Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава седьмая (Часть 1)

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава седьмая (Часть 1)

Законность стрелять по кяфирам, а так же их убийство, и сражение с ними любыми способами, которые осуществляют цель. Часть 1

Является законным для рабов Аллаха, муджахидов на Его пути, для возвышения Его слова, стрелять по воющим кяфирам, а так же их убийство и сражение с ними любыми средствами, которые их уничтожают, чтобы очистить землю от их грязи, и убрать их фитну от рабов Аллаха, какими бы не были средства (кроме тех, которые сами по себе являются запретными).

И эта законность утверждена с разных сторон:

Во-первых: Приказ готовить устрашающую силу против врагов Аллаха, исходя из возможности и силы.

Сказал Всевышний Аллах: «Пусть не думают неверующие, что они опередят других. Воистину, им не сбежать. Приготовьте против них, сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо». (аль-Анфаль, 8/59-60)

Передаётся от Укбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, что он слышал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал, будучи на минбаре насчёт слов Всевышнего Аллаха: «Приготовьте против них, сколько можете силы»:

«Поистине сила в стрельбе, поистине сила в стрельбе, поистине сила в стрельбе» (Муслим, 3/1522)

Сказал ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах, насчёт слов: «Приготовьте против них, сколько можете силы»: «Сколько вам под силу приготовить инструментов, которые будут служить вам силой против них из числа оружия и коней». (Тафсир ат-Табари, 10/29)

Сказал аль-Джассас, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах приказал верующим в этом аяте приготовиться с оружием и боевыми конями до начала сражения, дабы устрашить врагов и приготовиться к сражению с многобожниками». (Акхам аль-Куран, 4/252)

И слова Всевышнего Аллаха: «Приготовьте против них, сколько можете силы», указывают на обязанность подготовки всем тем, что называется «силой», посредством чего можно укрепиться против врагов, и это то, на что указали слова муфассиров выше.

Сказал ибн Кясир, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах приказал приготовиться орудием сражения, чтобы сражаться с ними, насколько хватает сил и возможностей, и Он сказал: «Приготовьте против них, сколько можете силы», то есть, — сколько у вас есть возможности из оружия и боевых коней». (Тафсир, 2/322)

Сказал аль-Джассас, да помилует его Аллах: «Смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине сила в стрельбе», имеется ввиду то, что это из самого важного из числа того, что обязательно нужно приготовить против врагов, и он не отрицал того, что ничего другого из сил не нужно готовить, потому что текст является общим, и он охватывает всё, к чему можно прибегнуть против врагов, из разных видов оружия и предметов войны.

И нам рассказал Абдуль-Баки, что ему рассказал Джафар ибн абу аль-Катиль, что ему рассказал Яхья ибн Джафар, что ему рассказал Кясир ибн Хишам, что ему рассказал Иса ибн Ибрахим ас-Самали, от аль-Хакама ибн Умейра, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нам, чтобы мы не стригли ногти на джихаде, и он сказал: «Поистине сила в ногтях». И это указывает на то, что всё, что усиливает против врага — приказано готовить (запасаться) этим». (Ахкам аль-Куран, 4/253)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «А если будет сказано, что слова Аллаха: «Приготовьте против них, сколько можете силы», были бы достаточны, так почему же в частности упоминается стрельба и кони? Будет отвечено: «Потому что лошади являются основой на войне и благо находится в их гривах, и они считаются самой сильной силой и лучшей подготовкой, и на них гарцуют на полях сражений, поэтому они упомянуты в частности, для почести, и так же Аллах поклялся их пылью для почтения, как Он сказал: «Клянусь скачущими, запыхаясь!» (аль-Адият, 1 аят); И от того, что стрелы являются самые приносящими пользу на войне и приносящими вред врагу. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул их в частности, и это подобно аяту: «И Джибриля и Микаиля» (аль-Бакара, 98 аят), и в Коране много таких примеров». (аль-Куртуби, 8/37)

