Home / Библиотека / Коротко о шариатском положении пленного мусульманина. Глава 1

Коротко о шариатском положении пленного мусульманина. Глава 1

Вступление

Хвала Аллаху Господу Миров, мир и приветствие пророку Мухаммаду его семье и его последователям, затем:

Моим намерением было сделать эту книгу энциклопедией (сборник положений пленного мусульманина) собрать в нем все вопросы связанные с пленником, с разъяснением положения в Исламских мазхабах, передавая мнение мазхаба на которое опирается мазхаб из книг мазхабов, затем говорить о более предпочтительном мнении, упоминая причину того или иного вопроса, которую я вижу правильным.

Но, однако же, Аллах захотел, чтобы эта книга стала такой, какой она есть.

Во-первых, я составил книгу в сокращенном виде, ограничиваясь на более важных вопросах, в которых нуждается пленный мусульманин.

Во-вторых, я не охватил все высказывания или передачу всех мнений из книг мазхабов, а упомянул вопрос, затем общее мнение ученых, а затем указал с какой книги взял.

В третьих, упомяну, что вижу более правильным, не пренебрегая тем, что я не смог выбрать более правильное, быть может, читающий и изучающий эту книгу увидит то, что не смог увидеть я, поэтому упомянул мнение с доводами и их авторов.

Так же сделал ответ коротким после вопроса, упоминая, что я вижу более предпочтительным мнением, а затем упомянул более подробно.

Постарался сделать книгу в форме вопроса и ответа, чтобы облегчить усваивание.

Прошу Аллаха сделать эту работу искренней, ради щедрого лика Его и чтобы это принесло пользу, амин.

 

Написал Харис ибн Гъазий ан-Наззари Мухаммад ибн абдуль-Кадир Муршидий 1432.

 

 Содержание:

 

Глава 1. Пленение и принуждение

 

1. Кто такой пленник?

2. Является ли пленение принуждением?

3. Является ли пленник принужденным?

4. Достаточно ли в принуждении — запугивание или необходимы действия принуждения от принудителя?

5. Действия, которые нельзя оправдать тем, что они были совершены под принуждением?

6. Дозволено ли мусульманину сдаваться в плен?

7. Каково положение того, кто сбежал из плена?

 

Глава 2. Очищение

 

1. Если пленный не имеет возможности совершить таямум землей, дозволено ли совершить его пылью?

2. Если пленный не нашел пыль, что ему делать?

3. Обязательно ли для пленника совершать таямум перед каждым намазом?

4. Как очищаться (для намаза) пленнику, который распят и закован?

5. Может ли пленник совершить намаз в одежде, на которой есть наджас?

6. Совершает ли пленник намаз в месте, где есть нечистоты?

7. Как должен пленник совершать намаз в месте с нечистотами?

8. Иногда пленнику разрешают совершить омовение для намаза, иногда, нет, или только тогда, как выйдет время. Что ему делать, если при этом он предполагает, что ему могут разрешить совершить омовение в определенное время?

 

Глава 3. Намаз

 

1. Что делать пленнику, если он не знает направление Киблы?

2. Может ли пленник руководствоваться в определении направления Киблы указанием тюремного надзирателя?

3. Если плененные разошлись относительно направления Киблы, как им совершать намаз?

4. Что делать пленнику, если он не может определить время намаза?

5. Что делать пленнику, если ему запретили читать азан и икамат?

6. Совершает ли пленник намаз в обнаженном виде?

7. Как совершать намаз пленнику распятому, подвешенному, с закованными за спиной руками.

8. Что делать пленнику, если ему запретили совершать намаз физически?

9. Если пленник потерял сознание во время намаза и пришел в себя после того, как вышло время намаза, восполнять ли ему молитву?

10. Является ли обязательным для пленного возмещение пропущенных намазов в обязательном порядке?

11. Обязательно ли пленнику совершать коллективную молитву?

12. Каково положение совершения намаза за приверженцем новвоведений?

13. Является ли обязательным для пленника совершение пятничной молитвы?

14. Что делать мусульманину, если его пленили во время путешествия, когда он сокращал молитву?

15. Дозволено ли пленному совмещать намазы по причине пленения?

16. Дозволено ли находящемуся в розыске совершать намаз страха?

 

Глава 4. Закят и денежные отношения

 

1. Как пленнику выплатить закят с денег, торговли и фитра?

