Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восьмая (Часть 1)

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восьмая (Часть 1)

Дозволенность стрелять по враждующим кяфирам любым оружием, каким только можно, даже если с ними смешаются те, кого нельзя убивать, из числа мусульман

Во-первых: Важное предисловие.

Мы утвердили в предыдущем вопросе о дозволенности стрелять по кяфирам, а так же их убийство и сражение с ними любым средством, которое осуществит цель. И нам разъяснилось, что является законным для рабов Аллаха, муджахидов на Его пути, стрелять по кяфирам, убивать их, сражаться с ними любыми средствами, которые их уничтожают, дабы очистить землю от их скверны, и избавиться от их смуты, каким-бы не было это средство. Даже если это средство охватывает тех, кто берётся в цель, из числа враждующих кяфиров, и кто не берётся в цель, из числа их женщин и детей, и тех, кто находится в их положении, из числа тех, кого нельзя намеренно убивать. И это то, что факихи обозначили термином «охватывающие убийство», и уже прошли тексты факихов насчёт этого.

Тут же мы добавим, что эта законность утверждённая, даже если это приведёт к смерти кого-либо из мусульман, которым предопределено было находиться во время сражения, по какой-либо причине, и их никак нельзя было различить с ними и враждующими кяфирами.

Вместе с тем, мы принимаем, что убийство мусульман, чья кровь защищена, является огромным злом (вредом, нечестием), без сомнения, кроме как, если поступать так является дозволенным[1], или даже обязательным, для отдаления еще большего нечестия, а это — отмена джихада. Потому что сказать о том, что это не дозволено, в особенности в современном виде сражения, — значит не просто отменить и остановить джихад, а похоронить его и закрыть его двери полностью. И это значит, что надо отдать страны и народы кяфирам, которые ненавидят Ислам и мусульман, чтобы они делали с ними что хотели, унижая и позоря, и вели их иногда на скотобойню, а иногда к неверию и отступничеству от религии.

И это, конечно же, также, с искажением Ислама и полной его заменой, и переворачиванием его действительностей, и сплетением его в новой плетении, чтобы он тем самым стал другой религией, не той, с чем пришёл тот, кто был послан с мечом, да благословит его Аллах и приветствует. И эта их самая большая цель, к которой они стремятся, и находят для этого помощников из числа нечестивцев, которые приписывают себя к Исламу, учёные «сухта[2]», а так же других. Какой же из этих вредов больше в Шариате Аллаха и Его религии?!?!

Во-вторых, до того как мы упомянем частные доказательства насчёт мнения о законности этого, необходимо утвердить две важные основы, которые послужат вступлением в этом.

 

Первая основа

Защита мусульман, и величие запретности их крови

 

Из очевидного является то, что кровь мусульман защищена защитой Ислама, кроме как по его праву:

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят. А если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, которых впредь их могут лишить не иначе как по праву Ислама, и тогда отчёта с них вправе будет требовать только Аллах». (аль-Бухари, 1/17)

Поэтому, убийство мусульманина не по праву, является одним из великих запретов, которую запретил Аллах, Свят Он и Велик, и есть много известных доказательств насчёт этого.

Сказал Всевышний Аллах: «Если же кто-либо убьет верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и приготовит ему великие мучения». (ан-Ниса, 93 аят)

Сказал шейх ас-Сади, да помилует его Аллах: «Не пришло насчёт больших грехов, более большой угрозы, чем эта, и не пришло даже подобного этому». (Тафсир ас-Сади)

Запретность мусульманина перед Аллахом является великим, без сомнений.

Пришло от Абдуллы ибн Амра, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершая обход вокруг Каабы, говорил: «Как прекрасна ты, и как прекрасен твой запах. О, как величественна ты, и как велика твоя святость. Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, что святость верующего более велика пред Аллахом, чем твоя святость. (Неприкосновенны и священны) его имущество и кровь, и мы должны думать о нём лишь хорошее». (Ибн Маджах, 2/1297)

 

Вторая основа

Защита религии стоит впереди защиты жизни

 

Шариат утвердил, что религия более важна, чем жизнь, разум, честь и имущество, и она является основой, и её защита стоит выше защиты остальных вещей – по единогласному мнению – вместе с тем, что эти остальные вещи не защищаются, кроме как с установлением религии, и в её тени.

