Home / Статьи / Укрепление Имана / ЧЕТЫРЕ ЯДА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СЕРДЦЕ

ЧЕТЫРЕ ЯДА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СЕРДЦЕ

Тебе следует знать, что любое непослушание является ядом для сердца, которое влечет за собой болезнь сердца и его гибель. Это все происходит из-за его желания убежать от курса, который указал Аллах. Тем самым болезнь начинает гноиться и увеличиваться.

Ибн аль-Мубарак, сказал:

«Я встречал то, что неверные[1] поступки убивали сердца

и его деградация может привести к зависимости от этих дел.

Отвращение к неверным поступкам дает жизнь сердцам

и сопротивление[2] самому себе лучшее средство для этого».

Тот, кто заботится о здоровье и жизни своего сердца, должен избавиться от влияния таких ядов, а далее защищать его, избегая других[3]. Если человек, по ошибке, принял один из ядов, то он немедленно должен поспешит смыть его эффект путем обращения к Аллаху с покаянием и прося Его прощения. Также, заодно делать добрые дела, которые смоют его неправильные поступки.

Когда мы говорим «четыре яда», мы имеем в виду: ненужные разговоры[4], не удерживание взгляда, чрезмерность в пище и нахождение в плохой компании. Из всех существующих ядов эти четыре распространены больше всего и имеют наибольшее влияние на состояние сердца.

                          Яд первый. Ненужные разговоры.

Передается в аль-Муснад, от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вера раба не будет правильной до тех пор, пока сердце не будет правильным, а сердце не будет правильным до тех пор, пока его язык не будет правильным»[5]. Это указывает на то, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, связал очищение сердца с очищением языка.

Ат- Тирмизи приводит хадис от ибн Умара, да будет доволен им Аллах: «Не говори много без поминания Аллаха, потому что излишний разговор без поминания Аллаха приводит к жесткости сердца, и самый далекий человек от Аллаха — это человек с жестким сердцем».[6]

Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Человек, который говорит слишком много, — часто ошибается, а тот, кто часто ошибается, — часто грешит. Огонь имеет больше прав над таким часто грешащим человеком».[7]

В хадисе от Муаза, да будет доволен им Аллах, говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сказать ли тебе об основе всего этого?» Я (Муаз) сказал: «Конечно, о, Пророк Аллаха». Он взял свой язык и сказал: «Контролируй это». Я сказал: «О, Пророк Аллаха! Будем ли мы отвечать за то, что мы говорим?» Он ответил: «Да лишится тебя мать, о Муаз! Неужели люди будут брошены в Ад их лицами или носами за что-нибудь иное, нежели их языки?»[8].

Значение слов «…за что-нибудь иное, нежели их языки» — это наказание, за произнесение запрещенных вещей. Человек посредством своих поступков и слов сеет зёрна своего добра или зла, а в Судный День он будет собирать урожай своего посева. Те, кто сеяли зёрна благих слов и поступков, будут собирать урожай чести и благословения, а те, кто сеяли зёрна злых слов и поступков — пожнут лишь сожаление и угрызение совести.

            В хадисе, переданном от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, говорится: «(Однажды) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о том, что же чаще всего будет помогать людям попасть в Рай, и он сказал: «Страх пред Аллахом и благонравие». Когда же его спросили о том, что чаще всего будет приводить людей в Огонь, он сказал: «Рот и половые органы».[9]

Так же, от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается что, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, раб Аллаха может сказать нечто такое, о чём не поразмыслит, но из-за чего окажется в Огне на таком расстоянии от его края, которое будет больше расстояния между востоком и западом».[10]

Похожий хадис приводится от Ат-Тирмизи: «Раб говорит нечто такое, что он думает, что это безвредно, и за это он будет брошен в Огонь на семьдесят осеней».[11]

Укба ибн Амр, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я сказал: О, Посланник Аллаха, какой наилучший способ нашего спасения?»  Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Охраняйте ваши языки, сделайте свои дома достаточными для удовлетворения вашей частной жизни и плачьте о своих дурных делах».[12]

            Передается от Сахля бин Са’да, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай».[13]

            Также, от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит».[14]

Из этого следует, что разговор может быть хорошим[15] и такой разговор достоин похвалы, или он может быть плохим[16], и такой разговор является харамом[17].

            Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все, что говорят дети Адама — против них самих, кроме их призыва к добру, запрещения зла и поминания Аллаха, Славен Он и Велик»[18]. Этот хадис был приведен у Ат- Тирмизи и у Ибн Маджы от Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах.

Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, навестил Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и увидел, что он тянет свой язык своими пальцами. Умар ибн аль Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Остановись! Да простит тебя Аллах!». Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ответил: «Этот язык  навлекает на меня опасность»[19].

Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Именем Аллаха, кроме которого нет иного Бога, ничто не заслуживает длительного заключения, чем мой язык». Он также сказал: «О язык, говори благое и ты будешь в прибыли, воздерживайся от произнесения злых вещей и ты будешь в безопасности, не то ты встретишь лишь сожаление».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что Ибн аль Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В Судный День не будет человек испытывать больше ярости и гнева к своим частям тела, кроме как, к своему языку, если только он не использовал его для поминания Аллаха или побуждения к добру».[20]

            Аль Хасан, да пребудет милость Аллаха над ним, сказал: «Тот, кто не сдерживает свой язык, тот не понимает свою религию».

Самым наименьшим вредом от ошибок языка — не говорить о том, что его не касается.  Ниже следующий хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на вред подобной ошибки: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается»[21].

Абу Убайда передает, что Аль Хасан сказал: «Одним из признаков оставления Аллахом раба является то, что Он делает его озабоченным тем, что его не касается».

Сахль сказал: «Тот, кто говорит про то, что его не касается — лишен правдивости».

Как мы уже упоминали выше, это наименее вредная из ошибок языка. Однако есть вещи хуже. К ним можно отнести злословие, сплетни, непристойная и вводящая в заблуждение речь, двуличная и лицемерная речь, похвальба, ссора, препирательства, пение, ложь, высмеивание и мошенничество. Все они уничтожают сердце и приводят к утрате счастья и довольства в этой жизни, а также успеха и прибыли в жизни грядущей.

И только у Аллаха мы ищем помощи от этого зла.

                        Яд второй. Не удерживание взгляда.

Не удерживание взгляда происходит тогда, когда тот, кто смотрит на что-либо запрещенное так, что внимание его взгляда приковывается к этому, а сердце запечатлевает это. Это может быть по причине испорченности сердца раба. Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Взгляд — это ядовитая стрела шайтана. Тот, кто отводит свой взгляд ради Аллаха, то Он ниспошлет на него оживляющую сладость, которую он встретит в своем сердце в день, когда встретится с Ним»[22].

Шайтан входит через этот взгляд, он делает образы более красивыми, чем они есть на самом деле, и пытается связать этот образ и сердце. После этого он обещает и зажигает огонь желаний, и питает это «дровами» запретных действий, которые раб не имел бы без этого взгляда.

Это отвлекает сердце и заставляет его забыть о более важных заботах. Это становится между ним и ими. Таким образом, сердце теряет прямую дорогу и впадает в яму страстей и невежества. Аллах, Могуч Он и Славен, говорит:

«И неповинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными».

[Аль-Каф 18:28].

Не удерживание взгляда приводит ко всем трем бедствиям[23]. Говорится, что между глазами и сердцем есть прямая связь — если испорчены глаза, то за ними и последует сердце. Оно становится похожим на груду мусора, где собирается вся грязь, мерзость и гнилость и не остается места для любви к Аллаху. Не остается свободного места для такого качества, как упование на Аллаха, осознание того, что Он смотрит и чувства радости от Его близости.

Пристальный взгляд без сдержанности – это неповиновение Аллаху, как сказано об этом в Коране:

«Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Так будет чище для них. Воистину, Аллаху ведомо о том, что они творят».

 [Ан-Нур 24:30].

            Только тот, кто повинуется приказам Аллаха — довольствуется в этом мире и выживет в Следующем. Более того, позволять своему взгляду свободно бродить — влечет за собой покрытие сердца темнотой, также как и отвод взгляда ради Аллаха покрывает сердце светом. После вышеупомянутого аята, Аллах Славен Он и Могуч, говорит в этой же суре:

«Аллах — Свет небес и земли. Его свет в душе верующего подобен нише, в которой находится светильник. Светильник заключен в стекло, а стекло, подобно жемчужной звезде. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не тянется ни на восток, ни на запад. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Один свет поверх другого! Аллах направляет к Своему свету кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает о всякой вещи».

