Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятая (Часть 1)

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятая (Часть 1)

Амалии истишхадии. Часть 1

Нет сомнений, что амалии истишхадии, в сегодняшнем виде являются из новых вопросов, которые не были до этого. Однако если поразмыслить о шариатских текстах, и не останавливаться только лишь на явном, при этом попытаться понять действительность этого явного, то это даёт нам подтверждение того, что эти амалии в таком виде, хоть и не были известны для первых учёных, однако они были известны для них в общих смыслах и действительностях, хоть они и не знали этот сегодняшний вид и вид этого оружия.

И поэтому, исходя из этой относительной разности, между этими двумя видами, прошлыми и современными, мы приведём ряд вопросов, которые связаны между собой в этом месте, и которые пригодны быть основами, которые будут нам освещать, ин шаа Аллах, в нашем исследовании этого современного вида амалий (операций). При этом мы попытаемся связать вопрос и его основы в свете Курана и Сунны, а так же со слов учёных и имамов.

Шариат пришёл вместе с объединением похожих вещей, и с разделением не похожих, и с присоединением вещи к похожей на неё, и это с устранением относительных разниц (если они имеются) и с разъяснением того, что они не влияют на хукм, и не меняют его ин шаа Аллах.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Он, свят Он и велик, как и разделяет между разными вещами, так и объединяет и   соединяет между похожими делами, и судит насчёт какой-либо вещи подобным хукмом, не разделяя между похожими вещами, и так же не соединяя две разные вещи». (аль-Фатава 13/19)

Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, упомянул о тех, кто пытается схитрить и обмануть Шариат, что они: «Разделяют между двумя похожими вещами, со всех сторон, из-за того, что они различаются в виде, имени или же в пути, который приводит к ним, и дозволяют через хитрости то, что является ещё большим вредом, чем то, что они запретили, и «скидывают» (отменяют) то, что более обязательно, чем то, что обязывают они». (Илям аль-мувакиин 3/206)

И исходя из этого введения, мы говорим: Есть вопросы, которые Шариат утвердил  внешне, и они сходятся с амалией истишхадией в своём смысле и действительности, хоть и не сходятся с ней в полном его виде. И из этих вопросов:

— Дозволенность любому из мусульман погрузиться в ряды большого войска врага, даже если он будет знать, что он погибнет:

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, назвал главу в книге джихада, в своём достоверном сборнике, и сказал: «Глава: Слова Всевышнего Аллаха, свят Он и велик: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету. (аль-Ахзаб, 23)» (аль-Бухари, 3/1032)

После чего привёл хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах: «Однажды мой дядя, Анас ибн ан-Надр, да будет доволен им Аллах, не принимавший участия в битве при Бадре, сказал (Пророку, да благословит его Аллах и приветствует ): “О Посланник Аллаха, я не участвовал в твоём первом сражении с многобожниками, но если (когда-нибудь потом Аллах даст мне возможность сразиться) с ними, то, поистине, Аллах увидит, что я сделаю!”

А когда в день битвы при Ухуде мусульмане потерпели поражение, он воскликнул: “О Аллах, я приношу Тебе извинения за то, что сделали эти — имея в виду своих товарищей — и (призываю) Тебя (засвидетельствовать) мою непричастность, к (тому, что совершили) те!” — имея в виду многобожников. (Сказав же это,) он двинулся вперёд и столкнулся с (бежавшим) Са’дом бин Му’азом, (которому) сказал: “О Са’д ибн Му’аз, (я стремлюсь к) раю и Господу ан-Надра! Поистине, я ощущаю его благоухание со стороны Ухуда!” (А потом) Са’д сказал: “Не смог я, о Посланник Аллаха, (сделать того,) что сделал он!”»

Анас сказал: «А (после боя), найдя его убитым и обезображенным многобожниками, мы насчитали на (его теле) больше восьмидесяти ран от мечей, копий и стрел, и (был он изуродован  до такой степени, что) никто не смог опознать его, кроме его сестры, узнавшей (Анаса) по пальцам его рук!».

Анас сказал: «И мы считали (или: думали), что именно о нём и о подобных ему, говорится в ниспосланном аяте: «Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету». (аль-Ахзаб, 23) (аль-Бухари, 3/1032, Муслим, 3/1512)

Сказал аль-Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «В истории Анаса ибн ан-Надра есть многие пользы: дозволенность жертвовать своей душой на джихаде; достоинство держать договора, даже если это будет тяжело душе и приведёт к её гибели; а так же то, что требование шахады на джихаде не заходит в запрет о бросании себя на погибель. Так же в этом ясное достоинство Анаса ибн ан-Надра, и то, каков был его иман, богобоязненность и набожность, и сила убеждённости». (Фатхуль-Бари 6/23)

Сказал имам ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, говоря о пользах, взятых из битвы при Ухуде: «Из этого: дозволенность погружаться в ряды врага, как это сделал Анас ибн ан-Надр и другие». (Задуль-Маад 3/211)

Передаётся от Салямы ибн аль-Аква, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «… Потом мы приехали в Медину. [Там] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал своего слугу Рабаха [на пастбище] со своими [верблюдами], а я отправился вместе с ним, [ведя] коня Тальхи, которого я потом водил на водопой отдельно от [верблюдов]. Наутро ‘Абд-ар-Рахман аль-Фазари совершил набег и угнал всех верблюдов, а их пастуха убил. Тогда я сказал: «О Рабах, возьми этого коня и отведи его к Тальхе ибн ‘Убайдуллаху, а посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщи, что многобожники совершили набег [и угнали] его скот». Потом я забрался на холм, повернулся в сторону Медины, трижды прокричал «Берегитесь!», и бросился [вдогонку] за этими людьми, стреляя в них из лука…