Есть многие тексты из числа аятов и хадисов, которые пришли насчёт приказа делать джихад, и, побуждая к нему, и запрещая отсиживаться, и все они указывают на утверждение этой основы, — что защита религии стоит впереди всякой вещи.

Сказал Всевышний Аллах: «Убивайте их (многобожников), где бы вы их ни встретили, и изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Искушение хуже, чем убийство. Но не сражайтесь с ними у Заповедной мечети, пока они не станут сражаться с вами в ней. Если же они станут сражаться с вами, то убивайте их. Таково воздаяние неверующим». (аль-Бакара, 191 аят)

От Муджахида, да помилует его Аллах, передаётся, что он сказал насчёт слов Всевышнего Аллаха: «Искушение хуже, чем убийство», следующее: «Возвращение верующего к поклонению идолу хуже для него, чем его убиство». (Тафсир ат-Табари, 2/191-192)

От Катады, да помилует его Аллах, передается, что он сказал насчёт этого аята: «Ширк хуже, чем убийство». (Тафсир ат-Табари, 2/191-192)

От ар-Рабиа, да помилует его Аллах, так же передаётся, что он сказал насчёт этого аята: «Ширк хуже, чем убийство». (Тафсир ат-Табари, 2/191-192)

От ад-Дахака, да помилует его Аллах, так же передаётся, что он сказал насчёт этого аята: «Ширк хуже, чем убийство». (Тафсир ат-Табари, 2/191-192)

Сказал ибн Зейд, да помилует его Аллах, разъясняя, что тут имеется ввиду под словом «фитна»: «Фитна неверия». (Тафсир ат-Табари, 2/191-192)

Всевышний Аллах сказал, что ширк и куфр хуже в Его Шариате и религии, чем убийство. Этот текст насчёт предпочтения защиты религии над другими необходимыми четырьмя вещами, главная из которых — сохранение жизни. И сохранение этих вещей с учётом потери религии является противоречием приказу Аллаха и Его Шариату, и это в действительности является фитной, от которой предостерегает Всевышний Аллах.

Сказал ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах сказал: «Искушение хуже, чем убийство». Имеется ввиду, что ширк перед Аллахом хуже, чем убийство, и уже разъяснилось из того, что прошло, что основа фитны — это испытания и невзгоды, и толкованием слов будет: Испытание верующего в его религии, до тех пор, пока он не отвернётся от неё и станет мушриком после Ислама. Это хуже для него и более ущербно, чем то, что его убьют, когда он будет стоять на своей религии и держаться её». (Тафсир ат-Табари, 2/191)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Слова: «Искушение хуже, чем убийство», имеется ввиду фитна, к которой они вас ведут и хотят от вас возврата от религии, и это хуже чем убийство.

Сказал Муджахид: «То есть, когда убит верующий, его убийство легче для него, чем фитна».

Сказал другой: «Ширк Аллаху и неверие в Него хуже грехом, чем убийство, которым они вас упрекают». (Тафсир аль-Куртуби, 2/351)

И оба эти смысла указывают на то, на чём мы, то есть, что фитна ширка и куфра хуже, чем убийство, и является более худшим вредом, чем убийство верующих – следовательно, а не намеренно – на пути очищения уничтожения куфра и очищения от него.

