Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава шестая (Часть 3)

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава шестая (Часть 3)

Четвёртая тема: Дозволенность убийства упомянутых кяфирских категорий, из числа женщин, детей, стариков, инвалидов, рабочих и монахов непреднамеренно (не взяв основной целью), а, следовательно.

Убийство следовательно — это, когда целью убийства является сражающиеся мужчины, однако другие помимо них так же при этом бывают убиты. И у этого явления бывают разные виды, которое объединяет: невозможность различить между теми, кто берётся целью (из числа сражающихся) и другими (не сражающимися), и ин шаа Аллах в дальнейшем придут разные эти виды, главные из которых:

 

Во-первых — Ночное нападение.

Передаётся от ас-Саба ибн Джусама, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, допустимо ли нападать на спящих многобожников, в результате чего могут пострадать их женщины и дети, на что он ответил: “Они из них”. И так же я слышал, как он сказал: «Заповедным может являться лишь то, что принадлежит Аллаху и Его посланнику». (аль-Бухари, 3/1097, Муслим, 3/1364)

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: На людей нападают ночью, и при этом постигают детей». (аль-Бухари 3/1097)

Так же передаётся ас-Саба ибн Джусама, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «О посланник Аллаха, в ночных нападениях мы попадаем (и убиваем) детей», на что он ответил: «Они из них». (Муслим, 3/1365)

А в другой версии от ас-Саба, да будет доволен им Аллах, что посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказали: «Что, если конница нападет ночью и попадает по детям многобожников?», на что он ответил: «Они из их отцов». (Муслим, 3/1364)

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, озаглавил главу этими хадисами: «Глава: О дозволенности убивать женщин  и детей при ночных нападениях, не намеренно». (ат-Тирмизи, 4/137)

И так же пришло в другой версии от ас-Саба, где он сказал: «Я спросил Пророка о детях многобожников, убиваются ли они вместе с ними», на что он ответил: «Да, они из них». (Ибн Хиббан, 1/347)

Так же пришло от Салямы ибн аль-Аква, да будет доволен им Аллах: «Мы напали ночью на Хавазин, вместе с абу Бакром, и его назначил над нами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (Абу Ауавана 4/222)

А так же от него передаётся: «Нашим лозунгом в ночь, когда мы напали на Хавазин вместе с абу Бакром, которого назначил над нами посланник Аллаха, был: «Убей, убей», и я своей рукой в ту ночь убил семерых жителей домов». (Ахмад, 4/46)

А в другой версии от Салямы передаётся: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назначил над нами абу Бакра, и мы напали на людей из многобжников, и мы убивали их ночью и нашим лозунгом было: «Убей, убей», и я в ту ночь убил семь жителей домов, из числа многобожников». (Абу Дауд, 3/43)

И абу Дауд назвал главу предыдущим хадисом Салямы: «Глава: насчёт ночного нападения». (Абу Дауд, 3/43)

И разные имамы сунны озаглавляли в своих разных сборниках главы хадисом ас-Саба ибн Джусамы, которые явно указывали на дозволенность убивать женщин и детей, и тех кто в их хукме, но не намеренно, а следовательно, и из этого:

Имам ан-Насаи, да помилует его Аллах, назвал главу: «Попадание по женщинами многобожников, в ночных нападениях, не намеренно». (ас-Суннан аль-Кубра 8/185)

После чего озаглавил другую главу словами: «Попадание по детям многобожников в ночных нападениях, не намеренно». (ас-Суннан 5/186)

Ибн аль-Джаруд, да помилует его Аллах, озаглавил главу словами: «Глава: Нет греха на том, кто убьёт в ночном нападении». (аль-Мунтака, 261)

Ибн Хиббан, да помилует его Аллах, назвал главу: «Упоминание о том, что женщин и детей нельзя убивать намеренно, но не в ночных нападениях». (Ибн Хиббан 11/107)

Аль-Мадж ибн Теймия, да помилует его Аллах, назвал главу в «аль-Мунтака», приведя предыдущие хадисы: «Глава: Дозволенность ночных нападений на кяфиров, и стрелять в них из катапульт, даже если это приведёт к убийству детей». (708)

Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «Под ночным нападением в хадисе имеется ввиду, нападать на них ночью, когда не различаются женщины от мужчин и детей». (Шарх Муслим 12/50)

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Под ночным нападением в хадисе подразумевается то нападение, когда невозможно различить между ними». (Фатх аль-Бари, 6/147)

Сказал имам ан-Навави, делая шарх хадиса ас-Саба ибн Джусамы «Они из них»: «То есть, нет проблем в этом, потому что ахкамы их родителей распространяются на них в наследстве, никяхе, возмездии, выкупах, и в другом, и имеется ввиду, чтобы они не убивались намеренно, а в другом хадисе, в котором упоминается запрет их убийства, имеется ввиду, когда их можно различить. И в этом хадисе («они из них») указание на дозволенность ночного нападения, и нападения на тех, до кого дошёл призыв, не предупреждая их, и так же, что хукм детей кяфиров в этом мире, такой же как и их отцов». (Шарх Муслим 12/49,50)

А так же сказал ибн аль-Хаджар в другой версии хадиса «Они из них»: «Их хукм такой же в этом положении, и не имеется ввиду дозволенность их убийства намеренно, однако подразумевается, если нельзя достичь их отцов кроме как, переступая через их детей, и если по ним так же попадёт, то тогда так же дозволено их убийство». (Фатх аль-Бари, 6/147)

И то, что они утвердили — ан-Навави и ибн аль-Хаджар — является правильным объедением между текстами, в которых упоминается запрет убийства женщин и детей и дозволенность этого.

Абу Бакр аль-Хазими, да помилует его Аллах, привёл хадис запрещающее это и хадисы дозволяющее это, и упомянул, что из обладающих знанием есть те, кто пришёл ко мнению, что первое отменяет второе, а так же те, кто сказал, что второе отменяет первое, и те кто объединил между ними (текстами), после чего привёл слова имама аш-Шафии, да помилует его Аллах: «Сказал аш-Шафии: Мы не знаем, чтобы посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сначала дозволил убивать женщин, а после запретил, и смысл его запретa по нашему мнению, а Аллах знает лучше — это, чтобы женщин и детей не убивали намеренно, когда они знают, что это они и их можно различить. И смысл его слов: «они из них», это то, что они собирают в себе два качества, что у них нет хукма имана, который будет защищать их кровь, и так же нет хукма земли имана, на которую нельзя нападать.

Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил ночное нападение, и он напал на бану аль-Мусталак. И знание охватывает, что если вещь дозволена дозволением посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то нет греха на том, кто попадёт по женщинам или детям в ночных нападениях, и на таких нет искупления и выкупа. И у тех, на кого нападают, нет защиты Ислама, но их нельзя убивать намеренно, зная их (что они женщины или дети). И запрещено убивать детей, потому что они не достигли неверия, которое они будут делать, и из-за которого будут убиты. А так же запрещено убивать женщин, потому что в них нет пригодности для сражения, и они и дети будут взяты в плен и будут служить силой для людей религии Аллаха». (ан-Насих уаль-мансух лиль-Хазими, стр. 215)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказывал отрядам, которые он отправлял, чтобы они ждали, и если они услышат азан, то, чтобы они не нападали, а если не услышат, то нападали. И на этом после были праведные халифы, и известно то, что те, кто будет на них нападать, будет попадать по женщинам и детям, которых нельзя убивать. (См. Ахкам аль-Куран, аль-Джассас, 5/274)

Сказал ибн абдуль-Барр, да помилует его Аллах: «Из сунны посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нападение на многобожников утром и вечером, и так же поступали праведные халифы. И приводится от Джундуба ибн Мукейса аль-Джухани, что он сказал: «Посланник Аллаха отправил Голиба ибн Абдуллу ал-Лейси, после одного из племени Халида ибн Ауфа во главе отряда, в котором я был, и приказал им напасть на бану аль-Малюх, и мы напали на них ночью». И известно, что при ночном нападении гибнет тот, чьё время пришло, будь-то он мусульманином или многобожником, ребёнком или женщиной». (Ат-Тамхид 16/144)

