Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава третья

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава третья

fikh_djihadaАхкамы призыва сражающихся (кяфиров)

Под призывом тут подразумевается, призыв сражающихся кяфиров к Исламу, до призыва их к джизьи, и до начатия сражения с ними.

Учёные сказали, что в призыв заходит две вещи: «Призыв в действительности (частный) и призыв хукмом (общий). Под действительностью подразумевается, призыв языком (перед боем), под призывом хукмом подразумевается распространение призыва на востоке и на западе, к чему они (мусульмане) призывают и за что они сражаются».

Что же касается описания призыва, и насчёт этого вида придут прямые тексты, то пришло в «Кифаяту-Толиб»: «Описание призыва: Им предлагают принять Ислам, если они примут, то тогда их оставляют, если же они откажутся, то тогда им предлагают выплачивать джизья, если же они откажутся и от этого, то тогда с ними сражаются. А если они согласятся, то тогда от них требуется, чтоб они переселились туда, где на них будет распространена наша власть, и если они примут это, тогда они оставляются, а если откажутся, то тогда с ними сражаются. И это — если им предоставляется отсрочка, а если же сражение началось, не успев начаться призыву, то тогда с ними сражаются без призыва». (2/6)

Сказал ибн Раджаб: «Сказал Малик: «Когда призыв становится обязательным, то тогда их призывают к Исламу в общем, не упоминая законоположения, кроме как если они сами об этом не спросят, тогда им это так же разъясняется, и так же призыв к выплате джизья в общем, без  ограничений и определений, кроме как если они сами об этом не спросят, то тогда им это разъясняется»». (Таджуль-Иклиль 3/350)

«И самый короткий срок: три дня       подряд, как призыв муртада (к покаянию). И из уподобления призыва с призывом муртада понимается, что в эти три дня подряд, призываются по одному разу в день. И если они принимают Ислам, то тогда обязательством является оставить их, потому что их кровь и имущество стали защищены Исламом, а если же они будут довольны выплатой джизьи, то тогда так же является обязательным оставить их. А если же они не примут Ислам, и не будут выплачивать джизью, тогда с ними надо сражаться и убивать любыми средствами сражения». (аль-Фауаких ад-Дауани 1/396)

Что же касается призыва хукмом, то оно осуществляется просто тем, чтоб они услышали о религии Ислам, любым путём.

Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: «Чье свидетельство является самым важным?» Скажи: «Аллах — Свидетель между мною и вами. Этот Куран дан мне в откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт. Неужели вы действительно свидетельствуете, что наряду с Аллахом существуют другие боги?» Скажи: «Я не свидетельствую об этом». Скажи: «Он является Единственным Богом, и я не причастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи»». (Скот, 19)

От ас-Суди передаётся, что он сказал насчёт слов «чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт»: «Что касается слов про тех, до кого он дойдёт, то это значит, что до кого дошёл Куран — то Куран является для него увещевателем».

От Мухаммада ибн Кааба передаётся, что он сказал насчёт этих же слов «чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт»: «До кого дошёл Куран, то это как будто он сам видел Пророка, да благословит его Аллах и приветствует».

Сказал ибн Зейд насчёт слов «Этот Куран дан мне в откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт»: «До кого дошёл Куран, то он является для него увещевателем», а так же прочитал аят: «О люди, поистине я посланник Аллаха, посланный к вам всем» (Преграды, 158) и сказал: «До кого дошёл Куран, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, его увещеватель».

От Хасана ибн Солиха передаётся, что он сказал: «Я спросил Лейса, остался ли кто-нибудь, до кого не дошёл призыв, на что он ответил: «Муджахид говорил, что куда бы не дошёл Куран, то он являлся призывающим и увещевателем, после чего прочитал: «Чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт»» От Муджахида передаётся, что он сказал насчёт слов «Этот Куран дан мне в откровение, чтобы я предостерёг вас»: «Арабов», а насчёт слов «и тех, до кого он дойдёт»: «Не арабов».

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, уже сказал: «Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, что любой человек из этой общины, будь то иудей или христианин, который услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан — обязательно будет из числа обитателей Огня». (Муслим, 1/134)

«Каждого, до кого дошёл призыв посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к религии Аллаха, с которой Он его послал, и не ответил на этот призыв, то с ним становится обязательно сражаться, пока не перестанет быть фитна, и религия не будет полностью принадлежать Аллаху». (аль-Фатава, 28/349)

И насчёт положения установления довода этим видом призыва до начала сражения есть известное разногласие.

Некоторые имамы пришли к мнению, что призыв является условием (для начатия сражения) в общем, всё равно, дошёл ли до них призыв до этого или же нет, кроме как если у мусульман есть сильная спешка (для начатия сражения).

