Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава шестая (Часть 2)

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава шестая (Часть 2)

Третья тема: Важные примечания.

После того, как мы упомянули разные тексты от факихов насчёт тех категорий, которых нельзя намеренно убивать, хотелось бы упомянуть, что есть так же важные примечания, которые дополняют правильное шариатское представление насчёт позиции к этим упомянутым категориям, поэтому мы и говорим:

Первое примечание.

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «аль-Хазими приводит мнение насчёт дозволенности убийства женщин и детей, исходя из внешнего понимания хадиса («они из них», хадис придёт ниже), и, полагая, что он отменяет хадисы, которые запрещают это, и это является чуждым (странным, далёким) мнением». (Фатх аль-Бари, 6/148)

 

Второе примечание.

Сказал аль-Маварди, да помилует его Аллах: «Если женщины являются из народа, у которого нет Писания, как дахриты или идолопоклонники, и они отказываются принимать Ислам, то у аш-Шафии они убиваются, а у абу Ханифы берутся в плен». (аль-Ахкам ас-Султания, стр. 238)

Как будто он, да помилует его Аллах, пришёл к тому, что пришедший запрет насчёт убийства женщин ограничен только людьми Писания.

И имам ар-Рамли, да помилует его Аллах, указал на это мнение в своём шархе словам ан-Навави в «аль-Минхадже»: «Запрещается убивать ребёнка, сумасшедшего, женщину», сказав: «Даже если у них не будет Писания, напротив того мнения, к которому пришли те, кто ограничивает этим». (Нихаятуль-Мухтадж 8/64)

 

Третье примечание:

Пришло в «Мухтасар аль-Халиль» следующее: «Они призываются к Исламу, после к джизье, в том месте, где им будет дана безопасность, а если они откажутся, то тогда с ними сражаются и они убиваются, кроме женщины, кроме как если она сражается, ребёнка, сумасшедшего, старика, инвалида, слепого, монаха в своём монастыре, если он не помогает своим мнением». (Мухтасар аль-Халиль, стр. 101)

Сказал ад-Дасуки, да помилует его Аллах: «Ограничение имамом этими седьми категориями даёт понять о дозволенности убийства рабочих, земледельцев, и тех, кто обладает ремёслами, и это мнение Сахнуна, которое противоречит более распространённому мнению, что они не убиваются, а берутся в плен, и это мнение ибн аль-Касима в книге Мухаммада, ибн аль-Маджишуна, ибну Уахба, ибн Хабиба, его привёл аль-Ляхми от Малика сказав: «И это лучшее, потому что эти люди считаются среди людей слабыми», и кажется, что это является словесным разногласием и что это зависит от пользы, которую видит имам». (Хашия ад-Дасуки, 2/177)

Он упомянул, что убийство рабочих, земледельцев и обладателей ремёслами является мнением Сахнуна, и это соответствует мнению, к которому пришёл аш-Шафии, и ибн Хазм. Потом у ад-Дасуки выявилось, что дело зависит от пользы, которую видит имам, или тот, кто его заменяет, и это является самым справедливым и сильным мнением. Тем более, имам Малик упомянул, что эти люди считаются слабыми среди людей. И это является изменчивым делом, и на сегодня всё наоборот, они является из числа знатных, поэтому считается правильным связать дозволенность их убийства с шариатской пользой, которую видит имам, а Аллах знает лучше.

Этому делению свидетельствует то, что пришло от Атыя аль-Курази, да будет доволен им Аллах: «Мы были представлены Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в день Курайза, и тот из нас, кто был половозрелым, того убивали, а кто нет, того оставляли, и я был из тех, кого оставили». (ат-Тирмизи 4/145)

Сказал ибн Хазм, да помилует его Аллах: «И это обобщённость от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и не смотрелось на рабочих, пахарей, торговцев, стариков».  (аль-Мухалля 7/299)

Поэтому этим разделением объединяются доказательства, и считаются упорядочными, и они все применяются, и это является лучшим, как это установлено в усуль-фикхе.

Ибн аль-Араби, да помилует его Аллах, из маликитов, выбрал мнение убивать рабочих. В общем, он сказал после слов Малика насчёт того, что они не убиваются: «По моему мнению более правильно, что они убиваются, потому что, если они хоть и не сражаются, то они являются помощью, и учёные единогласны, что помощник берёт хукм того, кто сражается». (Ахкам аль-Куран, 1/150)

 

Четвёртое примечание:

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «А после: не пришло то, что указывает на запрет их убийства, и мусульмане убивали тех, кто сражался из числа многобожников, будь они свободными или рабами. И бывает так, что у раба бывает превосходство в сражении над свободным, как это было у Уахщия в день Ухуда. И нельзя проводить их аналогию с рабочими, потому что рабочий не сражается, а всего лишь защищает продовольствие и верховые животные, а если же он будет сражаться, то можно его убить». (ас-Саиль аль-Джаррар 4/532)

 

Пятое примечание:

Сказал аль-Камаль ибн аль-Хаммам аль-Ханафи, да помилует его Аллах: «Под стариком, который не убивается, подразумевается тот, кто не может сражаться, кричать, когда встречаются два войска, и оплодотворять, потому как от такого может появиться ребёнок, который увеличит войско сражающихся против мусульман. Это упомянуто в «аз-Захира». Так же шейх абу Бакр ар-Рази упомянул в разделе муртада, из шарха ат-Тахави следующее: «Если у него полный разум, то мы его убиваем, так же, если старик сделал вероотступничество. И мы не убиваем стариков, которые говорят глупости, и не считаются из числа разумных и различающих, потому что в таком положении они становятся похожими на сумасшедших»». (Шарх Фатх аль-Кадир 5/453)

Сказал аль-Бабирти, да помилует его Аллах, комментируя слова «и старика»: «Сказал в «аз-Захира»: «Это насчёт старика, который не может сражаться, и который не может кричать, когда встречаются ряды, и не может оплодотворять, и не является из числа обладателей мнения и управления». А если же он способен на эти вещи, то он убивается, потому что своим сражением он — враждующий, своим криком — побуждающий на него, а оплодотворением — умножающий войско». (аль-Иная, 5/452)

Да помилует Аллах фахиков Ислама, где же их слова и сегодняшнее положение мусульман?!

