей в преследовании их. (Так что они были пойманы и возвращены к Пророку). Пророк вынес по ним решение. Их глаза были заклеймены частями железа, и их руки и ноги были отрезаны, и их оставляли в Аль-Харра, пока они не умерли в том состоянии их”.[102]

Ал-Баджи прокомментировал относительно этого инцидента, “Они [отступники] сделали ту же самую вещь пастухам. Так что в этой ситуации, допустимо калечить [с огнем] того, кто искалечил Мусульманина [с огнем] — в соответствии с правилом Кисас”.[103] 

 

5. Запрет на уничтожение посевов и деревьев

«Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия»[104]

Абу Бакр делая наставление армии говорил: «Не сжигайте деревьев, не опустошайте земли, не уничтожайте посевы»[105]

Ибн Кудама сказал: «И деревья кяфиров не должны срезаться, их посевы не должны сжигаться, если только они не делают этого на наших землях, в этом случае тоже самое нужно сделать с тем, что принадлежит им, чтобы они отказались от подобного… В основе деревья и посевы делятся на три категории:

а) Те, что необходимо уничтожить, как те, которые находятся близко к их крепостям и мешают сражаться против врагов мусульман. Или если есть необходимость срезать для расширения дороги, для помощи в битве, для ремонта дороги или для маскировки катапульт – и т.п. или если кяфиры уничтожают наши деревья и посевы, тогда тоже самое можно сделать с их деревьями и посевами, и это дозволено без какого-либо известного нам разногласия.

б) Деревья, которые будучи срезаны, повредят мусульманам – так как мусульмане получают пользу от них, например, укрываются в тени, едят из плодов и побегов, и они не являются причиной для вражды между неверными и мусульманами. Поэтому, если мы срежем или уничтожим такие деревья неверных, то неверные могут в отместку уничтожить наши деревья. И поэтому это запрещено по причине негативных последствий для мусульман

в) Деревья, которые не входят в перечисленные категории – те, которые не вредят и не приносят пользы мусульманам – кроме как (их уничтожение) ведет к гневу кяфиров. В отношении этого имеется два мнения:

1) запрещено уничтожать их по причине хадиса Абу Бакра и подобных, которые были переданы как марфу (восходящие) к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Также потому, что это бесполезное уничтожение, поэтому подобное не разрешается, также как и убийство животных (запрещено без необходимости). И это мнение аль-Аузаи, аль-Лейса и Абу Саура.

2) Разрешено, и это мнение Малика, Шафии, Исхака и ибн аль-Мунзира»

Конец слов ибн Кудамы аль-Макдиси[106]

 

Это всего несколько случаев, в которых саляфы утверждали о допустимости совершения запрещенного в случае возмездия. И некоторые из саляфов зашли так далеко, что стали утверждать о допустимости совершения куфра, как например сихр (магия)

В тафсире следующего аята:

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание»[107]

имам Куртуби сказал: «И это соответствует тому, как поступил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с иудеем, который использовал магию против него – несмотря на то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел право на равное возмездие против него, по причине Слов Аллаха: «Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых».[108]

Но он предпочел простить и извинить, взяв за основу слова Аллаха:

«которые мстят, когда против них поступают несправедливо. Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников. Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо. Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. Им уготованы мучительные страдания. А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость»[109]

И хотя это очевидно неправильно – по причине того, что куфр не разрешен, кроме как при икрахе (принуждении), но, не смотря на это, приведенная цитата демонстрирует, как саляфы понимали аяты о возмездии. В отличии от магии, убийство женщин и детей далеко от куфра, и даже дозволено во многих ситуациях, так как же можно утверждать, что эти аяты о возмездии не относятся к женщинам и детям кяфиров, если кяфиры убивают наших женщин и детей? И большинство ученых саляфов согласны с этим.

Имам аш-Шаукани сказал:

Аяты Аллаха:

«Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников»[110]

«Если вы подвергните их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас. Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых»[111]

«Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас»[112]

являются убедительными доводами, ограничивающими общий запрет на имущество, кровь и честь людей»[113]

Как уже объяснил имам ан-Навави в хадисе Ас-Саба: «и это означает, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был спрошен о решении по вопросу женщин и детей мушриков, на которых совершается нападение, и при этом погибают женщины и дети. Он (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, сказав: «Они из них» — имея ввиду, что нет проблемы в убийстве их (в подобной ситуации), потому что к ним применяются такие же правила (ахками) по их отцам, как в случае наследования, брака, ВОЗМЕЗДИЯ, кровных денег и т.д. И подразумевающийся смысл в том, что не следует нападать на них без необходимости»[114]

И в наши дни, когда кяфиры постоянно убивают женщин и детей, и примеры этого трудно посчитать, мы можем уверенно взять это как вынужденность – и согласно словам ибн Кудамы в отношении посевов и т.д.: «Или если кяфиры уничтожают наши (посевы), то мы можем сделать тоже самое, чтобы они прекратили подобное».

