Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава седьмая (Часть 2)

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава седьмая (Часть 2)

Законность стрелять по кяфирам, а так же их убийство, и сражение с ними любыми способами, которые осуществляют цель.  Часть 2

Большинство факихов и имамов пришли к мнению, что дозволено сжигать и топить во время сражения против кяфиров. Из их текстов:

 

Ханафиты:

Пришло в «аль-Бидая»: «Нельзя сражаться с теми, до кого не дошёл призыв Ислама, кроме как после того, как их призвать. А так же является желательным призвать того, до кого дошёл призыв, а если они откажутся, то необходимо просить помощи у Аллаха и сражаться с ними,  поставить против них катапульту, сжигать и топить их, а так же обрубить их деревья и испортить посевы». (стр. 115)

А так же: «И сжигать их, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг «аль-Бувейра». А так же топить их, и рубить их деревья, а так же испортить их плоды, потому что во всём этом унижение для них и вызывание их гнева, а так же ломание их силы, и их разделение. Поэтому это считается законным». (аль-Хидая шарх аль-Бидая, 2/136-137)

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «Нет проблем сжигать их крепости и топить их, а так же разрушать их дома и рубить их деревья. Во всех этих случаях они будут унижены, а так же это вызовет их гнев, и нам это приказано делать. Сказал Всевышний Аллах: «…и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих…» (Тауба, 120 аят). И так же нет проблем в том, чтобы сжечь их крепости, хоть там и находятся женщины и дети». (аль-Мабсут, 10,31-32)

Сказал аль-Касани, да помилует его Аллах: «Нет проблем в том, чтобы сжечь их крепости, а так же потопить их, и разрушить, и поставить катапульту, потому что Всевышний Аллах сказал: «…они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих…» (Аль-Хашр, 2 аят). Потому что это всё из дверей сражения, и этим достигается победа над врагом, унижение их, и вызов их гнева, и потому что запрет имущества связан с запретом его обладателя, а у них нет даже защиты их жизни, что же тогда говорить об их имуществе?!» (Бадаи ас-Санаи, 7/100)

Однако некоторые ханафиты ограничивают это тем случаем, если нельзя достичь победу другим способом, без больших тяжестей:

Пришло в «Хашия ибн Абидин»: «Его слова: «Сжечь их», имеется ввиду их дома, имущества, и это сказал аль-Айни. Однако явным кажется: Сжечь их самих катапультами, и если дозволено вести войну сжигая их, то их имущество тем более.

Его слова: «катапульту», имеется ввиду кидая огонь на них, однако дозволенность их сжигания и топления обусловлено в том случае, как пришло в «Шарх ас-Сияр», если нет возможности их победить, без больших трудностей, кроме как через это. А если есть возможность без этого, то тогда нельзя это делать, потому что тогда погибнут их дети, женщины и мусульмане, которые находятся у них.

Его слова: «Кроме как для победы над ними…» — такое же условие пришло в «аль-Фатхе», и это же в «аль-Бахре», и «ан-Нахре». И причина этого то, что порча не в месте нужды, а она дозволена только при ней (нужде), и это хорошие слова, потому что в этом есть ломание их силы, и вызывание их гнева, и если есть преобладающее предположение, что этого можно достичь не портя их имущества, то не стоит этого делать». (аль-Хашия, 4/129)

И так же, если у кяфиров находятся мусульмане, то нет сомнений, что это обуславливается нуждой на это, или даже необходимостью, и это придёт в отдельном вопросе, однако тут положение, когда у них нет мусульман, и тогда эти вопросы расходятся.

И текст «аль-Фатха», на который опирался ибн Адибин: «Это, если есть преобладающее мнение, что их можно победить без этого, и если явным является то, что они будут побеждены, и победа придёт, то тогда является нежелательным это, потому что порча не в месте нужды, а она дозволена только при ней». (Шарх Фатх аль-Кадир, 5/447)

Он обусловил нежелательность, а не запретность, если явным кажется, что они будут побеждены, и что победа придёт без сжигания и топления, поэтому задумайся!