Я оставался на своём месте, пока не увидел между деревьями всадников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Первым из них [ехал] аль-Ахрам аль-Асади, [коня] которого я держал за повод, следом за ним — Абу Катада аль-Ансари, а за ним — аль-Микдад ибн аль-Асвад аль-Кинди, да будет доволен ими Аллах. Между тем [‘Абд-ар-Рахман аль-Фазари и его люди] обратились в бегство, а я сказал: «О Ахрам, берегись, чтобы они не сделали с тобой дурного, [и подожди], пока [нас] не догонит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, со своими сподвижниками». [Ахрам] сказал: «О Саляма, если ты веруешь в Аллаха и в Последний день и знаешь, что Рай — истина, и Огонь — истина, не мешай мне принять мученическую смерть!» — и я оставил его. Он [вступил в бой] с ‘Абд-ар-Рахманом и ранил его коня, ‘Абд-ар-Рахман же пронзил его копьём и убил. После этого [‘Абд-ар-Рахман] пересел на коня [Ахрама], но его догнал всадник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Катада, и, пронзив его копьём, убил его…» (Муслим, 3/1436-1437)

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах, разъясняя пользы из этого хадиса: «Из этого: На чём были сподвижники, да будет доволен ими Аллах, в любви к шахаде, и в стремлении к ней, а так же, бросания себя в гущу сражения, и учёные согласились на том, что можно рисковать собой на джихаде, выходя в бой один на один и подобное этому». (Шарх Муслима, 12/186)

Сказал ибн ан-Наххас, да помилует его Аллах: «В этом достоверном хадисе утверждается самое сильное доказательство о том, что дозволено одному погружаться в большое количество врагов, даже если он полагает, что его убьют, если он будет искренним в требовании шахады, как это сделал аль-Ахрам аль-Асади, да будет доволен им Аллах. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал это, и не запретил своим сподвижникам поступать так же. Наоборот, в этом хадисе доказательство на желательность этого действия и его достоинство, ибо поистине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, похвалил абу Катаду и Саляму за их действия, и как уже пришло, каждый из них поодиночке напал на врагов, и не ждал пока придут мусульмане». (Машариуль-Ашвак 1/539)

Я сказал: И в конце предыдущего хадиса пришло: «Я (Саляма) сказал: о посланник Аллаха, позволь мне выбрать сто людей из числа твоих сподвижников, чтобы [продолжить] преследовать этих людей, и я непременно убью каждого из них, кто сможет сообщить [что-либо другим]…». (Муслим, 3/1439) И в этом доказательство, что кяфиров было явно большое количество, а если бы не так, тогда бы он не нуждался в сотне сподвижниках посланника Аллаха, тем более выборочных.

От Мудрика ибн Ауфа аль-Ахмаси передаётся, что он сказал: «Однажды я был у Умара, да будет доволен им Аллах, как вдруг к нему пришёл посланец ан-Нумана ибн Мукрина, и Умар спросил его людях, на что он сказал: «Был ранен такой-то и такой-то, и другие, которых я не знаю». На что Умар сказал: «Однако Аллах их знает», тогда тот сказал: «О повелитель правоверных, а так же человек, который продал свою душу». Тогда Мудрик сказал: «Это, клянусь Аллахом, мой дядя (по матери) о повелитель правоверных, и люди полагают, что он бросил себя на погибель», на что Умар ответил: «Они солгали, однако он купил ахира в обмен на дунью»». (Мусаннаф ибн абу Щейба 4/208, аль-Бейхакы аль-Кубра 9/45,46)

Так же ибн Джарир и ибн аль-Мунзир с достоверной передачей привели от Мудрика ибн Ауфа, что он сказал: «Однажды я был у Умара, да будет доволен им Аллах, и я сказал: «У меня есть сосед, который бросил себя (в гущу врагов) на войне и погиб, и люди сказали: «Он бросил себя на погибель!», на что Умар ответил: «Они солгали, однако он купил ахира в обмен на дунью»». (Фатхуль-Бари 8/185)

От ибн Исхака передаётся, что он сказал: «Я сказал аль-Баре: «Считаешь ли ты слова Всевышнего Аллаха: «И не бросайте себя на погибель» (аль-Бакара, 195) насчёт человека, который идёт один на отряд, в которой тысяча человек?», на что он ответил: «Нет»…» (Фатхуль-Бари, 8/185)

А в другой версии от абу Исхака передаётся: «Я сказал аль-Баре: «Человек один идёт на многобожников, считается ли он из числа тех, кто бросает себя на погибель?» Он сказал: «Нет, потому что Всевышний Аллах послал Мухаммада и сказал: «Поэтому сражайся на пути Аллаха, ведь ты не несёшь ответственности, кроме как за самого себя». (ан-Ниса, 84)…» (Ахмад, 4/281, и его удостоверил ибн Хаджар (Фатхуль-Бари 8/185))