Сказал Всевышний Аллах: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей — еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство. Они не перестанут сражаться с вами, пока не отвратят вас от вашей религии, если только смогут. А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно». (аль-Бакара, 217 аят)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Из совершенства богобоязненности то, чтобы человек знал более лучшее из двух лучших, и более плохое из двух плохих, и так же знал, что Шариат построен на получении пользы и её усовершенствования, и на закрытии вреда и его уменьшения. А если же не так, то тот, кто не будет взвешивать в действии и оставлении дела Шариатскую пользу и Шариатский вред, то такой оставляет обязательное и делает запрещённое, и будет считать это из богобоязненности… Или же оставит приказ одобряемого и запрет порицаемого и джихад на пути Аллаха, потому что в этом есть причинение неприятностей некоторым людям, пока кяфиры и грешники не захватят власть над праведниками, и не посмотрит на превосходящую Шариатскую пользу в этом (джихад и т.д.). Сказал Всевышний Аллах: «Они спрашивают тебя о сражении в запретный месяц. Скажи: «Сражаться в этот месяц — великое преступление. Однако сбивать других с пути Аллаха, не веровать в Него, не пускать в Заповедную мечеть и выгонять оттуда ее жителей — еще большее преступление перед Аллахом. Искушение хуже, чем убийство». (аль-Бакара, 217 аят) Даже если в убийстве людей есть зло, однако фитна, из-за которой происходит куфр и победа его (куфра) людей, хуже этого, поэтому необходимо отталкивать более большее зло держась за меньшее». (аль-Фатава, 10/512-513)

И так же сказал шейхуль-Ислам: «И это потому, что Аллах дозволил убийство некоторых людей, когда в этом будет польза для творений, как сказал Всевышний Аллах: «Искушение хуже, чем убийство». То есть убийство, хоть в нём и есть зло и нечестие, но в фитне — зла и нечестия ещё больше». (аль-Фатава, 28/355)

А так же сказал, да помилует его Аллах: «Шариат приказывает чистую пользу или же преобладающую, как иман и джихад. Иман является чистой пользой, а джихад, хоть в нём и есть убийство людей, является преобладающей пользой. И фитна куфра является хуже нечестием, чем убийство, как сказал Всевышний Аллах: «Искушение хуже, чем убийство»». (аль-Фатава, 27/230)

Сказал аш-Шатыби, да помилует его Аллах: «И рассмотрение религии стоит впереди рассмотрения жизни и других вещей в призме Шариата». (аль-Мувафакат, 2/153-154)

А так же сказал, да помилует его Аллах: «Поистине души — защищены и почитаемы. Их необходимо сохранять, как например, если дело будет стоять между сохранением жизни и порчей имущества, или же между порчей жизни и сохранением имущества, то сохранение жизни стоит выше. А если же будет выбор между сохранением жизни и «смерти» религии, то сохранение религии стоит выше, даже если это приведёт к смерти человека, как это пришло насчёт джихада, убийства муртада, и тому подобное». (аль-Мувафакат, 2/39)

А так же сказал, да помилует его Аллах: «Польза и вред бывает двух видов:
1 — В чём есть польза для мира, как сохранение души, или же вред, как её убийство.
2 — В чём совершенство этой пользы или этого вреда. И это второе имеет разные степени.
И так же первое имеет степени. И если посмотрим на первое, то мы найдём, что религия самая великая вещь, и поэтому пренебрегается жизнью и деньгами, а так же другими вещами (если они стоят напротив религии), после чего — жизнь, и пренебрегается учитывание потомства, разума и имущества (если они стоят напротив жизни)». (аль-Мувафакат, 2/299)

Поэтому, сохранение религии, уничтожив решения тагута, которому люди становятся рабами помимо Аллаха, и который ведёт их всех к вероотступничеству и неверию, не говоря уже о нечестии и несправедливости, которое распространяется в странах и между рабами, стоит впереди – по единогласному мнению – над сохранением чего-либо другого из остальных необходимостей, каким-бы они ни были, вместе с упоминаем, что эти необходимости не сохраняются, кроме как в тени религии.

И имам аш-Шатыби, да помилует его Аллах, сказал об этом: «Шариатские приказы «не текут» в своей утверждённости по одному течению, и не заходят под одну цель. Приказы, которые связаны с делами необходимости, не такие же, как те, которые связаны с делами дозволенности или желательности, или же, как те, которые являются усовершенствованием этих необходимостей. Наоборот, между ними есть отличие, и даже дела необходимости сами не стоят на одной степени, как требование сохранить религию не стоит в таком утверждении как требование в сохранении жизни, и так же требование сохранить жизнь не стоит в таком же утверждении, как требование сохранить разум». (аль-Мувафакат, 3/209)