2. Каково положение денег плененного, потратившего все деньги или большую их часть на милостыню?

3. Дозволено ли тратить на плененного из денег закята?

4. Обязательно ли исполнять завещание пленного, завещавшего крупную сумму?

 

Глава 5. Пост

 

1. Что делать пленнику, который не может определить месяц Рамадан?

2. Как держать пост, если он не может определить ночь и день?

3. Что делать пленнику-мусульманину, если он потерял сознание в дневное время Рамадана?

4. Что делать плененному мусульманину, который проспал день Рамадана, проснувшись только ночью?

5. Дозволено ли пленнику поститься непрерывно?

6. Если пленника принудили к еде во время поста, надо ли ему возмещать этот пост?

 

Глава 6. Хадж и Умра

 

1. Обязателен ли хадж для пленника?

2. Дозволено ли совершить хадж или умру за пленного?

3. Что делать мусульманину, которого пленили во время ихрама на хадже или умре?

4. Что делать плененному, совершающему хадж, не имеющему жертву для жертвоприношения?

5. Является ли обязательным восполнение хаджа или умры на том, кого пленили до завершения им их?

6. Дозволено ли совершать хадж или умру за пленного без его ведома?

 

Глава 7. Брак и развод

 

1. Является ли действительным брачный договор пленного?

2. Действителен ли развод плененного, если его принудили развестись?

3. Дозволено ли вакилю женщины требовать развод по причине пленения?

4. Дозволено ли женщине требовать развод от плененного мужа, по причине того, что он не расходует на нее или не совершает половой акт?

 

Глава 8. Еда и питье

 

1. Дозволена ли пленнику еда, которую принес многобожник?

2. Дозволено ли пленнику есть мясо животного, заколотого многобожником, если он боится за свое здоровье?

3. Дозволено ли пленнику есть еду, подаренную на праздник многобожников?

4. Дозволено ли пленнику сидеть за одним столом с неверующими и приверженцами новшеств во время еды?

5. Каково положение пленника, если его принудили употребить запретное?

 

Глава 9. Клятвы и обеты

 

1. Лежит ли искупление на пленнике, если он поклялся не убегать или не сражаться с неверующими, а затем нарушил клятву?

2. Дозволено ли пленному клясться, что он будет придерживаться неверия?

3. Является ли обязательным для пленного исполнять договоренность с неверующими о том, что он не будет с ними сражаться?

4. Если мусульманин принес временный обет, затем не смог исполнить его по причине пленения, что ему делать?

 

 

Глава 10. Преступление

 

1. Дозволено ли пленному объявлять голодовку?

2. Дозволено ли пленному совершить самоубийство по причине пыток, мучений и трудностей?

3. Дозволено ли убить себя из страха выдать тайну?

4. Дозволено ли женщине покончить с собой, чтобы защитить свою честь?

5. Дозволено ли женщине прервать беременность, наступившую впоследствии изнасилования в плену?

6. Дозволено ли пленному мусульманину покушаться на мусульман, если его принудили к этому?

7. Дозволено ли пленному мусульманину соединиться с неверующими пленными в сражении против кяфиров?

 

Глава 11. Вероотступничество

 

1. Считается ли пленник вероотступником, если от него исходят признаки неверия?

2. Дозволено ли пленному требовать рассмотрения его дела в тагутском суде?

3. Дозволено ли пленнику требовать себе адвоката?

4. Если пленный выдал некоторые тайны, будет ли он считаться шпионом?

5. Кто такой шпион и каково его положение?

 

Глава 12. Амирство

 

1. Сохраняется ли титул пленного амира на его территории?

2. Обязательно ли пленникам выбирать себе амира?

 

Глава 13. Нравственные качества

 

1. Как должен плененный относиться к своим плененным братьям-мусульманам?

2. Как должен плененный относиться к приверженцам новшеств?

3. Как должен заключенный мусульманин относиться к плененным немусульманам?

4. Каковы обязанности мусульман относительно пленных?

5. Каковы обязанности мусульман относительно семей заключенных?

 

 

 Глава 1. Пленение и принуждение

 

1. Кто такой пленник (асир)?

В языковом значении – это запертый, заключенный.

Каждый закованный или запертый в тюрьме является пленным.