От Асляма абу Имрана ат-Таджиби передаётся, что он сказал: «Мы были под Константинополем — городом римлян. Они вывели против нас огромный авангард. Мусульмане вышли в таком же количестве или же больше. Египтянами командовал Укба ибн Амир, сподвижник посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И один из мусульман бросился в ряды римлян, и тогда люди закричали: “Преславен Аллах! он обрёк себя на погибель!” Тогда сподвижник пророка (да благословит его Аллах и приветствует) абу Аюб аль-Ансари сказал: “О люди! Вы неправильно понимаете этот аят, а ведь он был ниспослан по поводу нас, ансаров. Когда Аллах прославил Свою религию и приумножил число ее сторонников, мы начали втайне говорить друг другу: “Мы лишились былого богатства, и Аллах уже возвеличил Ислам и увеличил число его сторонников. Неплохо было бы заняться нашим имуществом и привести в порядок наши запущенные дела”. Тогда Всевышний Аллах ниспослал Своему пророку аят:

«Делайте пожертвования на пути Аллаха и не обрекайте себя на погибель». (аль-Бакара, 195)

Погибель для нас заключалась в желании заняться нашим имуществом, приумножить наше богатство и оставить джихад».

И абу Аюб не переставал сражаться на пути Аллаха, пока не был похоронен на землях римлян». (Сахих ибн Хиббан 9/11, аль-Мустадрак 2/94, ат-Тирмизи 5/212)

И все эти тексты явно указывают на дозволенность одному человеку из мусульман, погрузиться в гущу врагов, даже против всего войска, и это то, на чём большинство учёных и имамов, из этого:

— Маликиты:

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Учёные разошлись во мнениях насчёт штурма одного человека на войне, и его погружение в ряды врага. Сказал аль-Касым ибн Мухеймира, аль-Касым ибн Мухаммад, и абдуль-Малик из числа наших учёных (маликитов): «Нет проблем, чтобы один человек пошёл против войска врага, если в нём есть сила, и у него есть искреннее намерение ради Аллаха, что же касается того, что если у него нет силы, то это будет считаться из погибели. Так же сказано: Если он требует шахаду, и у него искреннее намерение, то пусть идёт на них, потому что его цель один из них, и это разъяснено в словах Всевышнего Аллаха: «Из людей есть те, кто продаёт свою душу, стремясь к довольству Аллаха». (аль-Бакара, 207)»

Сказал ибн Хувейз Миндад: «Что касается человека, который один идёт против сотни, или же целого войска, или же группы воров, вышедших против имама или же хариджитов, то тут два положения: Он предполагает, что убьёт их и сам спасётся, — это хорошо.
А так же, если он будет знать, или же, скорее всего, предполагать, что он будет убит, однако он нанесёт им вред, или же оставит после себя след, который принесёт пользу мусульманам, то в этом случае тоже дозволено». (Тафсир аль-Куртуби, 2/363)

— Ханафиты:

Сказал Мухаммад ибн аль-Хасан, да помилует его Аллах: «Если один человек пойдёт против тысячи мушриков, то в этом не будет проблем, если он будет надеяться на то, что он спасётся, или же нанесёт вред врагам. А если же не будет так, то это является нежелательным, потому что он подверг себя на гибель, без принесения пользы мусульманам. А если же его целью было побудить мусульман, чтоб они делали подобно его действию, то это дозволено, потому что это является пользой для мусульман с некоторых сторон. А если же его целью было устрашение врага, и чтоб они знали твёрдость (жёсткость) мусульман в их религии, то это тоже дозволено. А если в этом есть польза для мусульман и он пожертвует своей душой для возвеличивания религии Аллаха, и для унижения куфра, то это является похвальным положением, за которое Аллах похвалил верующих и сказал: «Поистине Аллах купил у верующих их души..» (ат-Тауба, 111), а так же другие аяты, в которых Аллах похвалил тех, кто жертвует собой». (Тафсир аль-Куртуби 2/364)

Имам абу Бакр аль-Джассос, да помилует его Аллах, привёл слова Мухаммада ибн аль-Хасана, а после прокомментировал: «То, что сказал Мухаммад ибн аль-Хасан правильно, и другого не может быть, и насчёт этих смыслов переносится трактование тех, кто истолковал в хадисе абу Аюба аль-Ансари, что тот бросил себя на погибель, из-за того, что пошёл против врага один, потому что там не было пользы для мусульман. И если это так, то тогда не стоит кому-либо губить свою душу без пользы для религии и мусульманам. А что касается того, кто губит свою душу для пользы религии, то это является похвальным положением, за которое Аллах похвалил сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в словах: «Поистине Аллах купил у верующих их души и имущества, в замен на Рай, они сражаются на пути Аллаха убивая и бывая убитыми» (ат-Тауба, 111) А так же: «И не считай тех, кто был убит на пути Аллаха мёртвыми, наоборот, они живы и получают удел у своего Господа» (Семейство Имрана, 169) А так же: «И из людей есть те, кто продаёт свою душу, стремясь к довольству Аллаха» (аль-Бакара, 207) и подобные аяты, в которых Аллах похвалил тех, кто жертвует своей душой ради Аллаха». (Ахкамуль-Куран 1/327,328)

— Шафииты:

Сказал Хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Что касается вопроса, когда один идёт на большое количество врагов, то большинство сказали, что если это было из-за его смелости, и он полагал, что устрашит врагов этим, и тем самым побудит мусульман на смелость, и подобное этому из других правильных целей, то это хорошо. А когда это бывает из-за безрассудства, то это запрещено, тем более, если из-за этого последует слабость у мусульман, а Аллах знает лучше». (Фатхуль-Бари, 8/184-185)

— Ханбалиты:

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Все четыре имама дозволили мусульманину погружаться в ряды врагов, даже если он будет полагать, что они убьют его, если в этом будет польза для мусульман». (Маджмуаль-Фатава, 28/540)