Другие же пришли к мнению, что призыв не является условием (для начатия сражения) в общем, всё равно дошёл ли до них призыв до этого, или же нет (Фатхуль-Бари 6/108,109).

Истина же, которой свидетельствуют тексты, это то, на чём большинство обладающих знанием: Призыв является обязательным до сражения, и является условием для дозволенности с тем, до кого не дошёл призыв Ислама до этого, а до тех, до кого он дошёл — является дозволенным, но не обязательным.

Сказал ан-Навави: «Это и есть правильное мнение, и так сказали Нафий, вольноотпущенник ибн Умара, аль-Хасан аль-Басри, ас-Саури, аль-Лейс, ащ-Щафии, абу Саур, ибн аль-Мунзир, и большинство. Сказал ибн аль-Мунзир: «Это является словом большинства обладающим знанием, и насчёт этого мнения пришли явные хадисы»». (Шарх Муслим, 12/36)
Что же касается доказательств об обязанности призыва того, до кого не дошёл призыв Ислама:

Слова Всевышнего Аллаха: «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (Перенос ночью, 15)

Сказал ибн Рушд: «Что же касается условия для войны, то это, чтоб до них дошёл призыв, и это единогласное мнение, я имею ввиду, что нельзя с ними сражаться, пока до них не дойдёт призыв, и это вещь, на которой единогласны все мусульмане, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «И мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». (Перенос ночью, 15)» (Бидаятуль-мужтахид, 1/282)

И во взятии за доказательство этого аята есть тонкость, приведя общее наказание, которое упоминается, чтоб оно охватило так же то наказание, которое Аллах посылает кяфирам руками верующих, как сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними, их накажет Аллах вашими руками». (Тауба, 14)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия: «Из сунны Аллаха, что Он наказывает Своих врагов, иногда посылая наказание от Себя, а иногда руками Своих верующих рабов». (ас-Сорим аль-маслюль 2/234)

От Бурейды, да будет доволен им Аллах, передаётся, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда назначал амира над войском или над отрядом, то завещал ему лично бояться Аллаха, и так же завещал тем мусульманам, которые с ним благо, а после говорил: «Выходите в поход с именем Аллаха на джихад на пути Аллаха, сражайтесь с теми, кто не верит в Аллаха. Сражайтесь и не присваивайте (обманывая) трофеи, пока имам не разделит их. Не поступайте вероломно, не уродуйте и не убивайте детей, и когда ты встретишь своего врага из числа многобожников, то призови их к одному из трех, и чтобы он не выбрал, то прими это от них и не трогай их. Призови их к Исламу, и если они согласятся, то прими это от них и не трогай их. А если они откажутся, то скажи им, что они должны будут выплачивать джизью (дань, которую платят неверные мусульманам, будучи в униженном состоянии) и если они согласятся, то прими это от них и не трогай их. А если они откажутся, то проси помощи у Аллаха и сражайся с ними…» (Муслим, 3/1357)

Учёные и обладающие знанием взяли за доказательство из этого хадиса, что призыв к Исламу является обязательным до сражения, в праве того, до кого он до этого не дошёл, и составляющие книги сунны и предания этим называли главы.

Сказал ибн Хаджар: «В словах «Призови их» берётся доказательство на то, что призыв является условием для дозволенности сражения» (Фатхуль-Бари, 7/478)

Сказал аш-Шаукани: «В этом есть доказательство об обязательности призыва кяфиров к Исламу до начала сражения». (Нэйлюль-Аутар 8/53)

Имам аль-Бухари привёл хадис, от Анаса и ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, о послании посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Хосрою и Цезарю, и озаглавил этот раздел: «Раздел: Призыв иудеев и христиан, из-за чего сражаются (мусульмане), а так же то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал Хосрою и Цезарю, и призыв до сражения».

Сказал ибн аль-Хаджар: «Он озаглавил этот раздел так, взяв из этих двух хадисов, то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, написал римлянам, призывая их к Исламу, до того как направился к ним сражаться». (Фатхуль-Бари 6/108)

Аль-Бейхакы озаглавил раздел предыдущих хадисов следующими словами: «Раздел: Обязательный призыв того, до кого не дошёл он (призыв) из числа многобожников». (ас-Сунануль-Кубра 9/106)

От ибн Аббаса передаётся, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не сражался с народом, кроме как он до этого их призывал».

И что касается обязанности призыва тех, до кого не дошёл призыв, до эта обязанность обусловлена двумя условиями:

1 — Чтоб они не поспешили с начатием сражения сразу же, и если это было так, то тогда с ними надо сражаться (без призыва)
2 — Чтоб место, в котором их призывают, было обезопашено от их удара исподтишка.