 

Маликиты:

Пришло в «Мухтасаре аль-Халиль»: «Обрубанием воды и орудием, а так же огнём, если нет возможности другого, и среди них не будет мусульман, даже находящихся на лодках, а так же в крепостях, не сжигая и топя их с детьми». (стр. 102)

Пришло в «Тадже аль-иклиль» следующее, разъясняя это: «Слова: «Обрубанием воды и орудием»

Сказал ибн аль-Касим: Нет проблем стрелять по их крепостям катапультами, а так же обрубать от них продовольствие, даже если среди них будут мусульмане или дети, и это сказал Ашхаб.
Пришло в «аль-Мудаввана»: «Нет проблем в том, чтобы сжигать их сёла и крепости, а так же топить их водой и разрушать, и обрубать плодовитые деревья и другое, потому что Всевышний Аллах сказал: «и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела». (ат-Тауба, 120 аят), а так же Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обрубил и сжёг деревья бану ан-Надыр.

Сказал Сухнун: Первый запрет, который пришёл насчёт этого был запретом абу Бакра, потому что он надеялся, что они станут для мусульман.

Слова: «А так же огнём, если нет возможности другого». Сказал ибн Башир: «Если сражающиеся станут различимыми (отдельно), то с ними можно сражаться любыми способами, однако можно ли сжигать их огнём? Если нет возможности поступить по-другому, и если мы их оставим, и у нас будет страх за мусульман, то нет сомнения, что тогда мы их сожжём. А если нет страха, то дозволено ли нам это, если они будут отдельно, и их нельзя убить кроме как через огонь? Насчёт этого в мазхабе есть два мнения: дозволенность и запрет».

Сказал ибн Рушд: «Если с ними в крепостях находятся пленные мусульмане, то тогда они не обстреливаются огнём, и их не топят».

Сказал ибн Юнус: «Насчёт этого нет разногласия».

Сказaл ибн Рушд: «И насчёт обрубания от них воды есть разногласия, а так же насчёт катапульт. Это дозволил ибн аль-Касим, а ибн Хабиб запретил, и хукм запрета пришёл так же от Малика и его последователей из Медины и Египта».

Слова: «Даже находящихся на лодках». Сказал ибн Рушд: «Что касается лодок, то если там не будет пленных мусульман, то дозволено их обстреливать огнём, даже если среди них там будут женщины и дети, и в этом нет разногласий. А если среди них будут пленники, то ибн Ашхаб сказал: «Дозволено», а ибн аль-Касим, сказал что нет».

Слова: «А так же в крепостях, не сжигая и топя их с детьми». Сказал ибн Рушд: «Если в крепостях вместе со сражающимися находятся женщины и дети, то насчёт этого есть четыре мнения: в «аль-Мудаванна» пришло, что можно обстреливать их катапультой, но нельзя их топить и сжигать». (ат-Тадж уа аль-Иклиль 3/351,352)

Сказал ибн Джузей, да помилует его Аллах: «Нет проблем в том, чтобы разрушать их селения и крепости, и так же топить их водой, и обрубать её от них, а так же стрелять по ним с катапульты. А насчёт огня есть разногласие. И нет проблем так же рубить плодовитые деревья и другое. А если среди них будут пленные мусульмане, то тогда их не сжигают и не топят, а насчёт катапульты и обрубания от них воды есть разногласия. А если среди них есть женщины и дети, то мнения разделились на четыре мнения, — дозволенность катапульты, но не сжигания и топления, и оно более распространённое; дозволенность всего; запрет всего; запрет только сжигать». (аль-Каванин аль-фикхия, стр. 98)

От имама Малика пришло в «аль-Мудаванна» дозволенность этого: «Я сказал: Считал ли Малик нежелательным сжигать их селения и крепости огнём, или же топить водой? Он сказал: «Сказал Малик: Нет проблем сжигать их селения и крепости огнём, а так же топить их водой, и разрушать их дома»». (3 том,  стр. 7-8)

Имам ибн абдуль-Барр, да помилует его Аллах, сказал: «Нет проблем рубить деревья врагов, а так же сжигать их дома, и нападать на них ночью». (аль-Кафи, стр. 208)

 

Шафииты:

В книге «аль-Умм» пришло следующее: «Нет проблем в том, чтобы рубить плодовитые деревья, а так же разрушать вражеские строения. И так же, нет проблем сжигать их имущество и еду, которая не имеет души, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг пальмы бану ан-Надыра, и жителей Хайбара и Тоифа, а так же срубил их. И Всевышний Аллах, свят Он и велик, ниспослал: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (аль-Хашр, 5 аят)» (4/287)

