Home / Библиотека / Исламский Шариат в соответствии с практикой ─ 2

Исламский Шариат в соответствии с практикой ─ 2

Шейх Абу аль-Хасан Рашид аль-Булейди

Второе вступление:

Шариат строится на осуществлении пользы и отдаления от вреда.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Шариат, с которым был ниспослан Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, охватывает пользы этого и будущего мира. Аллах послал его с наилучшим Шариатом, и послал к нему наилучшую из книг, и послал его к лучшей Умме, которая была выведена из людей, и усовершенствовал для него и для его Уммы религию, и завершил Свою милость». (Аль-хисба)

И сказал так же: «Поистине Шариат пришёл с собиранием польз и пополнением их, и с закрытием вредов и уменьшением их». (Маджмуа аль-фатава 20/48)

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах, в тафсире: «Нет разногласий между разумными, что целью Шариатов Пророков было принесение пользы для творений, мирских и религиозных. И поистине  «аль-бадаа» (одобрение вещи, после того как она не была известна) бывает от тех, кто не знает, что будет в конце дела, а что же касается Знающего, то его обращения меняются в зависимости изменения польз, как врач, который следит за положением больного, и Он соблюдает это (пользу) среди Своих творений, по своему желанию и хотению. Нет никого достойного для поклонения кроме Него, Его обращения меняются, но Его знания и желания не меняются, и это является невозможным в отношении Аллаха».

Сказал ибн ан-Наджар, да помилует его Аллах: «И потому что Он, Свят Он и Велик, является Мудрым, Он узаконил постановления по мудрости и для принесения пользы. Сказал Всевышний Аллах: «И мы не ниспослали тебя, кроме как милостью для миров»». (Шарх аль-каукаб аль-мунир)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Шариат построен на мудрости и для принесения пользы для рабов в обоих мирах, и он является полностью справедливым, милостивым, и в нём есть пользы и мудрости. И любой вопрос, который вышел из справедливости к несправедливости, или из милости к её противоположности, или из пользы к вреду, и из мудрости к забаве, то это не является из Шариата, хоть даже если и будет причислена к нему по толкованию. Шариат является справедливостью Аллаха между Его рабами, милостью между Его творениями, Его «тенью» на Его земле, и Его мудростью, указывающую на правдивость Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует.  Шариат, с которым Аллах отправил Своего посланника, да благословит его Аллах и приветствует, является опорой мира и осью успеха и счастья в обоих мирах». (Илям аль-мувакиин)

Сказал аш-Шатыби, да помилует его Аллах: «Утверждено, что Шариат охватывает пользу в частичных вопросах, а так же и в общих вопросах». (Мувафаккат 5/77)

Сказал аль-‘Из абдус-Салям, да помилует его Аллах: «Во всём Шариате есть пользы, и он или же отдаляет вред, или же приближает пользу. Всевышний Аллах разъяснил в Своём писании, что если в некоторых ахкамах есть вред, то необходимо отдаляться от этого, а если есть польза, то необходимо делать это.

Является обязательным рабам Аллаха следовать прямому пути, и отдаляться от причин испорченности… и из большинства целей Курана ─ это приказ приобретать пользы и её причины, и запрет от приобретения вреда и его причин.

Пользы бывают трёх видов:

Дозволенные.
Желательные.
Обязательные.

Вреда бывают двух видов:

Нежелательные.
Запретные.

Что касается того, что является пользой и её причинами и вредом и её причинами для обоих миров, то это не познаётся, кроме как, через Шариат, и если что-либо скроется из этого, то необходимо искать доказательство из Курана, сунны, иджма (единогласное мнение) и кияса (аналогия).

А что касается пользы и её причин и вреда и его причин в этом мире (в частности), то это известно из практики, обычаев, предположительных мнений». (Каваид аль-ахкам)

И сказал так же, да помилует его Аллах: «Знай, что Аллах узаконил Своим рабам стремление в приобретении пользы, скорейших или будущих, и всё это собирается в одно правило, после чего из него выходят исключения, в тех случаях, когда в действиях есть сильная затруднённость или вред, который превышает над пользой. И так же Аллах узаконил стремление отдаляться от вреда, который бывает в обоих мирах или в одном из них. И это тоже собирается в одном правиле, после чего из него выходят исключения, когда отдаление от вреда является крайне затруднительным, или же из него исходит превышающая польза, и всё это является милостью для Его рабов, и мягкостью к ним».