 [Ан Нур 24:35].

Когда сердце светлое, со всех сторон к нему прибывают бесчисленные блага, но если оно темное, то покрывают его тучи зла и болезней[24].

Оставлять свободным свой взгляд на запретное — значит делать свое сердце слепым. Таким, что оно не может различить между ложью и истиной, между сунной и нововведением; тогда как, отведение взгляда ради Аллаха, Могуч Он и Велик, дает ему пронзительный свет и отличную проницательность.

Праведный человек однажды сказал: ««Кто бы ни обогащал свое поведение, направленное на следование сунне Пророка внешне, и делает свою внутреннюю душу легкой для размышления, и отводит глаза далеко от взгляда, что запрещается, и избегает чего-нибудь сомнительного, и кормит тем, что является разрешенным — он никогда не будет колебаться».

Ведь награды за послушание Аллаху бывают различными. Кто бы ни понижал его пристальный взгляд от того, что Аллах запретил, Аллах даст его внутренней красоте обильный свет.

                          Яд третий. Чрезмерность в пище.

Потребление маленьких количеств пищи гарантирует мягкость сердца, прямоту интеллекта, смирение, слабость запретных желаний, и мягкость характера. Несдержанность же в еде вызывает противоположные качества.

Аль Микдам ибн Ма’ад Йакриб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сын Адама не заполняет никакого бурдюка, вызывая недовольства Аллаху, больше чем его живот. Несколько кусочков еды должно быть достаточно для него, чтобы сохранить его силу. Если же он все же хочет заполнить это, то он должен позволить одну треть для пищи, одну треть для жидкости и оставить треть пустой для легкого дыхания»»[25]

Излишнее употребление еды вызывает разные виды ущерба. Во-первых, это делает спину непокорной Аллаху и делает поклонение и повиновение трудным (т.е. чтение намаза) — даже этого достаточно, чтобы сдерживать себя от обильной пищи. Полный желудок и чрезмерное употребление пищи стало причиной многих неверных поступков и стало препятствием в поклонении. Тот, кто защитит себя от зла набивания своего желудка, предотвратит великое зло. Легко для шайтана становится контролировать человека, который наполнил свой желудок едой и напитками и поэтому говорится: «Ограничивайте путь для шайтана путем поста»[26]

Передается о том, что группа молодых людей из племени Исраиль постились, и наступило время разговения. Один мужчина встал и сказал: «Не съешьте слишком много, иначе вы выпьете слишком много, и затем вы будете спать слишком много, и затем вы потеряете слишком много [блага]».

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зачастую оставался голодным. Часто это было не из-за нехватки еды, так как Аллах предписал самое лучшее и самое благоприятное положение своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует. Поэтому, Ибн Умар и его отец, да будет доволен Аллах ими обоими, не смотря на изобилие еды, которая окружала их — сделали своей привычкой в питании пример Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Передается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «С тех пор, как Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, приехал в Медину и до самой его смерти, (членам) его семьи (никогда) не приходилось, есть пшеничного хлеба досыта в течение трёх дней подряд».[27]

Ибрахим ибн Адхам, сказал: «Тот, кто главенствует над своим желудком, тот контролирует свою религию, и тот, кто главенствует над своим голодом, тот контролирует свое хорошее поведение. Неповиновение Аллаху ближе всего к тому человеку, который насыщен полным желудком и дальше всего от того человека, который голоден».

                               Яд четвертый. Плохая компания.

            Ненужные[28] отношения[29] — это хроническая болезнь, которая становится причиной многих бед. Как часто неправильное общение и смешивание полов лишило людей Щедрости Аллаха и посеяло раздор в их сердцах. Тот, кто водится с подобной компанией, найдет в этом корень убытка, как в этой жизни, так и в следующей жизни.

Раб Аллаха должен получать пользу от дружбы. А для этого ему следует поделить людей на четыре категории и быть осторожным, не смешивая их вместе. Ибо как только они смешаются, зло найдет путь к нему.

Первая категория — это те люди, чья компания подобно еде: она незаменима, будь это днем или ночью. Как только раб взял с неё столько, сколько нужно, он покидает эту компанию до тех пор, пока снова не появится потребность. Это люди, которые со знанием об Аллахе: о Его приказах, о заговорах Его врагов, о болезнях сердец и их лекарстве… Это те, которые желают хорошее Аллаху, Его Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и Его рабам. Общаться с такими людьми, по-своему, уже успех.