Пришло в «Минхадж ат-Толибин»: «Дозволено осаждать кяфиров на их землях и их крепости, и топить их водой, и так же кидать в них огонь, и стрелять катапультой». (стр. 137)

Сказал ащ-Щирбини, да помилует его Аллах, в шархе «аль-Минхаджа»: «Дозволено осаждать кяфиров на их землях и их крепости, а так же топить их водой и кидать огнём в них, а так же стрелять катапультой. И так же то, что в это входит из разрушения их домов, обрубания от них воды, и бросания к ним скорпионов и змей, даже если среди них будут женщины и дети, потому что Всевышний Аллах сказал: «Берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду». (ат-Тауба, 5 аят) И пришло в двух достоверных сборниках, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, осаждал жителей Тоифа, и так же аль-Бейхакы привёл, что он поставил катапульту, и на это проводится аналогия всего того, что вызывает массовую гибель.

Примечание: Его слова указывают на дозволенность этого, даже если среди них будут женщины и дети и по ним могут попасть, и это так и есть (дозволенность), потому что запрет их убийства относится к тому, когда они взяты в плен, потому что они являются трофеями…

И явными их словами является то, что это (разрушение, уничтожение и т.д.) дозволено, даже если мы можем этого достичь без этого. Сказал аз-Заркаши: И об этом ясно сказал аль-Банданиджи». (Мугни аль-Мухтадж, 4/223)

А так же имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Девятое: Имаму дозволено осаждать кяфиров на их землях и в их крепостях, и ужесточать им, воспрещая им вход и выход, даже если среди них будут женщины и дети, и быть может, что их постигнет что-либо, а так же дозволено поджигать и топить их». (Рауда ат-Толибин, 10/244)

А так же сказал ар-Рамли, да помилует его Аллах: «И ясными их словами является дозволенность того, что упомянуто, даже если мы можем обойтись и без этого». (Нихаятуль-Мухтадж, 8/94)

 

Ханбалиты:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Что касается врага, который становится нам подвластен, то не дозволено его сжигать, без разногласий между учёными, насколько мы знаем. А что касается обстрела их огнём, до того как они нам попадутся, то если можно их схватить без этого, то тогда это не дозволено, потому что это будет считаться обстрел тех, кто подвластен. А если нет возможности без этого, то тогда это дозволено по мнению большинства учёных, и это сказал ас-Саури, аль-Аузаи и аш-Шафии.

Саид привёл своей цепочкой от Сафвана ибн Амра и Джарира ибн Усмана, что Джунада ибн Умейя аль-Азди и Абдулла ибн Кайс аль-Фазари, и другие из числа правителей аль-Бахрейна, а так же те, кто пришёл после них, обстреливали врагов из числа римлян и других огнём, и сжигали их. Сказал Абдулла ибн Кайс: «И дело мусульман не перестало оставаться на этом».

Раздел: И такой же хукм топить их водой. Если есть возможность захватить их без этого, то это не дозволено, потому что это включает в себя гибель женщин и детей, которых нельзя убивать намеренно, а если на это нет возможности, то это дозволено, так же как и ночное нападения, от которого они так же гибнут». (аль-Мугни, 9/230)

Сказал аль-Кады абу Яля аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «Дозволено разрушать их дома, сжигать и делать ночные нападения.
Сказал аль-Марузи: Абу Абдуллах был спрошен — что лучше, сжигать земли римлян или же нет? На что он ответил: Сжигать является более лучшим и утверждённым.

И ясным становится: дозволенность этого, если в этом будет нанесение им ущерба.

Так же дозволено топить их водой и обрубать её от них, даже если среди них будут женщины и дети, потому что этим (способом) больше возможности достичь победы, и если жаждущий из них попросит воды, то у имама есть выбор между тем, чтобы напоить его или же отказать, так же как есть выбор между его убийством и оставлением». (аль-Ахкам ас-Султания, стр. 49-50)

И этим выясняется, что большинство факихов и имамов согласны на том, что можно сжигать и топить врагов, даже если это приведёт к убийству тех, кто с ними из числа женщин и детей, и тех, кто находится в их хукме, из числа тех, кого нельзя намеренно убивать, если невозможно достичь победу над ними другим способом, и учитывая то, что некоторые факихи и имамы дозволили это в общем, всё равно, можем мы достичь победу другим способом или же нет, как об этом сказали многие ханафиты и большинство шафиитов.