 



[1] Аль-Бакара, 251

[2] Муснад Ахмада (18166), Байхаки (9/218), ан-Насаи в «аль-Кубра» (5/170), Абдурразаг (5/330), ат-Табарани в «аль-Кабир» (20/10); также подобное передано Бухари (4/1531) и ибн Аби Шейба (7/387).
Также обратитесь к «Зад аль-Маад» ибн Каййим, глава «Худайбийский договор»

[3] Ат-Тауба, 14-15

[4] Аль-Бакара, 179

[5] Цитата из труда шейха: «Решение Ислама относительно дозволенности шахидских операций»

[6] Ат-Тауба, 5

[7] Для более глубокого исследования относительно неверных в общем, обратитесь к: «Исследование относительно основного правила крови, имущества и чести неверных»

[8] «Шарх Маани аль-Асар» (3/221), ат-Табарани (19/74), Муснад Ахмада (1/79), Байхаки в «аль-Кубра» (7/204)

[9] Абу Умар объяснил: «Это ибн Аби аль-Хукайк, был из евреев Хайбара; его полное имя Салам ибн Аби аль-Хукайк, его кунья Абу Рафи».

[10] «Мусаннаф ибн Аби Шейба» (12/381), «Сират ибн Хишам» (2/274-275)

[11] «Сахих Бухари» (4/147) и «Сахих Муслима» (3/1364)

[12] «Джами Масанид Абу Ханифа» аль-Хуварзими (2/293)

[13] «Сунан Абу Дауд» (3/38)

[14] «Маани аль-Асар» (3/220, 225)

[15] «Сунан Абу Дауд» (3/56, 2669), «Сунан ибн Маджа» (2842), «Муснад Ахмад» (3/488) и «Мустадрак аль-Хаким» (2/122)

[16] «Фатх аль-Бари» (6/146), «аль-Минхадж Шарх Сахих Муслима ибн аль-Хаджадж» (12/49), «Сунан ибн Маджа» (2/967), «Сунан Абу Дауд» (3/56), «Муснад Ахмад» (4/38), аль-Байхаки (9/78), ибн Аби Шейба (12/388), ат-Табарани в «аль-Кабир» (8/102), аль-Багави в «Шарх ас-Сунна» (10/50), аль-Хумайди (2/343, 781) и ат-Тахави в «Маани аль-Асар» (3/221) и «Джами аль-Усуль» ибн аль-Асир (2/733) и ибн аль-Араби в «Аридат аль-Ахваси» (7/65)

[17] «аль-Мугни ваш-Шарх аль-Кабир» (10/503). Что касается слов «запрет на преднамеренное (убийство)» — то это будет объяснено далее в этой книге, если позволит Аллах, и будет разъяснено, что существует много ситуации в которых дозволено убивать преднамеренно.

[18] пер.: Ибн Кясир, да помилует его Аллах, сказал: «И эта фраза, которая является добавкой передатчика, добавлен как текст хадиса. Поэтому, каждый кто слышит его, то он считает что это Марфу (восходящий) хадис, и передает это таким образом» «Аль-Баис аль-Хасис Шарх Ихтисар Улум аль-Хадис» стр. 69, Бейрут издательство «Дар аль-Кутуб аль-Илмия»

[19] «Фатх аль-Бари», том 6/147

[20] Мухаммад ибн Муса ибн Усман ибн Муса ибн Усман ибн Хазим, аль-Хафиз Абу Бакр аль-Хазими, аль-Хамдани, родился в 548 г.х.

[21] «Аль-Итибар Фи ан-Насихи валь-Мансух», аль-Хазими, стр. 215, «Макабат аль-Андалус», Хомс, 1386

[22] «аль-Умда Фи Идад аль-Удда лиль-Джихади Фи сабилиллахи Тааля», стр. 331

[23] «Фатх аль-Малик би Табвиб ат-Тамхид» в «Китаб аль-Джихад» (6/237).