То мнение, что можно убивать женщин и детей, и так же тех, кто находится в их хукме при ночных нападениях, является мнением четырёх имамов и большинства учёных:

Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «Убийство женщин и детей при ночных нападениях является нашим мазхабом, и мазхабом Малика, абу Ханифы и большинства». (Шарх Муслим, 12/49,50)

И так же это мнение имама Ахмада, и вот тексты факихов насчёт этого:

 

Ханафиты:

Сказал аль-Камаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах, после упоминания запрета об убийстве женщин и детей: «Да, внешне это противоречит тому, что пришло в шести сборниках от ас-Саба ибн Джусамы, что однажды у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, допустимо ли нападать на спящих многобожников, в результате чего могут пострадать их женщины и дети, на что он ответил: “Они из них”. А в другой версии: «Они из их отцов». Поэтому необходимо это отнести к той ситуации, когда они спят, потому что в таком случае их невозможно узнать (и различить)». (Шарх Фатх аль-Кадир, 5/452)

Сказал аль-Касани, да помилует его Аллах: «Нет проблем в ночном нападении». (Бадаи ас-Санаи, 7/100)

 

Маликиты:

Сказал ибн абдуль-Барр, да помилует его Аллах: «И не дозволено ночное нападение на тех, до кого не дошёл призыв, а что касается римлян, то нет проблем нападать на них ночью, потому что до них дошёл призыв и их земля находятся рядом». (Аль-Кафи, стр. 208)

 

Шафииты:

Сказал аш-Шейрази, да помилует его Аллах: «Раздел: Если поставить против них катапульту или напасть на них ночью, и среди них есть женщины и дети, то это дозволено. Потому что Али приводит, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил катапульту против жителей Тоифа, и там находились женщины и дети. И так же потому, что приводится от ас-Саба ибн Джусамы, что однажды у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, допустимо ли нападать на спящих многобожников, в результате чего могут пострадать их женщины и дети, на что он ответил: “Они из них”. И если мы оставим стрельбу по ним, из-за женщин и детей, то тогда прекратится джихад». (аль-Мухаззаб, 2/234)

Сказал ащ-Щирбини, да помилует его Аллах: «Дозволено нападать на них ночью, когда они находятся в беспечности, потому что у аль-Бухари и Муслима приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, напал на бану аль-Мусталяк, и так же был спрошен о ночном нападении, в котором могут пострадать женщины и дети, и он ответил: «Они из них»». (Мугни аль-Мухтадж 4/223)

 

Ханбалиты:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Раздел: Дозволено ночное нападение на кяфиров.
Сказал имам Ахмад: «Нет проблем в ночном нападении, и разве было сражение с римлянами, кроме как помимо ночных нападений?» А так же сказал: «Мы не знаем ни одного, кто бы посчитал нежелательным ночные нападения». И ему рассказал Суфьян ас-Саури, от аз-Зухри, от ибн аль-Аббаса, от ас-Саба ибн Джусамы, что, однажды у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, допустимо ли нападать на спящих многобожников, в результате чего могут пострадать их женщины и дети, на что он ответил: “Они из них”. С хорошем цепочкой.

А если скажут: «Разве посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил убивать женщин и детей», мы скажем, что это в положении намеренного их убийства. Сказал имам Ахмад: «Что же касается намеренных их убийств, то нет». И так же сказал: «Хадис ас-Сабы пришёл после запрета на убийство женщин и детей, потому что запрет на убийство женщин пришёл, когда было послано за ибн абу аль-Хакиком, и это может объединить то, что запрет пришел насчёт намеренного убийства, а помимо этого — дозволенность»». (аль-Мугни 9/230)

Сказал аль-Мардави, да помилует его Аллах: «Его слова: «Дозволены ночные нападения» — без разногласий, и если даже будет убит ребёнок или женщина, или кто-либо другой помимо, кого нельзя убивать, только если не убивать их намеренно». (аль-Инсаф, 4/126)

Сказал ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Вопрос: Нельзя убивать женщин и детей, кроме как если они будут сражаться, и мусульманин не может спастись от них, кроме как, убив их, то тогда он может их убить в этом случае…

И так же если они пострадают при ночных нападениях или же при горячем сражении, не намеренно, то в этом нет проблем». (аль-Мухалля, 7/296)

 

Во-вторых — Убийство «живого щита» из числа женщин и детей, из числа кяфиров, и так же тех, кто в их хукме.

