Home / Библиотека / БАЙЯТ и его виды, а так же обязанность исполнения его. Часть-2

БАЙЯТ и его виды, а так же обязанность исполнения его. Часть-2

Так же необходимо знать, что договор, который даёт человек бывает:

1. Подтверждение того, что и так в шариате изначально является обязательным.

Всевышний Аллах и его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказали исповедовать единобожие, выполнять намаз, давать закат, делать джихад на Его пути, слушаться обладателей власти, сохранять секреты, отдавать вверенное тебе, а также быть искренним к любому мусульманину и хорошо к ним относиться.

Все эти дела и так являются изначально обязательными в шариате, всё равно пообещает человек делать их или нет.

Однако когда он даст договор и поклянётся, что он будет делать что-либо из этого, то для него это станет обязательным с двух сторон:

1) Со стороны Шариата как изначально;

2) Из-за его договора, который он даёт.

И польза от его договора, который он даёт, это подтверждение выполнения действия, которое его обязал Шариат.

И насчёт этого сказал шейхуль-Ислям ибн Теймия: «То, что Всевышний Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) приказали насчёт повиновения обладателям власти и проявления искренности по отношению к ним, и так является для человека обязательным, всё равно даст он договор или не даст, будет он клясться или не будет, точно так же как является обязательным для него выполнение молитвы, выплата закята, держание поста, выполнение хаджа, и помимо этого, из тех видов поклонений, которых приказал Аллах и Его посланник.

Но если человек даст твёрдую клятву на подтверждение о необходимости слушаться обладателей власти и быть искренними по отношению к ним, то такому человеку тем более не разрешено делать вразрез своей клятве (всё равно поклялся он Аллахом или другим Его именем или каким-либо выражением, которым клянутся мусульмане).

То, что приказал Аллах и Его посланник насчёт подчинения обладателям власти и так является обязательным, даже если человек не даст клятву, что же говорить тогда о том, когда он даст клятву?!

А так же запрет насчёт ослушания их, и лживости по отношению к ним, это и так является запрещённым, даже если человек и не даст клятву (что не будет так поступать)». (Маджуа-аль-Фатава 35/9-10)

Поэтому обещание или присяга на поклонение, которое и так является изначально обязательным Шариатом, увеличивает обязанность этого действия.

2. Не является изначально обязательным Шариатом, однако человек сам обязывает себя этим.

Пример этого — обет, который даёт человек. Он не является изначально обязательным, однако если раб обяжет себя и даст обет Аллаху, как например, если он скажет: «Даю обет Аллаху, что если что-то произойдёт, я сделаю то-то и то-то», то исполнение этого станет для него обязательным.

Потому что Всевышний Аллах приказал выполнять обещания и сказал: «Они исполняли (в земной жизни) обеты». (Человек:7)

И сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто дал обет, что он будет повиноваться Аллаху, то пусть повинуется Ему, а кто дал обет, что будет ослушаться Его, то пусть не ослушается». (Аль-Бухари, ат-Тирмизи)

И является известным, что обет не является изначально обязательным Шариатом.

Сказал шейхуль-Ислам, разъясняя, что является обязательным Шариатом изначально, а что является обязательным договором:

«Из того, что Аллах обязал своих рабов есть вещи, которые он обязал изначально, как иман и таухид, потому что рабы взяли на себя договор соблюдения этого и обязались следовать этому (как пришло в суре А’раф: 172 аят, прим. переводчика), а так же есть то, что не является обязательным изначально, как дать обет или такие дозволенные вещи как торговля, никях, таляк и подобно этому.

А так же есть вещи, которые обязуют человека с двух сторон, как присяга Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) на слушание и подчинение, или присяга имамам мусульман, или как договор людей на какое-либо дело, которое приказал Аллах и Его Посланник». (Маджмуа-аль-Фатава 29/345-346)

А так же сказал (да помилует Его Аллах), разъясняя этот же вопрос, в другом месте: «Основа в договорах – это то, что на человеке не лежит обязанность чего-либо, кроме как если он сам обязует себя этому или его обязует Шариат.

Когда он обязует себя чем-либо, то оно будет являться договором, поэтому ему не разрешено нарушать его и поступать предательски.