 

Во-вторых:

Единогласное мнение о дозволенности бросаться в губительные места на джихаде:

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, назвал главу в своём достоверном сборнике, сказав: «Глава: Кто выбирает удары, смерть и унижение над неверием». (Аль-Бухари, 6/2546)

После чего привёл хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У кого будут три вещи, тот найдет усладу веры:

1) Чтобы Аллах и Его Посланник были для него любимей, чем всё остальное. 2) Если он полюбит человека только ради Аллаха. 3) И возненавидит возвратиться к неверию так же, как ненавидит быть брошенным в Огонь». (аль-Бухари, 6/2546)

Сказал Хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Его слова: «Глава: Кто выбирает удары, смерть и унижение над неверием» ─ указание насчёт этого были упомянуты в предыдущей главе, и что Биляль был из тех, кто выбрал удары и унижение над тем, чтобы произнести куфр, и так же Хаббаб, упомянутый в этом разделе, и те, кто были упомянуты с ним, и что родители Аммара умерли под мучениями.

Что же касается стороны его озаглавления, то он соединил между ненавистью куфра, и ненавистью с вхождением в Огонь, вместе со смертью, ударами и унижениями: и это легче для верующего, чем зайти в Огонь, и это является более легким, чем куфр, если он решит взяться за более жёсткое (решение). Это упомянул ибн Батталь, и сказал так же: «В этом есть довод для приверженцев Малика». И ибн ат-Тин сказал, что учёные единогласны в выборе смерти над куфром, и это служит доводом над тем, кто говорит, что лучше произнести куфр, чем терпеть смерть».

И приводится от аль-Мухаллаба, что некоторые запретили это, и взяли за доказательство слова Всевышнего Аллаха: «И не убивайте самих себя» (ан-Ниса, 29), но на самом деле в этом нет довода, потому что Он сказал после этого упомянутого аята: «А кто это сделает по своей враждебности и несправедливости». (ас-Ниса, 30) Он связал это с этим, и тот, кто губит свою душу в подчинении Аллаху не является несправедливым, и враждебным, и учёные единогласны в дозволенности бросания в губительные места, на джихаде. (Фатхуль-Бари, 12/316)

И уже предшествовали слова имама ан-Навави, да помилует его Аллах: «И учёные согласились на том, что можно рисковать собой на джихаде, выходя в бой один на один и подобное этому». (Шарх Муслима, 12/186)

От Асыма ибн Умара ибн Катады передаётся, что он сказал: «Когда люди встретились в день Бадра, Ауф ибн Афра сказал: «О посланник Аллаха, от чего Господь улыбается Своему рабу», на что он, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Когда Он видит его погрузившемся в сражение (обнажённым) без кольчуги». Тогда Ауф снял с себя кольчугу и пошёл вперёд, и сражался пока не был убит». (аль-Исаба 4/739)

От абу Исхака передаётся, что он сказал: «Войска мусульман наступали на многобожников в день аль-Ямамы до того, что они вынудили их спрятаться в саде, в котором был Мусейлима. Тогда аль-Бара ибн Малик сказал: «О мусульмане, перебросьте меня к ним». После чего его перебросили и он сражался с ними пока не открыл ворота для мусульман, после чего мусульмане зашли и Аллах убил Мусейлиму». (аль-Исаба 1/280)

А в версии от Мухаммада ибн Сирина передаётся: «Мусульмане дошли до сада, ворота которого были закрыты, и в котором находились многобожники. Тогда Аль-Бара сел на щит и сказал: «Поднимите меня своими копьями и перебросьте к ним». Тогда они подняли его и перебросили за стены, и он успел убить десять человек». (аль-Бейхакы аль-Кубра 9/44)

Аль-Бейхакы, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим преданием и сказал: «Глава: Кто жертвует (собой) подвергаясь смерти, надеясь для мусульман одного из двух благ». (Аль-Бейхакы аль-Кубра 9/43)

 

В-третьих: Законность губить душу для возвышения религии.

От Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: «В день Ухуда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился с группой сподвижников из семи ансаров и двух курайшитов, а когда многобожники напали на них, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Кто отбросит их от нас, за что ему будет рай?” Или: “Кто отбросит их от нас, тот будет моим товарищем в раю!” И после этого вперед вышел один из ансаров, который сражался, пока не погиб. Потом многобожники снова набросились на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и  он сказал то же самое, что и в первый раз, и снова вышел человек из ансаров. И так продолжалось до тех пор, пока не погибло семь человек, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал двум своим сподвижникам из числа курайшитов: “Как жаль, что мы ничего не смогли сделать для наших сподвижников!”». (Муслим, 3/1415)

А так же передаётся от Мусы ибн Анаса, и он упомянул день аль-Ямамы, что он сказал: «Анас, да будет доволен им Аллах, пришёл в день аль-Ямамы к Сабиту бин Кайсу, который обнажил свои ноги и мазал их ханутом. (Анас) спросил: «О дядя, что мешает тебе (принять участие в бою)?» (В ответ Сабит) сказал: «Сейчас, о племянник», (после чего) он продолжил натирать себя ханутом, а потом пришёл и уселся (среди других бойцов). Затем (Анас) упомянул, что люди обратились в бегство, (что же касается Сабита, то он) сказал: «Прочь с дороги, чтобы мы сразились с этими людьми! Не так мы поступали, когда (сражались) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а вы приучили ваших врагов к дурному». (аль-Бухари, 3/1046)