Сказал ас-Санани, да помилует его Аллах, в своём шархе хадиса Укбы ибн Амира: «Этот хадис указывает на то, что под силой подразумевается стрельба стрелами, потому что этим пользовались во времена Пророка. И так же это охватывает стрельбу катапультой в многобожников и вышедших преступников, и так же отсюда берётся законность обучения в этом, потому что подготовка бывает вместе с обыкновением (привычкой), потому что тот, кто не умеет стрелять — не называется тем, кто готовит силу». (Субуль ас-Салям, 4/72)

И на это так же указывает аят: «…чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах». (аль-Анфаль, 60 аят) Материальная сила считается из подготовки и снаряжения, которые обязательно нужно приготовить, и спешить это приобрести, и это та сила, которая устрашает врага, не смотря на их разные категории, и убирает наущения их шайтанов, и каждый раз, когда «сила» более не доводит до устрашения врагов Аллаха, то каждый раз увеличивается обязанность их приобретения, в зависимости с возможностями и силой.

Сказал ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах, насчёт слов Всевышнего Аллаха: «чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага»: «Устрашайте вашей подготовкой врага Аллаха и вашего врага, из числа многобожников». (ат-Табари, 10/29)

Сказал ибн Аббас, да помилует его Аллах, насчёт слов: «чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага»: «Опозорьте врагов Аллаха и ваших врагов». (ат-Табари, 10/30)

И в словах Всевышнего Аллаха: «Приготовьте против них, сколько можете силы», указание на приобретение самой большой силы, которую можно приобрести, сказал Саид аль-Кутб, да помилует его Аллах:

«Подготовка силы является обязательством, которая идёт вместе с обязательством джихада, тексты приказывают приготовлять силу, в независимости от её видов, цветов и причин… И это граница силы, которую можно приобрести, чтобы тем самым никто из мусульман не оставлял ни одну причину из причин силы». (Зиляль, 1543-1544)

Во-вторых:  То, что утверждено из дозволенности стрелять по кяфирам тем, что вызывает общую гибель.

Под этим подразумевается гибель тех, кого берут целью, из тех, с кем сражаются, а так же и других, из числа женщин, детей и тех, кто находится в их хукме, которых нельзя намеренно убивать.

И уже прошёл хадис Укбы ибн Амира, да будет доволен им Аллах, что он слышал посланника Аллаха, что он сказал, будучи на минбаре, насчёт слов Всевышнего Аллаха: «Приготовьте против них, сколько можете силы»: «Поистине сила в стрельбе, поистине сила в стрельбе, поистине сила в стрельбе». (Муслим, 3/1522)

Стрельба, которую приказано приготовить, охватывает всё, чем можно стрелять по врагу, начиная камнем и стрелами, и заканчивая всеми видами гранат и новых бомб, которые выпускают, пушки и самолёты, а так же ракеты. Это охватывает те виды оружия, которые могут различить между сражающимися и нет, а так же, которые не могут различить между ними.

И ибн Хиббан, да помилует его Аллах, озаглавил главу хадисом Укбы ибн Амира, сказав: «Упоминание вестей насчёт обязанности мужчины приготовления силы на сражение против врагов Аллаха и в частности причины стрельбы». (Сахих ибн Хиббан, 7/11)

И так же прошли уже слова аль-Джассаса, да помилует его Аллах: «Смысл слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, сила в стрельбе», имеется ввиду то, что это из самого важного из числа того, чем обязательно нужно приготовить против врагов, и он не отрицал, что ничего другого из сил не нужно готовить, потому что текст является общим, и он охватывает всё, к чему можно прибегнуть против врагов, из разных видов оружия и предметов войны». (Ахкам аль-Куран, 4/253)

Так же пришло от Макхуля, да помилует его Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стрелял с катапульты по жителям Тоифа в течение сорока дней. (Табакат ибн Саад 2/159)

Передаётся от Мусы ибн Али, от его отца, что Амр ибн аль-Ас, да будет доволен им Аллах, поставил катапульту против жителей Александрии. (аль-Бейхаки аль-Кубра, 9/84)

Так же передаётся от ибн Ляхиа, что он сказал, что ему рассказал аль-Харис ибн Язид, и Язид ибн абу Хабиб насчёт открытия Кайсарии, что он сказал: «Они стреляли каждый день по 60 раз с катапульты, и это было во времена Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах». (аль-Бейхаки аль-Кубра, 9/84)

И факихи всех мазхабов согласны на том, что дозволено стрелять по кяфирам катапультой, даже если это приведёт к убийству женщин, детей и тех, кто находится в их хукме, из тех, кого нельзя намеренно убивать, и это является мнением большинства обладающих знанием и фикха.