 

Шестое примечание:

Слова о том, что нельзя преднамеренно убивать монахов, ограничены с их полным отчуждением от народа, а если же они находятся среди них (общаются с ними), даже если в монастырях, то они — убиваются.

Сказал ибн аль-Хаммам аль-Ханафи, да помилует его Аллах: «Приводится в «Сияр аль-Кабир», что не убивается монах в монастыре, и люди живущие там, если они не общаются с людьми и не находятся среди них, а если же они находятся среди людей, то они убиваются как священники (пасторы)». (Шарх Фатх аль-Кадир 5/454)

Сказал ад-Дасуки аль-Малики, да помилует его Аллах: «Что касается монахов в монастырях, если они смешиваются с людьми, то они убиваются». (Хашия ад-Дасуки 2/176)

Сказал ибн аль-Араби, да помилует его Аллах: «Если же они находятся вместе с неверующими в монастырях, то они убиваются». (Ахкам аль-Куран)

Сказал шейх ибн Арафа аль-Малики, да помилует его Аллах: «Запрещено их убивать, потому что они отдалены от своего народа и войны против мусульман, а не из-за их достоинства монашества, наоборот, они самые далёкие от Аллаха, из-за силы их неверия».

И шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, в подробностях разобрал вопрос насчёт монахов, сказав: «И запрет убивать их связан с тем, что они отрезаны от своего народа, удерживают себя в своих молельнях (хижинах), и называются отшельниками, и они не помогают своим единоверцам в делах, которые приносят вред мусульманам, и не участвуют с ними в их мирской жизни. И учёные разногласили в их убийстве, как их разногласия насчёт тех, кто не вредит мусульманам, ни своей рукой, ни своим языком, как слепой человек, или инвалид, старик, женщина и ребёнок. Большинство учёных говорят: «Не убивается никто, кроме как если он помогает в сражении», другие же говорят: «Неверие достаточно для того, чтобы было дозволено их убить, а женщины и дети исключение, потому они считаются имуществом, и на этой основе строится вопрос о взятии джизьи».

А что касается монахов, которые помогают рукой или языком, как тот, у кого есть мнение[1], к которому возвращаются при сражении, такой человек убивается по единогласному мнению учёных, если есть на это возможность, и от такого берётся джизья, даже если он является отшельником, уединённым в своём месте для поклонения. Что же тогда говорить о тех, которые живут, как и другие христиане, и видятся с людьми, и получают имущество посредством торговли, производств, и берут институты и дома для обучения других! Поистине, такие отличаются от других людей жёсткостью своего неверия, и тем, что они являются предводителями неверия. Они поклоняются посредством ношения одежды с наджасами, оставляют никях и мясо, тем более они ни те, кто устанавливают религию христиан, выявляя разные лживые хитрости и поклонения, и принимая обеты и имущества (данное на благотворительные цели), хотя условия монашества у них, это только оставление никяха.

И они вместе с этим дозволяют, чтобы такой человек был патриархом или пастором (священником), а другие предводители неверия, которые говорят от их имени, могут так же зарабатывать от их имени имущество. Насчёт таких нет разногласия среди учёных, что они более достойны смерти, чем другие христиане во время войны, и взимания джизьи во время перемирия. И они являются предводителями неверия, о которых сказал ас-Сыдык (абу Бакр) то, что сказал, после прочитал аят: «Сражайтесь с предводителями неверия». (ат-Тауба, 12) И это разъясняет то, что Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха». (ат-Тауба, 34)

А так же: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи» (ат-Тауба, 31).

Разве может учёный сказать, что предводители неверия, которые отдаляют простолюдинов от пути Аллаха, и кушают имущество людей не по праву, и довольны тем, чтобы быть принятыми господами помимо Аллаха — не убиваются? И что с них не берётся джизья, хотя она берётся с тех, кто меньше их вредом в религии и меньше имуществом? Это не скажет тот, кто знает, что он говорит». (Маджмуа аль-Фатава 28/660,661)

 

Седьмое примечание:

Есть единогласное мнение, без малейшего разногласия, о том, что кто участвует в сражении в действительности или по смыслу (помогая в сражении, а не ведя его), давая советы, или побуждая, или же каким-либо видом помощью против мусульман, даже если одним словом, то такой человек убивается, будь он женщиной, ребёнком, рабочим, стариком, монахом или инвалидом.

Пришло в «Фатава ас-Сугди» следующее: «Если те, про кого мы разъяснили, будут сражаться или помогать многобожникам чем-либо, то нет проблем в том, чтобы их убить, и так же если они будут обучать войне и управлению». (2/711).

Сегодня в это понятие заходит: половые услуги, которые государства неверных стремятся преподнести своим войскам, тем самым, чтобы развлечь их и успокоить, и укрепить их морально, из-за разлуки с семьями и домом, и чтобы они проявляли терпение на сражениях. Поэтому в войска приводится большое количество распутных женщин, чтобы они выполняли эти услуги. Хукм этих женщин такой же как и мужчин, без разницы, а если они состоят в армии, то тогда воющие и в действительности и по смыслу.

И женщина-королева убивается, даже если она не сражается, как это уже пришло, и так же ребёнок-король, и слабоумный король, потому что в убийстве короля ослабление их силы, а терминами на сегодняшний день их можно назвать как правитель, глава, премьер-министр, и так далее.