[24] «Нихайат аль-Мухтадж» (8/64)

[25] Ибн Кудама передает: «Он (Ахмад ибн Ханбаль) сказал: «Хадис Ас-Саба пришел после запрета на убийство женщин и детей, потому что запрет на убийство женщин был, когда он отправил людей к ибн Аби аль-Хугайк» (аль-Мугни ваш-Шарх аль-Кабир» (10/503)

[26] «Фатх аль-Бари» (6/183)

[27] Имам Малик сказал: «Кто желает написать (и изучить) историю сражений, то он обязан обратиться книге праведного человека Муса ибн Укба» См. «Ас-Сарим аль-Маслюл» ибн Теймия

[28] Аллах запретил изначально мусульманам насилие: «Простите их и будьте великодушны, пока Аллах не явится со Своим повелением» (2:109); Абдуррахман ибн Ауф и некоторые из его товарищей пришли к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в Мекку и пожаловались: «О, Посланник Аллаха! Мы были почитаемы и горды, когда были мушриками; а теперь, когда мы приняли Веру, мы стали униженными». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Мне было приказано прощать, поэтому не сражайтесь (в ответ)» (Ан-Насаи (6/3) и аль-Хаким (2/307). Затем Аллах ниспослал: «Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190). Женщины и дети – обычно – не сражаются, поэтому это никогда не дозволялось изначально. А затем Аллах ниспослал Аят о Мече (ат-Тауба: 5), который отменил все предыдущие аяты о сражении.

[29] «Ас-Сарим аль-Маслюль Аля Шатим ар-Расуль», стр. 130

[30] Аль-Бакара 190; Важно понять, что ученые ограничивали этот аят аятами о кисасе.

[31] Муснад Ахмада (18166), Байхаки (9/218), ан-Насаи в «аль-Кубра» (5/170), Абдурразаг (5/330), ат-Табарани в «аль-Кабир» (20/10); также подобное передано Бухари (4/1531) и иблн Аби Шейба (7/387).
Также «Зад аль-Маад» ибн Каййим, глава «Худайбийский договор»

[32] «Ат-Тасил Ли Машруиййат Ма Хасала Ли Амрика мин Тадмин» (38); эта книга была прочтена и одобрена шейхом Хамуд ибн Укла аш-Шуайби и арестованным шейхом Али ибн Худайром аль-Худайр.

[33] Это глава рассматривает наказание за преднамеренное убийство женщин и детей неверных, которые не имеют договора с мусульманами – в ситуации, когда нельзя убивать их преднамеренно.

[34] Имам Аш-Шафии сказал, объясняя хадис Ас-Саба: «И значение слов «они от них» в том, что у них есть два качества: к ним не применяются правила как к обладателям веры (иман), что сделало бы их кровь запретной; к ним не применяются правила как к живущим в землях веры (Дар уль-Иман), что запрещало бы нападение на их дома» См. «Ар-Рисаля» (299)

[35] См. «Шарх ас-Сийар аль-Кабир» (2741), глава «Ман Йукрах Гатлуху Мин Ахль аль-Харб». Что касается слов: «Это означает, что нет для них святости, и нет в них самих неприкосновенности» — то не следует это понимать, что разрешено без ограничения убивать женщин и детей, напротив это запрещено, но не по причине того, что это женщины и дети, а по причине той пользы, что может быть извлечена из них, после их порабощения. Из этого можно понять, что в случае если убийство их принесет больше пользы чем их порабощение (т.е. оставление их в живых), то это дозволено, как разъяснил аз-Зайла, когда сказал: «Поэтому дозволено убивать детей мушриков для пользы (маслаха) мусульман, и убийство их стариков тогда еще более дозволено, если есть в этом польза, например, если они являются предводителями. Но если нет пользы, то не следует убивать их, пока они не сражаются. В этом случае их следует убить, чтобы уберечься от их вреда» См. «Табйин аль-Хагаиг» в «Китаб ас-Сийар»

[36] «Бадаи ас-Санаи» в «Китаб ас-Сийар», «Байан Ман Йахиллу Гатлух»

[37] «Аль-Бахр ар-Раиг» в «Китаб ас-Сийар»

[38] «ас-Сарим аль-Маслул», стр. 131

[39] «Фатх аль-Бари» (6/183)

[40] «Нихайат аль-Мухтадж» (8/65)

[41] сторона «Б» кассеты «Китаб аль-Джихад» в лекциях по «Шарх Булуг аль-Марам». Или скачайте с веб-сайта шейха:   http://www.binothaimeen.com/sound/snd/a0020/A0020-3B.rm Начиная с 28:17

[42] Аль-Исма аль-Мусамма; буквально: «Защита Греха» – что означает, что если эта защита нарушена, то нарушитель будет грешником и его грех будет прощен посредством совершения тауба (покаяния) и истигфара (прошения у Аллаха о прощении). Но это не значит, что нарушитель должен выплатить кровные деньги, компенсацию или должен быть наказан. И шейх уль-Ислам привел пример этого.