Вторая категория – это те люди, чья компания подобна лекарству. Они нужны лишь тогда, когда появилась болезнь. Когда ты здоров, ты не нуждаешься в них. Тем не менее, смешиваться с ними иногда полезно для поддержки жизнедеятельности, бизнеса, консультации и т.п. Как только потребность в том, что было нужно от них удовлетворена, следует избегать смешивания с ними.

Третья категория – это те люди, чья компания несёт вред. Водиться с такими людьми подобно болезни во всех её проявлениях по степени, силе и слабости. Связываться с одним или с несколькими из таких людей подобно неизлечимому хроническому недугу. Если ты их взял в товарищи, то ты никогда не получишь пользы, как в этом мире, так и в следующем. Из-за них ты, несомненно, потеряешь одно из двух или оба — твою религию и средства к существованию. Если общение с ними овладело тобою и упрочнилось, то это становится смертельно страшной болезнью.

Среди таких людей есть такие, которые не говорят хорошего, которое могло быть полезным для тебя, и не слушают внимательно, чтобы получить пользу. Они не знакомы со своей душой и, следовательно, считают себя правыми. Они полны восторга и счастливы от своих слов, тогда как их слова падают в сердца слушателей подобно удару плети из тростника. Они убеждены, что они — сладкий аромат собрания, тогда как они приносят страдания тем, кто в их компании. Когда они молчат они становятся тяжелее, чем тяжелое бремя, которое очень тяжело, чтобы нести или даже тащить по земле[30].

В целом, отношение с кем-либо, кто отрицательно влияет на душу, не будет продолжительным, даже если это неизбежно. Оно может быть одним из самых горьких сторон в жизни раба, потому что эти отношения могут досаждать ему из-за того, что ему приходится с этим человеком общаться. В таких отношениях раб должен держаться хороших манер, представляя только свою внешнюю сторону, при этом маскируя свою душу, до тех пор, пока Аллах не дарует ему выход из этого бедствия и причины для бегства из этой ситуации.

Четвертая категория – это люди, чья компания погибель сама по себе. Она подобна принятию яда: его жертва может найти против этого противоядие, а если нет, то погибает. Много людей принадлежат данной категории. Это люди, вводящие новшества и заблуждения в религию. Это те, которые отказываются от сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и выступают адвокатами других религий. Они называют сунну новшеством и наоборот. Человек должен избегать их собраний и перемешиваться с ними. А если он поступит наоборот, то результатом станет гибель его сердца, или самое меньшее — заражение серьезной болезнью.

                    Что дает жизнь и питание сердцу?

Тебе следует знать, что повиновение необходимо для благополучия сердца раба, подобно тому, как еда и напитки необходимы для тела. Все неверные поступки подобны ядовитой еде, которая неизбежно вредит сердцу. Раб испытывает нужду в поклонении своему Господу, Могуч и Славен Он, ибо он, по природе своей, постоянно нуждается в Его помощи и поддержке.

Для того чтобы хорошо содержать свое тело, раб Всевышнего аккуратно должен следовать строгой диете. Он по привычке постоянно с правильным интервалом ест только хорошую еду и в случае, если по ошибке он съел плохую еду, он быстро освобождает свой желудок от вредных элементов.

Содержание сердца раба Аллаха в хорошем состоянии намного важнее, чем тело, ибо хорошее состояние его тела позволяет ему жить свободно без болезней этого мира, а сердце обеспечивает и успешную жизнь в этом мире, и вечное блаженство в Мире следующем.

Подобно тому, как смерть тела отрезает его от этого мира, так же и смерть сердца приводит его к вечным мукам. Сказал однажды праведный мужчина: «Как же странно, что люди оплакивают тело, которое умерло, но никогда не оплакивают того, чье сердце умерло. Однако смерть сердца намного серьезнее!»

Поэтому, поступки повиновения необходимы для хорошего состояния сердца. Стоит упомянуть здесь некоторые поступки повиновения, поскольку они очень нужны и очень важны для сердца раба:

  • Поминание  Аллаха
  • Читать Коран
  • Искать прощение Аллаха
  • Молить Аллаха (Делать дуа)
  • Просить мира и благословение Аллаха на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
  • Совершать молитву ночью.