Аллах говорит:

“И они кормили едой, несмотря на любовь к ней, неимущего, сироту и пленника”.

Мужтахид в комментарии к этому аяту сказал: «Асир – это запертый).

Что касается терминологического значения, как пришло в словаре фикха, Асир (плененный) — это тот, кого схватили во время войны, как мужчина так и женщина.

Так же можно сказать, что это каждый мусульманин, находящийся в заточении у неверных.

 

2. Является ли пленение принуждением?

По единогласному мнению ученых, пленение — это принуждение.

Прежде чем привести высказывания факихов в этом вопросе, упомяну определение икраха (принуждения) и его условия.

Сказал ибн Хаджар в определении принуждения: «Икрах — это принуждение (или заставлять) кого-то делать то, что он не хочет».

 

Четыре условия действительности икраха (принуждения):

1. Принуждающий должен быть в состоянии (иметь власть или силу) сделать то, что он грозился сделать, а принуждаемый не в состоянии избежать наказания даже бегством.

2. Если существует большая вероятность того, что если он откажется, то исполнится угроза.

3. Если то, чем ему угрожали, должно случиться незамедлительно. Например, если скажут: «Если ты этого не сделаешь, то мы тебя побьем завтра», то такой человек не считается принужденным. Исключением является то, что если промежуток времени короткий, или известно, что угрожающий обычно не нарушает своих обещаний.

4. Принуждаемый не должен проявлять ничего такого, что показывало бы, что он делает это деяние по своей воле.

Что касается того, является ли тюрьма принуждением, то имам Ибн Хазм сказал: “Принуждение – это все то, что в языке обозначено как «принуждение», а также все то, что доступно чувственному восприятию, как принуждение, к чему относится угроза убийством человеком, от которого действительно можно ожидать исполнение того, чем угрожает. Угроза избиением, заключением в тюрьму, порчей имущества”. См. “аль-Мухалля” 8/330.

Ибн Хаджар сказал: «Ученые сошлись на том, что в термин «принуждение» входит угроза убийством, порчей органов тела, сильного избиения, долгого заточения. Но ученые разошлись во мнении о несильном ударе или непродолжительном заточении, на день или два».

Так же, с достоверной цепочкой, передается от Умара: «Когда человека запирают, привязывают или подвергают мучениям — его жизнь в опасности». С другой цепочкой передатчиков так же от Умара добавляется: «Четыре вещи из принуждения: тюрьма, удар, угроза, оковы».

Заточение само по себе является принуждением, если оно было продолжительное время. И если в заточении нет телесных или душевных мучений — то это уже принуждение, то что говорить о том, когда пытают и морально давят на человека? Тюрьма — это принуждение.

 

Ученые разошлись относительно того, является ли принуждением заточение на непродолжительное время.

Ибн Хаджар сказал: «Ученые разошлись во мнениях о несильных побоях и заточении на день или два дня».

Тогда как ибн Абидин сказал, что икрахом является даже заточение или сковывание на один день.

Отсюда мы понимаем, что продолжительное время — это все, что превысило день.

Сказал ибн Батталь: «Сказали Шурейх и Нахъий: связывание – это принуждение, угроза – это принуждение, заточение – это принуждение».

Сказал ибн Сахнун: «У имама Малика и его последователей-маликитов в принуждение входит удар, и нет у удара определенной степени, также как и нет времени у заточения. Возвращается это к боли, которая чувствуется от удара и к тесноте от заточения. Теснота чувствуется и в недолгом заточении или угнетении правителем или другими, кто имеет власть. Это и является принуждением у имама Малика».

Вывод из всего перечисленного заключается в том, что заточение – это принуждение. И нет определенного времени, чтобы назвать заточение принуждением, но это зависит от вреда и трудностей, которые принесло заточение.

 

3. Является ли пленник принужденным?

Пленение является принуждением, как это уже упоминалось выше. Однако плененный не всегда является принужденным, это скорее зависит от того, к чему его принудили.

То есть, заключенный не делает для себя дозволенным то, что запрещено, в особенности неверие. И не дозволено ему ничего из этого (слова неверия), кроме того, к чему его действительно принудили.

Доктор Хасан абу Гудда разъяснил этот вопрос: «Становится ясным из слов ученых, что принуждение путем заточения делится на два вида:

1. Чтобы заточению или принуждению сопутствовал страх, гибель органа, убийство или отрезание органов, лишение еды или лечения, побои.