И это дело со всей тонкостью и силой разъяснил шейх Сулейман ибн Сахман, да помилует его Аллах, сказав: «Однако когда Ислам вернулся чуждым, каким и начался, несведущие о нём стали убеждёнными в том, что то, что является причиной милости — является причиной мучений, и то, что является причиной объединения и согласия — является причиной разделения и раздора, и то, что является причиной для сохранения крови — является причиной для его пролития, как те, насчёт которых сказал Аллах: «Когда их постигало добро, они говорили: «Это — для нас». А когда их постигало зло, они связывали его с Мусой (Моисеем) и теми, кто был с ним. Воистину, их дурные предзнаменования были у Аллаха, но большинство из них не знает этого». (Преграды, 131 аят).

И так же сказали до них, последователям пророков: «Они сказали: «Воистину, мы увидели в вас дурное предзнаменование. Если вы не прекратите, то мы непременно побьем вас камнями и вас коснутся мучительные страдания от нас. Они сказали: «Ваше дурное предзнаменование обратится против вас самих. Неужели, если вас предостерегают, вы считаете это дурным предзнаменованием? О нет! Вы — люди, преступившие границы дозволенного!». (Ясин, 18-19 аят).

Поэтому, кто убеждён, что правление (и суждение) по Шариату Аллаха приводит к сражению и разделению, и объединение и согласие не происходит, кроме как через правление (решение) «тагута», то такой является кяфиром, врагом Аллаха и всем посланникам. И это является действительностью, на которой были курейшиты, которые были убеждены, что правильным является то, на чём были их отцы, а не то, с чем Аллах отправил Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Второе положение. Если сказать: Если ты узнал, что судейство к тагуту — куфр, то Аллах уже упомянул в Своей Книге, что куфр хуже убийства: «Искушение хуже, чем убийство» (аль-Бакара, 217 аят), а так же (сказал в другом аяте): «Искушение хуже, чем убийство» (аль-Бакара, 191 аят).
Фитна — это куфр, и если оседлые жители и кочевники сразятся между собой и все будут убиты, то это будет легче, чем то, если они поставят тагута, который будет судить не по Шариату Аллаха с которым Аллах послал Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует». (ад-Дурар ас-Сания, 10/509-511)

Самая большая фитна, которая постигла землю — это куфр и ширк, которые делают людей рабами рабов (заставляя их поклоняться) не тому, кто достоин поклонения. И основа этой беды, — когда государство или же сила стоит на стороне тагута и его партии. Да помилует Аллах имама аш-Шаукани, когда он сказал, крича: «О, учёные религии, и о, короли мусульман! Какая беда для Ислама может быть хуже куфра? И какая беда для этой религии может быть хуже, чем поклонение не Аллаху? И какая беда, которая постигала мусульман, может равняться этой беде? И какое же порицаемое необходимо порицать, если же не порицать этот явный ширк». (Найлюль-Аутар, 4/131)

И мы упомянем после слов имама, да помилует его Аллах, об остерегании от куфра и ширка, что фитна живых тагутов, вместе с тем, чем они владеют из причин власти и силы хуже, чем фитна мёртвых тагутов. Потому что они этой (властью и силой) ведут людей к ширку и вероотступничеству, и выходу из религии.

И в «усуль-фихке» есть утверждённость, которая называется: «Частный вред переносится из-за общего вреда», а так же: «Более сильный вред уничтожается менее сильным вредом», а так же: «Когда встречаются два вреда, то рассматривается более меньшее зло», и так далее. (Каваид аль-фикхия, автор: шейх Мустафа аз-Зарка, 20-ое правило)

И уже разъяснилось для каждого видящего, что вред оставления джихада, выше которого ничего нет для дуньи и религии, хуже чем то, что влечёт за собой джихад из числа вреда для некоторых людей или имуществ и другого, вместе с тем, что этот вред является частным по сравнению с трагедиями, которые постигают Умму в её религии и дунья если оставить джихад.

 

В-третьих:  Частные доказательства насчёт законности этого.