Что же касается доказательств насчёт дозволенности призыва до сражения, в праве тех, до кого до этого дошёл призыв, то из этого:

Передаётся от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что он слышал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал в день Хайбара: «Завтра я вручу знамя человеку, посредством которого Аллах ниспошлет победу». И после чего каждый надеялся, что он будет тем человеком, кому будет вручено знамя. Утром, встретившись с посланником Аллаха, каждый был преисполнен желания получить знамя. Пророк спросил: «Где Али ибн Абу Талиб?» Ему ответили: «Он жалуется на воспаление глаз». За ним послали, и когда его привели, Пророк поплевал ему на глаза, а затем взмолился за него Аллаху и Али тут же исцелился, как будто ничем и не болел. После чего Али спросил: «Мы будем с ними сражаться, пока они не станут подобны нам?»

Посланник Аллаха ответил: «Действуй на их территории с осторожностью. Сначала призови их к Исламу и сообщи им то, что они обязаны делать, соблюдая право Всевышнего Аллаха в отношении их. Клянусь Аллахом, если Аллах наставит посредством тебя хотя бы одного человека на истинный путь, то это будет для тебя лучше, чем красные верблюды». (аль-Бухари 3/1077)

И известно, что иудеи Хэйбара являлись из тех, до кого до этого дошёл призыв Ислама, и они до этого жили рядом с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и со сподвижниками.

И имам аль-Бухари привёл этот хадис вместе с другими в разделе: «Призыв Пророка к Исламу и к вере в его пророчество, и (к тому) чтоб люди не брали друг друга господами, помимо Аллаха, а так же слова Всевышнего Аллаха: «Если Аллах даровал человеку Писание, власть (знание или умение принимать решения) и пророчество, то ему не подобает говорить людям: «Будьте рабами мне, а не Аллаху»». (Семейство Имрана, 79)».

И это является явным докозательством о дозволенности призывать тех, до кого до этого дошёл призыв, однако мы говорим о дозволенности этого, а не о желательности, как многие сказали об этом. Потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставлял призыв во многих местах, а он, да благословит его Аллах и приветствует, не оставлял желательного, и он — пусть мои родители будут выкупом за него — был более знающим из нас об Аллахе, и он был более богобоязненным, и больше нас страшился Его, и он является носителем очищенного Шариата. Поэтому, оставление этого действия указывает на то, что это действие является дозволенным, а не желательным, а Аллах знает лучше.

А что же касается доказательств о законности сражения до призыва с теми, до кого до этого дошёл призыв Ислама, то из этого:

От Анаса, да будет доволен им Аллах, передаётся, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нападал на какой-либо народ, он не нападал, до тех пор, пока не дожидался утра, и если он слышал азан, тогда он оставлял их, а если же не слышал, то нападал после того, как настанет утро.

Сказал хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Это указание на дозволенность сражения без призыва с теми, до кого до этого дошёл призыв, и, объединяя это и хадис Сахля, который до него, можно взять, что призыв является желательной вещью и не является условием».

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «В этом доказательство о дозволенности сражения без призыва с теми, до кого до этого уже дошёл призыв». (Нэйлюль-Аутар 8/69)

Имам аль-Бухари привёл в своём сборнике (Сахих аль-Бухари, 3/1101) хадис от аль-Бары ибн Азиба, да будет доволен им Аллах, насчёт истории убийства абу Рафи аль-яхудий: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил группу из ансаров к абу Рафи, и к нему ночью в дом зашёл Абдулла ибн Атик и убил его, пока тот спал».

Эта история явно указывает на то, что призыв не является условием до сражения или убийства, и имам аль-Бухари назвал раздел со стороны фикха так, что это указывает на это: «Глава: Убийство спящего мушрика». (аль-Бухари 3/1100)

Сказал ибн Хаджар: «Отсюда берётся дозволенность убийства мушрика, не призывая его, если до него до этого и так дошёл призыв». (Фатхуль-Бари 6/156)

Сказал аш-Шаукани насчёт этого хадиса: «И автор (Аль-Маджд ибн Теймия, который привёл хадис в разделе: Призыв до сражения) привёл этот хадис тут потому, что в этом есть нужда, со стороны озаглавления раздела. В этом хадисе приводится история убийства абу Рафи, без призыва, а так же то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не приказал призывать его тем, кого он послал, чтоб его убить». (Нэйлюль-Аутар 8/56)

А так же имам аль-Бухари, привёл хадис от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто меня избавит от Кааба ибн Ашрафа?» Тогда Мухаммад ибн Масляма, да будет доволен им Аллах, сказал: «Ты хочешь, чтоб я его убил?» На что он ответил: «Да». Тогда он сказал: «Тогда позволь мне говорить некоторые вещи», на что Пророк сказал: «Уже сделал» (дозволил). (аль-Бухари, 3/1103)

И имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, назвал раздел, исходя из этого хадиса: «Глава: (неожиданное) Убийство враждующего (кяфира)». (Сахих аль-Бухари 3/1103)

И это озаглавление указывает на то, что призыв до убийства не является условием, потому что «фатк», это неожиданное убийство. (Мухтар ас-Сихах, 205)

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, насчёт истории убийства ибн аль-Ашрафа: «В этом есть дозволенность на убийство мушрика, не призывая его, если общий призыв и так дошёл до него». (Фатхуль-Бари 6/156)

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Некоторые взяли этот хадис в доказательство на то, что можно неожиданно убивать тех кяфиров, до кого дошёл призыв Ислама». (Шарх Муслима, 12/161)

От Мусаба ибн Джусама, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: «Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили насчёт детей и женщин мушриков, на (селения) которых нападают ночью, и их тоже задевают (убивают), на что он ответил, что: «они из них»» (Муслим, 3/1364)

Сказал имам ан-Навави: «Смысл слова «баят» — Нападение ночью, когда не различается мужчина от женщины и от ребёнка… и в этом хадисе дозволенность насчёт ночного нападения, и дозволенность нападения на тех, до кого дошёл призыв, не предупреждая их». (Шарх Муслима, 12/50)

Передаётся от абу Усмана ан-Нахди, одного из больших табиинов, да помилует его Аллах, что он сказал: «Когда мы сражались, бывало, что мы призывали, а бывало, что не призывали». (Шарх Маани аль-асар ат-Тахави 3\209)

И это явный текст о том, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, делали оба дела: призывали до сражения, и не призывали, что тем самым разъясняет, что призыв не является условием для сражения с теми, до кого дошёл призыв до этого.

Передаётся от Яхьи ибн Саида, да помилует его Аллах, что он сказал: «Нет проблем в том, чтоб нападать на врага ночью или днём, потому что призыв Ислама до них уже дошёл, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил людей в Хайбар, и они убили их амира, ибн абу аль-Хакика неожиданно, а так же к предводителю бану Лихьян, а так же отправил группу людей, и они убили остальных иудеев в стороне Медины, из которых ибн аль-Ашраф». (аль-Мудаввана аль-Кубра 3/3)

В «Мухтасаре аль-Хирки» приводится следующее: «И можно сражаться с людьми писания и с огнепоклонниками не призывая их, потому что призыв уже дошёл». (стр. 128)

Поэтому то, что большинство учёных и имамов пришли к мнению об обязанности призыва до сражения, то это в начале Ислама, а что же касается после распространения Ислама, то тут нет места насчёт обязанности призыва и установления его условием для сражения, а если вдруг представится, что кто-то действительно не слышал об Исламе, то в этом случае призыв станет обязательным.

Имам Муслим, да помилует его Аллах, привёл хадис от ибн Ауна, что он сказал: «Я написал Нафи’у письмо, в котором спрашивал, следует ли перед боем призывать врагов к исламу. В ответ он написал мне, что так делали в первые годы существования Ислама, упомянув, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напал на людей из племени бану аль-мусталик, когда те этого не ждали, а их скот находился на водопое. Он перебил их бойцов и захватил в плен детей и женщин, и в тот день пророку, да благословит его Аллах и приветствует, досталась Джувайрия бинт аль-Харис. Нафи’ также написал: «Этот хадис мне передал ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, который был одним из бойцов этого отряда»». (Муслим 3/1356)

И имам ан-Навави, озаглавил главу: «Глава: «… имеется ввиду, когда они не ожидали». (Шарх Муслима 12/36)

Передаётся от аль-Хасана, да помилует его Аллах, что он сказал: «Нет призыва римлянам, потому что их уже призвали».

И так же передаётся от абу Хамзы, что он сказал: «Я сказал Ибрахиму: «Поистине люди говорят: «Необходимо призывать мушриков (до сражения)» на что он сказал: «Римляне уже знают, за что с ними сражаются, и так же дейлемиты (персы, нынешние иранцы) так же знают, за что с ними сражаются»».

Передаётся от Мансура, что он сказал: «Я спросил Ибрахима о призыве дейлемитов (персов), на что он сказал: «Они уже узнали призыв»». (Шарх маани аль-асар ат-Тахави 3/209)

И сказал имам ащ-Щафии, да помилует его Аллах: «Я не знаю никого, до кого бы ни дошёл сегодня призыв, кроме как если они находятся позади наших врагов, которые с нами сражаются. Община из числа мушриков, до которых не дошёл призыв, и они находятся позади римлян, турков, хазаров, община, которую мы не знаем». (аль-Умм 4/239)

Сказал имам Ахмад, да помилует его Аллах: «Поистине призыв дошёл до каждого, и сегодня не знаю никого кого нужно призывать, поистине призыв был в начале Ислама». (аль-Мугни 9/172)