Ханафиты:

Сказал абу Юсуф, да помилует его Аллах, в опровержении имаму аль-Аузаи, да помилует его Аллах, который запретил стрелять катапультой, если это приведёт к убийству женщин и детей: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, осаждал жителей Тоифа, Хэйбара, Курейза, ан-Надыра, и из того, что до нас дошло, это то, что мусульмане доставили им (бед, потерь и т.д.) даже больше, чем могли. До нас дошло, что они поставили катапульту против жителей Тоифа. И если бы на мусульманах была бы обязанность удерживаться от мушриков, в то время, когда среди них есть дети, из-за запрета посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то тогда бы они не сражались на их землях, потому что их земли и крепости бывают с детьми, дряхлыми стариками, пленниками и торговцами. И это то, что касается Тоифа, а то, что помимо этого, то это сохранено и запомнено из сунны и сиры посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И так же мусульмане и праведные предшественники из числа сподвижников посланника Аллаха, не переставали так же поступать с крепостями иностранцев (не арабов). И до нас не дошло ни от одного из них, что он не стал стрелять по крепости или другим местам из-за того, что там женщины и дети, и те, кого нельзя убивать». (ар-Рад аля сирати аль-Аузаи, стр. 67,68)

 

Маликиты:

Пришло в «Мухтасаре аль-Халиля» следующее: «Обрубанием воды, орудием и огнём, если нет другого выхода». (стр. 102)

А так же в «аш-Шарх аль-Кабир»: «Его слова: «Обрубанием воды», от них, или же против них, чтобы они утонули, или орудием как меч, копьё, катапульта, даже если среди них будут женщины и дети». (2/177)

А так же в «ат-Тадж уа аль-Иклиль»: «Обрубанием воды, орудием…» Сказал ибн аль-Касым: «Нет проблем, чтобы обстреливались их крепости катапультой, и так же обрубание от них продовольствия, даже если среди них будут мусульмане или дети, и это сказал Ашхаб». (3/351)

 

Шафииты:

Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, в опровержении аль-Аузаи: «Из того, чем берётся довод насчёт убийства многобожников, хоть среди них есть и дети с женщинами, а так же монахи, и те, на кого пришёл запрет убивать, это то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, напал на бану аль-Мусталак, и был спрошен о земле, на которую нападают и попадают по женщинами и детям, на что он сказал: «Они из них». То есть, что эта земля дозволена, потому что она земля ширка, и сражение с многобожниками дозволено, а пролитие крови запрещается из-за веры, будь верующий на земле Ислама или же на земле сражений. И Аллах сделал за его убийство искупление. И на землю воспрещается нападать, если она является землёй Ислама или же землёй безопасности договором, который заключили мусульмане. В таком случае никому нельзя на неё нападать. Однако можно брать целью того, кого можно убить, не делая набега на землю.

И от того, что дети, женщины и те, насчёт кого пришёл запрет их убийства, их кровь не защищена Исламом, и их родителей и так же потому, что их земля запрещена. Мы взяли за доказательство то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил их убивать отдельно, когда известны кто они (женщины и дети, а не сражающиеся). И если говорящий скажет: «Что указывает на это?» — ему будет отвечено то, что Пророк нападал (делал набеги), и приказывал это делать, и те на кого напали, — не исключено, что по нему попадут. И его слова: «Они из них» — имеется ввиду, что нет искупления за них, то есть, они не защищены Исламом или же землёй. И из того, что я знаю это то, что мусульмане не разногласят в том, что кто пострадал при нападении, то за него нет искупления». (7/350)

