Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава девятая (Часть 1)

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава девятая (Часть 1)

Законность разрушения земель, владений и производств кяфиров. (Часть 1)

Сказал Всевышний Аллах: «Он — Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания из их жилищ при первом сборе. Вы не думали, что они уйдут. Они же думали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали, и бросил в их сердца страх. Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих. Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением». (Собрание, 2 аят).

И насчёт описания этого разрушения, которое упомянуто в аяте, есть два мнения:

Первое — Они смотрели (высматривали) на доски в своих домах, или же столбы (колоны), или двери, и то, что им нравилось (считали хорошим), они выдёргивали своими руками и руками верующих. (Тафсир ат-Табари, 28/29)

Передаётся от Катады, да помилует его Аллах, что он сказал: «Они разрушали свои дома изнутри, а верующие разрушали их снаружи». (Тафсир ат-Табари, 28/30)

А так же сказал: «Мусульмане разрушали снаружи, а яхуды разрушали внутри». (Тафсир ат-Табари, 28/30)

Сказал Икрима, да помилует его Аллах: « «Их руками» — Разрушая изнутри и то, что в них было, чтобы это не взяли мусульмане. А слова «руками верующих» — насчёт разрушения снаружи, чтобы тем самым добраться до них». (Тафсир аль-Куртуби, 18/5)

Другие же сказали: Это было так сказано потому, что они стали разрушать свои дома, для того, чтобы построить (по новой) этим, что было разрушено мусульманами, из их крепостей. (Тафсир ат-Табари, 28/30)

Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Каждый раз, когда мусульмане разрушали что-либо из их крепостей, они начинали разрушать свои дома, после чего начинали строить то, что разрушали мусульмане, поэтому эта была их гибель». (Тафсир ат-Табари, 28/30)

А так же он сказал: «Каждый раз, когда мусульмане захватывали какой-либо дом из их домов, они разрушали его, чтобы расширить место сражения, а иудеи проламывали отверстие в своих домах сзади, чтобы таким образом убегать к следующему (дому, строению) для того, чтобы укрываться в нём, и обстреливали из следующего (строения)». (Тафсир аль-Куртуби, 18/4-5)

Сказал ад-Даххак, да помилует его Аллах: «Каждый раз, когда мусульмане разрушали что-либо из их крепостей, они начинали разрушать свои дома своими руками и руками верующих, после чего строили то, что разрушили мусульмане». (Тафсир ат-Табари, 28/30)

Сказал Мукатиль ибн Хаян, да помилует его Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с ними, и когда захватывал какой-либо дом из их домов, они разрушали их стены, чтобы расширить место сражения, а когда иудеи бывали побеждены в каком-либо доме из домов, они пробивали отверстие сзади дома, чтобы тем самым укрыться сзади». (Тафсир ибн Касир, 4/333)

И, исходя из двух мнений, аят ясно говорит о законности разрушать во владениях и производствах врага при нужде.

И Аль-Алюси, да помилует его Аллах, объединил между этими двумя мнениями в тафсире, сказав: ««Они разрушают свои дома своими руками»: чтобы закрыть то, что разрушено деревьями (доски) и камнями, и чтобы они не остались пригодными для житья мусульманам после них, и чтобы они взяли с собой некоторые вещи, которые пригодны из числа деревьев (досок), столбов и дверей.

«И руками верующих», а они разрушали снаружи, чтобы зайти к ним, чтобы они не смогли ими прикрываться, и для того, чтобы расширить места для сражений, и увеличить их ущерб. И от того, чтобы разрушение руками верующих был по причине иудеев, это исходило как будто от них самих, и с этой стороны «руки верующих» присоединились к «их рукам», и сделались орудием (инструментом) их разрушения, хотя этим инструментом были сами их руки». (Рух аль-Маани, 28/41)