И принужденному, предполагающему, что он спасется от всего перечисленного, если он произнесет слова неверия, и все, что помимо этого, например как испитие спиртного, ругань пророка салЛалаху алейхи ва салЛям, поедание свинины, крови, мертвечины и т.п., дозволяется сделать это. И основой всему этому мы берем историю принуждения Аммара ибн Ясира, когда он произнес слова неверия, но сохранял веру в сердце. Однако, велика награда у Аллаха для того, кто будет стоек на своем и будет терпеть ради Лика Его и умрет в таком положении.

И сошлись ученые на том, что не дозволено принужденному (которому сопутствовало состояние страха, гибели или отрезания органа, убийства лишения еды или лечения, побоев) совершать выше упомянутые действия с другим человеком (убийство, отрезание органов, прелюбодеяние и т.д.).

Если совершить, то мера наказания за убийство или изнасилование или порчу органов другого, чтобы спастись, не устанавливается, а берется штраф как махр за изнасилование или порчу органов,

2. Если заточение сопровождается страхом перед тем, что не приводит к гибели или повреждению органов тела, то это так же делится на два вида:

а) из видов принуждения, которое невозможно терпеть по причине тяжести телесных или душевных мучений, которые приводят к потере сознаний или сильному голоду и т.п.

б) из видов принуждения, которое в состоянии вынести с трудом, который ограничен заточением, лишением пищи, удара, который может вытерпеть, это отличается от места к месту и личности.

В этих двух положениях не дозволено произносить слова неверия и все, что помимо этого, если у него есть предположение избежать мучений.

Даже пусть терпит и надеется на награду у Аллаха, он непременно будет награжден за свое терпение и надежду, но если совершит запретное, то попадет в грех. Однако наказание за слова куфра или распивание спиртного и т.п. не следует, т.к. это принуждение остается под сомнением, но если мусульманин под принуждением испортил имущество другого мусульманина, он должен возместить ущерб.

Вижу необходимость примкнуть первый из видов из второго положения к первому положению по причине схожести между ними, по причине того что пишут о методах изощренных мучений, запугиваний, изобретений дьявольских, которые запугивают некоторых заключенных.

 

4. Достаточно ли в принуждении запугивания или необходимы действия для принуждения от принудителя?

Более предпочтительное мнение, которое гласит, что угроза, исходящая от того, кто в состоянии ее исполнить, достаточна для того, чтобы тот, кому угрожают, был оправдан принуждением.

Сказал ибн Кудама: «И не будет принужденным человек, которому угрожали, пока его не постигло что-то из мучений, как например: удар, удушение выкручивание ног и т.п. и так же угроза не является принуждением».

Но если его постигло что-то из мучений как удар, удушение, скручивание суставов, заточение, утопление в воде с угрозами, то в этом случае такой будет принужденный, нет сомнения в этом.

В пример можно привести историю Аммара, которого схватили многобожники и принудили произнести слова куфра. И пришел Аммар со слезами на глазах к посланнику Аллаха салЛалаху алейхи ва салЛям, и посланник Аллаха вытирал ему слезы и говорил: «Они схватили тебя, эти многобожники. Они погружали тебя в воду и принудили свидетельствовать о неверии, и ты свидетельствовал. Если они снова схватят тебя, поступи снова так, как ты поступил».

Умар радыАллаху анху сказал: «Человек не может отвечать за себя, если ему причинят боль, ударят или свяжут».

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод: чтобы человек считался принужденным, необходимы действия, обращенные на него.

Что касается угрозы без действия, то от имама Ахмада пришло два ривая:

1. Не является принуждением, так как в шариате пришло облегчение, это то, что пришло в хадисе с Аммаром (они схватили тебя и погрузили в воду).

И поэтому положение такого не будет принужденным, кроме как это было с Аммаром.

2. Одна угроза, это принуждение.

Сказал ибн Мансур в ривая от имама Ахмада: граница принуждения, это страх убийства или сильного избиения.

И этого мнения придерживается большинство ученых по фикху.

Говорит абуХанифа и имам Шафии: принуждение не будет, кроме как через угрозу.

Потому что наказание, которое было в прошлом, уже не устранится тем, к чему его принуждают сейчас, и он не боится, что сейчас его постигнет это.