И так же, подобное участию в сражении, это ругать Ислам и мусульман. Факихи сказали, что это является как принятие участия в убийстве, поэтому они из-за этого убиваются. И уже было упомянуто то, что пришло в «Мугни аль-Мухтадж», после упоминания о запрете убивать женщин и детей. «Примечание: из этого исключаются следующие вопросы…

Пятое: если женщина или гермафродит будут ругать Ислам или мусульман» (4/222,223)

А так же пришло в «Хаваши аль-Щирвани»: «Пятое: из исключений о запрете убийства: Если женщина или гермафродит будут ругать Ислам или мусульман». (9/241)

А так же в «Хашия аль-Буджейрими»: «А так же как сражение — ругательство. Со стороны женщины или же гермафродита, и сюда не заходит ребёнок и сумасшедший, как это указывает его слова в шархе «ар-Рауда», и тут подразумевается ругань со стороны того, чьё ругательство берётся в расчёт». (4/253)

И уже предшествовал хадис о двух рабынях, которые пели, оскорбляя Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и что он приказал их убить, даже если они будут держаться за занавесы Каабы. Поэтому каждый, кто будет ругать Ислам и мусульман, его положение — положение как воющего в точности.

 

Восьмое примечание:

Слова факихов, которые были упомянуты, были насчёт наступательного джихада, то есть когда мусульмане нападают на кяфиров, на их территориях. Что же касается оборонительного джихада, когда кяфиры наступают на земли мусульман и захватывают их, то каждый, кто помогает им в этом, каким-либо видом помощи, или же кто доволен этим, тот такой же воюющий. И такой убивается намеренно, и нет в этом исключения, кроме как если он несовершеннолетний ребёнок, а если же он будет сражаться или причинять вред мусульманам, то в таком случае он тоже убивается, по необходимости на это, как это уже было упомянуто, а Аллах знает лучше.

И уже пришли слова ибн Кудамы, да помилует его Аллах: «Так же дозволено стрелять в женщину, если она собирает для них стрелы, или поет их водой, или побуждает их на сражение, потому что она будет в таком случае в положении сражающихся, и такое же положение ребёнка, старика и других категорий». (аль-Мугни, 9/231)

И его слова насчёт наступательного джихада, что же тогда говорить об оборонительном?

 

Девятое примечание:

Все предыдущие слова факихов были упомянуты насчёт тех кяфиров, которые в своей основе неверные, а не насчёт муртадов, и по единогласному мнению учёных вероотступничество намного хуже. Поэтому муртад не заходит ни в какие исключения, которые были упомянуты, из-за единогласного мнения учёных о том, что муртада нельзя оставлять на его вероотступничестве, и из этого нет никакого исключения, кроме как если ребёнок, который не достиг совершеннолетия, такой принуждается к Исламу.

Поэтому сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах, после того как он поговорил насчёт категорий, которые не убиваются намеренно из числа кяфиров в своей основе: «Сказал Всевышний Аллах: «И не преступайте» (аль-Бакара, 190 аят), было сказано, что тут имеется в виду то, что мы уже сказали (не убивайте те категории, которые нельзя убивать, как женщины и дети), и тогда этот аят (с таким толкованием) будет считаться не отменённым. А что же касается муртадов, то для них нет ничего кроме как смерти или покаяния, и так же заблудшие (возможно имеется в виду кяфиры, от которых не берётся джизья), для них или меч или покаяние». (Тафсир аль-Куртуби 2/350)

Сказал ибн Рушд, да помилует его Аллах: «Джизья берётся от людей Писания, и огнепоклонников, из числа не арабов, по единогласному мнению, и не берётся от курейшитов и от муртадов, по единогласному мнению. Что касается муртадов, то они не находятся на религии, на которой их можно оставить. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто поменял свою религию, то отрубите ему голову»». (ат-Тадж уа аль-Иклиль 3/380)

Сказал аль-Сархаси, да помилует его Аллах: «Если люди из ахлю-зимма нарушат свой договор, и захватят город, то их хукм такой, как и муртадов, однако имам может поработить их мужчин, потому что они кяфиры в своей основе, напротив муртадов, и они не брались в плен, потому что они были на наших землях, но когда они нарушают договор, то их земля становится землёй сражения. А что касается муртадов, то они были мусульманами в основе, поэтому от них не принимается ничего кроме меча или Ислама». (аль-Мабсут 10/116)

И он так же сказал: «Если муртады попросят получения защиты с мусульман, то она им не даётся. Потому что она даётся только тем, кого можно взять в плен, а муртады являются такими же, как многобожники из числа арабов, ибо поистине они преступники в отношении близости (родства) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а эти были на его религии, и не берётся с них договор, из-за слов Пророка: «Не соберутся на аравийском полуострове две религии», поэтому так же и не принимается от муртадов». (аль-Мабсут 10/117)

И причину, почему не оставляются муртады на своём вероотступничестве, сказал аль-Каммаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах: «Что же касается муртадов, то потому что их неверие, после того как они были в Исламе, и видели его блага, поэтому от этих двух групп, не принимается ничего кроме меча или Ислама, для увеличения наказания, из-за жёсткости их неверия». (Шарх Фатх аль-Кадир 6/49)

Сказал ибн аль-Кудама, да помилует его Аллах: «И неверию в основе противоречит приходящее неверие[2], доказательством этому является то, что муртад не оставляется на этом.

А кяфиры в своей основе, из числа стариков, отшельников, слепых не убиваются, и женщина не принуждается оставить свою религию через удары или заточение напротив приходящего неверия». (аль-Мугни, 9/16)

Он, да помилует его Аллах, разъяснил, что не убийство отшельников, стариков, слепых связано только с кяфирами в своей основе, а не с муртадами.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Сунна утвердилась на том, что наказание муртада намного сильнее, чем наказание кяфира в своей основе, с разных сторон, из этого: муртад убивается в любом положении, и на него нельзя наложить джизья, и ему не даётся защита напротив кяфира в своей основе.

Так же муртад убивается, даже если он не может сражаться, напротив кяфира в своей основе, который не может сражаться, такой не убивается по мнению большинства учёных, как абу Ханифа, Малик, Ахмад, поэтому мазхабом большинства является, что женщниа-муртад убивается, и это мнение Малика, аш-Шафии, Ахмада.