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Большинство учёных пришло к мнению, что дозволено сжигать и разрушать дома и земли врагов, а аль-Аузаи, ал-Лейс и абу Саур посчитали это нежелательным, взяв за довод завещание абу Бакра войску: «Чтобы из этого ничего не делали».

Ат-Табари ответил на это, что запрет связан с намеренной целью этого, напротив же, если это будет сделано во время сражения, как это было со стрельбой из катапульты из Тоифа. И он примерно так же ответил насчёт запрета убийства женщин и детей, и это сказали большинство учёных, и то же самое насчёт убийства их через топление.

Другой же сказал, что запрет абу Бакра связан с тем, что он знал, что эти земли будут открыты (для мусульман), и он хотел оставить их для мусульман, а Аллах знает лучше». (Фатх аль-Бари, 6/155)

А что касается взятия за довод предание от абу Бакра, да будет доволен им Аллах, насчёт его завещания амирам Шама, то оно отвергается с нескольких сторон:

Первая сторона:

Явное прерывание в цепочке, тем самым от него не приводится непрерывной (соединённой) цепочкой. Сказал ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Это предание от абу Бакра не достоверно, потому что оно передаётся от Яхьи ибн Саида, Ато и Сабита ибн аль-Хаджаджа, и они все родились через какое-то время после смерти абу Бакра». (аль-Мухалля, 7/298)

Так же это привёл аль-Бейхакы (Суннан аль-Бейхакы, 9/85), от имама Саида ибн аль-Мусайба, а Саид родился во втором году халифата Умара, и его передача от абу Бакра прерывается без сомнений. (Тазкиратуль-хуфаз, 1/54)

И так же имам Ахмад, да помилует его Аллах, отверг достоверность этого хадиса, сказав: «Этот хадис отвергаемый, и я не думаю, что из этого что-то есть, это слова жителей Шама». (Суннан аль-Бейхакы, 9/85)

Вторая сторона:

Даже если представить, что оно достоверно, то под запретом тут не подразумевается харам. Потому что достоверно утверждено от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в общем собрании, и знание этого не скрылось от кого-либо, тем более от абу Бакра, который не отсутствовал ни на одном собрании, и он более других сподвижников в следовании Пророку и самый стремительный из них. Поэтому необходимо перенести этот запрет на другой смысл, а это, его взгляд на пользу мусульман, потому что он знал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что Шам будет открыт, и он хотел оставить его для пользы мусульман. И кто же есть подобный абу Бакру в подтверждении того, что сказал Посланник Аллаха.

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «Трактование этого, как упомянул Мухаммад, да помилует его Аллах, в «ас-Сияр аль-Кабир», что абу Бакру сообщил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что Шам откроется (завоюется), потому что он в один из дней сказал: «Вы овладеете сокровищами Хосроя и Цезаря». И абу Бакр указал на это, сказав: «Аллах поможет вам над ними, и дарует вам возможность сделать (построить) там мечети…», и когда он узнал, что это будет наследством мусульман, он не захотел обрубать и разрушать из-за этого». (аль-Мабсут, 10/31)

Сказал имам ащ-Щафии, да помилует его Аллах: «Поистине он слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул насчёт открытия Шама, и он был убеждён в этом, поэтому приказал не разрушать дома, и не рубить плоды, чтобы это было для мусульман, а не потому, что он считал это запретным. Потому что он присутствовал с Пророком, да благословит его Аллах, когда он сжигал ан-Надыр, Хэйбар и Тоиф». (аль-Умм, 4/258)

Третья сторона:

После утверждения дела от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, нет довода кому-либо противиться ему.