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, назвал главу словами: «Глава: Об использовании ханута (бальзамирования) во время сражения». (аль-Бухари 3/1046)

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Использования ханута — это то, чем мажут (для благоухания, приятного запаха) мёртвого человека». (Фатхуль-Бари, 6/52)

И этот хадис привели ибн Саад, ат-Табарани, аль-Хаким разными цепочками (в передаче): «Сабит ибн Кайс ибн Шамас, пришёл в день аль-Ямамы, будучи бальзамированным и одетым в две белые одежды готовые как кафан, а мусульмане обратились в бегство. Он сказал: «О Аллах, я отрекаюсь от того, с чем пришли эти многобожники, и оправдываюсь Тебе, от того, что сделали эти (мусульмане, убежав)». После чего сказал: «Дурному вы приучили ваших врагов, оставьте между нами на время», после чего направился к ним, и сражался пока не был убит». (Фатхуль-Бари 6/51)

Сказал ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Сказал аль-Мухаллаб и другие: «В этом указывается на дозволенность губить свою душу на джихаде, и оставлять более лёгкое, а так же приготовиться к смерти бальзамированием и кафаном. И в этом так же указывается на силу Сабит ибн Кайса и его убеждение, и на правильность его намерения. А также тут указывается призыв и побуждение на войну, и порицание того, кто убегает, и в этом есть указание на то, какими смелыми и стойкими на войне были сподвижники во время Пророка, да благословит его Аллах и приветствует»». (Фатхуль-Бари 6/52)

Передаётся от Хувейза Миндада, что он сказал: «До меня дошло, что когда войско мусульман встретилось с персами (битва при Кадисии), конница мусульман убежала от слонов. Тогда один человек слепил глиняного слона и приручил своего коня к нему, пока он не привык, и когда конь перестал убегать от слонов, он кинулся на слона, который был впереди войска. Тогда ему сказали: «Он убьёт тебя», на что он ответил: «Нет проблем, если я буду убит, и мусульмане победят»». (Тафсир аль-Куртуби, 2/363)

Все эти тексты явно указывают, со всех своих сторон, на законность погубить свою душу, для победы религии, и для её помощи.

И еще пришли слова аль-Джассоса, да помилует его Аллах: «А что касается того, кто губит свою душу для пользы религии, то это является похвальным положением, за которое Аллах похвалил сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в словах: «Поистине Аллах купил у верующих их души и имущества, взамен на Рай, они сражаются на пути Аллаха, убивая и бывая убитыми». (ат-Тауба, 111) А так же: «И не считай тех, кто был убит на пути Аллаха мёртвыми, наоборот, они живы и получают удел у своего Господа» (Семейство Имрана, 169) А так же: «И из людей есть те, кто продаёт свою душу, стремясь к довольству Аллаха», (аль-Бакара, 207) и подобные аяты, в которых Аллах похвалил тех, кто жертвует своей душой ради Аллаха». (Ахкамуль-Куран 1/327,328)»

Из важных доказательств насчёт дозволенности губить душу — пользы возвышения религии, то, что пришло в истории людей Рва:

Сказал Всевышний Аллах: «Да сгинут собравшиеся у рва огненного, поддерживаемого растопкой, вот они уселись возле него, будучи свидетелями того, что творят с верующими. Они вымещали им только за то, что те уверовали в Аллаха Могущественного, Достохвального». (аль-Бурудж 4-8)

Так же сказал известный хадис, который передаёт Сухейб, да будет доволен им Аллах: «…. После чего привели монаха, и царь сказал ему:

— Отрекись от своей веры!

Он отказался. Тогда принесли пилу и распилили его на части. После этого привели друга царя и сказали ему:

— Отрекись от своей веры!

Он отказался, и тогда его тоже распилили на части. После этого привели юношу и сказали ему:

— Отрекись от своей веры!

Он отказался. Царь привел его к группе своих подчиненных и сказал им:

— Идите вместе с ним к такой-то горе, поднимайтесь на нее, пока не доберетесь до самой вершины. Если он там не отречется от своей веры, то бросьте его в пропасть!

Так и сделали. На вершине горы юноша произнес:

— О Аллах, избавь меня от них, как Ты того пожелаешь!

Тогда гора сотряслась, и все они провалились в пропасть. Юноша пришел обратно к царю, и царь спросил:

— Где твои сопровождающие? Юноша ответил:

— Аллах избавил меня от них.

Царь привел его к группе своих подчиненных и сказал им:

— Отвезите его в море на судне и сбросьте в море, если он не отречется от своей веры.

Так и сделали. Его бросили в море, и юноша произнес:

— О Аллах, избавь меня от них, как Ты того пожелаешь!

Тогда судно перевернулось, и все они утонули. Юноша вернулся к царю, и царь сказал ему:

— Где твои сопровождающие? Юноша ответил:

— Аллах избавил меня от них. И сказал царю:

— Тебе не удастся убить меня, пока ты не поступишь так, как я тебе скажу. Собери всех людей в одно место, а меня повесь на ветвь дерева. Затем вытащи из моего колчана стрелу и выстрели в меня со словами: «Именем Аллаха — Господа этого юноши!» Если ты так сделаешь, то сможешь меня убить.

Царь собрал всех людей в одном месте, повесил юношу на ветку дерева, взял стрелу из его колчана, вложил ее в лук и произнес:

— Именем Аллаха — Господа этого юноши!