Сказал Асбаг, да помилует его Аллах: «Большинство людей сказали: «Призыв дошёл до всех общин»». (ат-Таджу уаль-Иклиль 3/350)

Сказал ат-Тахави, да помилует его Аллах: «Все люди уже узнали об Исламе, и узнали борьбу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с остальными религиями, и ни в одном аяте, в котором упоминается сражение, не упомянут призыв того, с кем приказано враждовать, потому что они уже узнали его противоречие им, и к чему он их призывает». (Мухтасар ихтиляф аль-уляма 3/426)

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Большинство пришло к мнению, что призыв был в начале дела, до распространения Ислама, и если вдруг найдутся те, до кого не дошёл призыв, то тогда с ними не сражаются, пока их не призовут, об этом сказал имам ащ-Щафии.

Малик сказал: «Чьи земли близки, то с ними сражаются без призыва, из-за известности Ислама, а чьи земли являются далёкими, то тогда (делать) призыв является более обрубающим сомнение»». (Фатхуль-Бари 6/108-109)

Я говорю: «Что же касается сегодняшнего дня, когда дошёл призыв, и борьба Ислама с врагами стало «новостью дня» (постоянные информационные войны), и мир стал как одно село (в борьбе против Ислама) — является далёким то, что есть кто-то, кто не слышал об Исламе, и что до него не дошёл призыв.

 

Важная польза:

Вместе с тем, что у маликитов известным мнением является то, что до сражения обязательно делать призыв, однако они при этом сказали, что на мусульманах ничего не лежит, если они начнут сражаться (без призыва) и убьют тех, до кого не дошёл до этого призыв.

Сказал Сахнун, да помилует его Аллах: «Если мусульмане сражались с народом, до которых не дошёл призыв, и они не призывали их, то на мусульманах не лежит ничего — ни искупления, ни выкупа». (ат-Таджуль-Иклиль 3,351)

Я говорю: «Это потому, что — в основе кровь кяфиров является дозволенной».

Сказал ат-Тартущий, да помилует его Аллах: «Если убьют того, до кого не дошёл призыв до этого, как положение тех, кто находится на острове, то за его смерть не облагается выкупом» (ат-Таджул-Иклиль 6/257)

И мнение что если кто-либо из мусульман убьёт неверующего до того, как до него дошёл призыв, и он за это ничего не несёт (выкуп, искупление), является мнением большинства, с принятием того, что это является не дозволенным, из-за того, что до него не дошёл призыв.

Что же касается ханафитов, то пришло в «Фатава ас-Сугди»: «Сказал абу Ханифа и его сторонники, а так же абу Абдулла: «Если призыв до них дошёл, то в этом нет проблем, а если же не дошёл, то тогда так не надо делать (сражаться, убивать, нападать), а если всё же сделает, то тогда на нём ничего не лежит»». (Фатава ас-Сугди 2/709)

И сказал в книге ханафитского фикха «аль-Хидая фи шарх аль-Бидая», после того как сказал об обязанности призыва до сражения тех, до кого не дошёл призыв: «И если с ними начнут сражение до призыва, то он (амир) делает грех, однако на нём не лежит возмещение убытков, из-за того, что у них не было защиты (крови, имущества), которая является религией, или же защита землёй (по договору), и это похоже (в хукме) на смерть женщин и детей (из числа враждующих кяфиров)». (аль-Хидая, 2/136)

А так же пришло в «аль-Бахр ар-Раик» от ибн Нуджейма, да помилует его Аллах: «И мы не сражаемся с теми, до кого не дошёл до этого призыв. Нельзя начинать сражение, из-за слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда он завещал амирам войск и говорил: «Призови их к шахаде». И потому что они, посредством призыва узнают, что мы сражаемся с ними из-за религии, а не из-за того, что забрать у них деньги, женщин и детей, и быть может они ответят на призыв, и нам не надо будет сражаться. А если же будет сражаться без призыва, то тогда он делает грех, из-за запрета на это, однако на нём не лежит возмещение убытков, из-за того, что у них не было защиты (крови, имущества), которая является религией, или же защита землёй (по договору), и это похоже (в хукме) на смерть женщин и детей (из числа враждующих кяфиров)». (аль-Бахр ар-Раик 5/81,82)

И сказал аль-Камаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах: «Если же они начнут с ними сражение до призыва, то они делают грех, однако на них не лежит долга за тех, кого они убили, ни денежного, ни ответственности…» (Шарх Фатх аль-Кабир, 5/445)

И это так же является мазхабом у ханбалитов. (аль-Мухаррар 2/145)