И имам ащ-Щафии, да помилует его Аллах, сказал: «Сказал Всевышний Аллах, насчёт бану ан-Надыр, когда с ними сражался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Он — Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания из их жилищ при первом сборе. Вы не думали, что они уйдут. Они же думали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали, и бросил в их сердца страх. Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих». (Собрание, 2 аят). Он описал разрушение их строений их же руками, а так же разрушение их домов руками верующих, и Он, свят Он и велик, описал это как тем, чем Он доволен». (Ахкам аль-Куран ли-ш-Шафии, 2/44)

А так же сказал Всевышний Аллах: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят)

От ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, передаётся, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг и срубил пальмы бану ан-Надыра, и был ниспослан аят: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев» ». (аль-Бухари, 4/1479)

И имам аль-Бухари озаглавил главу в книге джихада, в своём достоверном сборнике этим хадисом, сказав: «Глава: Сжигание жилищ и пальм». (аль-Бухари, 4/1100)

А также имам ан-Навави, да помилует его Аллах, озаглавил главу, сказав: «Глава: О дозволенности рубления деревьев неверующих, а также сжигание их». (Муслим, 3/1365)

А также аль-Бухари так же озаглавил главу в книге «вспахивания и посевы» в своём достоверном сборнике, сказав: «Глава о рублении пальм и деревьев». (аль-Бухари, 2/819)

И от Анаса, да будет доволен им Аллах, приводится, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал срубить пальмы, и они были срублены». (аль-Бухари, 2/819)

А также передаётся от Абдуллы ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел вырубить и сжечь пальмы племени ан-Надыр, о чём Хассан (ибн Сабит) в своих стихах сказал: И было лёгким для вождей бану Лювэй (курейшитам он сказал это как порицание, потому что они оставили без помощи своих союзников, которым они обещали помочь) поджог в Бувайре огнём, который распространился (во все стороны). (аль-Бухари, 2/819, Муслим, 3/1365)

«Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, осаждал их, он приказал срубить их пальмы, для их унижения и устрашения, а также для наполнения их сердец сильным страхом…

И тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят, то есть то, что вы оставили из пальм, и что вы оставили из деревьев, то это всё — с Его дозволения и пожелания, мощи и довольства, и в этом ущерб для врагов, а также их позор и унижение». (Ахкам аль-Куран ли-щ-Щафии, 2/44)

Сказал ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах: «Его слова: «С дозволения Аллаха», по приказу Аллаха вы обрубили то, что обрубили, и оставили то, что оставили, чтобы тем самым разгневать врагов, и это не является нечестием…

Передаётся от Язида ибн Румана, что он сказал об этом аяте: по приказу Аллаха ты обрубил, и это не является нечестием, однако местью (наказанием) от Аллаха. А Его слова: «И чтобы опозорить нечестивцев», дабы унизить вышедших из подчинения Аллаху и противоречащим Его приказам и запретам, и это бану ан-Надыр». (Тафсир ат-Табари, 28/35)

И этот аят, а так же то, что утверждено из причины её ниспослания, является ясным текстом на законность уничтожения земли, владений и производств врагов.

И шейх Атыя Салим сказал в тафсире этого аята: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев» (Собрание, 5 аят), в его дополнение к «Адвау аль-Баян»: То, что виднеется – а Аллах знает лучше – что данное дозволение — это шариатское дозволение, и оно берётся из общего дозволения, в словах Всевышнего Аллаха: «Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им». (Хадж, 39 аят) Потому что дозволение сражения — это дозволение на всё то, что оно требует, исходя из правила: приказ какого-либо дела — это приказ этого дела, а так же того, посредством чего оно осуществляется.

Осада же является видом из сражения, и быть может из пользы осады обрубание некоторых пальм, чтобы было ясно видно или для усовершенствования осады, или же для того, чтобы унизить врагов и показать ему его беспомощность в его владениях. И быть может в этом будет причина его вспыльчивости и тем самым это подтолкнёт его на защиту своих владений и имущества, и он выйдет из своих крепостей, и тогда его уничтожение станет легче. А так же другие военные цели, и на которые указал Всевышний Аллах: «И дабы опозорить нечестивцев», имеется ввиду в их бессилии и сожалении, когда они видят, как их пальмы сжигают и рубят, а они не могут от этого защититься.