А что касается того, что ему приказал Шариат, то это является из тех обязанностей, которые Аллах обязал его, хоть он сам и не брал их на себя, как например, придерживаться того, что Аллах приказал придерживаться из веры в Писания и Посланников и поддерживать родственные связи, как об этом сказал Аллах в Своей Книге:

«Которые придерживаются договору Аллаха и не нарушают соглашений, и которые поддерживают связи, которые Аллах приказал поддерживать». (Гром:20-21).

Поэтому то, чего Аллах приказал придерживаться, является тем, что Аллах вменил в обязанность своему рабу, а в тех вещах, которые человек сам себя обязал, ему следует придерживаться договора Аллаха, который он дал, и не нарушать соглашения, если только они не будут в противоречии с Книгой Аллаха». (Маджмуа-аль-Фатава 29/341-342)

Важная польза насчёт разницы, между частными и временными присягами и между общей присягой халифу.

 Для некоторых людей смешалось понятие между обязательной присягой повелителю правоверных, у которого есть власть и которого выбрали ахлю-халь уа аль-‘акд и между частными присягами амирам джихадовских джамаатов, вместе с тем, что между этими понятиями существует большие разницы. Мы упомянем вкратце самые важные из них:

1. Заключение договора.

Присяга, которая даётся повелителю правоверных, её заключают люди ахлю-халля уа аль-‘акда или предыдущий халиф, оставляя после себя приемника или когда большинство людей выбирают кого-либо и не довольны видеть на его месте другого, кроме как если кто-либо одолеет их и захватит власть мечом.

А то, что касается присяг людей и их договоров на послушание между собой, то они не нуждаются в выборе ахлю-халля уа аль-‘акда или соглашения большинства людей.

Поэтому люди могут договориться между собой на какой-либо вид поклонения. И так же, нельзя называть того, кого люди выбирают своим амиром – халифом или повелителем правоверных и ему не даются такие права, которые даются халифу, и он не достигает положения халифа.

2. Амир, которому даётся присяга.

Что касается присяги халифу, то необходимо, чтоб присутствовали условия имама, такие как, чтоб он был курейшит и подобное этому, хотя и бывают исключения в этом, как например, если кто-то завладеет властью мечом (в нём не соблюдаются эти условия).

А то, что касается присяг людей и их договоров на послушание между собой, то эти условия тут не необходимы, потому что это частная присяга и люди могут присягать не курейшиту, не муджтахиду, несвободному человеку, исходя из того, что было упомянуто до этого.

3. На что даётся присяга.

То, что касается присяги халифу, то она обязывает халифа обязанностям, а это, исполнение законов Ислама во всех его проявлениях, и оберегание пользы Уммы.

И эта присяга обязывается для каждого члена Уммы, они должны слушаться, подчиняться и помогать халифу, до тех пор, пока его положение не поменяется до того, что присяга данная ему, утратит своё право (как например, если он впадёт в куфр).

А то, что касается присяг людей и их договоров между собой, то они могут присягнуть на любой вид из послушания, как джихад, призыв, приказ одобряемого и запрет порицаемого, спасение попавшего в беду, помощь притеснённому и подобное этому.

И нет условий для законности данной присяги, чтоб она давалась на установление всех законов Ислама, и это мы уже упомянули до этого.

4. Обязанность и необходимость.

Присяга халифу мусульман является обязанностью для каждого мусульманина, и никто не освобождается от неё, а так же не разрешается никому выходить из неё.

Пришло в хадисе, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Будут халифы, и их будет много, его спросили: “Что же ты прикажешь нам делать?”, на что он ответил: “Исполняйте присягу первому, которому присягнёте». (Аль-Бухари, Муслим)

А так же он, да благословит его Аллах и приветствует, порицал того, кто не даст присягу: «Кто умер, не дав при этом присяги, умер смертью джахилии». (Муслим, аль-Бейхакы)

И приказал, да благословит его Аллах и приветствует, держаться присяги: «Держись джамаата мусульман и их имама». (Аль-Бухари, Муслим)

Сказал имам Ахмад ибн Ханбаль: «Когда кто-либо захватит власть мечом, и станем халифом, и будет назван повелителем правоверных, то не дозволено тому, кто верит в Аллаха и в Последний День, чтоб он уснул, не считая его своим имамом, будь он нечестивым или благочестивым, так как он является повелителем правоверных». (Ахкам ас-Султания Абу Я’ля 20-23)

А то, что касается присяг людей и их договоров между собой, то такие присяги не обязательны, кроме как для того, кто даст их по своему довольству.