И выстрелил. Стрела попала юноше в висок. Юноша приложил руку к виску и умер. И сказали люди:

— Мы уверовали в Господа этого юноши! Мы уверовали в Господа этого юноши! Мы уверовали в Господа этого юноши!

Они пришли к царю и сказали:

— Это то, чего ты остерегался, клянусь Аллахом пришли к тебе твои опасения, народ уверовал!

Царь приказал вырыть рвы на обочине дороги. Когда их вырыли, он приказал разжечь в них огромные костры и бросить туда всех, кто не отречется от своей веры. Так и сделали. И вот подошла женщина с ребенком. Она задержалась, прежде чем идти в огонь. И тогда мальчик сказал:

— Потерпи мать, ибо ты на истине!». (Муслим, 3005)

Доказательство этой истории о законности гибели души ради Аллаха для возвышения религии, является ясней солнца в середине дня.

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Наши учёные (маликиты) сказали: «Аллах в этом аяте дал знать верующим из этой Уммы о том, какие трудности встречали те, кто был единобожником до них, чтобы приручить их к этому. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул историю юноши, чтобы они проявляли терпение в том, что они встречали из числа неприятностей, тяжестей и болей, чтобы они последовали в терпении этому юноши, и его твердости в истине, и его держания за неё, и как он пожертвовал своей душой для возвышения религии, и чтобы люди зашли в неё, вместе со своим молодым возрастом и великим терпением. А так же и монах, он проявил терпение в держании за истину, пока не был разрублен на две части. И так же многие люди, когда уверовали в Аллаха, и их вера укрепилась в их сердцах, они проявили терпение в том, что их бросали в огонь и не отошли от своей религии».

Сказал ибн аль-Араби, да помилует его Аллах: «У нас (маликитов) это является отменённым». Я говорю, что у нас это не является отменённым, и что проявлять терпение в этом является лучшим, для того, кто это может осилить и чья религия является стойкой. Сказал Всевышний Аллах сообщая о словах Лукмана: «О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость». (Лукман, 17) И так же приводится от абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наивысший джихад — это справедливое слово, сказанное несправедливому правителю» (Тирмизи).

Так же приводится от Амимы, вольноотпущенницы посланника Аллаха, что она сказала: «Я помогала Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, делать омовение, как к нему пришёл человек и сказал: «Дай мне совет», на что он ответил: «Не приобщай к Аллаху сотоварищей, даже если тебя разорвут на куски или сожгут…»». (Маджма аз-Заваид 4/215)

Сказали наши учёные: «Многие из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были испытаны смертью, распятием, сильными мучениями, и они не повернулись ни к чему из этого (послаблений). И достаточно истории Асыма, Хубейба, и их спутников, в том, что они нашли из числа сражений, испытаний, смерти, плена, сожжения, и другого помимо этого, и уже пришло в суре «Пчёлы», что это является единогласным мнением в отношение того, кто это может осилить, так поразмышляй об этом там»». (Тафсир аль-Куртуби 19/293)

И сказал, разъясняя слова ибн аль-Араби, что он подразумевал под мансухом (отменённым), что имеется ввиду отменено обязательство этого, а не дозволенность, как будто он посчитал, что это было до этого обязательным для тех, кто был до нас. Потому что дозволенность держания за более решительное и оставление послабления на подобии таких мест, не скроется от таких, как на подобии ибн аль-Араби, да помилует его Аллах, тем более, если насчёт дозволенности этого приводится единогласное мнение и даже то, что это лучше.

И сам ибн аль-Араби сказал про суру «Пчёлы» насчёт этого, об аяте о принуждении следующее: «Четвёртый вопрос: Куфр по принуждению является дозволенным у учёных, без разногласий, и тот, кто проявит терпение в этом, и не перестанет быть испытан, пока не погибнет, то такой является шахидом, без разногласий. И насчёт этого указывают предания Шариата, которых слишком много, чтобы их тут сейчас упоминать, а дозволенность этого (произношение куфра по принуждению) произошло по милости Аллаха к Своим творениям, чтоб они оставались в живых, потому что этот Шариат милостив, и он избавляет от затруднений и тяжести». (Ахкам аль-Куран 3/162)

И в его словах, да помилует его Аллах, чувствуется, что терпение и взятие за более жёсткое было обязательным для тех, кто был до нас, после обязательство отменилось, и осталась дозволенность, как на это указывают его слова: «Потому что этот Шариат милостив, и он избавляет от затруднений и тяжести».

И имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах, привёл от ибн аль-Араби, да помилует его Аллах, дозволенность этого в приказании одобряемого  и в запрете порицаемого. Сказал аль-Куртуби: «Сказал ибн аль-Араби: «В том случае, когда есть надежда, что это (порицаемое) исчезнет, но при этом он боится, что его могут ударить или убить, то ему дозволено бросаться в это дело, по мнению большинства учёных, а если нет надежды на исчезновение порицаемого, то какая тогда будет польза?» Однако то, что считаю я, — если его намерение искренне, то он может броситься в это так же, как бы ни было, и ни о чём не думать». (Тафсир аль-Куртуби 4/48)

И имам аль-Куртуби привёл единогласное мнение насчёт этого, и даже то, что это лучше:

Сказал аль-Куртуби в тафсире аята — «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха после того, как уверовал, — не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения» (Пчёлы, 106) — «Обладающие знанием единогласны в том, что если кто-либо будет принуждён на неверие, и он выберет смерть, то у него более великая награда у Аллаха, чем у того, кто предпочёл послабление».