Поэтому тем самым можно сказать: Когда мусульмане осаждают врага и видят, что в уничтожении имущества и производств врага есть польза или же в этом его унижение, то в таком случае нет препятствия в этом, а Аллах знает лучше…

И дозволение в рублении пальм является шариатским дозволением, и можно о нём сказать, что это узаконенное дело, если в этом есть нужда, как в этом случае, а Аллах знает лучше». (Адвау аль-Баян, 8/36-37)

А что касается мнения факихов, насчёт законности разрушения на землях, имуществах и производствах врагов, то пришло следующее:

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах, в своём шархе в главе, которую озаглавил аль-Бухари в этом вопросе:

«Его слова: Глава о сжигании и рублении деревьев и пальм. То есть, для нужды и пользы, когда это становится принесением ущерба врагу и тому подобное. Но некоторые обладатели знания противоречили этому мнению, сказав: Нельзя обрубать плодовитые деревья в основе, а того, что касается тех текстов, которые пришли насчёт этого, то они объяснили это тем, что деревья не являлись плодовитыми. Или же те деревья, которые упомянуты в истории бану ан-Надыра, находились на том месте, где происходило сражение, и это является мнением аль-Аузаи, аль-Лейса и абу Саура». (Фатх аль-Бари, 5/9)

Соглашённым мнением у всех является то, что слова обладающих знанием не берутся за довод, однако для их слов берётся довод, и доводом является то, что пришло от «защищённого», да благословит его Аллах и приветствует, и никто другой, кем бы он ни был.

Что же касается того мнения, что пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, насчёт неплодовитых деревьев, то это отвергнутое мнение, потому что пальмы бану ан-Надыра были плодовитыми.

Сказал Всевышний Аллах: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят)

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «ал-Лин (упомянутый в аяте, переведено как пальма), является видом из фиников, и они являются хорошими. Сказал абу Убейда: это то, что отличается от аджвы (прессованные финики). И многие муфассиры сказали: аль-Лина — это разные виды фиников помимо аджвы». (Тафсир ибн Касир, 4/334)

И даже было сказано, что те обрубленные деревья были у них из самых лучших видов фиников. Сказал аль-Кады абу Я’ля, да помилует его Аллах: «Вид из фиников, который называется «аль-асфар», её косточку (семя) видно позади корки, и пальмы были для них любимее слуг». (аль-Акхам ас-Султания, 50 стр.)

И если бы эти пальмы были неплодовитыми, то это не было бы так тяжко для яхудов, и не было бы их обрубание ущербом для них, и вызыванием гнева. И Всевышний Аллах завершил этот аят словами: «и дабы опозорить нечестивцев». И если эти пальмы не были бы плодовитыми, то тогда не было бы в словах «и дабы опозорить нечестивцев» никакого смысла – Превыше Аллах от этого. И является очевидным, что позор и унижение не происходят от рубления неплодовитых деревьев.

Сказал Хафиз ибн аль-Хаджар насчёт хадиса ибн Умара, по поводу рубления пальм бану ан-Надыра: «И это является свидетельством о дозволенности (о рублении) для того, чтобы нанести ущерб врагу». (Фатх аль-Бари, 5/9)

И так же пришло от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он обрубил виноградные лозы Тоифа:

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, в разъяснении хукмов, которые были извлечены из сражения при Тоифе: «Из этого: Дозволенность рубления деревьев кяфиров, если это их ослабляет и вызывает их гнев, и приносит более сильный ущерб». (Зад аль-Маад, 3/503)

И так же большинство обладателей знания из числа факихов и имамов пришли ко мнению о дозволенности рубления деревьев и растений кяфиров, и разрушение их строений всем, чем можно. И большинство учёных это дозволило в общем. То есть, даже если в этом не будет явной пользы для мусульман или же нужды, только лишь простой ущерб для врага, а также его гнев и унижение, — дозволяется это, и это само по себе является пользой.