И если кто-либо даст присягу по своему довольству, то она будет для него обязательной из-за договора, который он даст, а так же из-за того, что он сам обязал себя ей. Так, например, если двое договорятся заучить весь Коран или некоторую его часть.

Заучивание Корана не является для мусульманина в основе обязанностью, но если он договорится с кем-нибудь заучить его, то для него станет обязательным держать договор, который он дал.

5. Срок.

Присяга халифу является пожизненной, она не заканчивается кроме как со смертью правителя, или впадением его в неверие, или постижением его тела дефекта, который является недостатком для его тела (прим. переводчика: как например слепота, глухота или паралич всего тела). (Ахкам ас-Султания аль-Маварди 17-20)

Что же касается частных присяг людей и их договоров между собой, то они могут ограничить их сроком, или ограничить их до завершения какого-либо дела, и у них есть выбор в его сроке и виде.

6. Количество.

Присяга, данная двум халифам не является действительной. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Исполняйте присягу первому, которому присягнёте». (Хадис приведён выше).

А так же сказал: «Если присяга дана двум халифам, то убейте последнего из них». (Муслим, Ахмад, аль-Бейхакы). Поэтому является недействительным многочисленность халифов, а так же, чтоб мусульманин присягал двум халифам.

Что же касается частных присяг людей и их договоров между собой, в которых приемлема многочисленность, то они являются дозволенными, если дающий эти присяги сможет их выполнить.

Разрешено человеку договориться с определённой группой что он будет заучивать Коран, а с другой, что он будет заучивать хадис, и так далее, пока у него есть силы выполнять эти договора.

А те договора, в которых не приемлема многочисленность, то не разрешается их заключать больше чем с одной из групп, как например многочисленность групп, которые делают джихад.

Потому что джихад бывает с наличием силы, которая вытекает из единства и дружбы, а многочисленность разных групп противоречит этой цели. Наоборот, это даже может привести к потере сил.

Сказал Всевышний Аллах: «И не припирайтесь, а не то падёте духом и уйдёт ваша сила и проявляйте терпение». (Аль-Анфаль:46).

Так же, как во многих случаях, это может привести к вреду каждой из этих групп посредством другой, как например, из-за противоречий планов и тактик, а так же отсутствия координаций и порядка.

Может быть так, что одна из групп может подготовиться и начать проводить амалию, которая приведёт к тому, что враг может направить ответный удар на ту группу, которая не подготовлена (к амалии и не ожидала отпора), и всё это из-за зла многочисленности групп.

7. Хадисы насчёт присяги.

Хадисы, которые пришли насчёт присяги, они общие и поэтому необходимо относить их к халифу или верховному имаму, за исключением тех приведённых случаев, которые касались отдельно Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников.

И из изучения всех доказательств этого раздела становится понятно, что нельзя применять эти хадисы на договора, которые происходят в джамаатах, хоть они и так же названы присягами.

И те хадисы, которые пришли в этом разделе, они или связаны с имамом, или же общие, без упоминания имама. И, по мнению большинства учёных, относить общие тексты к частным (как хадисы с упоминанием имама и без упоминания его), при наличии объединённой причины и хукма (решение, постановление) является обязательным.

Из хадисов, которые пришли частными с упоминанием имама:

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Будут халифы, и их будет много… исполняйте присягу первому, которому дадите».

А так же: «Если присяга дана двум халифам, то убейте последнего из них».

А так же: «Кто присягнул имаму, и дал ему ладонь своей руки, а так же “плоды” своего сердца, то пусть повинуется ему, сколько сможет, а если придёт другой и будет оспаривать его дело, то отрубите ему голову».

А то, что касается хадисов, которые пришли общими:

Хадис, который передаёт ибн Умар, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто умрёт, не дав при этом присяги – умрёт смертью джахилии».

И указанием, что тут имеется ввиду присяга, которая даётся халифу, хоть этот хадис и пришёл общим, является хадис, переданный от ибн Аббаса: «Если кому-то не нравится в своём амире что-либо, то пусть терпит, ибо поистине кто отойдёт от присяги правителю даже на пядь, то его смерть будет, смертью джахилии».

И выходом против правителя является нарушение присяги данной ему. И в этих двух хадисах (от ибн Умара и ибн Аббаса, один из которых общий, а другой частный) мы находим объединённую причину, а это выход против правителя или не присягать ему после того, как люди объединились на нём, а так же находим объединённый хукм, а это – смерть джахилии.