Так же пришло в «аль-Мухаззабе»: «Раздел: Если поставить против них катапульту или же сделать на них ночное нападение, и среди них есть женщины и дети: Это дозволено, потому что от Али приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил катапульту против жителей Тоифа, хотя среди них были женщины и дети. И так же от ас-Сааба ибн Джусама приводится, что он сказал: «Я спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, насчёт детей многобожников, на которых нападают ночью, и от этого страдают их дети и женщины, на что он сказал: «Они из них», потому что кяфиры не живут без женщин и детей, и если мы оставим стрельбу по ним из-за них, то тогда прекратится джихад». (2/234)

 

Ханбалиты:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Дозволено стравить катапульту против них, и внешними (явными) словами Ахмада является то, что это дозволено при нужде и без неё, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил катапульту против жителей Тоифа. И это является мнением ас-Саури, аль-Аузаи, аш-Шафии, людей мнения, и ибн аль-Мунзир сказал: «Пришёл хадис о том, что Пророк поставил катапульту против жителей Тоифа, и что Амр ибн аль-Ас поставил её против жителей Александрии, и сражение с помощью её является обычным, поэтому она схожа со стрельбой из лука»». (аль-Мугни, 9/230)

А так же сказал, да помилует его Аллах: «Раздел: Дозволенность ночного нападения на кяфиров, а так же стрельба по ним с катапульты, и огнём, и обрубание от них воды, даже если это приведёт к гибели женщин и детей. Потому что от ас-Саба ибн Джусамы приводится, что Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили насчёт детей многобожников, на которых нападают ночью и от этого страдают их дети и женщины, на что он сказал: «Они из них». И так же от Али приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил катапульту против жителей Тоифа, и так же в этом смысле — топить их водой». (аль-Кяфи, 4/268)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «И так же в двери джихада, хоть и убийство тех, кто не сражается, из числа женщин  и детей, а так же других является запретным, однако есть нужда в сражении, которое охватывает их всех, как стрельба из катапульты, ночное нападение. И это дозволено, как об этом пришла Сунна, как например, насчёт осады Тоифа и стрельбы по ним из катапульты, а так же насчёт селений, на которые делали ночные нападения». (аль-Фатава, 20/52)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Из этого: Дозволенность ставить катапульту против кяфиров, и стрельбы из неё, даже если это приведёт к смерти тех, кто не сражается, из числа женщин и детей». (Зад аль-Маад, 3/503)

Ибн Рушд, да помилует его Аллах, привёл согласие учёных на дозволенность этого, сказав: «Факихи согласились о дозволенности стрельбы по крепостям из катапульт, всё равно, будь там женщины и дети, или же нет. Потому что от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, пришло то, что он поставил катапульту против жителей Тоифа». (Бидаятуль-муджтахид 1/282)

Как будто он даже не посчитал это за разногласие, из-за явности и силы этого доказательства.

И факихи так же присоединили к катапульте другие вещи, от которых так же бывает массовая гибель.

Сказал ибн Абидин, да помилует его Аллах: «Катапульта — орудие (инструмент), которое кидает большие камни. Однако сегодня они оставлены, потому что в них нет нужды, из-за появления современных пушек». (аль-Хашия, 4/129)

Сказал ас-Санани, да помилует его Аллах: «В хадисе есть доказательство, что можно убивать кяфиров катапультой, если они укрылись за крепостью, и так же на это проводится аналогия из числа пушек и другого». (Субуль ас-Салям, 4/54)

Пришло в «аль-Минхадже»: «Дозволено осаждать кяфиров, и топить их водой, и стрелять огнём, а так же катапультой, и делать ночные нападения».