После подтверждения двух основ, мы говорим, что законность стрелять по кяфирам любым видом оружия, даже если с ними будут те, кого нельзя убивать из числа мусульман, утверждается частными доказательствами, которые добавляются к общим утверждённым правилам из этих доказательств:

1 — То, что утвердили большинство учёных, о дозволенности стрелять по кяфирам, если они прикрываются щитом из мусульман.

И этот вопрос известен как «вопрос щита», и под этим подразумевается, что враги берут группу из мусульман и ставят как живой щит, чтобы тем самым защититься самим, чтобы муджахиды не брали их целью.

И большинство учёных, из числа факихов и имамов, пришли к мнению о законности стрелять по кяфирам в таком положении, даже если это приведёт к смерти «щита» из числа мусульман, потому что в этом есть необходимость в отражении нападения кяфиров, если нельзя до них добраться, кроме как таким путём.

А ханафиты и маликиты считают это дозволенным, даже если на это нет необходимости.

 

Ханафиты:

Пришло в матне «аль-Бидая», в самом известном матне у ханафитов, следующее: «Если же прикроются детьми мусульман или же пленниками, то не останавливается стрельба по ним, и целятся в кяфиров». (стр. 115)

Сказано в шархе к этому, в «аль-Хидая»: «Нет проблем в том, чтобы стрелять по ним, даже если у них будет пленный мусульманин или торговец (мусульманин), потому что в стрельбе есть защита от общего вреда, защищая неприкосновенность Ислама, а убийство пленника или торговца является частным вредом. И потому, что редко бывает так, что в какой-либо крепости не находится мусульманин, и если же отказаться из-за этого, то тогда закроются двери джихада.

А если же они прикроются детьми мусульман или же пленниками, то не останавливается стрельба по ним, из-за того, что мы разъяснили, однако целиться надо в кяфиров, потому что, если хоть и есть тяжесть в различении (между ними), однако нет в том, чтобы брать их (кяфиров) целью, и подчинение (поклонение) бывает в соответствии с возможностями». (стр. 2/137)

Сказал аль-Камаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах: «Нет проблем в том, чтобы стрелять по ним, даже если среди них есть торговец (мусульманин) или пленник (мусульманин), даже если они прикроются пленными мусульманами или детьми (мусульман), всё равно, будет известно, если остановить стрельбу по ним, проиграют ли мусульмане или же не будет известно это, однако целью нужно брать только кяфиров». (Шарх фатх аль-Кадир, 5/447)

Сказал ибн Нуджейм, да помилует его Аллах, в своём шархе словам автора «Канз ад-Дакаик»: «И стрелять по ним, даже если они прикроются некоторыми из нас, однако мы должны брать целью их». Он сказал: «Что касается дозволенности стрелять по ним, даже если они прикроются некоторыми из нас, то это потому, что в стрельбе отталкивание от общего вреда, защищая неприкосновенность Ислама, а убийство мусульманина — частный вред, и потому, что редко бывает, что в крепостях не бывает мусульман, и если воспретить стрельбу из-за рассмотрения этого, то тогда закроются двери джихада.
«Некоторых из нас» включает в себя, пленника, торговца, детей, однако необходимо целиться в кяфиров, а не в мусульман, потому что если хоть и тяжело различить в действии, однако это можно сделать во взятии цели, и подчинение (поклонение) бывает в соответствии с возможностями». (аль-Бахр ар-Раик, 5/82)

Сказал аль-Касани, да помилует его Аллах: «Нет проблем стрелять по ним стрелами, даже если будет известно, что среди них мусульмане из числа пленников и торговцев. Потому что в этом есть необходимость, ибо редко бывает так, что в крепостях кяфиров не присутствуют мусульмане, из числа пленников или торговцев, и рассмотрение этого закрывает двери джихада. Однако необходимо целиться в кяфиров, а не в мусульман, потому что нет необходимости в том, чтобы намереваться убивать мусульман не по праву. И так же если они прикроются щитом детей мусульман, то нет проблем в том, чтобы стрелять в них, из-за присутствия необходимости установления фарда (джихада), однако целиться надо не в детей, а в кяфиров». (Бадаи ас-Санаи, 7/100-101)