Исходя из этого мы понимаем, что в хадисе переданным ибн Умаром, имеется ввиду присяга, которая даётся халифу, если он существует, потому что в хадисе от ибн Аббаса упоминается хукм того, кто вышел против правителя, а это указывает на наличие правителя, против которого вышли.

У хадиса, который передал ибн Аббас, есть так же другая версия: «Кто отойдёт от джамаата мусульман на пядь и после умрёт, то его смерть будет смертью джахилии», и под словом “джамаат” тут имеется ввиду джамаат, который находится под подчинением правителю и не имеется ввиду любой джамаат.

И это понимание подкрепляет хадис, который передал ‘Арфаджа, который приводится у Муслима, в описании тех, кто выходит против правителя. Таких Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) описал теми, кто нарушает единство мусульман, а это и есть смысл, что выход против правителя — это отход от джамаата.

От ‘Арфаджи передаётся, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине будут фитны, и поэтому, если кто-либо захочет нарушить единство этой Уммы, то убейте его, кем-бы он ни был».

И в другой версии этого хадиса становится ещё более понятно: «Кто к вам придёт, когда ваше дело едино на одном человеке, а он захочет вас разделить, то убейте его».

Это угроза тому, кто выйдет против определённого джамаата, и не имеется ввиду любой джамаат. И подтверждения, которые приходят в другом хадисе указывают на это: «Кто увидит от своего амира что-то, что ему не нравится, то пусть проявляет терпение».

 И под джамаатом имеется ввиду, джамаат, который находится под подчинением правителя, как пришло в хадисе, передаваемом от Хузейфы: «Держись джамаата мусульман и их имама».

И из самых ясных текстов насчёт этого, хадис, который приводится у Муслима, от абу Хурейры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто вышел из подчинения правителя и разделил джамаат и после умер, то он умер смертью джахилии», и в другой версии: «Как будто снял со своей шеи петлю Ислама». (Ат-Тирмизи, Ибн Хузейма)

Сказали учёные насчёт “вышел из подчинения”: «Имеется ввиду выход из подчинения халифа, на котором объединились люди», и насчёт “разделил джамаат”: «Вышел из джамаата, который объединился на подчинении одному правителю, посредством которого у них одно слово, одно единство, и который защищает их от врагов». (субуль-ас-Салям 3/1228)

Сказал ибн Хаджар: «Под джамаатом тут подразумевается джамаат мусульман, то есть, человек, бросив свой джамаат, стал разделяющим и оставляющим джамаат». (Фатхуль-Бари 12/201-202)

И сказал Мубаракфури, разъясняя данное выражение: «Тот, кто выйдет из подчинения правителя, на котором есть единое слово, и выйдет из джамаата, который объединился на одном слове, тот сбился и погиб». (‘Аунуль-Ма’абуд 13/73)

Цель из того, что было упомянуто — это указание сегодняшним джамаатам, чтоб они не ставили данные хадисы не в своё место, и не описывали того, кто выйдет против них, что он вышел из джамаата мусульман и поэтому он заслуживает смерти и так же если он умрёт, то умрёт смертью джахилии.

Это является вставлением текстов не в свои места, и джамаат мусульман имеется ввиду, тот, который находится под подчинением законного правителя, и не имеется ввиду любой джамаат, как на это указывают слова обладающих знанием, а если не так, то тогда любой джамаат может утверждать, что они именно те, кто, подходят под эти хадисы и тогда дела придут в расстройство и произойдёт фитна.

Но можно сказать так: каждый, кто отойдёт от религии, то он разделил джамаат мусульман, но не каждый, кто вышел против какого-то джамаата, является муртадом (как например буг1аты). Всевышний Аллах называет таких тоже верующими:

 «И если две группы верующих будут сражаться, то примирите их между собой, а если одна из них будет покушаться на другую, то сражайтесь с той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха». (Аль-Худжурат:9).

Вместе с тем, что они сражаются между собой, Аллах всё равно назвал их верующими.

А то, что касается положения оставления присяги и того, что от неё требуется, из послушания и подчинения, а так же оставления того, на что даётся присяга, то это является харамом, для любого кто зашёл под присягу и заключил договор — соглашением и обещанием.

И в Шариате пришли многие доводы на обязательство выполнения договоров, соглашений и присяг и на запрет их нарушения, а так же, что нарушение договоров и соглашений, какими бы они не были, является одним из больших грехов.