[43] Аль-Исма аль-Музаммина: буквально «Защита требования» — что означает, что если человек преступил границы, то он должен выплатить кровные деньги, или компенсацию, или должен быть наказан – в зависимости от природы преступления. Например, за убийство мусульманина или зимми. При этом не надо забывать основное правило шариата: «Мусульманин не может быть убит за кяфира»

[44] «Минхадж ас-Сунна» (4/453-454)

[45] Но так как они ослушались запрета Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), как было разъяснено саляфами, (все, что требуется это) покаяние и прошение о прощении у Аллаха.

[46] «аль-Мугни» (8/67)

[47] См. «Фатх аль-Бари» (6/146) и «аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» (12/49)

[48] «Фатх аль-Бари» (6/146)

[49] «аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» (12/49-50). Обратите внимание, что Имам упомянул о различии во мнениях относительно хукма детей в Следующем Мире – но относительно хукма этого мира он не упоминал различия во мнениях: «в этом мире, дети кяфиров имеют такой же хукм, что и их отцы»

[50] «Джами аль-Усул» (2/733)

[51] «аль-Умм» (4/239). Обратите внимание как Имам упоминает убийство женщин и детей в дневное время

[52] «Минхадж ат-Талибин» (4/224)

[53] «Гаваид аль-Ахкам Фи Масалих аль-Анам» (1/82)

[54] Закария аль-Ансари, умер в 926 г.х.

[55] «Фатх аль-Ваххаб» (2/301)

[56] «Маджму аль-Фатава» 28/537-546, 20/52

[57] «Аль-Хашиат алля ар-Рауд» 4/271

[58] «Бидая аль-Муджтахид» (1/385-386)

[59] «Аль-Хашиат аля ар-Рауд» (4/270)

[60] «Мугни аль-Мухтадж шарх аль-Минхадж» (9/72)

[61] «Машари аль-Асваг» (2/1024). Обратите внимание, как Имам не утверждает, что является макрухом нападение на кяфиров, если их женщины и дети присутствуют там, но он отметил это в случае если там находится мусульманин пленный или купец, и мустаман.

[62] Ссылается на хадис, в котором ибн Умар передал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сжег и срезал финиковые деревья Бану Надир». См. «Фатх аль-Бари» (6/154)

[63] «Умдат аль-Кари» (14/270). Очевидно из его слов, что факт присутствия женщин и детей не отменяет правило о разрешенности.

[64] «аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» (12/48)

[65] «Машари аль_Ашваг» (2/1023)

[66] «Шарх Фатх аль-Кадир» (5/203)

[67] «Хашиат ибн Абидин» (3/225)

[68] «аль-Мугни» (10/504)

[69] «Фатх аль-Бари», «Китаб Иститабат аль-Муртаддин». И только небольшое число возразило дозволенности убийства женщины, которые оставили Ислам, заявляя, что следует применить в этом случае общий запрет на убийство женщин и детей неверных. Имам ибн Хазм сказал в «Китаб аль-Джихад» от «аль-Мухалла»: «Да будут уничтожены те, кто говорит подобное»

[70] Саляфы исключали детей из этого

[71] «аль-Мугни» (10/74)

[72] Что касается их детей – то является условием, чтобы у них был акль – способность понимать, что они говорят и делают

[73] Ат-Тауба: 12

[74] «Тафсир аль-Куран аль-Азим» (2/352)

[75] Ибн Теймия в «Ас-Сарим аль-Маслюль» объясняет, что эта женщина была иудейкой-зимми

[76] «Сахих Абу Дауд» (3665) и «Сунан ан-Насаи»

[77] «Ас-Сарим аль-Маслул Аля Шатим ар-Расул» (62)

[78] Худ: 55

[79] «Ас-Сарим аль-Маслуль Аля Шатим Ар-Расуль» (95-98). Ибн Теймия далее упоминает, что ее дети были как маленькими, так и взрослыми. Это означает, что если они ругали бы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) то их следовало бы также убить. Аль-Хаттаби упоминает относительно ибн Ас-Саййада аль-Йахуди, что не юность лет помешало Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) разрешить Умару убить его – но причиной был договор. И это подтверждается передачей хадиса в Шарх ас-Сунна: «Если он – это он (т.е. Даджаль), то не ты его убийца – только Иса ибн Марьям убьет его. А если это не он, то нельзя тебе убивать человека из людей договора»

[80] Ат-Тауба: 12

[81] «Тухфат аль-Ахваси», Китаб ас-Сийар»