Так же муртад не получает наследство, за него не выдают замуж, не кушается мясо, которое он порезал, напротив кяфира в своей основе, и так же есть другие ахкамы.

И если отступничество из основы религии хуже, чем неверие в основе религии, то вероотступничество от законоположений (Шариата) намного хуже, чем выхода из законоположений (Шариата) того, кто кяфир в своей основе». (Маджмуа аль-Фатава 28/534)

Так же он сказал, да помилует его Аллах, насчёт разницы между муртадом и кяфиром в своей основе: «Разницы между ними с разных сторон…

Вторая сторона: Муртад обязательно убивается, даже если не является из людей сражения, а кяфира нельзя убить, кроме как если он будет из людей сражения, и так же его можно оставить, даровав безопасность, договор, поработив, отпустить, отдать за выкуп». (ас-Сорим аль-Маслюль 3/610)

И факихи не разногласили кроме как насчёт женщины-муртада. Ханафиты напротив мнения большинства, пришли к тому, что она принуждается к Исламу ударами и тюрьмой, но она не убивается. Что же касается мнения большинства, то они сказали: она убивается, кроме как если она не покается.

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «Если мусульмане захватят территорию (на которой были муртады), то мужчины убиваются, а женщины и дети принуждаются к Исламу, и никто из них не берётся в плен (из мужчин). И любая земля, которая является землёй сражения, то женщины и дети на ней являются трофеями, в котором есть пятая часть, и они принуждаются к Исламу из-за своего вероотступничества». (аль-Мабсут 10/114)

Сказал имам ибн аль-Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Нет разницы между мужчинами и женщинами в обязанности их убийства, и это приводится от абу Бакра, Али, и так же сказал аль-Хасан, аз-Зухри, ан-Нахи, Макхуль, Хаммад, Малик, аль-Лейс, аль-Аузаи, аш-Шафии, и Исхак».

А так же приводится от Али, аль-Хасана и Катады другое мнение, что женщина берётся в плен и не убивается, потому что абу Бакр взял в плен женщин и детей племени Ханифы, и дал Али одну женщину, и она родила ему Мухаммада ибн аль-Ханафия. И он взял их в плен в присутствии сподвижников, и они не проявили порицания, и это являлось единогласным мнением.

Абу Ханифа сказал: «Женщина принуждается к Исламу, через удары и тюрьму, и она не убивается, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не убивайте женщин», и потому что она не убивается за свой куфр в своей основе, поэтому она так же не убивается за приходящий куфр, как и ребёнок».

А по нашему (ханбалитскому) мнению: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поменял свою религию, то убейте его». (аль-Бухари, абу Дауд) А так же сказал: «Не дозволена кровь мусульманина, кроме как по одной из трех причин: Женатый прелюбодей, душу за душу, оставивший свою религию, разделяющий джамаат». (аль-Бухари, Муслим)

Так же ад-Дарукутни привёл, что однажды одна женщина, которую звали умм Марван вышла из Ислама, и это дошло до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он приказал потребовать от неё покаяние, — или же она покается, или же будет убита.
И женщина является личностью, с которой есть спрос, и если она поменяет истинную религию на ложную, то она убивается как мужчина.

А что касается запрета Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на убийство женщины, то тут имеется ввиду та, которая в своей основе неверная, и он сказал это, когда увидел убитую женщину, которая была неверной в своей основе. Поэтому он запретил тем, которых отправил к ибн абу аль-Хакику убивать женщин, и среди них не было муртадов. Поэтому положение приходящего неверия противоречит неверию в своей основе. Доказательством является то, что мужчина может остаться неверным. И не убиваются отшельники, старики, слепые, и женщина не принуждается к Исламу через удары и тюрьму, а что касается приходящего неверия, то он противоречит в этом, и что касается ребёнка, то с него нет спроса, и его положение противоречит положению женщины.

А что касается племени Ханифы, то не утверждено, что те, которые были взяты в плен из них, что они до этого были мусульманками, и племя Ханифы не принимали все Ислам, а только некоторые. И явным кажется то, что Ислам приняли мужчины, и из них были те, кто устоял в Исламе, как Сумама ибн Асаль, и были те, кто вышел из Ислама, и из них ханафитский лжец (Мусейлима)». (аль-Мугни, 9/16)

 

И тут есть два важных примечания:

Первое: Разъяснение ложности термина «гражданские люди», которое используют сегодня, а так же ахкамы связанные с этим.

Сегодня распространяют термин «гражданские», под которым подразумевается не военные люди, то есть те, которые не входят в сегодняшнюю структуру безопасности. Таких людей, у тех, кто выдумал этот термин, и у тех, кто распространяет его и защищает, нельзя брать целью для убийства, и как-то им вредить, и это является не законным.

Этот термин и что из него истекает, является ложным, и у него нет никакой связи с Шариатом Аллаха, потому что Ислам не различает между гражданским и военным, а различает между мусульманином и кяфиром. Мусульманин это тот, чья кровь защищена, какой-бы он не был, а кяфир это тот, — чья кровь дозволена.

И уже пришёл хадис насчёт того, что защита крови не даётся кроме как посредством веры или предоставления безопасности, и мы разъяснили, что любой кяфир, кому мусульмане не дали безопасность является тем, чья кровь дозволена.