«До кого не дошёл призыв, то за его смерть нет ответственности, потому что у него не было веры, а так же безопасности, и тем самым он был похож на (категорию) враждующих». (аль-Кафи 4/56)

Сказал аль-Мирдави, да помилует его Аллах: «Слова «До кого не дошёл призыв, то за его смерть нет ответственности», является мазхабом (правильным мнением в нём). Сказал ибн Манджа в своём шархе: «Это является мазхабом», а так же это утверждено в «аль-уаджизе», «аль-мунтахабе», «аль-мунавваре», и в других книгах. И его предпочёл аш-Шарих и сказал: «Это является более предпочтительным», и так же это мнение предпочтено в «аль-мухарраре», «ан-назме», «ар-риаятэйн», «аль-хави ас-сагир», «аль-фуру», и в других книгах». (аль-Инсаф 10/65)

Сказал ибн Муфлих, да помилует его Аллах, опровергая тех, кто считает, что нужно выплачивать выкуп за тех, до кого не дошёл призыв: «Ответ таков: «У них не было ни веры, ни безопасности, а их было нельзя убивать потому, что мусульмане могли взять с них пользу, взяв их рабами»». (аль-Мубди 9/29)

Сказал аль-Бахутий, да помилует его Аллах: «Если найдётся такой, до кого не дошёл призыв, и до меня дошло о народе, которые находятся в конце стран Судана, которые не понимают, что им говорят, в таком случае, они те, до кого не дошёл призыв, и за них не будет ответственности, потому что у них нет ни веры, ни безопасности, и в таком случае они похожи на положение враждующих». (Кашфуль-Кина 6/21)

А так же сказал, да помилует его Аллах, разъясняя категории тех, за смерть которых не лежит искупление: «А так же за тех, до кого не дошёл призыв, если такие найдутся, и убивать их до призыва является харамом, однако за них не будет ответственности, так как, у них нет ни веры, ни безопасности». (Кашфуль-Кина 6/65)

Сказал имам ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Раздел: те кяфиры, до которых не дошёл призыв. Не дозволено их убивать до призыва, и если же такой будет убит до призыва, и ему не была дарована безопасность, то на том, кто его убил — не будет ответственности, потому что у того не было ни договора, ни веры, и его положение похоже на положение неверующих женщин и детей. А их убийство запрещено, потому что, до них не дошёл призыв, и это является мнением абу Ханифы. Сказал абу Хаттаб: «На нём лежит ответственности столько, сколько возлагается на приверженцев их религии», и это является мазхабом шафиитов, они опираются на то, что их кровь защищена, и они похожи на тех, у кого есть договор, но первое мнение является более правильным, потому что это опровергается детьми и сумасшедшими враждующих кяфиров. Они (до кого не дошёл призыв) являются кяфирами, у которых нет договора, поэтому за них нет ответственности, как за детей и сумасшедших». (аль-Мугни 8/314)

А так же сказал, да помилует его Аллах: «А так же убийство того, до кого не дошёл призыв — за него нет искупления, и нет никакой ответственности, и это похоже на то, кого дозволено убить (и не будет ответственности)». (аль-Мугни 9/173)

А так же сказал: «И кто убьёт кого-либо, до того как призвать, то за него нет ответственности, потому что у него не было ни веры, ни безопасности, поэтому за него не несётся ответственность, как и за убитых женщин и детей тех, до кого дошёл призыв». (аль-Мугни 8/401)

И после этого, стоит упомянуть два примечания:

Первое примечание:

Всё что пришло из хадисов, насчёт законоположения призыва враждующих кяфиров и частный разбор их положений, это всё касается наступательного джихада, я имею ввиду: когда мусульмане нападают на кяфиров в их землях. А что же касается оборонительного джихада, когда кяфиры нападают на мусульман в их землях, то разумеется призыв спадает, потому что нападают кяфиры, а не мусульмане.

Сказал Мухаммад ибн аль-Хасан ащ-Щейбани, да помилует его Аллах: «И если народ из враждующих кяфиров, до которых не дошёл Ислам и призыв, придут к мусульманам на их земли, то мусульмане должны с ними сражаться без призыва, чтоб тем самым защитить самих себя. Они могут их убивать и брать в плен, а так же забирать их имущество, это является дозволенным. Пятая часть имущества будет отложена, а остальное имущество делится между теми, кто его получил». (ас-Сэйруль-кябир уа шархуху 5/2333)