Сказал ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «От каждого берётся что-либо из его дел и оставляется, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». (аль-Ихья, 1/75)

И так же ибн Аббас говорил: «Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: “Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вы же говорите: “А Абу Бакр и Умар сказали…». (аль-Фатава ибн Теймии, 20/251)

А в другой версии: «Клянусь Аллахом, я не вижу, чтобы вы прекратили, пока вас не накажет Аллах! Я вам рассказываю от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а вы рассказывайте от Абу Бакра и Умара!». (Джами баян аль-ильм и фадлихи, 2,195-196)

А так же: «Я считаю, что они погибнут! Я говорю: «Сказал пророк», а они говорят: «Запретили Абу Бакр и ‘Умар!». (Ахмад, 1/337)

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «Не скрывается то, что то, что пришло от абу Бакра, не может противостоять тому, что пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Потому что, как уже утверждено, что слово сподвижника не является доводом[1]». (Нэйль аль-Аутар, 8/78)

И с утверждением трёх сторон:

1 – Приказ готовить устрашающие силы против врагов Аллаха, насколько есть возможность.

2 – То, что утверждено о дозволенности стрелять по кяфирам из того, что вызывает общую гибель.

3 – То, что утверждено о дозволенности сжигать и топить врагов при нужде.

Ясно утверждается для нас законность стрелять по кяфирам и их убийство любыми путями, которые осуществляют цель из возвышения слова Аллаха, и уничтожение фитны куфра и нечестия на земле, даже если этим средством станет то, что называется сегодня как «оружие массового поражения»  из числа атомного, химического, бактериального, и тому подобное. В особенности во время нужды, даже если это приведёт к смерти женщин и детей, и так же тех, кто находится в их хукме.

Сказал Всевышний Аллах: «Убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах — Прощающий, Милосердный». (ат-Тауба, 5 аят)

А так же: «Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе». (ат-Тауба, 36 аят)

А так же: «Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными». (ат-Тауба, 29 аят)

А так же: «О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас. И пусть они убедятся в вашей суровости. И знайте, что Аллах — с богобоязненными». (ат-Тауба, 123 аят)

А так же: «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим!». (аль-Бакара, 191 аят)

А так же: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху». (аль-Бакара, 193 аят)

А так же: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху». (аль-Анфаль, 39 аят)

А так же: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя». (Мухаммад, 4 аят)

Эти тексты – а других ещё много – все они приказывают общий приказ, убивать и сражаться с неверующими, и из этого дела выводится дозволенность любого средства, которое это осуществляет. И тексты не ограничивают какие-либо средства, поэтому необходима обобщённость в этом деле: Дозволенность любой вещи, которая осуществляет это дело, пока не придёт далиль, который будет обуславливать это.

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Знай же, что из общих слов «Убивайте многобожников», следует дозволенность их убийства каким-либо видом, кроме как пришли предания насчёт запрета уродования тел. И вместе с этим, может быть, что абу Бакр, когда убивал муртадов, сжигая их огнём и обстреливая их камнями, а так же скидывая на их головы камни с вершин гор, и разрушая колодцы, взялся за общий смысл аята. И так же Али сжёг муртадов, поэтому это может быть мнением в мазхабе, опираясь на общий смысл слов, а Аллах знает лучше». (Тафсир аль-Куртуби, 8/72)

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «Я говорю: Аллах приказал убивать многобожников и не определил для нас определённый вид, каким он должен быть, и не взыщет с нас, если мы сделаем так-то, а не так. Поэтому нет препятствий в этом любыми способами убийства — обстреливая, протыкая, топя, разрушая или скидыванием, и тому подобное». (ас-Субуль аль-Джарар, 4/534)

И так же уже прошли тексты факихов, которые сказали, что дозволено обстреливать кяфиров, сражаться с ними и убивать тем, что вызывает общую гибель, из числа сжигания и утопления, разрушения, или же кидания змей и скорпионов, или же другое.

Пришло в «Фатава ас-Сугди» следующее: «Имаму дозволено, когда он сражается с ними, десять вещей: 1) обстреливать их огнём… 3) препятствовать им в получении еды, чтобы они умерли от голода. 4) Поставить катапульты и разрушать их крепости. 5) Обрубить их деревья, по мнению абу Ханифы и его приверженцев, а так же абу Абдуллы, однако Малик и аль-Лейс посчитали это нежелательным. 6) Сжечь их посевы и зарезать их скот, а так же уничтожить их продовольствие, даже если от этих вещей погибнут их женщины и дети, — это дозволено». (2/709,710)