Сказал имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «Знай, что вдаваться в подробности насчёт упоминания земли даруль-Ислама и даруль-куфра, в этом мало пользы. И мы уже сказали насчёт земли сражений, что кровь и имущество враждующего кяфира дозволена в любом положении, кроме как если мусульмане не дадут ему безопасность, а так же что кровь и имущество мусульманина защищена защитой Ислама будь это на земле сражений или в других местах». (ас-Сэйль аль-Джаррар 4/576)

А так же сказал, комментируя слова автора «Хадаика аль-Азхар»: «И убийство шпиона (кяфира) и пленного кяфира, или же преступников, которые убили или помогали в убийстве», он сказал: «Что касается кяфиров, то их кровь в основе дозволена, как это упомянуто в «аяте меча» (в начале суры «ат-Тауба»), что же тогда говорить о том, если они участвуют в войне, и мусульмане захватили кого-либо из них в плен или поймали шпиона… отсюда ты узнаёшь, что нет смысла упоминать «которые убили или помогали в убийстве», потому что в Шарите не пришло насчёт кяфиров то, что указывает на эти условия для того, чтобы их убить». (ас-Сэйль аль-Джаррар 4/522)

А так же сказал: «Многобожник, всё равно, сражается он или нет, его кровь дозволена, пока он остаётся многобожником». (ас-Сейль аль-Джаррар 4/369)

И категории кяфиров, насчёт которых имамы и факихи разногласили вокруг вопроса их убийства, это те категории, о которых было подробно упомянуто, из числа женщин, детей, стариков, инвалидов, монахов, рабочих. Только насчёт них, как это видно из текстов факихов, которые уже были упомянуты.

Что же касается других категорий, то нет разногласий среди мусульман, что дозволено их целенаправленно убивать, даже если они не сражаются, заходят они в войско кяфиров или же нет, потому что то, что обязывает убивать, по мнению большинства, это способность на сражение, а не участие в нём, или же подготовка к нему. Поэтому каждый, кто может сражаться, он считается из людей сражения, даже если будет сидеть в своём доме.

Сказал ибн Рушд, да помилует его Аллах: «Общая причина их разногласия возвращается к вопросу: причина обязывающая убийство?
Поэтому кто из них полагал, что причиной является неверие, тот не сделал исключение, а кто полагал, что причиной является иметь силу на сражение, вместе с тем, что есть запрет на убийство женщин, хоть они и неверующие, тот сделал исключение насчёт тех, у кого нет сил на сражение, а так же те, кто не считается из числа тех, у кого есть сила на сражение, как земледельцы (пахари) и чернорабочие». (Бидаятуль-муджтахид 1/281)

Причина по которой обязывается убийство по мнению большинства, это имение возможности на сражение, поэтому каждый, кто может сражаться, даже если и не сражается, то его дозволено убить.

Сказал аль-Маварди, да помилует его Аллах: «Дозволено мусульманину убить, кого он может из числа многобожников, будь он воюющим или же нет». (аль-Ахкам ас-Султания, стр. 90)

Сказал аль-Джассас, да помилует его Аллах: «Что касается слов Всевышнего Аллаха: «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали» (аль-Бакара, 191 аят), то Он приказал убивать многобожников, когда мы победим их. И этот аят общий насчёт сражения с многобожниками, с теми, кто сражается из них, и с теми, кто не сражается, после того, как они будут считаться из людей, которые могут сражаться, потому что нет разногласия насчёт запрета убийства женщин и детей». (Ахкам аль-Куран, 1/321)

Сказал аль-Касани, да помилует его Аллах: «Основа в этом, что каждый, кто считается из людей сражения, то его дозволено убить, всё равно, сражается он или нет. А каждый, кто не считается из числа людей сражения, то его нельзя убивать, кроме как если он будет помогать в сражении в действительности или по смыслу, как побуждение, своим мнением, и так далее.

Поэтому убивается священник, путешественник (турист), который общается с людьми, а так же тот, кто одно время сумасшедший, а в другое приходит в себя. Так же глухой, немой, тот, у кого отрублена левая рука, а так же тот, у кого отрублена одна нога, даже если они не сражаются, потому что они считаются из людей сражения». (Бадаи ас-Санаи, 7/101) Его слова: «Каждый, кто считается из людей сражения» — каждый, кто может сражаться, и это разъясняет его следующие слова: «Поэтому убивается священник, путешественник (турист), который общается с людьми, а так же тот, кто одно время сумасшедший, а в другое приходит в себя. Так же глухой, немой, тот, у кого отрублена левая рука, а так же тот, у кого отрублена одна нога, даже если они не сражаются, потому что они считаются из людей сражения». Эти упомянутые категории, совершенно очевидно, что они не представляют, и не присоединяются, и не располагаются отдельно в сражающихся войсках, однако они все известны сегодня как «гражданские», и эти категории самые далёкие от сегодняшних регулярных (системных, правительственных) войск.

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах, когда говорил насчёт разногласия между абу Ханифой и его спутниками (абу Юсуф, Мухаммад ибн Хасан) вокруг вопроса о запрете убивать монахов, которые удерживают себя в местах поклонения. И абу Ханифа считал, что их можно убивать: «Абу Ханифа, да помилует его Аллах, говорит, что они являются из числа предводителей неверия, сказал Всевышний Аллах: «Если же они нарушат свои клятвы после заключения договора и станут посягать на вашу религию, то сражайтесь с предводителями неверия, ибо для них нет клятв. Быть может, тогда они прекратят». (ат-Тауба, 12 аят) Имеется ввиду, что они посвятили свои жизни на то, чтобы постоянствовать в неверии, и заниматься тем, что препятствует Исламу, и люди следуют за ними в этом. Они побуждают людей на сражение делами, хоть даже если и не делают это словами, и их телосложение не выводит их из того, что они не пригодны к сражению, хоть они сами и не занимаются войной так, как это делают занимающиеся торговлей и земледелием, напротив положению женщин и детей (они не пригодны к сражению)». (аль-Мабсут, 10/137)

Он разъяснил, что вопрос убийства крутится вокруг телосложения пригодного к сражению, хоть даже если тот не занимается этим.