 

Маликиты:

Пришло в матне «Мухатасар Халиль»: «Если же они прикроются детьми, то они оставляются, кроме как если будет страх, или же если прикроются мусульманами, то не следует целиться в щит, если нет страха за большинство мусульман». (стр. 102)

Пришло в «аш-Шарх аль-Кабир» следующее: «Если же они прикроются мусульманином, то с ними сражаются, но не целятся в щит стрелами, даже если мы боимся за себя, потому что кровь мусульманина не дозволяется из-за страха за жизнь, кроме как если есть страх за большинство мусульман, то тогда падает неприкосновенность щита и дозволяется стрелять». (2/178)

Так же у ад-Дасуки, да помилует его Аллах, есть важные слова насчёт этого: «Его слова: «даже если мы боимся за себя», то есть кого-либо из нас, которые находятся в войске.

Его слова: «кроме как если есть страх за большинство мусульман», это является условием в том, что нельзя намеренно стрелять по щиту, то есть, если они прикроются мусульманами, то с ними сражаются, но не стреляется по щиту, если нет страха за большинство мусульман. То есть, или же в основе страха нет, или есть страх за меньшинство, или за половину, а если же будет страх за большинство мусульман, то тогда дозволяется стрелять по щиту. И под мусульманами тут подразумевается сражающаяся группа из войска. И явным видится то, что если есть страх за большинство войска, то тогда дозволено стрелять по щиту, даже если мусульмане, которыми прикрываются, являются большей численностью чем муджахиды, и это таковым и является, как сказал наш шейх». (Хашия, 2/178)

Пришло в «ат-Тадже уа аль-Иклиле»: «Если кяфиры прикроются мусульманами, то тогда не стреляется по щиту, даже если мы боимся за себя, потому что кровь мусульманина не дозволяется из-за страха, даже если они прикроются рядОм. А если же их оставить и из-за этого мусульмане проиграют, и есть страх, что может погибнуть центр Ислама, и большинство мусульман и обладатели силы из них, то необходимо оттолкнуть неприкосновенность щита». (3/351-352)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Бывает так, что дозволено убивать щит, и в этом не будет разногласий ин ша Аллах, и это тогда, когда есть необходимость общая и обрубающая. Имеется ввиду, если до кяфиров нельзя добраться, кроме как, убив щит, а под общей понимается, что это будет для Уммы, что от их убийства будет польза для всех мусульман. А если же это не сделается, то кяфиры убьют и щит и обретут власть над всей Уммой. А под обрубающей подразумевается, что эта польза точно случится от их (щита) убийства.

Наши (маликиты) учёные сказали: «И эта польза с этими ограничениями. Необходимо, чтобы не разногласили насчёт них, потому что щит будет убит по любому, или же от рук кяфиров, и тем самым произойдёт вред, что они потом захватят власть над мусульманами, или же они будут убиты от рук мусульман, но тогда погибнет враг и другие мусульмане спасутся. И разумному не соответствует говорить, что в таком виде не убивается щит, потому что тогда уйдёт и щит, и Ислам, и мусульмане. Однако от того, что польза не избавлена от вреда, потому что от неё убегают души, из тех, кто глубоко не смотрит в этот вопрос, потому что этот вред по сравнению с тем, что произойдёт от него, является как будто ничем, а Аллах знает лучше». (Тафсир аль-Куртуби, 16/287)

Шафииты:

Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах: «Если они прикроются мусульманином, то я считаю, что необходимо удержаться от стрельбы в тех, кем они прикрылись, кроме как, если мусульмане будут в положении разгоревшегося боя, то тогда не стоит удерживаться, и стрелять надо по мушрикам, при этом нужно приложить максимальное усердие, чтобы не попасть по мусульманам». (аль-Умм, 4/244)

А так же сказал: «И если они прикроются детьми из мусульман или же не из мусульман, и мусульмане будут в положении разгоревшегося боя, то нет проблем в том, чтобы целиться в сражающихся, но не в мусульман и детей. А если нет боевых действий, то я предпочитаю воздержаться от сражения с ними, пока не будет возможности сражаться с ними без их щита». (аль-Умм, 4/287)

