Home / Библиотека / ПРЕКРАСНЫЕ УПОМИНАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ДЖИХАДА — 34

ПРЕКРАСНЫЕ УПОМИНАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ДЖИХАДА — 34

Упоминание тридцать четвертое: о словах Всевышнего: «И если спросят тебя Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок, и отвечаю на мольбу молящего, когда он взывает ко Мне» (Бакара, 186)

Из того, что обязательно знать каждому муджахиду, что мольба ─ это благо, собранное воедино, обычай пророков и посланников, секрет прямого пути, признак довольства Создателя и суть поклонения. И более того, это самое почетное для Создателя Могучего и Величественного, и не была она дана никому иначе, как содействием ко всякому благу. Мольба, как сказал Аль-Кушайри, да помилует его Аллах, в своем «Послании»:  «Ключи от потребностей и она ─ отдохновение для нуждающихся и прибежище для потерпевших ущерб и отдушина для обладающих целью».

Побуждает к ней Высочайший, Могучий и приказывает к ее совершению во многих местах Своей Благородной Книги. Сказал Аллах Всевышний: «И если спросят тебя обо Мне Мои рабы, то ведь Я близок, и отвечаю на мольбу молящего, когда он взывает ко Мне, так пусть же они просят Меня и веруют в Меня, быть может они пойдут прямым путем».

И сказал Всевышний: «И сказал ваш Господь: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам! Воистину те, которые превозносятся от поклонения Мне, войдут в Геенну навечно».

И сказал Всевышний: «Взывайте к вашему Господу со смирением и страхом, воистину, Он не любит преступающих, и не распространяйте порчи на земле, после того, как он была приведена в порядок, и взывайте к Нему со страхом и желанием, воистину милость Аллаха близка к добродетельным».

И сказал Благословенный и Высочайший: «Взывайте к Аллаху, очищая перед Ним веру, даже если это ненавистно неверным».

Аятов и достоверных хадисов о достоинстве мольбы очень много, и они слишком известны, чтобы оповещать о них, и слишком очевидны, чтобы упоминать о них. Сказал Ас-Санани, да помилует его Аллах, в «Субуль Ас-салям»: «Знай, что мольба ─ это поминание Аллаха и более чем это. И каждый хадис о достоинстве поминания подтверждает это, и приказал Аллах Всевышний своим рабам взывать к Нему, и сказал: «Взывайте ко Мне и Я отвечу вам». И поведал им о том, что Он близок и отвечает на их мольбы, и сказал: «И если спросят тебя обо Мне Мои рабы, то ведь Я близок, отвечаю на мольбу молящего, когда он взывает ко Мне«, и назвал ее сутью поклонения.

В хадисе Ат-Тирмизи из рассказа Анаса, передается: «Мольба ─ это суть поклонения». И поведал, Мир ему и благословение Аллаха, о том, что Аллах Всевышний гневается на того, кто не взывает к Нему, и от Абу Хурайры: «Тот, кто не просит у Аллаха ─ на того Он гневается». И поведал, Мир ему и благословение Аллаха, что Он, Всевышний, любит, когда Его просят, и извлек Ат-Тирмизи, хадис восходящий от ибн Масхуда: «Просите у Аллаха Его милости, ведь воистину, Он любит, чтобы Его просили».

И хадисов побуждающих к этому много, и этим выражается истинное поклонение и признание независимости Господа, и нужду Его раба, и признается Могущество Всевышнего и беспомощность раба и признается то, что Аллах объемлет Своим знанием всякую вещь. Мольба увеличивает приближение раба к его Господу, и признание Его права. И побуждал, Мир ему и благословение Аллаха к совершению мольбы, и Аллах обучил Своих рабов взывать к Нему Его словами: «Господь наш! Не взыщи с нас за то, что мы забыли или ошиблись». (Бакара, 286). Аят, и подобные ему, и сообщил нам о мольбах посланников и их смирении, когда сказал Айюб (мир ему): «Воистину, коснулось меня зло, и Ты ─ Милосерднейший из Милосердных«. (Субульус Салям, т.4, с.212).

