Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава двенадцатая. Часть-1

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава двенадцатая. Часть-1

Законность рубить головы воюющим кяфирам. Часть 1

Сказал Всевышний Аллах: «Вот твой Господь внушил ангелам: «Я — с вами. Укрепите тех, которые уверовали! Я же вселю ужас в сердца тех, которые не веруют. Рубите им головы и рубите им все пальцы» (аль-Анфаль, 12 аят).

Сказал ибн Джарир, да помилует его Аллах: «Учёные разногласили насчёт слов: «Рубите им головы» (дословно переводится «рубите им выше шей»), одни сказали: Его смысл — рубите им шеи. Другие же сказали: Рубите головы. Другие: Рубите по шеям. Правильным же считается сказать: Аллах приказал верующим, а так же обучил их, как нужно убивать многобожников, и их удар мечом должен быть: рубить им выше шей, а так же руки и ноги».

Его слова: «Выше шей», может быть то, что подразумевается головы, а может подразумеваться то, что выше коши шеи. И смыслом тогда будет — рубите им выше шеи, и если это подразумевается, то тогда правильным считается мнение того, кто сказал, что смысл — Шеи.
И если это дело подразумевает то, что мы упомянули из тафсиров, то не подобает нам обращать его смысл в одну сторону, оставляя другую, кроме как через довод, который необходимо будет принять. Однако причины указывающей на частность чего-либо нет, поэтому обязательным стоит сказать: Всевышний Аллах приказал сподвижникам Его Пророка, которые участвовали в битве при Бадре рубить головы многобожников, а так же их шеи, руки, ноги». (Тафсир ат-Табари, 9/198,199)

И имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах, опроверг слова полагающего, что слово «выше» тут добавочное, сказав: «И это мнение отвергли ан-Наххас и ибн Атыя, и они сказали: это является ошибкой, времена и все имена не могут быть в арабском языке добавочными, без какого-либо смысла.

Сказал ибн Атыя: Потому что слова: «Рубите им выше шей» являются красноречивым, и не является слово «выше» добавочным. Наоборот оно упомянуто со смыслом, потому что удар по шее необходимо, чтобы он был выше кости сустава (сочленении) ниже мозга, как сказал Дурейд ибн ас-Сама: бей ниже мозга и выше кости, ибо я так рубил головы героев». (Тафсир аль-Куртуби, 5/63)

Сказал аль-Байдави, да помилует его Аллах: « «Рубите им выше шей»: Выше места, где режут или головы. «Рубите им все пальцы» — то есть рубите им головы и отрубайте части тела». (Тафсир аль-Байдави, 3/94)

И аят является явным в законности рубить головы кяфирам, и в этом аяте «Рубите им выше шей» так же есть указание, чтобы они тем самым не поднимали своих голов. A в аяте: «рубите им все пальцы» — чтобы они не могли защищаться. (Рух аль-Маани, аль-Алюси, 9/184)

И Всевышний Аллах так же сказал: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха». (Мухаммад, 4 аят)

Сказал имам ат-Табари, да помилует его Аллах: «Говорит Всевышний Аллах верующим: Когда вы встречаете воинствующих кяфиров, которые не уверовали в Аллаха и Его посланника, то рубите им головы». (Тафсир ат-Табари, 26/40)

А так же приводится в тафсире ас-Сааляби: «Слова: «то рубите головы», обозначил из видов убийств самым известным». (Тафсир ас-Сааляби, 4/161)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Слова: «то рубите головы», и не сказал: убейте их, потому что в выражении: «рубите головы» чувствуется жёсткость и сила, которая не чувствуется в слове «убийство». Потому что в этом представление самого отвратительного вида убийства, а это резание шеи и отсоединение самой высокой и самой ценной части тела — головы». (Тафсир аль-Куртуби, 16/226)

Отсюда узнаётся, что в отрубании головы — грубость и жёсткость. И это является желанной целью, и даже любимым делом для Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, хоть это и ненавистно для тех, кому ненавистно то, что ниспослал Аллах.

Сказал аль-Байдави, да помилует его Аллах: « «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы» — использование этого слова насчёт убийства, это указание на то, что необходимо, чтобы рубление голов было как угодно, а так же представление этого отвратительного вида». (Тафсир аль-Байдави, 5/189)

А что касается того, что указывается на это из Сунны, то этого много, потому что убийство кяфиров через отрубание головы было распространённым действием у мусульман, на тот момент.

Сказал ибн Аббас, да помилует его Аллах, насчёт битвы при Бадре: «Когда мусульмане захватили пленных, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Абу Бакра и ‘Умара: «Что вы думаете об этих пленных?» Абу Бакр сказал: «О пророк Аллаха, они — наши сородичи и соплеменники, и я думаю, что тебе лучше получить за них выкуп, который придаст нам сил [в борьбе] с неверными. Кроме того, может быть, впоследствии Аллах приведёт их к исламу». После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А что думаешь ты, о Ибн аль-Хаттаб?»»