Когда сталкиваются польза и вред, тогда нужно выбрать более предпочтительное. Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «… Когда нужно выбрать одно из благ, или одно из зол, то тогда выбирается наилучшее из благ и оставляется то, что меньше этого, и выбирается наименьшее из зол, и оставляется наихудшее».

После чего сказал: «И раздел сталкивания, является очень широким разделом, особенно во времена кризиса, в котором уменьшились пророческие предания. И эти вопросы учащаются в такие времена каждый раз. Когда увеличивается этот недостаток, увеличиваются такие вопросы, и это является из числа смут в этой общине. И если смешаются благое и плохое, то обязательно появляются сомнения. Некоторые могут смотреть на благое, и предпочитать эту сторону, даже если они будут включать в себя большой вред. Другие же смотрят на плохое, но предпочитают другую сторону, даже если в оставлении этого уйдут большие блага. Серединная же сторона смотрит на оба этих дела и быть может им остаётся не ясно, или же большинству из них, размер блага и вреда, или же ясно, но они не находят тех, кто поможет им делать благое и оставлять дурное, из-за того, что страсти смешались с мнениями. Поэтому в хадисе пришло: «Поистине Аллах любит проницательный ум, когда приходят сомнительные вещи и совершенный разум, когда приходят страсти». Поэтому знающему необходимо поразмыслить о видах этих вопросов». (Маджуаль-Фатава 20/48-58)

Аз-Заркаши привёл от ибн Дакика аль-Ида, да помилует их Аллах: «Из общих правил то, что более большой вред отдаляется менее меньшим вредом, если необходимо, чтобы случилось одно из них, а так же необходимо выбрать более большое благо, нежели меньшее, в случае если надо выбрать одно из них». (аль-мансур фи аль-каваид 1/348)

Правильный фикх в этом разделе является предпочтением того, у чего есть право предпочтения, и отдалением того, что должно быть отдалено, и это нуждается в знании степеней дел.

Третье вступление: Степени дел и ахкамов.

Учёные Уммы согласны в том, что шариатские ахкамы, которыми Аллах обязал мусульман делятся на виды и степени, и не стоят на одном уровне. Из них:

Обязательное.
Желательное.
Запрещённое.
Нежелательное.
Дозволенное.

Так же учёные ─ в частности учёные усуль-фикха ─ разъяснили определение каждого этого вида, и поставили под ними правила как из них можно извлечь хукм, и виды их различий.

Пользы Шариата делятся на:

Необходимые (крайние).
Нужды (потребность).
Улучшение (усовершенствование).

Такова последовательность, и приказы связаны с необходимыми вещами, как сказал аш-Шатыби, да помилует его Аллах: «Шариатские приказы насчёт необходимых вещей, не являются такими же, как приказы, связанные с делами нужд и улучшений, а так же не такими же, как приказы о совершенствовании необходимости. Известно, что между ними есть различия, и даже приказы насчёт необходимых вещей не стоят на одной степени, как например, приказ о держании за основу религии, после жизнь, после разум и так далее».

Поэтому не хватает мусульманину просто знать то, что Шариат приказал, и что запретил, необходимо, чтобы он так же знал степени приказа и запрета, и чтобы опускал каждую степень на своё место, без преувеличений и упущений.

И изучение текстов Курана и Сунны указывает на то, что в делах есть различие. Сказал Всевышний Аллах: «Которые веруют в скрытое, выстаивают молитву, и расходуют из того, чем Мы их наделили». (аль-Бакара, 3)

«Эти три вещи различаются в своих степенях. Всевышний Аллах расставил по порядку и начал с более важного и необходимого». (Рухуль-Маани 1/119)

И во многих хадисах посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был спрошен насчёт лучших дел в Исламе, и из его ответов можно было взять пользу насчёт его подтверждения различия степеней. Поэтому имам ан-Навави, да помилует его Аллах, озаглавил хадисы, которые привёл имам Муслим, да помилует его Аллах, в своём достоверном сборнике, и сказал: «Глава насчёт превосходства Ислама, или какое из его дел является лучшим». (Шарх Муслим, 2/9)