Из доказательств насчёт этого слова Всевышнего Аллаха: «Не является благочестием, чтоб вы обращали свои лица в сторону востока и запада, однако благочестие это кто уверовал в Аллаха», до слов «и исполняющие свои договора». (Аль-Бакара.177).

Аллах назвал держание договоров из благочестия и веры. А так же: «И исполняйте свои договора, поистине о договоре будет спрошено». (Аль-Исра.34)

А так же: «О те, которые уверовали, исполняйте свои договора». (Аль-Маида.1)

Сказал аль-Куртуби в тафсире этого аята: «Сказал аз-Зуджадж: “Тут имеется ввиду любой договор, договор с Аллахом, который лежит на вас, а так же ваш договор между друг другом.

Всё возвращается к обобщённости выражения, и это является достоверным мнением. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Верующие держатся своих условий” ”».

Сказал Всевышний Аллах: «И исполняйте договора, когда вы их заключили и не нарушайте клятв после их закрепления, ведь поистине вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине Аллах знает о том, что вы совершаете». (Пчёлы.91)

Рассказывая о необходимости держания договоров между учениками и учителями, которые обучают их сражению, ибн Теймия упомянул этот аят, а так же сказал, что не разрешено ученику нарушать договор и договариваться с другим учителем.

Сказал шейхуль-Ислам: «Тот, кто переходит от первого ко второму (учителю), является преступником, нарушающий договор, который является ненадёжным в договорах, и это является грехом и харамом.

Такой человек сделал большой грех и если он уйдёт от своего учителя к другому, и договорится с ним, то это является харамом, точно такой же, как съесть мясо мёртвой свиньи.

Он не сдержал ни договор Аллаха, ни Его посланника, ни договор с первым, его положение как того, кто играется, и нет у него ни договора, ни его исполнения, ни религии.

Во времена джахилии было так, что договаривались с каким-то племенем, а когда находили племя более сильное, нарушали договор с первым и заключали договор со вторым. И подобие такого похоже на положение этих, и Аллах ниспослал в Коране:

 «И исполняйте договора, когда вы их заключили и не нарушайте клятв после их закрепления, ведь поистине вы сделали Аллаха поручителем за вас. Поистине Аллах знает о том, что вы совершаете. И не становитесь как та, которая расплетает свою пряжу после того, как она была цельной». (Пчёлы.91-92).

До его слов: «Кто заключит союз с кем-либо на то, что он будет дружить с тем, с кем дружит он, или будет враждовать с тем, с кем враждует он, будет подобен татарам, которые сражаются на пути шайтана, и он не будет подобен муджахидам на пути Аллаха, и не будет из войска мусульман, и таким не дозволено быть в войске мусульман, наоборот такие из войска шайтана.

Однако для учителя будет хорошо, если он скажет ученику: “На тебе лежит договор Аллаха, поэтому дружи с тем с кем дружит Аллах и Его посланник и враждуй с тем, с кем враждует Аллах и Его посланник, и помогай в благочестии и богобоязненности, и не помогай в грехе и агрессии, и если истина будет со мной, то помоги истине, а если я буду на лжи, то не помогай мне”.

Кто будет держаться этого, тот будет из числа муджахидов на пути Аллаха, которые стремятся, чтобы религия полностью принадлежала Аллаху и Его слово было превыше всего»». (Маджмуа-аль-Фатава 28/12-19)

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) усилил обязанность выполнения договоров, тем более правителю, из-за важности этого договора.

Абдуллах ибн ‘Амир передал, что сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто присягнул имаму, и дал ему ладонь своей руки, а также “плоды” своего сердца, то пусть повинуется ему, сколько сможет, а если придёт другой и будет оспаривать его дело, то отрубите ему голову».

А так же, сказал ибн Аббас, что ему сообщил абу Суфьян, что Ираклий сказал ему: «Я спросил у тебя, что он (Пророк) вам приказывает? Но я сам полагаю, что он приказывает вам выстаивать молитву, давать милостыню, быть целомудренными, держать договора и выполнять аманаты».

И это описание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Имам аль-Бухари, используя этот и другие хадисы в своём сборнике “ас-Сахих” сделал несколько глав, которые связаны с необходимостью держаться договоров и выполнять обещания. Из этого, глава “Обязанности выполнения обещания”, а так же “Достоинство выполнения договоров”, а так же “Остережение от вероломства”, и “Грех того, кто заключает договора и после нарушает”.