И они разногласят в том, кто был принуждён не на убийство, из того действия, что ему не дозволено делать. Маликиты сказали: «Он должен держаться за более жёсткое в этом, и предпочтение смерти и ударов лучше перед Аллахом, чем взятие за послабление» — это упомянул ибн Хабиб и Сахнун.

Ибн Сахнун упомянул учёных Ирака, что они сказали: «Если ему пригрозят смертью или же тем, что ему отрубят конечность, или испортят её, то ему можно сделать то, в чём его принуждают, из питья спиртного или съедания свиньи. А если же он это не будет делать, пока не будет убит, то мы боимся, что он будет за это в грехе, потому что у него положение мудтарра (как умирающий в пустыне от голода, который не нашёл из еды ничего кроме свиньи)».

Хаббаб ибн аль-Арт сказал: «Когда язычники ожесточили мучения, причиняемые слабым и беззащитным мусульманам, те пришли к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, который лежал в тени Каабы, положив под голову свой плащ, и стали жаловаться: «Не попросишь ли ты помощи для нас? Не обратишься ли к Аллаху с мольбой за нас?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Среди тех, кто жил прежде вас, были люди, которых закапывали в землю, а затем клали пилу им на голову и разрезали ее пополам. Железными гребнями им отрывали мясо от костей, но это не могло заставить их отвернуться от религии. Клянусь Аллахом, Аллах обязательно приведёт это дело (Ислам) к завершению, так, что всадник, отправившись из Саны в Хадрамаут, будет бояться лишь Аллаха и (нападения) волка на своих овец! Однако вы торопитесь». (аль-Бухари 3/1322)

Его, да благословит его Аллах и приветствует, описания этих прежних общин было со стороны похвалы, как они терпели неприятное ради Аллаха, и что они не проявили неверие внешне, и их вера была глубокой, и это является доводом для тех, кто предпочёл удары, смерть и унижение над взятием послабления…

И абу Мухаммад ибн аль-Фарадж аль-Багдади, приводит цепочку до аль-Хасана, что шпионы Мусейлимы взяли двух мужчин из числа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и пошли с ними к Мусейлиме. Тогда он сказал одному из них:

«Свидетельствуешь ли ты, что я посланник Аллаха?»

Он ответил: «Да». Тогда его оставили.

После чего он сказал другому: «Свидетельствуешь ли ты, что я посланник Аллаха?» На что тот ответил: «Я глухой, и ничего не слышу». Тогда его выдвинули вперёд и отрубили голову. После чего первый пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я погиб». На что Пророк спросил его: «Что тебя погубило?» Тогда он рассказал историю, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Что касается твоего товарища, то он взялся за более крепкое, а что касается тебя, то ты взялся за послабление. На чём ты находишься сейчас?» На что он ответил: «Я свидетельствую, что ты посланник Аллаха». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ему: «Ты на том, на чём ты находишься». (Тафсир аль-Куртуби 10/188,189)

Этим явным решением ясно видно, что слова сказавшего, что история юноши и людей у рва является Шариатом тех, кто был до нас, и не является для нас доказательством, то (эти слова) являются словами того, кто болтает попусту и не знает того, что он говорит. Потому что эта история приводится в Куране и в Сунне, со стороны похвалы, побуждая мусульман в следовании этому. Поэтому учёные сделали это ─ как пришли их тексты ─ основой в разделе дозволенности гибели души ради религии, и это, не говоря уже о том, что пришло в частных текстах в нашем Шариате, который подтверждает это, даже разъясняет, что это является лучшим, как это уже достаточно прояснил имам аль-Куртуби.

И имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу, в «Книге принуждения» в своём достоверном сборнике, сказав:

«Глава: Тот, кто предпочёл удары, смерть и унижения над неверием».

После чего привёл хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах: «Сладость веры ощутит тот, кто отличается тремя качествами: любит Аллаха и Его посланника больше, чем всё остальное, любит человека только ради Аллаха, и не желает возвращаться к неверию так же, как не желает быть ввергнутым в огонь». (аль-Бухари, 6/2546)

Сказал Хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Глава: Тот, кто предпочёл удары, смерть и унижение над неверием. Уже пришло указание насчёт этого в предыдущей главе, что Биляль был из тех, кто предпочёл удары и унижение над произношением неверия, и так же Хаббаб упомянутый в этом разделе, и те, кто был упомянут с ним, и то, что родители Аммара погибли под мучениями…

И сторона озаглавливания главы: сравнение между ненавистью к куфру и ненавистью к вождению в Огонь, и смертью, (получением) ударов и позором, это легче для верующего, чем войти в Огонь, и поэтому это будет легче, чем куфр, если он выберет взятие на более жёсткое. Это упомянул ибн Батталь, и сказал так же: «В этом есть довод для маликитов». И ибн ат-Тин сказал, что учёные единогласны, что смерть предпочитается куфру, и это является доводом над теми, кто говорит, что произнести куфр является лучшим, чем терпеть смерть». (Фатхуль-Бари, 12/316)

Так же наподобие истории людей Рва то, что приводится от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывая о своём ночном перенесении, сказал: «Почувствовался приятный запах, и я спросил: «Что это за запах, о Джибриль?» Он ответил: «Это запах служанки, которая расчёсывала дочь Фараона и её детей. Как-то раз она расчёсывала её, вдруг из её рук выпала расчёска и она сказала «С именем Аллаха». Дочь Фараона спросила: «Моего отца?» Женщина сказала: «Нет, мой Господь и Господь твоего отца — Аллах». Дочь сказала: «Мне рассказать об этом отцу?» Она сказала: «Да». И она рассказала.