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Учёные разделились в отношении разрушения и сожжения домов врага, а также рубления их плодов на два мнения. Первое: это дозволено, и об этом сказано в «аль-Мудаванна». Второе: Если мусульмане узнают, что это станет их, то не дозволено, а если отчаются от этого, то тогда можно. Об этом Малик сказал в «аль-Уадиха», и, опираясь на это сторонники аш-Шафи спорили с ибн аль-Араби.

Но более правильным считается первое мнение, потому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг и срубил пальмы бану ан-Надыр, хоть и знал, что они станут его. Потому что это более ущербно для них, а так же являлись их ослаблением, чтобы они вышли оттуда. И порча некоторого имущества для пользы остального является дозволенной шариатской пользой, и это требуется разумом». (Тафсир аль-Куртуби, 8/18).

 

И рассмотрим слова факихов об этом вопросе более частно:

 

Ханафиты:

Сказал абу Юсуф, да помилует его Аллах, опровергая мнение имама аль-Аузаи, да помилует его Аллах, о запрете этого: «Слова Всевышнего в Его Книге более достойны, чтобы за ними следовать: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят) И аль-Лина, из того, что до нас дошло это — пальма, и каждое, что было вырублено из их деревьев и сожжено из их пальм и продовольствии, являлось помощью против них, а так же силой, и Всевышний Аллах сказал: «Приготовьте против них, сколько можете силы». (Трофеи, 60 аят).

Нам рассказали некоторые наши шейхи, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что когда он вёл осаду Тоифа, он приказал срубить виноградные лозы бану аль-Асвада ибн Масхуда, до того, что даже бану аль-Асвад попросили сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы они попросили посланника Аллаха оставить их себе, но не срубать их. И тогда посланник Аллаха оставил их…

Сказал абу Ханифа, да помилует его Аллах: «Нет проблем в том, чтобы срубить деревья многобожников, а также их пальмы, или же сжечь это, потому что Всевышний Аллах сказал: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят).

И сказал аль-Аузаи, да помилует его Аллах: «Абу Бакр толковал этот аят, и запретил это делать, и так поступали имамы мусульман».

Сказал абу Юсуф: Нам рассказали доверенные люди из наших сторонников (ханафиты) от сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что они осаждали бану Курейза (точнее бану ан-Надыр), и когда они захватывали какой-либо дом из их домов, они сжигали его. И бану Курейза (ан-Надыр) разрушали дома, и брали камни, чтобы кидать ими в мусульман, и мусульмане срубили их пальмы. И тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих» (Собрание, 2 аят) А так же: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят).

Нам сообщил Мухаммад ибн Исхак, от Язида ибн Абдуллы ибн Кусейта, что он сказал: Когда абу Бакр отправил Халида к Тулейхи и бану Тамиму, он сказал: «В какую-бы долину или землю ты не зашёл, то удержись от неё, если услышишь азан, пока не спросишь у них, чего они хотят и кого ненавидят, и в какую-бы долину или землю ты не зашёл и не услышишь азан, то нападай на них, и убивай и сжигай».

И мы считаем, что абу Бакр не запретил это делать в Шаме, кроме как, что он знал, что мусульмане захватят эти земли и это станет их территорией. Поэтому он запретил это делать, а не потому, что разрушение и сжигание запрещено». (Ар-Рад аля сира аль-Аузаи, стр. 84-87).

Сказал аль-Касани, да помилует его Аллах: «Нет проблем в том, чтобы срубать плодовитые и неплодовитые деревья, а так же портить их растения, потому что Всевышний Аллах сказал: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят) Всевышний Аллах позволил срубать пальмы в начале аята, и в конце аята указал, что это является опозорением и вызовом гнева для врага, словами: «дабы опозорить нечестивцев…». А так же потому, что Всевышний Аллах сказал: «Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих». (Собрание, 2 аят) И потому, что всё это является из дверей сражения, из числа побед над врагом, а также его унижением и разгневанием. И потому, что неприкосновенность имущества бывает из-за неприкосновенности его владельцев, а у них нет неприкосновенности своих жизней до того, что их убивают, но тогда откуда у них будет неприкосновенность их имущества». (Бадаи ас-Санаи, 7/100).