Сказал ащ-Щирбини, да помилует его Аллах: «Дозволено осаждать кяфиров на их землях и их крепости, а так же топить их водой и кидать в них огнём, а так же стрелять катапультой, и так же то, что в это входит из разрушения их домов, обрубания от них воды, и бросания к ним скорпионов и змей, даже если среди них будут женщины и дети. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду». (ат-Тауба, 5 аят) И пришло в двух достоверных сборниках, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, осаждал жителей Тоифа, и так же аль-Бейхакы привёл, что он поставил катапульту, и на это проводится аналогия всего того, что вызывает массовую гибель». (Мугни аль-Мухтадж, 4/223)

Сказал ибн Муфлих аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Так же обрубить от них воду, и разрушать их крепости, а в «аль-Мухарраре», «аль-Уаджизе», и «аль-Фуру»: можно разрушать их строения, и это более обобщённое, потому что целью стоит их ослабление и устрашение, чтобы они ответили на призыв призывающего к Аллаху». (аль-Мубди, 3/319)

Так же факихи сказали о дозволенности разведения дыма для того, чтобы вывести кяфиров из их крепостей, если нет возможности вывести их по-другому.

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Раздел: Сказал аль-Аузаи: «Если в погребе будут враги, и ты знаешь, что можешь захватить их без применения огня, то для меня более любимее не применять его, а если же это невозможно и они откажутся выходить, то я не вижу в этом проблем, даже если с ними будут дети. И мусульмане уже сражались с его (огня) помощью». На подобие этого сказал Суфьян, а Хишам сказал: их выкуривают дымом. Сказал Ахмад: Люди Шама лучше знают это». (аль-Мугни, 9/230-231)

А что же касается использования яда в убийстве кяфиров, то те имамы, которые посчитали это нехорошим, то это из-за того, что есть страх, что оно вернётся, и тем самым, это навредит мусульманам.

Пришло в «Мухтасар Халиль»: «И запрещены отравленные стрелы». (стр. 102)

Пришло в «аш-Шарх аль-Кабир: «То есть запрещено для нас стрелять по ним ядовитыми стрелами или же пронзать их ядовитыми копьями и тому подобное, из-за страха, что это может вернуться к нам. Так они (учёные) это обусловили». (2/178)

И у ад-Дасуки, да помилует его Аллах, есть важные комментарии насчёт этого: «Его слова: Так они (учёные) это обусловили – из этого не исходит запрет, и то, что приводится в «Ан-Навадир» от Малика – это нежелательность, и так же у ибн Юнуса, однако автор посчитал это запретным». (аль-Хашия, 2/178)

Сказал ибн Муфлих, да помилует его Аллах: «Сказал Ахмад: Мне не нравится, если в их реку будет кинут яд, потому что быть может из неё попьёт мусульманин». (аль-Фуру, 6/196)

И если яд будет использован для их убийства таким образом, что есть безопасность того, что его вред не вернётся к мусульманам, то нет проблем в его использовании, в особенности если этим самым осуществится сильный ущерб в рядах врага, и это будет более устрашающим для них. И уже предшествовали слова факихов, которые сказали о дозволенности бросания змей и скорпионов на кяфиров, их жизни не ценятся, и Всевышний Аллах приказал убивать их, каким-бы образом это не было.

Сказал имам ащ-Щафии, да помилует его Аллах: «Если враг укроется в крепости, или в горах или позади рва или же позади любой вещи, чем можно укрыться, то нет проблем стрелять по ним с катапульты, огнём, скорпионами, змеями, и любой вещью, которая им ненавистна. Или же выпустив на них воду (как например, пробив платину), для того, чтобы они утонули, или же застряли в ней, всё равно, будут с ними их женщины и дети, или же монахи, или же не будут, потому что данная земля не защищена ни Исламом, ни договором». (аль-Умм, 4/243)

Сказал аль-Бахути аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «Так же дозволена стрельба по ним (кяфирам) огнём, змеями и скорпионами, которые будут положены на чаши катапульты, и так же дозволена выкуривание их дымом из погребов, и так же открыть на них воду, чтобы они утонули, и разрушить их дома и крепости». (Кашф аль-Кина 3/49)