Сказал аш-Шарих ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «Потому что, если мусульманин поднимет свой меч на другого мусульманина, то второму будет дозволено убить первого, защищаясь, а в этом положении тем более. Имеется ввиду, если мусульмане займутся призывом к Исламу (вместо защиты), то это может привести к пленению и убийству женщин и детей мусульман, а так же к захвату их имущества и их самих, поэтому в таком положении призыв не делается». (Ас-Сэйруль-кябир уа шархуху 5/2234)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Из этого: мусульмане призывают неверующих к Исламу до сражения, и это является обязательным, если до них до этого не дошёл призыв, и является желательным, если дошёл. Это в случае если мусульмане нападают на кяфиров, а что же касается того, когда кяфиры нападают на мусульман, то тогда надо сражаться с ними без призыва, потому что они защищают свои жизни и свои семьи». (Ахкаму ахль-зимма 1/88)

Сказал имам Малик, да помилует его Аллах: «Те, чьи дороги находятся рядом, то в таком случае призыв откидывается, потому что они и так знают к чему призывают мусульмане, а так же из-за их вражды и ненависти к религии и её приверженцам  и их препятствию и войне против войск мусульман, поэтому в таком случае на них нужно нападать неожиданно, потому что призыв не прибавит им ничего кроме предостережения и взятия готовности (снаряжения) для войны с мусульманами, препятствуя победе, на которую надеялись мусульмане». (аль-Мудаввана аль-кубра 2/3)

И слова имама Малика, да помилует его Аллах, насчёт тех, кто находится не далеко от мусульман, и когда мусульмане нападают на них, тогда что же говорить о том, когда они нападают на мусульман?!

Сказал Яхья ибн Саид, да помилует его Аллах: «Клянусь, когда мусульмане приходят к крепостям тех, на кого они надеются (что они примут Ислам), и что они ответят им на их призыв — они должны это делать. Что же касается тех, которые если ты будешь сидеть у себя на земле, а они сами к тебе придут, и если ты выйдешь к ним, они будут с тобой сражаться, — то такие не призываются». (аль-Мудаввана аль-кубра 3/3)

Я сказал: «И мы уже говорили о том, что призыв кяфиров до начатия сражения ограничено двумя условиями: первое — это чтобы мусульмане не спешили начать сражение, и второе — чтобы мусульмане были в безопасности от их неожиданного нападения. Что же тогда говорить о том, если кяфиры сами нападают на земли мусульман».

Пришло в «Хашия ибн Абидина» следующее: «Слова: «Мы призывали их к Исламу», желательно насчёт тех, до кого дошёл призыв, а если же не дошёл, то обязательно, если только это не влечёт за собой вред». (аль-Хашиа 4/128)

И как было сказано насчёт оправдания оставления призыва кяфиров, когда мусульмане нападают на них: «Если же они оставят призыв, и убьют их, то в этом нет проблем, потому что кяфиры знали за что с ними сражаются, и если бы мусульмане были бы заняты призывом, то тогда может быть кяфиры могли бы успеть укрыться в крепостях, и тогда мусульмане не смогли бы достать их, поэтому им разрешено начать сражение без призыва». (аль-Мабсут ли-Сархаси 6/10)

Подумай об «и если бы мусульмане были бы заняты призывом, то тогда может быть кяфиры могли бы успеть укрыться в крепостях, и тогда мусульмане не смогли бы достать их, поэтому им разрешено начать сражение без призыва», — это положение, когда мусульмане нападают на кяфиров, что же тогда, когда кяфиры нападают на мусульман?!

А в «ас-Самар ад-дани» пришло даже следующее: «Если же они спешат без призыва… то есть если они спешат напасть на наши войска, оставляя наш призыв, то в таком случае, с ними надо сражаться без призыва, потому что призывать их в таком положении является запрещённым». (ас-Самар ад-Дани, шарх рисалятиль-Кирвани 1/412)

Он сказал, что призывать их в положении, когда они поспешили в сражении с мусульманами в их странах, — является запрещённым, что же тогда можно сказать о том, если они будут нападать на мусульман в странах мусульман?!

Второе примечание:

Из тех хадисов, которые предшествовали, насчёт законоположения призыва кяфиров до начатия сражения, имеется ввиду насчёт кяфиров в своей основе, и не имеется ввиду насчёт кяфиров – вероотступников, потому что муртад до этого являлся из приверженцев Ислама, и призыв до него однозначно дошёл, поэтому сказано: «Хукм муртада — как хукм враждующегося, до которого дошёл призыв». (Фатхуль-Бари 12/269)

И положение муртадов не выходит из двух положений.

1 — Когда до них можно добраться (поймать, захватить). Имеется ввиду: на них можно установить хадд (наказание), или через подтверждение доказательств или же через их собственное признание, в положении когда они находится в руках мусульман. (ас-Сорим аль-маслюль 3/941)

В таком положении большинство учёных на том, что обязательным является требовать от них покаяние, до их убийства, или же они покаются или же будут убиты.

И покаяние муртада будет считаться тогда, когда он откажется от куфра, который он сделал. Та дверь, через которую он вышел, через неё же он должен заново войти, вместе с обновлением свидетельства — по более правильному мнению.