Раздел: У мольбы есть свои правила этикета, которыми следует украситься каждому молящемуся, чтобы была надежда, что его мольба будет принята Аллахом, о чем упомянули люди знания, да помилует их Аллах, в своих трудах. Из числа этих правил этикета следующие: обращение лицом к Кибле, поднятие рук, присутствие сердца, когда оно не пребывает в состоянии небрежности, приступление к мольбе восхвалением Аллаха, затем благословением Его пророка,  Мир ему и благословение Аллаха, выжидание благоприятных периодов времени, как например, день Арафата, месяц Рамадан, последняя треть ночи, и другие из периодов времени. Использование благоприятных положений, как например: мольба между азаном и икамой, при начале наступления атаки, во время нанесения удара, во время земного поклона, во время дождя, и в других положениях, когда совершение мольбы желательно. Из правил этикета мольбы ─ просить сердцем, переполненным страхом перед Аллахом, с унижением, и взывать к Нему с убежденностью на то, что Он ответит; и другое из правил этикета, о которых упомянуто людьми знания, да помилует их Аллах Всевышний.

Знай, что у мольбы есть условия, исполнение которых обязательно для молящего, чтобы его молитвы были приняты Аллахом Могучим и Величественным. Приводит Бухари в своем «Сахихе» от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, Мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Он ответит кому-то из вас, кто не будет торопливым и не скажет: «Я взывал к Нему, но Он не ответил мне».

Сказал ибн Хаджар, да помилует его Аллах, в «Аль-Фатхе»: «В этом хадисе одно из правил этикета мольбы ─ это необходимость стремления, и не отчаиваться в ответе, так как в этом подчинение и покорность, проявление нужды, и сказал Ад-Дауди: «Опасаться быть непокорным, сказав: «Я взывал, но Он не ответил Мне», чтобы не стал запретным для него ответ на мольбу и то, что исполнится для него из отложенного про запас и искупления». (Фатхуль Бари, т.11, стр.141)

Сказал ибн Аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Из тех бедствий, которые препятствуют ответу  на мольбу ─ это торопливость раба, когда он считает, что затянулся ответ на нее, что вызывает его утомление и он оставляет мольбу. А это подобно севу семян или посадке саженца, когда нужно ухаживать за ним, и поливать его, а когда задерживается его развитие и созревание, он бросает его и запускает». (Джавабуль Кафи, стр.10)

Из условий принятия мольбы также то, о чем приводит Муслим в своем «Сахихе» от Абу Хурайры, который сказал: «Сказал посланник Аллаха,  Мир ему и благословение Аллаха: «О, люди! Воистину Аллах Благой (Тайиб) и не принимает ничего, кроме благого, и воистину, Аллах приказал верующим то же, что приказал посланникам, и сказал: «О, посланники! Вкушайте из благого и совершайте праведное, ведь воистину,  Я знаю о том, что вы совершаете!» И сказал: «О те, которые уверовали! Вкушайте благое из того, чем Мы наделили вас», а затем упомянул человека, путешествие которого затянулось, растрепанного и в пыли, который воздел руки к небесам: «О, Господь! О, Господь!» Но его пища запретна, и его питье запретно, и он был вскормлен запретным, и разве будет ему отвечено на это?»

Сказал Ан-Навави, да помилует его Аллах: «Его слова,  Мир ему и благословение Аллаха: «И разве будет ему отвечено на это», означают: разве будет ответ тому, кто обладает такими качествами? И как будет отвечено ему?» (Сахих Муслим, шарх Ан-Навави, т.7, стр.100)

Из условий ответа на мольбу также то, что сказал шейх уль Ислам о словах Всевышнего: «И если спросят тебя обо Мне Мои рабы, то ведь Я близок, и отвечаю на мольбу молящего, когда он взывает ко Мне, так пусть же они просят Меня и веруют в Меня, быть может они пойдут прямым путем». Передается, что кто-то из сподвижников сказал: «О, посланник Аллаха! Близок ли наш Господь, чтобы мы прибегали за спасением к Нему, или далек, чтобы мы взывали к Нему?» И тогда был ниспослан этот аят, и сообщил Пречист Он, что Он близок, и отвечает на мольбу молящего, когда он взывает к Нему, а затем приказал им добиваться ответа от Него и веровать в Него. Как сказали некоторые из них: «И пусть добиваются ответа, когда они взывают, и пусть они веруют в Меня, когда взывают». И сказали: «Посредством этих двух вещей достигается ответ на мольбу, совершенным повиновением Его божественности (Улюхия) и правильной верой в Его Господство (Рубубия). И тот, кто добивается ответа от своего Господа подчинением Его приказам и Его запретам ─ овладевает целью своей мольбы и ответа на свою мольбу, как сказал Всевышний: «Пусть добиваются ответа те, которые уверовали и совершали праведные дела, и будет им добавлено от Его милости». То есть им будет отвечено и говорят: «Добиваться ответа от Него и просить Его». (Иктада Сыраталь Мустаким мухаляфата Асхабуль Джахим, стр.412)