Тогда Фараон вызвал её и спросил: «Кто твой господь, разве есть у тебя господь кроме меня?» Женщина ответила: «Мой Господь и твой Господь, который над небесами». Тогда он приказал, чтобы раскалили котёл из меди, а затем туда стали бросать её детей одного за другим. И когда взяли её маленького грудного ребёнка, она замешкалась, как будто бы хотела отказаться, и ребёнок сказал: «Бросайся в огонь, о моя мать, ведь наказание этого мира легче, чем наказание будущей жизни!»». (Ибн Хиббан, 7/163,164)

И ибн Хиббан, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом и сказал: «Упоминание о том, что человеку необходимо проявлять стойкость в религии, когда к нему приходят испытания». (Сахих ибн Хиббан, 7/163)

И озаглавление ибном Хиббаном главы является ясным во взятии за доказательство этот хадис.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Имам Муслим привёл в своём достоверном сборнике, от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о людях Рва, и в ней приводится, что юноша приказал убить себя, для принесения пользы религии, поэтому четыре имама дозволили мусульманину погружаться в ряды кяфиров, даже если он будет полагать, что они убьют его, если в этом будет польза для мусульман, и мы уже говорили об этом вопросе в другом месте». (аль-Фатава, 28/540)

И слова шейхуль-Ислама явно указывают на то, что мы упомянули, что этот хадис стал основой в доказательстве, к которому возвращаются разные затруднённые вопросы.

И у имама аш-Шатыби, да помилует его Аллах, есть подходящие к этому месту слова, которые он привел, когда говорил о том, кому стало обязательно принести общую пользу, даже если его коснётся вред, он сказал: «Это всё, если польза будет общей, которую он осуществит, и за этим последует вред ему в этом мире, но это может сделать также кто-то другой.

А если же за этим последует вред в этом мире, и никто другой не сможет этого сделать, то это заходит в вопрос быть щитом (придёт дальше) и на подобии этого. Насчёт этого есть разногласия, как это уже пришло, однако правило «Воспрещается делать то, что не под силу» свидетельствует о том, что на него не возложено это. Однако правило «Общая польза ставится вперёд над частной» свидетельствует о том, что на нём это возложено, и они приходят к нему с двух сторон, и в этом нет противоречия, и поэтому в этом положении есть разногласия.
А если в таком виде станет обязательным потеря удела, то тогда предпочитается сторона общей пользы, и на это указывает следующее:

— Предшествующее правило, предпочтения других над собой.

— То, что пришло в истории, как абу Тольха был щитом для посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его слова: «Моя кровь вместо твоей», и он защищал его до того, что у него парализовалась рука, и посланник Аллаха не порицал его за это.
И так же сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предпочитал других над собой, стремясь к врагу, чтобы быть щитом для других, и это возвращается к тому, что переносил самые большие тяжести, чтоб не возложить их на других.

И положение общей пользы в том, что он стремился к врагу, является ясной, потому что он был щитом для мусульман, а так же ясна история абу Тольхи, что он защищал собою того, чьё существование охватывает пользу религии и её людей, и это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. А если бы его не стало, то это было бы вредом для религии и её людей, и к этому пришёл абу аль-Хасан ан-Нурий, когда он вышел к палачу и сказал: «Я предпочитаю своих людей над собой, чтобы они пожили ещё час» ─ из известной истории». (аль-Мувафакат 2/369,370)

Когда дело касается помощи религии и установлении её, которое является самым великим из общих польз, то тексты, которые мы упомянули до этого из Курана и Сунны отдают предпочтение без сомнения тому, что постановил имам аш-Шатыби, да помилует его Аллах, о том, что предпочитается общая польза над частным вредом.

А что касается правила предпочтения других над собой, на которую указал аш-Шатыби, то это то, что он упомянул до своих слов о предпочтении общей пользы над частной. Он сказал: «Вторая сторона: Предпочтение других над собой, и это если оставить свой удел в пользу удела другого, полагаясь на правильные убеждения, и уповая, перенося тяжесть для помощи брата в Аллахе, из-за любви к нему. Это является из благих нравов и чистых дел, и это утверждено от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

И это имеет два вида:

Предпочтение над своим имуществом или же развод со своей женой, чтобы на ней женился тот, кому он отдаёт предпочтение, как в известной истории двоих, которых побратал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, которая приводится в достоверном сборнике.

Предпочтение над своей душой, как приводится в достоверном сборнике.

Абу Тольха был щитом посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день Ухуда, и Пророк выглядывал, чтобы посмотреть на людей. Тогда абу Тольха говорил: «И не выглядывай о посланник Аллаха, а то в тебя попадёт стрела, пусть прольётся моя кровь вместо твоей». И так же он защитил своей рукой посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, до такой степени, что у него парализовалась рука, и это так же известно из действий самого посланника Аллаха, когда на сражениях он находился ближе всего к врагу.

И однажды, в одну ночь, жители Медины испугались, тогда люди отправились в сторону звука, и их, возвращаясь встретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Он обогнал их, и разузнав весть, будучи на коне абу Тольхи с обнажённым мечом на своей шее, он сказал: «Вы больше не будете бояться». И это действие того, кто предпочёл других над своей душой.

Так же является известной история Али, когда он ночевал на кровати посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда кяфиры решили убить посланника Аллаха». (аль-Мувафакат 2/355,356)

 

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.