Пришло в «Матне аль-Минхаджа»: «А если же они прикроются мусульманами, и нет необходимости в том, чтобы стрелять по ним, то мы их оставляем, а если же не так, то дозволено стрелять по ним в более правильном мнении». (стр. 137)

Сказал ащ-Щирбини, да помилует его Аллах: «А если они прикроются мусульманами, даже одним, или же зиммиями и нет необходимости в том, чтобы в них стрелять, то мы их оставляем, обязательно, чтобы защитить мусульман и ахлю-зимма…
Кроме как, если необходимость призывает к тому, чтобы стрелять в них во время разгара сражения, потому что если мы их оставим, то они победят нас, и увеличится их ущерб по нам, и тогда дозволено стрелять по ним, по более правильному мнению. И стоит целиться в мушриков и по возможности максимально защищаться от того, чтобы попасть в мусульман, потому что вред от отступления вспять больше чем вред наступления вперёд. И можно перенести гибель группы, чтобы защитить неприкосновенность Ислама, учитывая общие правила.

Второе: Это запрещено, если не возможно попасть по кяфирам, кроме как, попав по мусульманину или зиммию, а так же муста!ману[3]». (Мугни аль-Мухтадж, 4/224)

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Ответвление: Если кяфиры прикроются пленниками из мусульман и другими, то стоит посмотреть, и если нет необходимости в том, чтобы стрелять по ним и можно перенести положение отступления от них, то нельзя тогда стрелять…
А если же есть необходимость в том, чтобы стрелять по ним, в положении разгоревшейся битвы, и если мы их оставим, то они победят нас, и их ущерб для нас увеличится, то тут два мнения, первое — нельзя по ним стрелять, если нельзя попасть по кяфиру, кроме как, задев мусульманина, потому что цель этого, что мы боимся за свои души, а кровь мусульманина не дозволена из-за страха за жизнь. Доказательством является вопрос икраха (принуждения).

Второе — и оно является правильным, и насчёт этого сказали иракцы: Дозволено стрелять с намерением брать целью кяфиров, и стоит максимально остерегаться того, чтобы попасть в мусульман, потому что вред отступления больше, чем вред наступления, и не является далёким перенесение гибели группы мусульман, чтобы защитить неприкосновенность Ислама, учитывая общие правила». (Раудатуль-Талибин, 10/246)

 

Ханбалиты:

Пришло в «Матне аль-Мухарра»: «Если же они прикроются пленными мусульманами, то нельзя по ним стрелять, кроме как, если есть страх за войско мусульман, — тогда дозволено и стоит целиться в кяфиров». (2/172)

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Глава: Если же они прикроются мусульманами и не будет нужды в том, чтобы стрелять по ним, когда нет разгоревшегося боя или же можно их одолеть без этого, или же если есть безопасность от их зла, то нельзя по ним стрелять. И если кто-либо выстрелит и попадёт по мусульманину, то на нём лежит ответственность.

А если есть нужда в том, чтобы стрелять по ним, из-за страха за мусульман, то тогда дозволено по ним стрелять, потому что это положение необходимости, и целиться стоит по кяфирам.
А если же нет страха за мусульман, однако их невозможно одолеть, кроме как, со стрельбой, то в таком положении аль-Аузаи и ал-Лейс сказали, что не дозволено стрелять по ним, из-за слов Всевышнего Аллаха: «И если бы в Мекке не было верующих мужчин и верующих женщин» (аль-Фатх, 25 аят).

Сказал аль-Лейс: Оставление завоевания крепости, которую есть возможность завоевать, лучше, чем убийство мусульманина не по праву.

Сказал аль-Аузаи: Как они могут стрелять по тем, кого не видят? Они стреляют по детям мусульман.