Сказал аш-Щирбини, да помилует его Аллах, в его шархе: «Дозволено осаждать кяфиров в городах и крепостях, и топить их водой, и стрелять огнём, а так же катапультой, и делать ночные нападения, а так же то, что в это заходит из числа разрушения их домов, и обрубания от них воды, и кидать на них змей и скорпионов, даже если среди них будут женщины и дети. Потому что Всевышний Аллах сказал: «И хватайте их и осаждайте их». (Тауба, 5 аят) А так же приводится у аль-Бухари и Муслима, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, осаждал жителей Тоифа, а аль-Бейхакы приводит, что он поставил против них катапульту, и так же в это заходит всё, что вызывает массовую погибель». (Мугни аль-Мухтадж, 4/223)

Пришло в «Фатх аль-Уаххаб» следующее: «Дозволено осаждать кяфиров в городах и крепостях, и в других местах, и убивать их тем, что вызывает общую гибель, как потоп, стрелять по ним огнём, катапультой, ночное нападение, когда они беспечны, даже если среди них будут мусульмане или дети. Сказал Всевышний Аллах: «И хватайте их и осаждайте». (Тауба, 5 аят) А так же приводится у аль-Бухари и Муслима, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, осаждал жителей Тоифа, и так же поставил против них катапульту. Это приводит аль-Бейхакы, и так же в это заходит всё, что вызывает массовую погибель». (Фатх аль-Уаххаб, 2/300)

И то, что необходимо тут упомянуть, это то, что убийство, которое охватывает всех, является дозволенным и не связано с условием необходимости по мнению большинства учёных, как это было упомянуто в их текстах насчёт катапульты и тому подобного, кроме как если это станет причиной в смерти мусульман, как об этом придёт в отдельной теме, если пожелает Аллах.

И так же прошли уже слова ибн Кудамы аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Дозволено стравить катапульту против них, и открытыми (явными) словами Ахмада является то, что это дозволено при нужде и без неё». (аль-Мугни, 9/230)

Пришло в «Хашия аль-Буджейрими»: «Нет разницы между осадой и убийством тем, что охватывает всех их ночным нападением, есть ли на это необходимость или же нет». (4/254)

 

В-третьих: Утвержденная дозволенность сжечь или утопить врага, когда на это есть нужда.

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, назвал главу в книге джихада, сказав: «Глава: Сжигание домов и пальм». (аль-Бухари, 3/1100)

После чего привёл хадис от Джарира, да помилует его Аллах, что тот сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: «Не избавишь ли ты меня от Зу-ль-Халясы?» (Так назывался дом, где было капище идолов, находившееся на землях племени Хас’ам и именовавшееся также йеменской Каабой). И я отправился туда с отрядом из ста пятидесяти отличных всадников из племени Ахмас. Что же касается меня, то я не мог хорошо держаться на коне, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ударил меня по груди так сильно, что я увидел следы его пальцев, и сказал: “О Аллах, укрепи его и сделай его ведущим и ведомым по правильному пути!”».

После этого Джарир отправился к этому капищу, которое он разрушил и сжёг, а потом послал к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, гонца, и он (гонец) сказал: «Клянусь Тем, Кто направил тебя с истиной, я пришёл к тебе только после того, как это капище уподобилось изнурённому (или: чесоточному) верблюду!». [Иначе говоря, после того, как это место было полностью разорено, оно стало походить на чесоточного верблюда, которого измазали битумом, чтобы он не чесался].

И после этого Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пять раз призвал благословение на конницу и пехоту ахмаситов. (аль-Бухари, 3/1100)

И так же аль-Бухари, да помилует его Аллах, привёл хадис от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, который сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг пальмы бану ан-Надыр». (аль-Бухари, 3/1100)

А в другой версии, от Абдуллы ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг и обрубил пальмы бану ан-Надыра, и по этому поводу сказал Хассан (ибн Сабит): “И было лёгким для предводителя (знатного, вождя) бани Лувей спалить аль-Бувейрию огнём воспламеняющимся”. (аль-Бухари, 2/819, Муслим, 3/1365)

И имам ан-Навави, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: Дозволенность рубки и сжигания пальм кяфиров». (Муслим, 3/1365)

А так же абу Аванна, да помилует его Аллах, озаглавил им главу, сказав: «Разъяснение о дозволенности имаму жечь на земле врага». (Муснад абу Авваны 4/224)

А так же передаётся от Усамы, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал мне напасть на «Абна» утром и сжечь её». (абу Дауд 3/38)

А в другой версии от Усамы, что он сказал: «Меня отправил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в селение, которое называется «Абна» и сказал: «Дойди до Абна утром и сожги её». (Суннан ибн Маджа 2/948)