Сказал Хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Ответ различается в зависимости с положениями спрашивающих. Он говорил каждому народу то, в чём они нуждались, или к чему они стремились, или то, что им подходило, или же различие происходило во времени, что какое-либо дело в это время было лучше чем другое». (Фатхуль-Бари)

Сказал ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Пойми действительность религии, посмотри на действия, которые выходят из пользы Шариата или же из вреда, и тем самым ты узнаешь необходимое в степенях одобряемого и порицаемого, продвигая вперёд то, что является более важным, когда смешиваются дела. Это и есть действительность дел, с которыми пришли посланники, и различить между хорошим и плохим, доказательством и не доказательством, является лёгким для многих, а что касается степеней порицаемого и степеней доказательств, чтобы тем самым, когда смешиваются дела, поставить вперёд самое важное и призывать к нему, и порицать самое большое порицаемое, и выявлять более сильное из доказательств, то это является особенностью учёных этой религии».

И если это является особенностью фикха учёных, обладателей убеждённости и правдивости, которые идут по пути успеха, и опускают дела на свои места, и отдают каждому обладателю права своё право, то необходимо руководствоваться их пониманием в приказах и запретах, фатвах и хукмах. И учёные усуль-фикха образовали это в правилах Шариата:

— Защита меньшим злом от большего.

— Получение большего блага, теряя меньшее.

— Предпочтение преобладающей пользы, имеющей небольшой вред.

— Не оставление преобладающей пользы, из-за опасения вреда, который бывает редко.

— Предпочтение пользы Шариата над отменённой пользой.

— Предпочтение убеждённой пользы над предполагаемой.

— Предпочтение пользы большинства над пользой меньшинства.

— Предпочтение общей пользы над частной.

— Предпочтение постоянной пользы над преходящей или прекращающейся.

— Предпочтение сильной будущей пользы над настоящей слабой.

— Облегчение лучше, чем утяжеление.

— Обширность лучше, чем узость.

— Переходящая польза лучше, чем не переходящая… и помимо этого…

И не устоятся исламские дела ─ даваат и джихад ─ кроме как с пониманием этих основ и правил, и придерживания их.

И когда понимание степеней ахкамов и дел укрепятся в разумах работающих людей для Ислама, это даст плоды того, что более важно. И начатия с самых важных вещей, то есть: знание шариатских ахкамов, у которых есть право, чтобы начали с них, а не с тех, которые помимо них, опираясь на знание степеней в зависимости от действительности, которая это требует.

Поэтому понимание более важных вещей строятся, как на понимании степеней ахкамов и дел…

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Из совершенства богобоязненности человека это то, чтобы он знал более благое из благ, и более худшее из зол… Или же тогда тот, кто не взвешивает в действий или в его оставлении шариатскую пользу и вред, тот оставляет обязательное и делает запретное». (аль-Фатава, 10/512)

Так и на понимании действительности, сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах:

«Муфтий не сможет дать правильную фатву, а так же судья не сможет вынести правильное решение, кроме как с пониманием двух видов:

Первое: Понимание действительности и познания его через доводы, признаки, указания, чтобы тем самым он объял это знанием.

Второе: Понимание обязательного на действительности, а это — понимание решения Аллаха, которое Он посудил в Своей книге, или на языке Своего посланника в такой действительности.

После чего одно применяется к другому, и кто потратит свои силы в этом (чтобы выяснить хукм), то ему будет или две награды (за правильное решение) или же одна (за неправильное). Поэтому, учёный это тот, кто через познание и понимание действительности доходит до познания решения Аллаха и Его посланника». (Илям аль-мувакиин, 1/87)

И быть может, народ соглашается на правиле «Начинание с более важных вещей», однако у них происходит разногласие в опускании этого на действительность, и поэтому то, что у одной группы считается более достойным начать с этого, у другой считается, что это надо отложить, и так же наоборот. И быть может это станет оной из причин фитны в Умме, как об этом сказал ибн Теймия, да помилует его Аллах. Поэтому дело нуждается в понимании религии Аллаха, и в обширности осведомлённости о словах и мнениях учёных, вместе с украшением этики разногласия, а Аллах ведет, кого пожелает к прямому пути.

 

Переведено с сокращениями

 

Перевод Абу ‘Икрима для ИД

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.