Раздел: И отсутствие ответа на мольбу не означает, что Аллах не принял мольбы молящего, напротив, зачастую Аллах оставляет ее запасом для раба, или удаляет от него его мольбой зло, равноценное этой мольбе, и сказал, Мир ему и благословение Аллаха: «Какой бы мольбы не вознес мусульманин, в которой нет греховного и порывания родственных связей, как ему будет даровано от Аллаха одно из трех:  или будет ускорено то, о чем он молит, или Он сделает это запасом для него в Последней жизни, или отвратит от него зло, равное ей». Сказали: «Так не увеличить ли нам?» Он сказал: «Аллах увеличит еще больше».

Положение верующего в мольбе находится в пределах этих трех, и он облагодетельствован этим в полной мере. Сказал Хафиз ибн Раджаб, да помилует его Аллах: «Из милости Аллаха Всевышнего к Своему рабу ─ что раб взывает к Нему о своей мирской потребности, и Он устраняет от него, и возмещает ему лучшим чем это, или устраняет от него зло посредством нее, или делает запасом для него в Последней жизни, или Он простит ему его грехи». (Джами улюм уаль Хукм, стр.392)

Мольба делится на три, как сказал ученый ибн Аль-Каййим: «Первое ─ это просить Аллаха Всевышнего Его Именами и Атрибутами, что есть одно из двух толкований о словах Всевышнего: «У Аллаха прекрасные имена, так взывайте же ими к Нему».

Второе: когда ты просишь Его своими потребностями и своими нуждами, это когда ты говоришь: «Я бедный раб, нуждающийся, испытывающий невзгоды, униженный, ищущий защиты…», и тому подобное.

И третье: «Когда ты просишь о своих потребностях, но не упоминаешь при этом ни одного из этих двух обстоятельств, и первое совершеннее третьего, и если мольба объединяет в себе три обстоятельства, то она еще более совершенна». (Джилялуль Афхам, стр.153)

Извлекаемая польза: Знай же, да вразумит меня Аллах и тебя, что из того полезного, что извлекается из мольбы ─ это устранение предначертанного в судьбе, и достоверно от пророка, Мир ему и благословение Аллаха, что он сказал: «Не отвергается предопределённое иначе как мольбой, и не увеличивает жизни ничто, кроме благочестия». Приводится у ибн Хиббана в его «Сахихе» и у Аль-Хакима и он сказал: «Достоверная цепочка».

Сказал шейх уль Ислам, да помилует его Аллах: «Воистину, когда Аллах предопределил какое-либо дело, Он предопределяет его причины, и мольба ─ из числа этих причин, как Он предопределил победу в день Бадра. Он сообщил пророку, Мир ему и благословение Аллаха, перед сражением, ему и его сподвижникам о победе и о разгроме племени, и причиной этому послужило испрашивание спасения пророком, Мир ему и благословение Аллаха, и его мольба». (Сборник фетв, т.14, стр.147)

Сказал Аль-Газали, да помилует его Аллах: «Если ты скажешь: «Какая польза от мольбы, когда судьба неотвратима?» То знай, что из предопределенного в судьбе ─ устранение несчастья посредством мольбы, ведь мольба ─ это причина, по которой устраняется бедствие и привлекается милость. Подобно тому, как щит служит причиной отражения стрел, и как вода служит причиной прорастания растений из земли. И они отталкивают друг от друга, так же мольба и бедствие сталкиваются друг с другом, и не является условием признания установленного Аллахом Всевышним, не браться за оружие, ведь сказал Всевышний: «Так пусть же они будут осторожны и внимательны к своему оружию», как не является его условием оставление земли без орошения после того, как она была засеяна, и говорят: «Если были предрешены растения, то прорастут семена, а если не было предрешено, то не прорастут. И более того, причины связаны со следствием, и это первое установление, которое как мгновение ока или ближе и следуют детально следствия за деталями причин последовательно, а судьба ─ это предопределение, и Тот, кто предопределил благо, предопределил его причины, и Тот, кто предопределил зло, предопределил причины для его устранения, и между этими обстоятельствами нет противоречий для того, у кого развита проницательность». (Оживление религиозных наук, Аль-Газали, т.1, стр.328)