[82] «Хашиат ибн Абидин» (3/225)

[83] «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» (12/92)

[84] «Фатх аль-Бари» (7/412)

[85] «Фатх аль-Бари» (7/329, 411-414) и «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслим ибн аль-Хаджадж» (12/92-93)

[86] «Фатх аль-Бари» (6/152)

[87] «Тухфат аль-Ахваси» в «Китаб ас-Сийар»

[88] «Аль-Мухалла» (7/299)

[89] «Табйин аль-Хагаиг» в «Китаб ас-Сийар». Очевидно, что причиной по которой дети и женщины Бану Курайза были отделены, была в пользе (маслаха) сохранения их жизни – т.е. в порабощении. Убийство же привело бы к потере ценного имущества. Аз-Зайла разъясняет, что если есть польза в убийстве женщин и детей неверных – польза, которая может превзойти пользу от сохранения их жизней – тогда дозволено убить их.

[90] Аль-Бакара: 194

[91] Аш-Шура: 39-43

[92] Ан-Нахль: 126

[93] Аль-Бакара: 194

[94] Аль-Бакара: 194

[95] Али-Имран: 97

[96] Аль-Бакара: 191

[97] Шейх Абдуль-Азиз аль-Джарбу сказал: «Аллах запретил нам сражаться против них в Запретной Мечети общим запретом – и это ограничено ситуацией, когда они начинают сражаться против нас там»

[98] «Маджму аль-Фатава» (28/314)

[99] «Тафсир аль-Куран аль-Азим» (2/653) и аль-Куртуби (10/132)

[100] Ан-Нахль: 126

[101] «Фатх аль-Бари» (6/149-150)

[102] «Сахих аль-Бухари» (2/546, 1430) и «Сахих Муслим» (3/1296, 1671)

[103] «Аль-Мунтага шарх аль-Муватта» (3/172). Должно быть упомянуто, что некоторые из Салафов не любили использование огня полностью, как Ибн Хаджар (Ра) сказал, “И Салафы не разногласили относительно сжигания — ‘Умар и Ибн ‘Аббас, и другие не любили это, будь то за отступничество, или войны (против Аллаха), или даже Кисас. И это считалось допустимым ‘Али и Халидом Ибн ал-Валидом и другими”. [Фатх аль-Бари 6/150].
И Аш-Шовкани сказал, “И действительно Абу Бакр (Ра) жег людей с огнем в присутствии Сподвижников; и Халид Ибн Ал-Валид жег людей из вероотступников, и Али — также”. [Нэйл Ал-Отар 7/250].
И ибн Теймиия сказал, “Передано с хорошими иснадами повествования от него (‘Али) что он жег еретиков”. [Маджму Ал-Фатава 8/474].
И возможно возразить, что Али, Абу Бакр и Халид не знали о хадисе запрещавшим использования огня как наказания – но это слабый аргумент. Потому что передано от ибн Аббаса, что он сказал относительно сжигания имамом Али вероотступников: «Если бы это делал я, то я не мучил их по причине запрета Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Никому не следует наказывать огнем, потому что это Аллах наказывает огнем». Я бы их просто убил» («Сахих Бухари» 6/2537). Когда это порицание от ибн Аббаса дошло до Али, то он не принял этого понимания хадиса (т.е. то, что подобное запрещено при любых обстоятельствах) и остался на мнении о дозволенности его действий в отношении многобожников, и сказал ибн Аббасу: «Горе тебе! О, ибн Аббас!» (Даракутни (3/108), «Муснад Ахмада» (1/282), «Мусаннаф Абдурразаг» (5/213). И было записано Абдурразаком: «Когда Халид пытал вероотступников, то Умар сказал Абу Бакру: «Ты позволишь ему наказывать наказанием Аллаха?» Абу Бакр ответил: «Я не спрячу меч, который Аллах оголил перед куффарами»

[104] Аль-Бакара: 205

[105] «Аль-Мугни» (9/289), «Аль-Мабсут» (10/31) и «аль-Мухалла» (7/294)

[106] «Аль-Мугни» (10/509)

[107] Ан-Нахль: 90

[108] Ан-Нахль: 126

[109] Аш-Шура: 39-43

[110] Аш-Шура: 40

[111] Ан-Нахль: 126

[112] Аль-Бакара: 194

[113] «Найль аль-Аутар» (6/39)

[114] «Аль-Минхадж Шарх Сахих Муслима ибн аль-Хаджадж» (12/49-50)

 

 

 

Подготовлено: At-Tibyān Publications Ramadhān, 1425 H.

 

Переведено: A.M.I.R. для IslamDin

 

Формат doc

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.