Если же кяфиры будут закрываться своими женщинами и детьми, а так же теми, кто в их хукме, из числа стариков, инвалидов, чернорабочих, монахов, то по ним можно стрелять, даже если это приведёт к смерти «щита».

Факихи и имамы разделись на два мнения. Из них — маликиты и шафииты по одному из мнений — ограничивают это острой необходимостью, а другие — ханафиты, ханбалиты, шафииты по другому мнению — видят дозволенность этого в общем, то есть, даже если на это нет острой необходимости, вместе с единогласным мнением на то, что должен целится в сражающихся, а не в них.

Из текстов маликитов:

Сказал ибн Джузай, да помилует его Аллах: «Если же они сделают щит из женщин и детей, мы их оставляем, кроме как если есть страх из-за их оставления за мусульман (безопасность мусульман), то тогда с ними сражаются, даже если они будут защищаться ими». (аль-каванин аль-фикхия, стр. 98)

Пришло в «Мухтасаре аль-Халиля»: «Если же они будут защищаться детьми, то они оставляются, кроме как если есть страх». (стр. 102)

Пришло в «Шархе аль-Кабир»: «Если же они будут защищаться женщинами и детьми, то они оставляются, из-за права тех, кто получает трофеи (имеется в виду воинов, потому что женщины и дети — трофеи), кроме как если есть страх за мусульман». (2/178)

Сказал ад-Дасуки, да помилует его Аллах: «Его слова: «Будут защищаться», имеется в виду, кяфиры, и это не ограничивается крепостью, а его слова: «оставляются», то есть — без сражения; его слова: «страх за мусульман», то есть, если их оставить без сражения, то тогда с ними надо сражаться, хоть даже если есть страх за одного мусульманина». (Хашия, 2/178)

И тут наблюдается, что причина их оставления, когда нет страха за мусульман, это — сохранение трофеев мусульман, потому что они становятся имуществом мусульман, когда попадают в плен.

И уже пришли слова: «Если же они будут защищаться женщинами и детьми, то они оставляются, из-за права тех, кто получает трофеи (имеется в виду воинов, потому что женщины и дети — трофеи), кроме как если есть страх за мусульман». (Шарх аль-Кабир, 2/178)

И подумай о том, что утвердил ад-Дасуки в своих словах: ««страх за мусульман», хоть даже если есть страх за одного мусульманина». (Хашия, 2/178)

Страх дозволяет их убивать в этом положении, и то, обусловили маликиты, осуществляется даже по причине страха за одного мусульманина, а не за многих или же войска, и, не говоря уже о землях мусульман, поэтому подумай об этом!

 

Из текстов шафиитов:

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «И если разгорится битва, и они прикроются женщинами и детьми, то дозволено в них стрелять, даже если они будут защищаться ими, а если в стрельбе в них не будет острой необходимости, то более правильным считается оставить их». (аль-Минхадж, стр. 137)

Сказал ащ-Щирбини, да помилует его Аллах: «Если разгорится битва, и они будут прикрываться женщинами, гермафродитами, детьми и сумасшедшими, то дозволено по ним стрелять, если на это есть необходимость. И стоит этого опасаться, чтобы это не было взято как препятствие к джихаду, и путём победы над мусульманами, потому что если мы их оставим из-за щита из тех, кто был упомянут, они нас не оставят, и защищать нас стоит выше, чем защищать тех, кто был упомянут.