И абу Бакр аль-Джассас, да помилует его Аллах, даже сказал: «Что касается войска мусульман, когда они сражаются на земле сражений и хотят уйти, то лучше для них сжечь их (кафиров) деревья, растения и жилища. И наши сторонники также сказали насчёт их скота: Если нет возможности забрать их с собой, то их надо зарезать, а потом сжечь. А что касается того, на что есть надежда, что это станет имуществом мусульман, то если они оставят это для того, чтобы это потом досталось мусульманам, то это дозволено. А если они сожгут это для вызывания ненависти многобожников, то это также дозволено исходя из доказательства аята, а также того, что сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с имуществом бану ан-Надыр». (Ахкам аль-Куран ли аль-Джассас, 5/317)

 

Маликиты:

Пришло в «аль-Мудаввана»: «Ибн Уахб упомянул от Махрамы ибн Букейра, что он сказал: Я спросил Абду-Рахмана ибн аль-Касыма и Нафиа вольноотпущенника ибн Умара, насчёт деревьев врагов, можно ли их срубить? И разрушаются ли их дома? На что они сказали: «да».

Я сказал: Рубятся ли деревья плодовитые и неплодовитые, видел ли Малик в этом проблему? На что он (возможно, имеется ввиду ибн аль-Касым) сказал: Малик сказал: да, рубятся их деревья в их странах, плодовитые и неплодовитые, нет проблем в этом. Я сказал: Считал ли он дозволенным сжигать их сёла, крепости и обрубать их деревья; и разрушение их стран (городов) лучше или оставление? На что он сказал: Я не знаю, однако я слышал его, как он говорил, что нет в этом проблем, и читал этот аят: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят) Он читал его когда упоминали срубание деревьев и разрушение городов, и Малик упомянул, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, срубил пальмы бану ан-Надыра». (аль-Мудаввана 3/8).

Пришло в «Мухтасаре Халиля»: «Разрушение, срубание пальм и сжигание, если это приведёт к ущербу, или же если нет на это надежды (что достанется мусульманам), то явным считается его желательность, как его противоположность». (стр. 102)

Приводится в «аш-Шарх аль-Кабир»: «И дозволено разрушать их жилища, срубать пальмы и сжигать их деревья и растения. Если это приведёт к ущербу, имеется ввиду им от этого будет ущерб, и вызов их гнева. И всё равно, будет ли надежда на то, что это станет имуществом мусульман или же не принесёт ущерба им и не будет надежды, — это дозволено в обоих её видах. А если же принесёт вред, и нет надежды (что достанется мусульманам), то тогда обязательным становится разрушение. А если не принесёт ущерба и есть надежда, то необходимо это оставить. Есть четыре вида.

Явным: У ибн Рушда то, что упомянуто из разрушения и то, что с ним, является желательным, то есть, когда нет надежды, и в этом будет ущерб, и это вид про который мы сказали, что в таком случае обязательно надо разрушить. Как его противоположность: То есть, оставить это, если есть надежда, и не принесёт ущерба. И это тот вид, про который мы сказали, что это обязательно надо оставить, и мазхабом является то, что мы упомянули, а то, что упомянул ибн Рушд — является слабым». (2/180)

 

Шафииты:

Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах: «Нет проблем в том, чтобы срубить плодовитые деревья и разрушить строения, а так же сжечь их в странах кяфиров. А так же нет проблем в том, чтобы сжечь то, на что есть возможность из их имущества и еды, в которой нет души, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг и срубал пальмы бану ан-Надыра, и жителей Хайбара, и жителей Тоифа. И Всевышний Аллах ниспослал аят насчёт бану ан-Надыр: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят)» (Аль-Умм, 4/287)