Так же ибн Маджа, да помилует его Аллах, озаглавил главу предыдущими хадисами, сказав: «Глава: Сжигание вражеской земли». (ас-Суннан 2/948)

И так же абу Дауд, да помилует его Аллах, сказал: «Глава: Сжигание вражеской земли». (ас-Суннан 3/38)

И ибн абу Щейба, да помилует его Аллах: «Послабление насчёт сжигания вражеской земли и другого». (аль-Мусаннаф 6/486)

И аль-Бейхакы, да помилует его Аллах, сказал: «Глава: Обрубание деревьев и сжигание домов». (ас-Суннан аль-Кубра, 9/83)

Эти предыдущие пророческие тексты явно указывают на дозволенность сжигания при нужде в сражении с врагом, и этим самым имамы сунны озаглавляли главы в своих сборниках в разных местах.

А то, что касается запрета наказания огнём, то это насчёт того, кто находится под властью (над кем есть сила, как например пленный и т.д.), а не насчёт неподвластного (недоступного) во время сражения, как это понимается из текстов. И доводы Шариата не противоречат друг другу, и не отталкивают друг друга, однако расставляются по порядку, каждый в своём месте:

Передаётся от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил нас с миссией и сказал: «Если вы найдёте такого-то и такого-то, то сожгите их огнём». После чего, когда мы собрались выходить (на это дело) он сказал: «Я вам приказал сжечь такого-то и такого-то, однако огнём ни наказывает никто, кроме как Аллах, и если вы их найдёте то убейте их»». (аль-Бухари, 3/1098)

И хадис явно указывает на то, что это насчёт того, над кем есть сила (власть) и он не может препятствовать.

В другой версии от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передаётся, что он сказал: «Однажды, отправляя нас в военный поход, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: “Если встретите такого-то и такого-то, после чего назвал имена двух курайшитов, то сожгите их”. А когда потом мы пришли к нему, чтобы попрощаться перед самым отъездом, он сказал: “Сначала я велел вам сжечь такого-то и такого-то, но, поистине, наказанию огнём вправе подвергать один лишь Аллах, и поэтому, если вы захватите этих двоих, то убейте их”». (аль-Бухари, 3/1079)

Его слова, да благословит его Аллах и приветствует: «Если вы их захватите», — ясно разъясняют тут, что это не положение войны против врага, который препятствует, а, однако это наказание, которое применяется к тому, над кем есть сила, из числа тех, кто ослушался Аллаха и Его посланника.

Поэтому сказал ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах, насчёт запрета сжигать, который пришёл в этом хадисе: «Под этим подразумевается конкретная личность, к которой их отправили». (Фатх аль-Бари, 6/150)

И это разъясняет то, что пришло от Икримы, да помилует его Аллах, что он сказал: «Узнав о том, что Али, да будет доволен им Аллах, сжёг каких-то людей, Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «На его месте я не стал бы сжигать их, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Никого не подвергайте наказанию Аллаха”. И я бы убил бы их как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если мусульманин поменяет свою религию, — убейте его”». (аль-Бухари, 3/1098)

Люди, которых сжёг Али, да будет доволен им Аллах, являлись людьми, над которыми была сила, и вопрос тут: установление наказания на вероотступничество, а не джихад с противоборствующим (непокорным) врагом, и установление наказания и джихад являются разными дверьми, у каждой есть то, чего нет у другой.

И выясняется, что дверь запрета сожжения огнём полностью расходится с дверью дозволенности. Первое — связанное с шариатским наказанием тех, кто этого достоин, и те, на которых есть сила, а второе — связанное с джихадом, и это считается его личными ахкамами.