Но дозволенным становится действие по принуждению для того, чтобы устранить от себя то, чем ему грозят из наказаний в последующем.

И в двух этих положениях, страх смерти или сильного удара является одним.

Этот вопрос хорошо разъяснил шейх Али Худейр, да освободит его Аллах, сказав: «Если угрожал убийством тот, кто в состоянии это сделать, является ли это оправданием, или необходимо, чтобы были применены действия и только потом он может совершить то, к чему его принуждали?

В этом вопросе есть разногласия среди ученых:

Первые на том, что одной угрозы достаточно, но если только тот, кто угрожает, имел силу совершить то, чем угрожает или должна быть хотя бы большая вероятность, что он совершит обещанное. И это мнение большинства ученых. Их доводом являются слова Аллаха:

«…кроме тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера».

Вторые на том, что необходимо, чтобы принуждаемого коснулось наказание или мучение.

Это мнение имама Ахмада и он сделал порицание Яхье ибн Маъину и другим за то, что они согласились с султаном в том, что Куран сотворен, когда тот принудил их к этому, просто пригрозив.

Доводом имама был хадис Аммара, когда к нему было применено действие, а этим просто пригрозили избиением.

Итак, подведем итог, собрав воедино два этих мнения: зависит от личности то, к чему склоняется душа в этом вопросе. Что касается ученых и требующих знаний, за которыми следуют люди, то им следует быть стойкими, они не должны соглашаться и быть принужденными, когда их запугивают и даже, когда по отношению к ним применяют действия, например, мучения или убийство. Они должны проявить терпение. И это лучше. Ведь это один из видов Джихада:

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением…»

И на достоинство этого поступка указывает хадис Торика ибн Шихаба, который передал имам Ахмад в книге «Зухд», так же ибн аби Шайба в «Мусаннифе», про человека, от которого потребовали принести жертву не Аллаху. Он отказался от этого и его убили. Этот хадис хороший, но мавкуф[1].

Так же, история про юношу, которого убил султан, произнеся: «С именем Господа». Этот юноша проявлял терпение, пока его не убили. Передал имам Муслим.

Что же касается других простых людей и молодежи, то можно согласиться из-за угроз, облегчив тем самым свою участь, и это будет оправданием для них. На это указывает хадис: «Поистине, Аллах любит, когда принимают Его облегчения». Привел имам Ахмад хадис ибн Умара.

И многое зависит от времени, когда происходит это, например, как в начале призыва людям, которые открыто, объявляли о своей вере, приходилось многое терпеть от многобожников. Они были замучены и убиты, несмотря на то, что они простой народ. В этом случае не смотрели на личность, так как это было начало призыва, и они находились среди невежественных людей.

Можно привести хадис, переданный Хаббабом ибн Артом: «И было это в начале призыва в Мекке, когда сказали пророку, салЛлаху алейхи ва салЛям: «А не попросишь ли ты для нас победы у Аллаха?» на что он салЛлаху алейхи ва салЛям ответил: «Были до вас и такие, к которым приводили человека, и они распиливали его пополам…» Привел имам Бухари и имам Абу Дауд.

И, говоря об историях, которые указывают на проявление терпения, невозможно не упомянуть таких сподвижников, как: Абу Зарр, Ясир и его жена Сумайя. Но, несмотря на все вышеперечисленное, были и такие, кто соглашался с многобожниками, и это дозволено только в том случае, когда таковых лишь небольшое количество, и это не бросается в глаза.

 

5. Действия, которые нельзя оправдать тем, что они были совершены под принуждением?

Сказал шейх Али Худейр, да освободит его Аллах: «Принуждение бывает трех видов:

1. Принуждение действием (совершение суджуда не Аллаху или жертвоприношение не с Его именем, который являться большим ширком).

2. Принуждение словом (руганье пророка, да благословит его Аллах и приветствует, религии или отказ от единства Аллаха).

3. Принуждение в убеждении (дела, совершенные сердцем).

Что касается первого, то это дозволено, если его действительно вынудили, учитывая некоторые подробности.

Второе недопустимо, если действие наносящее вред, переходит на других. Например, если предлагают убить человека, то даже при принуждении или аресте, это не дозволено, потому что нельзя оттолкнуть от себя наказание за убийство, погубив невинную душу.