[1] Так же: неправильные

[2] То есть, выступать против своего эго, нечистой души, которая толкает тебя в грязь.

[3] То есть, после того, как ты избавился от влияния этих ядов, то приступай к защите своего сердца, от других ядов, которые могут вновь повлиять, на твое сердце.

[4] То есть, проявление излишества в беседе, пустословие, праздные речи, ведение бессмысленных бесед, которые не принесут тебе никакой пользы в этом мире, а самое главное в следующем мире, кроме расстройств и горечи.

[5] Слабый хадис, Аль-Мунзири, 3/234; Аль Иракы в аль-Ихйа, 8/1539

[6] Слабый хадис, Ат Тирмизи, Китаб аз Зухуд, 7/92, гариб; никто не передавал его кроме Ибрахима ибн Абдуллаха ибн Хатиб, которого упоминает Аз Захаби, 1/43, где он говорит, это один из гариб хадисов, который приписывается ему.

[7] Слабый хадис, Ибн Хиббан и Аль Байхаки, и Аль Иракы в его Аль Ихйа, 8/1541.

[8] Сахих хадис, Ат Тирмизи (2110), Аль Хаким, Аз Захаби, Аль Альбани.

[9] Сахих хадис, Ат Тирмизи и Ахмад; Так же, Аль Хаким и Аз Захаби.

[10] Сахих Муслим («Китаб аз Зухуд»/№5304) 66 книга «об отречении от мира о [том, что способствует] смягчению сердец», глава 17. [Человек может] сказать [нечто такое], из-за чего окажется в Огне, №2112, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, перевод на русский: А. Нирша.

[11] Ат Тирмизи «Китаб Аз Зухуд», и он сказал, что «Хадис хасан гариб».

[12] Ат Тирмизи «Китаб Аз Зухуд» с малой разницей в словах, и он сказал, что «Хадис хасан». Данную версию приводит Абу Ну’айм в «Аль Хильйа».

[13] Сахих Бухари (Китаб ар-Рикак, 11/308 и Китаб аль-Худуд, 12/113).

[14] Сахих Бухари (Китаб ар Рикак, 11/308)

[15] Или, благим.

[16] Или, злым.

[17] Запретным.

[18] Хадис хасан, привел Ат-Тирмизи в «Китаб Аз Зухуд», и Ибн Маджах в «Китаб аль-Фитан». Ат-Тирмизи классифицировал его как хасан гариб. У нас нет передачи этого хадиса ни от кого, кроме как от Мухаммада ибн Йазид ибн Ханис.

[19] Хасан, согласно Абу Йале, Байхаки и Ас-Суюти.

[20] Или, к благому.

[21] Сахих, Ат Тирмизи в «Китаб аз Зухуд, 6/607»; Имам Ахмад в «Аль Муснад, 1/201»; Ас Са’ати в «Аль Фатх ар Раббани, 19/257»; № 12 Хадис в «Сорок хадисов Ан Науаи».

[22] Слабый хадис, Ат Табарани, 8/63; Аль Хаким, в «Аль Мустадрак, 4/314»; Ахмад в «Аль Муснад, 5/264»

[23] Это те бедствия, которые упомянуты выше, приведенные в словах Аллаха.

[24] Так же: бедствий, недугов, печалей.

[25] Сахих, Ахмад в «Аль Муснад, 4/132»; Ас Са’ати в «Фатх ар-Раббани, 17/88»; Ат Тирмизи в «Китаб аз-Зухуд, 7/51»

[26] Хадис упоминается у Аль Газали в «Аль Ихйа, 8/1488»

[27] Сахих Бухари («Китаб аль Ат’има, 9/549»)

[28] Или, излишние.

[29] Или, общения.

[30] Передается, что Аш Шафи’и, да пребудет Милость Аллах над ним, сказал: «Всякий раз, когда рядом со мной находится муторный человек, сторона где он сидит, все время кажется ниже, чем другая сторона от меня».

 

Из работ Ибн Раджаба Аль-Ханбали, Ибн Аль-Кайима, Аль-Джаузийа и Абу Хамида Аль-Газали.

 

Перевел для ИсламДин Раб Аллаха

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Сделай дуа за мусульман Алеппо!

Спасение находящегося в беде и помощь угнетённому ─ является обязательным. И мольба — это самая …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.