Раздел: И если мольба является желательной для каждого мусульманина, как сказал Ан-Навави, да помилует его Аллах, и кроме того, это еще вернее в отношении муджахидов и обязательнее, особенно в местах битв и сражений, и местах противостояний за территории, ибо воистину, он ─ совершающий великое дело и причину, необходимую для снисхождения помощи Аллахa верующим, и сказал Всевышний: «О те, которые уверовали! Если вы столкнетесь с отрядом, то крепитесь и много поминайте Аллаха, быть может вы преуспеете».

Сказал Абу Джафар Ат-Табари, да помилует его Аллах: «Это ознакомление от Аллаха, Величественна Слава Его, с людьми веры, в котором идет речь о войне с Его врагами из числа людей неуверовавших в Него, и деяний, которые вселяют надежду при их совершении при встрече с ними для помощи против врагов, и для победы над ними, а затем Он сказал им, Величественна Слава Его:

«О вы, которые уверовали, подтвердившие правдивость Аллаха и Его посланника! Когда вы стоите напротив сборища приверженцев неверия в Аллаха, для того чтобы принять бой, то будьте стойкими в сражении с ними и не проявляйте малодушия, и не обращайтесь вспять, спасаясь бегством от них, за исключением случаев, когда вы отклоняетесь для сражения с ними или для присоединения к отряду из вашего числа»; «и поминайте много Аллаха», то есть: взывайте к Аллаху о помощи против них, и пусть ваши сердца и ваши языки чувствуют поминание Его. «Быть может вы преуспеете», то есть: чтобы вы преуспели и одержали победу над вашим врагом, и Аллах наделил вас помощью и победой над ними, и сказал Катада: «Обязал Аллах поминание Его в то время, когда вы скрестили мечи». (Тафсир Ат-Табари, т.13, стр.574)

И был Возлюбленный, Избранный, Мир ему и благословение Аллаха, более всего настойчив в мольбе, проявляя смирение к Нему, Благородному, добиваясь помощи и поддержки от Него на полях сражений, в боевых походах и схватках. Закреплено в обоих «Сахихах» Аль-Бухари и Муслима, от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах обоими, который сказал: «Сказал, пророк, Мир ему и благословение Аллаха, когда находился под навесом при Бадре: «О, Аллах! Я заклинаю Тебя Твоим обязательством и Твоим обещанием, о, Аллах! Если Ты пожелаешь, то Тебе уже не будут поклоняться после этого дня!» Тогда Абу Бакр взял его за руку и сказал: «Довольно с тебя, о посланник Аллаха! Ты уже был настойчив к твоему Господу!» Он был одет в кольчугу и, выйдя наружу сказал: «Будет разгромлено это сборище, и они обратятся вспять! И более того, этот час обещан им, и этот час ужасный и губительный».

Что касается версии Муслима: «От ибн Аббаса от Умара ибн аль-Хаттаба, сказал: «Когда наступил день Бадра, посмотрел посланник Аллаха, Мир ему и благословение Аллаха, на многобожников, которых было тысяча триста девятнадцать, и обратился пророк, Мир ему и благословение Аллаха, к Кибле, затем воздел руки и стал призывать своего Господа: «О, Аллах! Заверши для меня то, что Ты обещал мне! О, Аллах! Дай мне то, что Ты обещал мне! О, Аллах! Если погибнет эта группа из приверженцев Ислама, то не будут больше поклоняться на земле!» И он не переставал призывать, воздев руки к кибле, пока не упала накидка с его плеч. Подошел к нему Абу Бакр, взял его накидку и накинул ее на его плечи и встал позади него. Он сказал: «О, пророк Аллаха! Достаточно для тебя твоих заклинаний к твоему Господу, и воистину, Он завершит для тебя то, что Он обещал тебе!» И ниспослал Аллах Могучий и Величественный: «И когда вы искали спасения у вашего Господа, Он ответил вам: «Воистину, Я поддержу вас тысячью из ангелов, следующих друг за другом». И Аллах поддержал его ангелами».