Или, например, если мусульманина принуждают вступить в ряды армии куфаров для сражения против мусульман, то это недопустимо. Как это пришло в Куръане:

«И скажут им: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!»

Этот аят был ниспослан впоследствии того, что некоторые из новообращенных мусульман не совершили хиджру и остались в Мекке. Многобожники принудили их к сражению с мусульманами в битве при Бадре, и был ниспослан разъясняющий аят, что таким нет оправдания и что место их в геене за их вероотступничество за помощь мушрикам против мусульман. Для более подробного рассмотрения этого вопроса, вопроса непричастности, можно обратиться к книге шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, в сборнике единобожия.

Аллах говорит:

«Не преступайте [границы дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступников».

Посланник Аллаха салЛлаху алейхи ва салЛям сказал:

«Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)».

Что же касается действий, которые ограничиваются на нем самом, как поклон не Аллаху или жертвоприношение не ради Аллаха, то они дозволены в случае, если у принужденного было безвыходное положение и, при этом, он сохранил веру в сердце.

Третье, т.е. принуждение в убеждении сердца. Это даже невозможно представить. Даже если принудитель заявит об убиении принуждаемого в случае, если он не откажется любить Аллаха и Его посланника, то это принуждением быть не может, т.к. нет власти над сердцем ни у кого из людей.

В таком случае хиджра на пути Аллаха является обязательной для мусульманина, если он в состоянии это сделать. Он должен поехать туда, где будет в безопасности сам, его семья и его Религия.

«Скажут им: «В каком положении вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы и притеснены на земле». Они скажут: «Разве земля Аллаха не была обширна для того, чтобы вы переселились на ней».

 

6. Дозволено ли мусульманину сдаваться в плен?

 

Должна быть твердая решительность мусульманина не сдаваться в плен, но если он сдается, то с определенными условиями.

Доводом на это являются действия сподвижников и молчаливое согласие пророка, салалЛаху алейхи ва салЛям.

Передает имам аль-Бухари в своем сборнике от Абу Хурайры, который рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил отряд из десяти человек в качестве разведчиков, назначив амиром над ними ‘Асыма ибн Сабита аль-Ансари. Они двинулись в путь, а когда достигли аль-Худата — места, находящегося между ‘Усфаном и Меккой, про них узнали люди племени Хузайль, которых называли Бану Ляхьян. Они выдвинулись за ними в составе двухсот лучников. Они нашли следы их привала и остатки еды, среди которых были финики, и сказали: “Это финики из Йясриба (Медина)”, и последовали за ними дальше. Когда ‘Асым и его спутники заметили их, они укрылись на возвышенности, а эти люди окружили их и сказали: “Спускайтесь вниз и сдавайтесь, а мы обещаем вам, что никого из вас не убьем!” На это ‘Асым ибн Сабит – амир отряда, сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, я сегодня не буду под покровительством неверных! О Аллах, сообщи о нас Твоему пророку!”

Тогда они начали стрелять в них из луков и убили семерых из них, включая и ‘Асыма, а трое из них: Хубайб аль-Ансари, Зайд ибн Дасина и еще один, спустились вниз, поверив их обещанию. Когда они оказались в их власти, те отвязали тетивы своих луков и связали их, тогда третий человек сказал: “Это – первое вероломство! Клянусь Аллахом, я не присоединюсь к вам, ибо эти убитые являются для меня хорошим примером!” Тогда неверные потащили его силой и хотели заставить его подчиниться, а когда он отказался пойти с ними, они убили его. Что же касается Хубайба и Зайда ибн Дасины, то их отвели в Мекку и продали там в рабство”. Аль-Бухари № 3045, 3989, 4086, 7402.

Ибн Хаджар аль-Аскаланий прокомментировал этот хадис, сказав: “В хадисе указывается, что можно отказаться от принятия безопасности (которые дают куффары в замен на пленение), не позволив схватить себя, даже если его убьют, из-за презрения руководства кяфира над ним. Так поступают более сильные, но если хочется облегчения, то можно взять облегчение, доверившись им, и сдаться”.

Сказал имам Ахмад: “Сражение для меня любимей, чем пленение, пленение – это тяжесть, а смерть неизбежна”. Инсаф: 4/255

Сказал ибн Кудама: “Если мусульманин боится пленения, то ему лучше сражаться, пока он не будет убит. Не дав себя пленить, он получит высшую награду, спасет себя от руководства неверующих над ним, подвергая его мучениям, используя его и искушая”.