И уже прошло разъяснение описания дряхлого старика, которого не убивают целенаправленно, это тот, «Который не может сражаться, кричать, когда встречаются ряды, не может оплодотворять, и не является из числа управления и мнения. А если же он способен на эти вещи, то он убивается, потому что он своим сражением — воюющий, своим криком — побуждающий, а оплодотворяя — увеличивающий войско». (аль-Иная, 5/452)

И если убивается дряхлый старик, который может оплодотворять, потому что он увеличивает войско, то, что тогда можно сказать о других сильных мужчинах?!

Пришло от абу Саида аль-Худри, да помилует его Аллах: «Бану Курайза согласились принять решение Саада ибн Муаза, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, послал за Саадом. Его привезли верхом на осле. Когда он подъехал к мечети, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Встаньте к своему вождю (или: к лучшему из вас)». Затем Пророк сказал Сааду: «О Саад! Эти люди согласились принять твое решение». Саад сказал: «Следует казнить их бойцов и пленить их женщин и детей!» На это Пророк сказал: «Ты принял решение, соответствующее решению Царя». (аль-Бухари, 3/1107)

Сказал Атыя аль-Курзи: «Я был из тех, насчёт кого судил Саад ибн Муаз, и насчёт меня засомневались, из детей ли я, или же из числа сражающихся, и сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Посмотрите, если у него растут волосы, то убейте его, а если же нет, то не убивайте»». (Ибн Хиббан, 11/104)

А в другой версии: «Мы были поставлены перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день Курейза, и те, у кого росли волосы — убивались, а у кого не росли — оставлялись, и я был из тех, у кого ещё не росли». (аль-Мустадрак, 2/134 , ат-Тирмизи, 4/145 , абу Дауд, 4,141, ан-Насаи, 5/185)

Этот хадис, явный текст, что разделяющая грань между сражающимися и другими, — это совершеннолетие, поэтому каждый, кто достиг его, считается из сражающихся со стороны Шариата, даже если и в действительности не сражается. Другими словами, даже если будет «гражданским», а не военным, как это используют сегодня.

И ибн Хиббан, да помилует его Аллах, озаглавил этим хадисом правовые разделы, указывающие на то, о чём мы говорим. Сначала он озаглавил:
«Упоминание признака, посредством которого различаются пленные от других, если над ними одерживается победа». (Сахих ибн Хиббан 11/103) После озаглавил другое, словами: «Приказ об убийстве того, у кого растут волосы, и он с земли войны, и оставление того, у кого не растут». (Сахих ибн Хиббан 11/104)

После назвал: «Причина, по которой разделяется между пленными и сражающимися». (Сахих ибн Хиббан, 11/105)

И эти озаглавления, следующие друг за другом, не нуждаются в дополнительном разъяснении к тому, о чём мы говорим: что каждый кяфир, который достиг совершеннолетия, то он считается в Шариате Аллаха из числа сражающихся, какое бы не было его положение и описание.

Так же ад-Дарими, да помилует его Аллах, озаглавил этим хадисом главу, сказав: «Глава: Предел ребёнка, когда он убивается». (ас-Суннан 2/294)

И этот хадис привёл ибн абу Шейба, да помилует его Аллах, в разделе: «Кого запрещено убивать на земле сражений». (аль-Мусаннаф 6/482)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убивать каждого из них, кто уже может бриться, а у кого не росли волосы, тот причислялся к детям.

Для них (взрослых) раскопали рвы на рынке Медины, рубили головы и бросали туда, и их число было от 600 до 700, и он не убил никого из женщин, кроме одной, которая cбросила камень на голову Сувейда ибн ас-Самита и убила его». (Зад аль-Маад, 3/134,135)

Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, написал амирам войск: «Не привозить к нам никого из кяфиров, убивайте их, и не убивайте кроме как тех, кто может бриться, и не убивайте женщин и детей». (аль-Мухалля 7/299)

А так же передаётся от ибн Умара, что он сказал: «Умар написал войскам: «Не убивайте женщин и детей, и убивайте тех, кто может бриться»». (Мусаннаф ибн абу Шейба 6/483)

И это является явным в том, что убийство охватывает всех кяфиров, кроме женщин и детей.

В «Аун аль-Мабуд» пришло следующее, в шархе хадиса: «Они, то есть сподвижники, смотрели на детей в плену, у кого росли волосы (лобковые волосы)  тот убивался, потому что рост волос является из признаков совершеннолетия, и тогда такой будет считаться из числа сражающихся, а у кого не росли, тот считался из числа детей, и он не убивался. И смысл, почему было разделено между мусульманами и кяфирами в вопросе роста волос, как признак совершеннолетия у неверующих, хоть это и не считается среди мусульман, это потому, что узнавать совершеннолетие кяфиров возвращается к их годам, и в этом случае приходится возвращаться к их словам, но они боятся быть убитыми, поэтому их слова не принимаются.

А что касается мусульман и их детей, то их возраст можно узнать, и они хранятся, и даты их рождения известны и записаны, и их слова в этом принимаются. Поэтому у кяфиров рассматривается рост волос, а Аллах знает лучше, и это сказал аль-Хаттаби.

И сказал ат-Турбашти: «В отношении их рассматривается рост волос, потому что в этом есть необходимость, потому что если они будут спрошены о своём возрасте, то они не будут говорить правду, потому что они увидят в этом погибель»». (Аун аль-Мабуд 12/52,53)

И это указывает на то, что если совершеннолетие узнается одним из этих трёх признаков: рост волос, зрелость (поллюция), годы, то тогда с ним поступают и рассматривают в соответствии с этим. А что касается хукма узнавания возраста детей кяфиров через рост волос, то это является необходимостью или же нуждой, которую разъяснили учёные, сказав, что им нельзя верить. А если же узнается их совершеннолетие не через этот признак, а через их зрелость или же (узнав) сколько им лет, то тогда в таком случае с ним поступают так же, и это является явным.