Сказал Мухаммад ибн аль-Хасан, да помилует его Аллах: «Нет проблем для мусульман в том, чтобы сжечь крепости мушриков или же утопить их, а так же в том, чтобы поставить катапульты или обрубить от них воду, или смешать их воду с кровью, экскрементами или ядом, чтобы её испортить, и если погибнут некоторые из тех, кого мы упомянули по некоторым этим причинам, то на мусульман ничего не лежит». (Шарх ас-Сияр аль-Кабир, 4/221)

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах, делая шарх этим словам: «Потому что нам приказано их одолеть и сломить их силу и все, что было упомянуто является из управления войны, из которой ломается их сила. И это возвращается к подчинению приказа, а не к ослушанию, после чего это всё является из причин поражения врага, и этим получается награда. Сказал Всевышний Аллах: «И каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела». (ат-Тауба, 120 аят)»  (Шарх ас-Сияр аль-Кабир,  4/221)

И остаётся упомянуть две заметки:

Первая:

Всё наше исследование и то, что оно в себя включает, из текстов факихов и имамов насчёт законности стрелять по враждующим кяфирам, и их убийство, и сражение с ними любыми средствами, которое осуществляет цель, с разными её ответвлениями, которые уже прошли, это упомянуто насчёт наступательного сражения. То есть, когда мусульмане нападают на кяфиров и сражаются с ними на их землях.

И если утверждена законность обстреливания кяфиров, их убийство и сражение с ними любыми средствами, которые осуществляют цель в наступательном сражении, даже если этим средством будет то, что сегодня называется как «оружие массового поражения», из числа атомных, химических и бактериальных бомб, и им подобных, при нужде в этом, то нет сомнения тем более в законности этого всего в оборонительном джихаде. То есть, когда враг приходит на земли Ислама, и захватывает их. В таком случае обязанностью становится отразить врага любыми способами, и есть острая необходимость, а не просто нужда, в использовании этих оружий. И прибегать к ней — после Аллаха — в особенности, когда силы не равны, в случае, когда не оспаривается преимущество врага-кяфира, который оккупировал страны и распространяет нечестие среди рабов Аллаха, то в таком случае нет никакого повода, чтобы воспрещать использование этих орудий.

Вторая:

Когда силы мусульман и их врагов не равны, и сила в пользу врага с явным преимуществом, таким образом, что кяфир из-за этой огромной разницы берёт обнажённый меч и, ставя его на шеи мусульман, давая им вкусить унижение и позор, и играясь с ними в угрозах, порой намекая, а порой говоря прямо, вместе с тем, что исламская община находится без защитника, и к этому всему кяфир так же искушает мусульман в их религии и ведёт их к неверию и вероотступничеству, диктуя им своё нечестие и принуждая мусульман к своим желаниям, и заходя во все аспекты их жизни, то поистине, стремление – любыми усилиями – к завладению этих видов оружия массового поражения  — не выходит из круга обязанности, чтобы оттолкнуть эти фитны и агрессию этой падали от Ислама и мусульман. И если обязанность не получается достичь, кроме как посредством чего-то, то эта вещь так же становится обязанностью.

Сказал Всевышний Аллах: «Пусть не думают неверующие, что они опередят других. Воистину, им не сбежать. Приготовьте против них, сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Что бы вы ни израсходовали на пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо». (аль-Анфаль, 59-60 аят)

Этот аят указал на то, что материальная сила, из числа снаряжения и орудия, которую нам обязательно подготовить, и поспешить в её приобретении, это та сила, которая устрашает врага, и убирает наущения шайтана. И каждый раз, когда эта «сила», будет устрашать врагов Аллаха, то каждый раз обязанность в её достижении усиливается, насколько есть на это возможности.

Сказал ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах: «Слова: «чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (аль-Анфаль, 60 аят), означают — чтобы вы устрашили вашей подготовкой врага Аллаха и вашего врага, из числа мушриков». (Тафсир ат-Табари, 10/29)

Приводится от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Слова: «Чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага» (аль-Анфаль, 60 аят), означают — чтобы вы унизили врагов Аллаха и ваших врагов». (Тафсир ат-Табари, 10/30)

____________________________________

 

[1] Оно не станет доводом, если оно будет противоречить явному прямому хадису, а если не противоречит этому, и никому из сподвижников, то единогласное мнение, что это является доводом

 

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.