Пришло в «аль-Минхадж»: «Дозволено портить их строения и деревья, для нужды сражения и победы над ними, а также если нет надежды на то, что это станет нашим. А если же есть надежда, то является желательным оставить это». (аль-Минхадж, стр.137)

Сказал аш-Ширбини, да помилует его Аллах, в шархе: «Дозволено для нас портить их строения, разрушая их, а также их деревья, срубая их и другое, а так же всё, что не является животным (живым), для нужды сражения и победы над ними. Потому что Всевышний Аллах сказал: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят)…

И если победа зависит от этого, то это становится обязательным, как об этом сказал аль-Маварди и другие. А так же это дозволено если нет надежды, что это станет нашим — строения и деревья — для вызова их гнева и для давления на них. Сказал Всевышний Аллах: «И каждый шаг, вызывающий гнев неверующих…» (ат-Тауба, 120 аят) А так же: «Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих». (Собрание, 2 аят) А если же есть надежда, что это станет нашим, то тогда желательным является оставить это, и нежелательным является порча для сохранения права муджахидов, которые получают трофеи. И не является запретным, потому что быть может, кажется одна вещь, а выявляется другая». (Мугни аль-Мухтадж, 4/226-227)

А так же пришло в «Хаваши аш-Ширвани» тонкое примечание: «Слова автора: для нужды сражения… не является условием (ограничением), как на это указывают его слова: а так же если нет надежды, что это станет нашим». (Хаваши аш-Ширвани, 9/246)

Пришло в «Фатх аль-Уаххаб»: «Нам дозволено испортить то, что не является живым из их имущества, как строения и деревья, даже если есть надежда, что это станет нашим, для вызова их гнева. Потому что Всевышний Аллах сказал: «и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих…» (ат-Тауба, 120 аят) А так же: «Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих» (Собрание, 2 аят) А также хадис, который приводится в обоих достоверных сборниках, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, срубил пальмы бану ан-Надыра, а также сжёг их дома, и Всевышний Аллах ниспослал аят: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят) А если же есть предположение, что это станет нашим, то является нежелательным это портить, и это выражение лучше чем: желательно это оставить для сохранения прав получающих трофеи, однако не является запретным, как это прошло уже». (Фатх аль-Уаххаб, 2/301)

 

Ханбалиты:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Вопрос: Он сказал: Не обрубаются их деревья и не сжигаются их растения, кроме как, если они сделали это на наших землях. Тогда это делается, чтобы они остановились.

В общем, деревья и зелень делятся на три раздела:

1 — В чём есть нужда это испортить, как например, те, которые близки от их крепостей, и препятствуют сражению или же они закрываются ими от мусульман, или же есть нужда расширить дорогу и возможности убийства (в сражении), или же для закрытия пробоин, или же для улучшения дороги или прикрытия катапульты,  или же для других вещей. Или же они делают это у нас, и тогда это делается у них, чтобы они прекратили. И это всё дозволено без разногласий, как мы знаем.

2 — То, от чего будет вред мусульманам, из-за их срубания, если они получают от его существования пользу. Как, например, прикрываясь в тени под ними, или же для их животных, или же кушая из их плодов, или же нет между нами и нашими врагами такого обычая (так делать), и если мы так сделаем, то они так же поступят с нами. В таких случаях это запрещено, потому что это приносит вред мусульманам.

3 — То, что не касается предыдущих двух разделов: В этом нет ни пользы мусульманам, ни вреда, кроме как — вызов гнева кяфиров и вредительство им. Насчёт этого есть две передачи (от Ахмада):
1) Это не дозволено, из-за завещания абу Бакра, и это так же приводится от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (однако это не достоверно), потому что это считается чистой порчей, и это не дозволено как (беспричинное) резание (ранение) животных, и это сказал аль-Аузаи, аль-Лейс, абу Саур.
2) Это дозволено, и это сказал Малик, аш-Шафии, Исхак, ибн аль-Мунзир. Сказал Исхак: Сжигание является сунной, если это более приносит ущерб врагу, потому что Всевышний Аллах сказал: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят) И ибн Умар привёл, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел вырубить и сжечь пальмы племени ан-Надыр, о чём Хассан (ибн Сабит) в своих стихах сказал: И было лёгким для вождей бану Лювэй (курейшитам, он сказал это как порицание, потому что они оставили без помощи своих союзников, которым они обещали помочь) поджог в Бувайре огнём, который распространился (во все стороны) (аль-Бухари, Муслим)». (Аль-Мугни, 9/234)