А если же они будут ими защищаться, и не будет необходимости в том, чтобы в них стрелять, то более явным считается оставить их, обязательно, чтобы это не привело к их убийству без необходимости, и нам запрещено их убивать, и это мнение предпочтено в «аль-Мухарраре».

Второе же мнение: И оно предпочтительное (основа) в мазхабе, как это указано в «Заваид ар-Рауда», что по ним можно стрелять, даже если на это нет необходимости. Так же, как и дозволено поставить катапульту, и по ним будут попадать, чтобы этим самым не становилось путём для аннулирования джихада или хитростью, для оставления крепостей, и в этом есть большая беда.

И автор остерёгся словами: «Будут защищаться ими», от того, если они будут это делать для хитрости и обмана, потому что они знают, что наш Шариат запрещает убивать их женщин и детей, и это не обязывает оставлять их крепости, и так же воздерживаться от стрельбы по ним, даже если это приведёт к убийству тех, кто был упомянут, и об этом сказал аль-Маварди. А в «аль-Бахре» приводится, что условием дозволенности стрельбы по ним является то, чтобы целью бралось то, чтобы добраться до их мужчин». (Мугни аль-Мухтадж, 4/224)

 

Из текстов ханбалитов:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Раздел: Если они будут прикрываться на войне своими женщинами и детьми, то дозволено по ним стрелять, но целиться надо в их сражающихся, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, стрелял из катапульты, хотя там были женщины и дети, и потому что оставление их мусульманами приведёт к отмене джихада. Потому что когда они это узнают, они будут ими прикрываться во время страха, и тогда закончится джихад. И всё равно, является ли война разгоревшейся или же нет, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не ждал пока разгорится бой, для того, чтобы стрелять». (аль-Мугни 9/231)

Сказал аль-Бахути, да помилует его Аллах: «Если они (кяфиры) будут прикрываться женщинами и детьми и гермафродитами, и им подобным, из тех, кого нельзя убивать — то дозволено по ним стрелять, потому что оставление их — приведёт к отмене джихада, и всё равно идёт ли бой или же нет, однако необходимо целится в сражающихся». (Кашф аль-Кина 3/51)

 

Из текстов ханафитов:

У ат-Тахави, да помилует его Аллах, в этом вопросе хорошее исследование, после того как он упомянул тексты запрещающие убивать женщин и детей, он сказал: «Одни учёные пришли к мнению, что нельзя убивать женщин и детей в дар аль-харбе, в любом положении, и что нельзя стрелять по другим, если в таком случае нет безопасности для них, и из этого исходят примеры:

Если воющие люди прикроются детьми, и мусульмане не могут стрелять по ним, кроме как при этом, попав по детям, то запрещено стрелять по ним, по их мнению.

Так же если они укроются в крепости, и там будут дети, то нам запрещено стрелять по этой крепости, если мы боимся попасть по детям и женщинам. И они взяли за доводы тексты, которые мы привели в начале этого раздела.

Другие учёные согласились с ними насчёт достоверности этих текстов, но сказали, что запрет связан с намеренным убийством женщин и детей, а что касается, когда целью стоит убить других, но до них не добраться, кроме как при этом пострадают женщины и дети, то в этом нет проблем, и взяли за доводы…»

После, он привёл разные версии хадиса от ас-Сааба ибн Джусамы, которые уже предшествовали выше, после чего сказал: «И когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил им ночные нападения, хоть при этом в них страдали женщины и дети, которых нельзя намеренно убивать, то это указывает на то, что эти тексты, которые дозволяют это, подразумевают не то, на что указывают тексты, которые запрещают это. И те тексты, которые запрещают убийство женщин и детей, указывают на намеренное убийство, а те которые дозволяют это, подразумевают брать целью мужчин, даже если это приведёт к гибели тех, кого нельзя убивать. И тем самым все эти тексты достоверные и в них нет противоречия.

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже приказал нападать ночью на врагов, и сам он нападал, как приводится в разных передачах, которые мы упомянули в разделе «дуа до сражения». И ему не мешало, из того что мы знаем, то, что от этого могут пострадать женщины и дети, однако он позволил им (сподвижникам) это, потому что их целью было не это, и это подходит к тому, что мы упомянули из хадиса ас-Сабы.