Но можно и сдаться, как это говориться в хадисе от Абу Хурайры (упомянутый выше). Мугъни: 9/255

Сказал имам ан-Нававий: «Если враг неожиданно нападает на мусульман на определенной территории, и они не имеют возможности сгруппироваться и подготовиться к битве, тогда кто-бы ни видел перед собой кафира или группу кафиров и мусульманин знает, что если он сдастся, он будет убит, тогда он должен сражаться. Нет никакой разницы в этом мнении относительно свободного человека, раба, мужчины, женщины, слепого, хромого или больного. Если есть только возможность быть убитым в случае сдачи, однако в случае сопротивления он будет убит демонстративно и вызывающе, тогда позволяется либо сдаться, либо сражаться, однако сражаться лучше».

«Если мусульманка думает, что если она будет взята в плен, она будет изнасилована, тогда она обязана биться до конца, даже если это приведет к ее смерти, потому что если она принуждается к прелюбодеянию, ей не разрешается поддаваться этому, даже для того чтобы спасти свою жизнь». (Сады изучающих 214/10)

В этом вопросе я выбираю разъяснение, которое привел шейх Абдуллах Насыру Дин Рашид (да освободит его Аллах) в своей книге «Аль-манийя ля данийя»[2], разъясняя в хадисе от Абу Хурайры положение Асыма (радыалЛаху анху) действие сахабов, которое дошло до пророка, салалЛаху алейхи ва салЛям, которых он не порицал. Это указывает на дозволенность мусульманину сдаться в плен или сражаться до конца, пока не будет убит, если положение его будет похожим на их положение. Они не могли сбежать, и не осталось у них выбора кроме смерти или плена. К тому же, они не спустились на решение многобожников, а спустились к ним, сдавшись в плен по договоренности, которая была между ними. Это из дозволенных договоров.

Нельзя мусульманину сдаваться в плен кяфиру кроме как если он:

1. Не в состояний сбежать

2. В безопасности от искушений в Религии

3. Не боится распространить тайну мужахидов, тем самым принеся им вред

4. Возьмет гарантии безопасности для себя, или если он предполагает, что ему предоставят безопасность.

А тот, кто может убежать, имея у себя тайны мужахидов, не имея гарантий, что не расскажет им или выпытают у него посредством пыток или колдовства, не должен он сдаваться в плен, такому даже дозволено покончить жизнь самоубийством как дал фатву шейх Мухаммад ибн Ибрахим и другие.

 

7. Каково шариатское положение побега с плена?

Является обязательным пленному совершить побег, если есть возможность уйти из под власти кяфира, потому что Ислам возвышается над другими и не возвышается над Исламом ничего. Оставивший побег, имея силу и возможность, будет грешником.

Единогласное мнение ученых приводит ибн Нухас в этом вопросе: “Пленный или принужденный, когда будет сила и возможность на побег, должен сделать это, и в чём нет разногласия среди ученых”. Машариу ашрак 2/1053

Так же сказал Мавардий: “Если мусульманина пленят его враги, воюющие с ним и в этом положений пленный слабеет, то побег становиться для него обязательным, если он на это способен. Так же, дозволено ему воспользоваться невнимательностью кафиров, убив их и забрав их имущество, сражаться с ними, если они его настигнут”. Аль-хавий аль-кабир 14/270

Сказал Сархасий в комментарий на слова Шейбаний: «Если пленные в состояний убить тех, кто воюет с ними, воспользовавшись их невнимательностью и забрать их деньги, нет в этом ничего плохого. Потому, что они воюют с ними и, к тому же, они принужденные и притесненные. У них есть право потребовать свое у тех, кто притеснил их, если они в состояний это сделать». Шарх Сайру кабир 3/354

 


[1] Мавкуф- это не хадис пророка, салЛалаху алейхи ва салЛям, а высказывание сподвижника.

[2] Смысл этих слов: призыв к величию души и предостережение от низости, подлости.

Посвящается нашим пленным братьям, которые находятся в Нальчикском СИЗО, а также всем мусульманским пленникам.

 

Перевел для ИД Абу Мухаммад аль-Кавкази

 

Продолжение следует…

 

Скачать doc

 

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.