Передача о дозволенности подходит под доказательства, а также под основы имама Ахмада, и поэтому ибн Муфлих, да помилует его Аллах, сказал: «И насчёт сжигания и срубания их деревьев и растений две передачи:

1) Дозволено, и это предпочтено в «аль-Мухаррар», «аль-Фуру*», и об этом сказано в «аль-Уаджизе», и аз-Заркаши сказал, что это является более явным, из-за Слов: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят) И из-за того, что приводится от ибн Умара, насчёт пальм бану ан-Надыра». (аль-Мубди, 3/321)

А аль-Бахути аль-Ханбали, да помилует его Аллах, не упомянул, кроме как, передачу о дозволенности, сказав: «А что касается помимо этих двух разделов, в чём нет вреда и пользы для мусульман, кроме как, вызов гнева кяфиров и принесение им вреда, то это дозволено испортить, потому что Всевышний Аллах сказал: «Срубили ли вы пальмы..», а так же ибн Умар, привёл, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг и срубил пальмы бану ан-Надыра». (Кашшаф аль-Кина, 3/49)

А что касается того, что приводится от абу Бакра, да будет доволен им Аллах, то уже прошло разъяснение прерывания цепочки в этой передаче, и сам имам Ахмад отверг это, сказав: «Этот хадис является отвергаемым. Это является словами жителей Шама». (ас-Суннан аль-Кубра ли аль-Бейхакы, 9/85)

Но даже если предположить её достоверность, то мы уже разъяснили, что абу Бакр это запретил делать, из-за знаний того, что это станет имуществом мусульман.

Сказал Сухнун, да помилует его Аллах: «Основа того, что пришло от абу Бакра, да будет доволен им Аллах, насчёт запрета срубания деревьев и разрушения строении: Это не являлось со стороны абу Бакра рассмотрением ширка и его людей, а так же их защиты, однако он рассматривал со стороны Ислама и Его людей, и ослабления ширка, и надежды, что это станет имуществом мусульман. И что его разрушение станет ослаблением для мусульман, потому что разрушение этого является вредом для мусульман. И он не хотел этого, смотря на людей ширка и защиты их сторон (то есть была надежда, что это станет имуществом мусульман). И каждая страна, в которой нет надежды на то, что у мусульман есть возможность захватить её, то она ослабляется, и её вред будет людям ширка». (аль-Мудавана аль-Кубра, 3/8)

И также абу Бакр приказал Халиду сжечь и обрубить, а так же разрушить, когда он направил его на сражение с муртадами. (ар-Рад аля сирати аль-Аузаи, стр. 86)

Сказал ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Вопрос: Дозволено сжигать деревья многобожников, а так же их еду, растенья, и разрушать их строения, потому что Всевышний Аллах сказал: «Срубили ли вы пальмы или оставили их стоять на их стволах — на то было соизволение Аллаха, дабы опозорить нечестивцев». (Собрание, 5 аят) А так же: «И каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела…». (ат-Тауба, 120 аят) И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сжёг пальмы бану ан-Надыра, и они находились на окраине Медины, и он знал, что они станут имуществом мусульман в этот день или на следующий.

И нам были приведены слова от абу Бакра, да будет доволен им Аллах: «Не обрубайте плодовитые деревья и не разрушайте строения». Однако не является доводом чьи-либо слова рядом со словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. И быть может, абу Бакр запретил это делать по своему выбору, потому что оставление этого также дозволено, как упоминается в айяте. А также посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не срубил пальмы Хайбара, и всё это является благим, и успех бывает только с Аллахом». (аль-Мухалля, 7/294)

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.