И выбранный возраст, который считается у большинства учёных, это 15 лет, как пришло от ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я был показан посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день Ухуда на сражение, и мне было 14 лет, и он не разрешил мне. А так же я был показан в день Хандака, и мне было 15 лет, и он разрешил мне». Сказал ан-Нафи: «И я пришёл к Умару ибн абдуль-Азизу, когда он уже стал халифом, и рассказал ему этот хадис, тогда он сказал: «Это является границей между маленьким и большим», после чего написал своим работникам (ставленникам): «Обязывайте того, кто достиг 15 лет, а кто меньше этого, то они ещё считаются детьми»». (аль-Бухари 2/948)

А так же Умар ибн абдуль-Азиз, да помилует его Аллах, сказал: «Это граница между детьми и сражающимися».  (ат-Тирмизи 3/641)

Сказал аль-хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Из истории ибн Умара за доказательство берётся, что кому есть 15 лет, то на него распространяются хукмы совершеннолетних, даже если он ещё не зрелый (нет поллюций), и такой обязывается поклонением, на него распространяются наказания, и он достоин в получении части из трофеев, и он убивается, если считается из числа враждующих». (Фатх аль-Бари 5/278,279)

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Является доказательством для определения совершеннолетия возраст в 15 лет, и это является мазхабом аш-Шафии, аль-Аузаи, ибн Уахба, Ахмада, и других, они сказали: «С достижением возраста 15 лет, такой становится тем, на кого возложены обязанности, даже если он ещё не зрелый, на него распространяются хукмы обязанности поклонения и другого, он достоин части из трофеев, и он убивается если считается из числа (враждующих) людей сражения»». (Шарх Муслим, 12/13)

Отсюда узнаётся, что каждый, чей возраст узнан, что ему 15 лет, из числа кяфиров, то он считается из числа сражающихся, которых можно целенаправленно убить в шариате Аллаха, даже если он не будет военным, в рядах государственного войска кяфиров.

И это то, о чём сказали факихи:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Вопрос: Если завоёвывается крепость, то не убивается тот, кто не зрел, у кого не растут волосы, и кто не достиг 15 лет…

Совершеннолетие происходит по одной из трёх причин:

1) Поллюции.
2) Рост волос на лобке, и это указывает на совершеннолетие. Доказательством является то, что приводит Атыя аль-Курзи.
3) Достижение 15 лет, как это привёл ибн Умар, да будет доволен им Аллах. Он сказал: «Я был показан посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и мне было 14 лет, и он не дозволил мне сражаться, после я был показан ему в 15 лет, и он разрешил мне».

Эти три признака в отношении мальчика и девочки. И у девочки так же есть ещё два других признака: менструация и беременность. А в ком нет ни одного из этих признаков, то он считается ребёнком, и его запрещено убивать». (аль-Мугни 3/640,641)

Поэтому, кто будет узнан, из числа мужского населения враждующих кяфиров, что он достиг совершеннолетия, одним из этих трёх признаков, то он убивается, — если он не будет из числа монахов, рабочих, инвалидов, как об этом говорили до этого — всё равно, будь он военным или гражданским, как это говорится сегодняшними словами.

 

Второе примечание: Разъяснение о том, что у этих категорий, которых нельзя убивать намеренно, из числа женщин, детей, стариков, инвалидов, монахов и рабочих, — нет защиты.

Тот, кто посмотрит на тексты факихов из разных мазхабов, найдёт, что большинство из них пришли к исключению этих категорий в намеренном убийстве, или же прямым текстом, или же проводимой аналогией.

И тексты большинства учёных из разных мазхабов явно указывают на то, что причина запрета убийства этих категорий это: То, что они становятся имуществом мусульман, и из них берут пользу, вместе с тем, что они не считаются из числа людей сражений, и от них нет вреда.

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Все единогласны, как это привёл ибн Батталь и другие, что нельзя намеренно убивать женщин и детей. Что касается женщин, то это из-за их слабости, а что касается детей, то из-за их несостоятельности в неверии, и потому что в оставлении их всех есть польза, — или же рабство или же выкуп, у тех, кто дозволяет выкуп». (Фатх аль-Бари 6/148)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Цель от сражения, это то, чтобы слово Аллах было превыше, и чтобы вся религия принадлежала Аллаху, и чтобы не было фитны, чтобы никто не подвергал никого фитне в религии Аллаха. И поистине, сражаются те, кто не хочет этого, и поэтому они считаются людьми сражения. А те, кто не сражаются за это, то их не убивают, как женщину, старика, монаха, и так далее, потому что женщина становится рабыней и имуществом для мусульман, а в её убийстве — потеря имущества без нужды, и это запрещено». (ас-Сорим аль-Маслюль 2/514,515)

Однако большинство учёных сказали, что они не убиваются, потому что они не являются из людей противостояния, но это не значит, что их кровь защищена, как это говорят современники, когда говорят об этих категориях. Это является грубой ошибкой, и мы уже разъяснили в отдельной теме, что кровь не защищается, кроме как, через иман или безопасность. И даже защита через получение безопасности является частичной, временной, и в действительности не настоящей, а настоящая защита получается через иман, — она является постоянной, и она не бывает кроме как через Ислам.

Однако так же, большинство учёных делят между дозволенностью крови и между причиной, обязывающей проливать её. Причиной, по которой дозволяется кровь, это — неверие и ничто другое, а то, что обязывает убивать, это то, что кяфир является из числа людей противостояния.

Сказал шейхуль-Ислам, ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Неверие: позволяет проливать кровь, но не обязывает убивать кяфира в любом положении, потому что ему так же дозволено предоставить безопасность, сделать договор, отпустить, отдать за выкуп, и когда у кяфира будет договор, то этот договор будет защищать его кровь». (ас-Сорим аль-Маслюль 2/319)

И подумай о словах ас-Самани, да помилует его Аллах: «Дозволение крови зимия, это шубха, из-за его неверия, которое дозволяет его кровь, а (договор) зимма — это договор, который запрещает убивать его, но при это в нём присутствует то, что дозволяет его кровь (то есть неверие)». (Фатх аль-Бари, 12/262)

Это насчёт договора аз-зимма, который считается самым сильным договором о безопасности, что же тогда говорить о том, что меньше его?! И что говорить о тех, у кого вообще нет безопасности!?