2 — Когда они недоступны (оказывают сопротивление) из-за силы, которая у них есть, или же из-за того, что находятся в даруль-харбе (земля войны), и эта любая земля, на которой преобладают законы не Ислама, как об этом уже упоминалось. В таком положении не обязательно требовать с них покаяние, и положение будет таким как упоминалось (выше).

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Когда муртад станет воспрещённым, или же перейдя в даруль-харб, или же с ним будут другие муртады, и у них будет сила, которой они защищаются от мусульман, — в таком случае они убиваются без требования покаяния, без сомнений». (ас-Сорим аль-Маслюль 3/601)

Он, да помилует его Аллах, тут разъяснил правило: «От воспрещающегося не требуется покаяния, а требуется он от того, на кого есть сила». (ас-Сорим аль-Маслюль 3/610)

Сказал ибн аль-Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Если же муртад примкнёт к даруль-харбу, на нём власть не исчезает, однако каждому можно убить его, не требуя покаяния, и взять его деньги тому, кто это может сделать, потому что его хукм становится хукмом враждующего кяфира.

И так же если муртадами станет какая-то группа, и станут воспрепятствовать на своих землях подчинению имаму мусульман, в таком случае их защита в их душах, имуществе и семьях исчезает. Потому что если у кяфира в своей основе нет защиты на своих землях, то у муртада тем более». (Аль-Мугни 9/20)

Сказал ибн Муфлих, да помилует его Аллах, насчёт муртада, что более правильным будет требовать от него покаяние, и что его убивает или же имам, или же его заместитель: «Если же его убьёт другой — не имам — без разрешения имама, то такой поступил плохо, и ему делается тазир (поучительное наказание), из-за перехода права имама и его заместителя, но на нём за это не лежит ответственности (искупление, выкупа), потому что кровь муртада является разрешённой  и не защищённой. И всё-равно, был ли он убит до того, как у него требовали покаяние или же после, потому что в общем его кровь — разрешена, и его вероотступничество дозволило его кровь, до требования покаяния или же после.

А если же он примкнёт к даруль-харб, то любой может убить его и забрать его имущество». (аль-Мубди 9/175)

Сказал аль-Мадж ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Кто убьёт муртада, без дозволения имама, наказывается, за исключением: если муртад примкнёт к даруль-харб, то тогда каждый может убить его и забрать его имущество». (аль-Мухаррар фи фикх 2/169)

Сказал ибн Абидин, да помилует его Аллах, говоря о сражении с бугатами: «Если же он (имам, амир войска) будет сражаться с ними без призыва (до сражения), то это дозволено, потому что они знают, за что с ними сражаются, точно так же как и муртады, или же враждующие кяфиры, после доведения призыва». (аль-Хашия 4/264)

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «Нет ничего в том, чтоб убить муртадов, до того, как призвать их к Исламу. Потому что их положение — как положение кяфиров, до которых дошёл призыв. Если же они обновят его (призыв), то это хорошо, а если же с ними начнут сражение до того как призвать, то тоже хорошо». (аль-Мабсут 10/120)

Есть единогласное мнение, без малейших разногласий о том, что от муртадов не принимается ничего, кроме как возврат в Ислам, через покаяние от того куфра, который они сделали, или же смерть.

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Слова Всевышнего Аллаха: «И не преступайте» (аль-Бакара, 190), насчёт этого было сказано то, что мы до этого преподнесли (Не преступайте границы, убивая те категории, на кого пришёл запрет, из числа женщин и детей, и подобным им), и это является не отменённым (или же ясным), а что касается муртадов, то на них — или же смерть, или же покаяние. И так же люди заблуждения, на них — или же смерть, или же покаяние». (Тафсир аль-Куртуби, 2/350)

И насчёт этого написал ибн Нуджейм аль-ханафи, да помилует его Аллах, что: «От многобожников из числа арабов и так же от муртадов не принимается джизья — только Ислам или меч. Поэтому их не призывают из-за отсутствия пользы». (аль-Бахр ар-Раик 5/81)

А так же в «Фатава ас-Сугди»: «Если до них дошёл призыв, то лучше ещё раз их призвать, а если не призвать, то этого тоже достаточно (первого призыва). А если до них дошёл призыв, но не дошло то, что мы принимаем джизья, в то время когда они откажутся от Ислама, то их надо призвать к джизье, и если они примут, то они оставляются, кроме муртадов и многобожников из числа арабов — от них не принимается ничего кроме Ислама». (Фатава ас-Сугди 2/709)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «С муртадами сражаются, пока они не примут Ислам, и от них не принимается джизья». (Минхадж ас-Сунна 8/509)

 

 

Автор: Абу Абдуллах аль-Мухаджир

 

 

Перевел для ИД Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.