Сказал аль-Кады и аш-Шафии: Дозволено по ним стрелять, если война стоит, потому что оставление этого приводит к отмене джихада». (аль-Мугни, 9/231)

Сказал ибн Кудама так же: «Если же они прикроются пленными мусульманами или же зиммиями, то нельзя по ним стрелять, кроме как, в положении разгоревшегося боя и когда есть страх за мусульман. Потому что их кровь защищена, и не дозволено их подвергать опасности смерти без необходимости, а если же она есть (опасность), то это дозволено, потому что сохранение войска важнее». (аль-Кафи, 4/268)

Сказал ибн Муфлих, да помилует его Аллах: «Если же они прикроются мусульманами, то нельзя по ним стрелять, если нет боёв или же можно захватить их без этого, или же если есть безопасность от их зла, кроме как, в случае если есть страх за мусульман. Когда идут бои или же их нельзя одолеть, кроме как, через стрельбу, то тогда можно по ним стрелять, по необходимости». (аль-Мубди, 3/323)

Сказал аль-Мардави, да помилует его Аллах: «Его слова: Если же они прикроются мусульманами, то нельзя по ним стрелять, кроме как если есть страх за мусульман, то тогда можно, однако целиться надо в кяфиров. Это без разногласий, и явными его словами кажется, что если нет страха за мусульман однако нет возможности одолеть их через стрельбу, то нельзя по ним стрелять так же. И это является мазхабом, и это приведено в «аль-Фуру», и об это сказано в «аль-Уаджиз».

Аль-Кады сказал: Дозволено стрелять по ним в положении войны (боёв), потому что оставление этого приводит к отмене джихада, и об этом сказано в «ар-Риая аль-Кубра». А в «Сугра» и в «аль-Хавиэйн» сказано, что: если есть страх за войско или же, что уйдёт победа, то мы можем по ним стрелять, однако целиться надо в кяфиров». (аль-Инсаф, 4/129)

И из того, что предшествовало от факихов и имамов из разных мазхабов выходит следующее:

1 —  Все единогласны в том, что дозволено стрелять по кяфирам в положении, когда они прикрываются мусульманами, даже если мы убеждены в том, что мы убьём «щит», в положении, когда есть страх за мусульман, что от врага может быть вред или же поражение.

И уже прошли слова ад-Дасуки, да помилует его Аллах: «И под мусульманами тут подразумевается сражающиеся группы из войска, и явным видится то, что если есть страх за большинство войска, то тогда дозволено стрелять по щиту, даже если мусульмане, которыми прикрываются, являются большей численностью, чем муджахиды, и это таковым и является, как сказал наш шейх». (Хашия, 2/178)

2 — Ханафиты и шафииты, в более достоверном мнении у них, а так же это одно из мнении у ханбалитов, считают, что дозволено стрелять по ним в положении, когда война идёт и их нельзя победить, кроме как, через это, даже если нет страха за мусульман.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Имамы согласны на том, что если кяфиры прикроются мусульманами, и есть страх за мусульман, если они не будут сражаться, то тогда дозволено стрелять по ним, однако целиться надо в кяфиров.

А если же мы не боимся за мусульман, то дозволено стрелять по этим мусульманам (по щиту), так же по одному мнению учёных. И кто будет убит из-за джихада, который приказал Аллах и Его посланник, и он внутренне являлся ущемлённым, то такой будет шахидом и будет воскрешён на своём намерении. И его убийство не будет считаться более большим вредом, чем убийство тех, кто будет убит из числа верующих муджахидов». (Маджмуа аль-Фатава, 28/537-538)

И последние слова шейхуль-Ислама кажутся ясными, что у него предпочтение мнения о дозволенности стрельбы, даже если мы не боимся за мусульман.

И он так же сказал, да помилует его Аллах: «И учёные согласны на том, что если войско кяфиров прикроются пленными мусульманами, и мусульманам (из войска) будет вред, если они не будут сражаться, то тогда стоит с ними сражаться, даже если это приведёт к убийству мусульман, которыми они прикрылись». (Маджмуа аль-Фатава, 28/546-547)

И тут так же явным кажется его склонение к мнению о дозволенности стрельбы, даже если мы не боимся за мусульман.

_____________________________________

 

[1] То есть по шариатскому праву (приговор къадия, месть и т.д.)

[2] Запретное: что-либо добытое незаконным путём

[3] Тот, кому дана безопасность

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.