Отсутствие описания «противостояния» у этих категорий убирает у большинства учёных обязанность их убийства, однако не убирает дозволенность их крови, потому что они кяфиры, и причина дозволенности крови не убирается никак, кроме как через Ислам.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Если он покается, исчезнет куфр, и исчезнет то, что дозволяет его кровь». (ас-Сорим аль-Маслюль 3/832)

Так же известно, что у этих категорий нет договоров и нет безопасности от мусульман, у них нет защиты Ислама, потому что они находятся в неверии, у них нет защиты договора и безопасности от мусульман, откуда у них тогда будет защита?!?!

Поэтому, большинство учёных, которые пришли к тому, что запрещено убивать женщин, детей, стариков, инвалидов, монахов и рабочих, они сказали, что, кто намерено их убьёт, то на нём не лежит ничего, кроме покаяния, прошения прощения у Аллаха, и на нём нет ни искупления, ни выкупа.

Сказал аль-Касани аль-Ханафи, да помилует его Аллах, после слов о запрете убийств этих категорий: «А если же кто-либо из них будет убит, то на его убийце ничего нет, ни выкупа, ни искупления, однако покаяние и прошение прощения у Аллаха, потому что кровь кяфира не имеет цены, кроме как через безопасность, а её нет». (Бадаи ас-Санаи 7/101)

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «И если кто-либо из них будет убит, до того как он был пригодным к сражению, то на его убийце ничего не лежит, ни искупления, ни выкупа. Потому что эти вещи обязуются при защите крови, и это оценивается или же по религии, или же по местности (с которой договор), а этого ничего нет, и поистине запрет их убийства связан с тем, что в них есть польза для мусульман, и нет того, что обязывает их убийство, а это наличие войны (враждебности). Поэтому на их убийце не лежит ни искупления, ни выкупа, и это то, на что указал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Они из них», имеется в виду, что дети мушриков из них, в том, что у них нет защиты, и нет ценности за их ответственность». (Ас-Сейр аль-Кабир 4/187)

Сказал ибн Абидин, да помилует его Аллах: «Если будет убит кто-либо из тех, кого нельзя убивать, то на его убийце лежит покаяние и прошение прощения у Аллаха, и только, как остальные грехи, потому что кровь кяфира не имеет цены, кроме как по договору, а его нет». (аль-Хашия, 4/132)

 

Маликитский фикх:

Сказал Сухнун, да помилует его Аллах: «Кто убьёт кого-либо из тех, кого запрещено убивать, из числа женщин, детей и стариков, то если он убьёт его в дар аль-харбе, до того как они будут считаться трофеями, то пусть просит прощения у Аллаха. А если он убьёт их после того, как они стали трофеями, то тогда на нём лежит их цена, которую он должен положить в трофеи, как убийство тех, до кого дошёл призыв». (ат-Тадж уа аль-иклиль 3/351)

В «Мухтасаре аль-Халиля» приводится следующее: «Они призываются к Исламу, если нет, то к джизье в месте, где есть безопасность. А если же нет, то с ними сражаются и их убивают, кроме женщин, кроме как если они тоже будут сражаться, а так же кроме детей, стариков, инвалидов, слепых, монахов, отдалённых в своих кельях, не имеющих мнений, и если кто-нибудь убьёт кого-либо из них, то пусть просит прощения у Аллаха, как в случае с теми, до кого не дошёл призыв». (стр. 101)

Сказано в «Шарх аль-Кабир»: «А если кто-либо преступит границу и убьёт кого-либо из тех, кто был упомянут, то пусть просит прощения у Аллаха. То есть, он должен обязательно покаяться, и на нём ничего не лежит, ни искупления, ни выкупа». (2/177)

Сказал ад-Дасуки, да помилует его Аллах, в «аль-Хашия»: «Его слова: «Их убийца должен просить прощения», то есть, на нём нет ни искупления, ни выкупа, и нет разницы между монахом и монашкой, и между теми, кого нельзя убивать, как это видится явным со слов шариха». (2/177)

 

Ханбалитский фикх:

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «Что касается убийства женщин и детей из дар аль-харба, то за это нет искупления, потому что у них нет ни веры, ни безопасности, а запрет их убийства связан с тем, что они являются пользой для мусульман, потому что они становятся рабами, которыми пользуются. И так же убийство тех, до кого не дошёл призыв, — нет за это искупления, поэтому за них ничего не надлежит, и они похожи на тех, кого дозволено убить». (Аль-Мугни 8/401)

А так же сказал: «И кто из них будет убит до призыва, то за это нет ответственности, потому что у них нет ни веры, ни безопасности, как женщины и дети тех, до кого дошёл призыв». (аль-Мугни, 9/173)

Сказал шейх аль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «За женщину из числа враждующих людей нет ни выкупа, ни искупления, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ничего не приказал из этого тому сподвижнику, который убил женщину в одном из походов». (Ас-Сорим аль-Маслюль, 2/259)

И другие категории в этом положении как положение у женщины и детей, или даже у женщины и детей более лучшее положение, исходя из прямых текстов запрещающих их намеренно убивать, вместе с единогласным мнением учёных насчёт этого, но не насчёт других категорий, потому что они убиваются намеренно у группы из шафиитов и у ибн Хазма, и у других.

И этим утверждается, что кровь этих категорий, из числа женщин, детей, стариков, инвалидов, монахов, рабочих остаётся на своей основе, в дозволенности их крови из-за неверия. А запрет их намеренного убийства связан или же из-за прямого текста, или же из-за аналогии, из того, что мы упомянули, что они становятся имуществом мусульман, от которых берут пользу, и они не считаются людьми сражений и от них нет вреда.

__________________________________

 

[1] Может давать советы

[2] Приходящий куфр, то есть вероотступничество

 

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.