И сказал шейх Абу Катада Аль-Филистини, да освободит его Аллах из плена[1], в одной из своих вышедших статей «Между двух путей»: «В пророческом жизнеописании есть связь со Знающим Сокровенное, и как прекрасно это движение и шествие, и нет отмены ничему из закона бытия Аллаха Всевышнего, напротив, они в пределах его. Но, однако, из законов бытия Аллаха ─ связь явного со скрытым, и из Его закона ─ обретение желанного перед врагами, и из Его закона ─ получение эффекта от мольбы, и из Его закона то, что верующим будет оказана помощь от Него по причине их слабости. Эти законы бытия приравниваются к части знания явного и законов видимой жизни, на которые не обратит внимания никто, кроме сведущего в Сунне пророка, Мир ему и благословение Аллаха, и в Его жизнеописании. А что касается другого ─ то это обстоятельства, которые не имеют значения и не стоят того, чтобы обратить к ним взор, и указательный палец, поднятый к небесам в мольбе равен мечу и направленному копью, плач потерявших ребенка, и вопли притесняемых ─ это стрелы в ночи, которыми Аллах рассеивает врагов и неверных».

Величайший из людей, самый отважный из них и более всех из них подвергшийся испытаниям, Мир ему и благословение Аллаха, при Бадре, тайно беседовал со своим Господом, потому что эти тайные беседы ─ из числа величайших законов, касающиеся уничтожения врагов и неверных, которые дорого ценили приверженцы Ислама.

Мольба ─ несомненно, величайшее из того, что дает помощь от Аллаха, и самое сильное из того, за помощью к чему прибегают для того, чтобы обрушиться на плечи народа неверного, и переломить этим военную мощь народа-притеснителя, и утвердиться посредством этого верующим, отразить этим бедствия и страдания и привлечь этим благоденствие и счастье. И это, как мы уже видели, из числа причин оказания помощи при Бадре. Так ухватись же за ее стремя и придерживайся ее, и знай, что помощь приходит с терпением, и трудность не одолеет тех, кому облегчено.

Ниже совокупность того, что отобрано из того, к чему призывал он, Мир ему и благословение Аллаха, во время военных походов и во время тяжелых испытаний, и во время противостоянии армий друг против друга.

Мольба первая: Закреплено от него, Мир ему и благословение Аллаха, в Сахихе Аль-Бухари: «О, Аллах! Ниспославший Книгу и двигающий облака, Сокрушающий союзнические племена (Аль-ахзаб), разгроми их и помоги нам против них!»

(Аллахумма! Мунзиль уль Китаби, уа муджрийюс-Сахаби, уа хазим уль-Ахзаби, хзимхум, уа нсурна алейхим!)

Мольба вторая: То, что приводится в «Джами уль Усуль мин Ахадис Ар-Расуль»: «О, Аллах! Ты моя поддержка и мой помощник, с Тобой я обретаю силу и с Тобой я атакую, с Твоей помощью я сражаюсь!» (Это версия Абу Дауда, а по версии Ат-Тирмизи: «Ты моя поддержка и Ты моя помощь, и с Твоей помощью я сражаюсь!»)

(«Аллахумма, анта ‘Адудий, уа анта-Насырий, бикя Ахуль, уа бикя Асуль, уа бикя укатиль»(Аби Дауд), Ат-Тирмизи: «Анта ‘Адудий, уа анта Насырий, уа бикя укатиль»)

Мольба третья: Когда он опасался народа, он говорил: «О, Аллах! Воистину, мы поручаем Тебе их глотки и прибегаем к Тебе от их зла!»

(Аллахумму инна надж’алюкя фи нухурихим уа наузу бикя мин шурурихим.) Сказал Аль-Хаким: “Хадис достоверный по условиям обоих шейхов”.

И приводит Аль-Бухари в своем Сахихе от ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими: «Достаточно нам Аллаха, и Он прекрасный покровитель!» (Хасбуналлаха, уа ни’маль Уакиль!) Это сказал Ибрахим, Мир ему, когда был брошен в огонь, и сказал это Мухаммад, Мир ему и благословение Аллаха, когда сказали: «Воистину, люди собрались против вас, так побойтесь же их!» Но это увеличило их веру и они сказали: «Достаточно нам Аллаха, и Он ─ Прекрасный Покровитель».

[1] Когда писалась данная книга, шейх Абу Катада аль Филистини сидел в тюрьме

 

 

Абу Убайда аль-Макдиси (рахимахуллах)

Перевод: Бадр ат-Таухид

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.