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) уже разъяснил, что один из величайших грехов, это когда человек заключает договор со своим амиром, и выполняет его до тех пор, пока присутствует его выгода, а когда в этой присяге нет того, что соответствует его страстям и выгоде, он её не исполняет.

Передал абу Хъурейра, что сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Три категории людей, с которыми Аллах не будет разговаривать и не очистит их, и им мучительное наказание», и упомянул из них: «Человек, который присягнул имаму, и не присягал ему, кроме как из-за дуньи, и если он дал ему то, что он хотел, то он исполняет договор, а если не дал, то он не исполняет его». (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад)

И в другой версии хадиса: «Человек, который присягнул имаму, и не присягал, кроме как из-за дуньи, и если он дал ему то, что он хотел, то он доволен, а если нет, то он гневается». (Аль-Бухари, Аль-Байхакъи)

И пришли многие доказательства, что нарушение договоров является отличительной чертой лицемеров, а так же сильная угроза тем, кто их нарушает.

Сказал Всевышний Аллах: «Но Он не вводит в заблуждение, кроме как нечестивых, которые нарушают договор Аллаха, после его закрепления и разрывают то, что Аллах повелел соединять, и сеют нечестие на земле, они являются потерпевшими убыток». (Аль-Бакара.26-27)

А так же сказал: «А те, которые нарушают договор Аллаха после его закрепления и разрывают то, что Аллах повелел соединять, и сеют нечестие на земле, на них будет проклятие и для них скверная обитель». (Гром.25)

И сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Четыре качества, которые будут в человеке, указывают на его чистое лицемерие (прим. переводчика: малое лицемерие, которое не доводит до куфра), а в ком будет одно из этих качеств, то в нём будет качество лицемера пока он его не оставит: когда ему доверяют, он предаёт, когда говорит, то он лжёт, когда договаривается, он нарушает, а когда спорит, поступает нечестиво (прим. переводчика: во время спора, намеренно искажает истину и превращает её в ложь, а ложь в истину (из шарха хадиса ибн Раджаба аль-Ханбали))». (Аль-Бухари, Муслим, Ахмад)

Сказал имам ибн Раджаб аль-Ханбали в шархе этого хадиса: «Предательство является харамом в любых договорах, который мусульманин заключает с другим, даже если он будет кяфиром, поэтому пришло в хадисе, который передаёт Абдуллах ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас, что сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

 «Кто убьёт человека (кяфира), с которым есть договор не по праву, то не почувствует запах Рая, хотя его запах будет чувствоваться на расстоянии сорока лет». (Аль-Бухари).

Всевышний Аллах приказал в Своей Книге держать договора, которые заключены с многобожниками, пока они их держат и не нарушают их, а то что касается договоров между мусульманами, то держание их ещё более важно, и нарушение их более греховно, и самое большое из этого, нарушение присяги имаму, как пришло в хадисе, переданным абу Хъурейрой, который приводится у аль-Бухари и Муслима:

 «Три категории людей, с которыми Аллах не будет разговаривать и не очистит их, и им мучительное наказание», и упомянул из них: «Человек, который присягнул имаму, и не присягал ему, кроме как из-за дуньи, и если он дал ему то, что он хотел, то он исполняет договор, а если не дал, то он не исполняет его».

И так же, это входит в договора, которые необходимо обязательно исполнять, и запрещено предательство в них, как любые договора между мусульманами, которые они заключили между собой по обоюдному согласию и довольству, как присяги (или торговли), никях и помимо этого, из других обязательных договоров, которые необходимо исполнять, а так же сюда входит обязательность исполнения обета, который раб дал Своему Господу». (Джами’ ‘улюм-уаль-хикам 376-377)

И из того, что предшествовало, становится понятным, что исполнение договоров и присяг на послушание является обязательным и не разрешено их нарушать.

Разрешено не слушаться только в тех приказах, в которых есть явный грех, а так же когда человеку физически не под силу выполнить какой-либо приказ.

Только в этих двух случаях человек может не держаться требований присяги (послушание и подчинение), и доказательства насчёт этого уже приходили.

А то, что касается остального, то не разрешено человеку выходить из обязательств, которая требует от него данная им присяга, а так же из договора, который он заключил. А Аллах знает лучше.

 

Автор: Абу ‘Амр абдуль-Хаким Хассан

 

 

Переводчик: Абу Зубейр аль-Мухаджир специально для ИД

 

Скачать doc pdf

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.