И рассуждение тоже указывает на это. Приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посчитал, что человек, чью руку (от кисти до плеча, локоть) укусил другой, и он дёрнул свою руку и от этого у укусившего выпали два передних зуба, что он за это ничего не должен, и насчёт этого пришли многие передачи…»

После чего он привёл эти передачи, а после сказал: «И тот человек, которого укусили, хоть он и дёрнул свою руку и вырвал два зуба укусившего, (и это было запретным, если бы он вырвал два зуба другого, без того, чтобы вытаскивать свою руку из его рта) и поэтому цель (умысел) в этом (когда его укусили) не будет считаться как цель в намеренном грехе. И не требуется от него выкупа. И это так же рассматривается во всём, что ему дозволено забрать, однако в этом может навредить другому, кому нельзя отдельно вредить. И тоже самое с врагами. Мы должны с ними сражаться, однако нам не разрешено убивать их женщин и детей, поэтому нам запрещено отдельно их убивать, но дозволено целиться на то, что дозволено, даже если это приведёт к потере тех, кого нам нельзя отдельно убивать. И в этом случае на нас нет ответственности, и это является мнением абу Ханифы, абу Юсуфа и Мухаммада». (Шарх Маани аль-асар 3/222-223)

И этим самым становится ясным то, к чему пришли ханафиты, ханбалиты, шафииты (в одном из мнений), что дозволено стрелять по женщинам и детям кяфиров, и тех, кто в их хукме, если ими будут прикрываться сражающиеся люди, даже если на это не будет необходимости.

И к этому так же добавляется то, что мы упомянули до этого, а это то, что основа крови этих категорий это — дозволенность, однако их запрещает убивать или пришедший текст, или же аналогия, из-за того, что они становятся имуществом мусульман, вместе с тем, что они не являются из людей сражения.

И мы недавно упомянули, что причина, почему можно стрелять только по необходимости у маликитов, это — сохранение трофеев мусульман, потому что эти категории становятся имуществом мусульман.

Сказано в «Шархе аль-Кабир»: «Если же они будут защищаться женщинами и детьми, то они оставляются, из-за права тех, кто получает трофеи (имеется в виду воинов, потому что женщины и дети — трофеи), кроме как, если есть страх за мусульман». (2/178)

И это полностью согласовано с тем, что мы утвердили, поэтому у них нет никакой защиты крови.

И так же уже прошло, что большинство ханафитов, маликитов и ханбалитов, на том мнении, что если намеренно убить кого-либо из этих категорий, то на нём ничего не лежит, кроме как тауба, прошения прощения у Аллаха, потому что они не обладают ни верой, ни договором, которые защищают их кровь.

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Если кяфиры будут прикрываться своими женщинами и детьми, то дозволено по ним стрелять, взяв за цель сражающихся людей, потому что запрет стрельбы приведёт к отмене джихада. А если же они будут прикрываться мусульманами или ахлю-зимма, то нельзя по ним стрелять, кроме как в случае разгоревшегося боя и страха за мусульман, потому что их жизни так же неприкосновенны, поэтому нельзя подвергать их гибели, однако в случае необходимости дозволено по ним стрелять, чтобы сохранить более важное войско».  (аль-Кафи, 4/268)

Он разъяснил условие необходимости: В том случае, когда они будут прикрываться теми, у кого есть защита крови, или же из-за веры, или же из-за договора, напротив тех категорий из женщин, детей и тех, кто в их хукме, у которых нет ни веры, ни договора. Поэтому в таком случае нет смысла обуславливать стрельбу в них с необходимостью.

И мнение о том, что под необходимостью тут подразумевается то, что нет разницы между тем, что кяфиры прикроются своими женщинами и детьми, и теми кто в их хукме, кто не принимает участия в сражении, и между тем, что они прикроются мусульманами, — такое выравнивание между двумя группами является запрещённой Шариатом, разумом и поэтому оно спадает (не имеет силы).

 

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.