И примеры этого разделения: женщины кяфиров и их дети, а так же те, кто в их хукме, их запрещается убивать, когда над ними есть сила (власть), но они убиваются при ночных нападениях, от стрельбы и так же тем, что вызывает массовую гибель, как это уже прошло.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Шариат рассматривает пользу и вред,  и если они соберутся вместе, то предпочитается преобладающая польза над слабым вредом. Поэтому в обязательном джихаде дозволено то, что не дозволено не в нём, поэтому и дозволена стрельба из катапульты по врагу, даже если это приведёт к смерти женщин и детей, однако намеренно их убивать запрещено, и таких примеров в Шариате много, а Аллах знает лучше». (Маджмуа аль-Фатава, 24/269-270)

Поэтому, когда имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу предыдущими двумя хадисами, сказав: «Глава: Не наказывается наказанием Аллаха» (аль-Бухари, 3/1098), хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах, прокомментировал это словами: «Его положение тогда, когда нет обязанности взять сожжение дорогой для победы над кяфирами в положении войны». (Фатх аль-Бари, 6/149)

Общее шариатское правило — это разница между тем, над кем есть сила и между противодействующим. И даже, это правило разделения так же пришло насчёт животных, между теми над кем есть сила и между препятствующими (непокорными), которых можно есть. Нельзя кушать тех, кого дозволено кушать – хоть её основа, что оно дикое, как например газель – кроме как с помощью шариатского закалывания, однако дозволено кушать препятствующих – хоть они и не дикие, как верблюд – даже просто пронзив острым предметом в любое место его тела, как на охоте. Поэтому общее правило — это ужесточение условий насчёт того, над кем есть сила, и послабление насчёт тех, кто препятствуют.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Раздел: Наказания, которые привёл Шариат для тех, кто ослушался Аллаха и Его посланника, делятся на два вида: наказание тех, над кем есть сила, будь он один или же группа людей, как это прошло. Второе — наказание препятствующей группы, над которой нет силы, кроме как через сражение, и основа в этом: это джихад с кяфирами, врагами Аллаха и Его посланника». (Маджмуа аль-Фатава, 28/249)

Он, да помилует его Аллах, сказал о разделении между наказанием того, над кем есть сила, и между наказанием противодействующего, и так же сказал, что джихад является из второго вида, а не из первого.

И так же сказал, насчёт разделения между ахкамами «установления наказания» и между ахкамами «джихада», и они являются двумя дверьми, насчёт которых часто путаются:

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, насчёт разбойников из числа мусульман: «И это всё — когда над ними будет власть. А что касается того, что их преследует правитель или его заместитель, для того, чтобы установить над ними наказание, а они противятся этому, то тогда на мусульманах лежит обязанность сражаться с ними по единогласному мнению учёных, до тех пор, пока над ними не будет власти. И если они не подчинятся кроме как через сражение, которое приведёт к их смерти, то с ними надо сражаться, даже если они все погибнут. И всё равно, погибнут они или выживут; и они убиваются во время сражения любыми способами. И так же ведётся сражение с теми, кто их защищает и помогает. Это сражение, а то — установление наказания». (Маджмуа аль-Фатава, 28/317)

Его слова, да помилует его Аллах, очень драгоценны и ясны насчёт разделения между двумя дверьми — дверь установления наказания, и дверь сражения. И разъяснено, что последняя дверь более обширна чем первая, и если его слова насчёт сражения с теми, кто препятствует из числа мусульман, то каково тогда дело тех, кто является из числа препятствующих (непокорных) кяфиров!?!?

И шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах, так же сказал: «Сражение более обширно чем убийство, как на подобие того, что сражаются с теми напавшими агрессорами и преступившими преступниками, однако когда над ними будет власть, то они не наказываются, кроме как повелел Аллах и Его посланник». (Маджмуа аль-Фатава, 28/476)

И так же насчёт этого разделения между тем, кто непокорен и тем, над кем есть власть, в этом частном вопросе сжигания сказал аль-Бейхакы, да помилует его Аллах: «Что касается хадиса Усамы ибн Зейда, где посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал ему сжечь «Абна», а так же то, что приводится насчёт установления катапульты на Тоиф, не противоречит тому, что мы сказали, потому что это имеется в виду насчёт сражения с многобожниками, когда они противостоят. А то, что приводится из запрета, то это насчёт них, когда они в плену. И имам ащ-Щафии, да помилует его Аллах, уподобил это стрельбе в дичь, когда она не подвластна, и запрет насчёт стрельбы в курицу, которая подвластна, и Аллах дарует успех». (ас-Суннан, 9/72)

 

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.