Умар сказал: «Я сказал: «Нет, о посланник Аллаха, я думаю не так, как Абу Бакр! Я думаю, что тебе [лучше позволить] нам отрубить им головы, и позволить ‘Али отрубить голову ‘Акилю, а мне — отрубить голову такому-то, ведь эти пленные являются предводителями [неверных] и знатными людьми Мекки…». (Муслим, 3/1385)

Пришло в истории Хатыба ибн абу Бальта, да будет доволен им Аллах, когда он отправил письмо курейшитам: «… что же касается Умара, то он воскликнул: “О посланник Аллаха, позволь мне отрубить голову этому мунафику”. На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он участвовал (в битве при) Бадре, а откуда тебе знать, может быть, Всемогущий и Великий Аллах посмотрел на участников (этого сражения) и сказал: “Делайте, что хотите, Я уже простил вам!” ?…» (аль-Бухари, 3/1095)

Пришло от Абдуллы ибн Масхуда, да будет доволен им Аллах: «Когда был день Бадра, и привели пленных, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сегодня из них никто не освободится, кроме как через выкуп или отрубление головы»». (ат-Тирмизи, 5/271)

Приводится от аш-Шаби, да помилует его Аллах, что он сказал: «Пленных в день Бадра было 71 человек, а убитых 69, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убить Укбу ибн абу Муэйта, и ему отрубили голову, и тогда стало пленных и убитых по 70». (Суннан Саид ибн Мансур, 2/294)

Аль-Бейхакы, да помилует его Аллах, назвал главу: «Глава: убийство многобожников после их плена, отрублением голов». (аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/68)

Передаётся от аль-Бары, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Меня встретил мой дядя, который держал знамя, я сказал ему: Куда ты идёшь? На что он ответил: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал к человеку, который женился на жене своего отца, чтобы я отрубил ему голову и забрал его имущество». (Ан-Насаи аль-Кубра, 4/296)

В другой версии приводится: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил мужчину к другому, который женился на жене его отца, чтобы он отрубил ему голову и принёс её». (абу Яля, 3/228)

Передаётся от Хариса ибн Мудриба, да будет доволен им Аллах, что он пришёл к Абдулле ибн Масхуду, да будет доволен им Аллах, и сказал: «Я не питаю какой-либо ненависти к какому бы то ни было из арабских племён, однако дело в том, что проезжая мимо мечети сынов Ханифы, я вдруг открыл, что они веруют в (лжепророка) Мусайлиму!». Тогда Абдулла послал к ним и те были приведены. Каждому он дал возможность раскаяться, кроме Ибн Аль-Наввахи. Он сказал ему: «Я слышал, как Посол Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если бы ты не был послом, я бы снёс твою голову». А сегодня ты уже не посол!» И приказал Курзе Ибн Кябу и тот срубил его голову на рынке. Затем он произнёс: «Кто желает взглянуть на труп казнённого Ибн Аль-Наввахи на рынке?». (Ибн Хиббан, 11/236)

Передаётся от абу Мусы аль-Ашари, да будет доволен им Аллах: «В один день ко мне приехал Муаз Ибн Джабаль в Йемен с поручением от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а у меня был человек, который принял Ислам, а после стал иудеем. Он спросил меня: «Что это?». И я сообщил ему и сказал: «Садись». На что он сказал: «Я не сяду, пока я не предложу ему принять Ислам, или же он примет его или же я отрублю ему голову. И он предложил ему принять его, на что тот отказался и тогда он отрубил ему голову». (Ибн Хиббан, 12/197)

Передаётся от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Распространяйте салам, и кормите едой и бейте по головам, и тогда вы унаследуете Рай». (ат-Тирмизи, 4/286)

Сказал аль-Манави, да помилует его Аллах: « «Бейте по головам» — имеется в виду головы кяфиров. Сказал аз-Зейн аль-Ираки: тут упомянута только голова, потому что это ведет к смерти, напротив остального тела, так как в нём может быть и ранение, и человек может вылечиться. Однако если испортить мозг, голову (головной мозг), то человек погибнет». (Фейд аль-Кадир, 2/23)

Пришло от Анаса, да будет доволен им Аллах: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл в Мекку для возмещения умры, а ибн Равваха, да будет доволен им Аллах, говорил стихами:
Освободите путь, о потомки кяфиров
Сегодня мы будем бить вас по его приказам
Таким ударом, который будет устранять голову с места её отдыха
И друг забудет своего друга». (Сахих ибн Хузейма, 4/199)

А так же, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал курейшитам в один из дней: «Слышите, о курейшиты, клянусь Тем, в Чей длани душа Мухаммада, я пришёл к вам с резнёй». И тогда людей охватил страх, и они сидели так тихо, что как будто на их головах сидели птицы… (ибн Хиббан, 14/526)

И пришло в другой достоверной версии этого хадиса: «О курейшиты, клянусь Тем, в Чей длани душа Мухаммада, я был отправлен к вам с резнёй», после чего указал на горло. (ас-Сикат ибн Хиббан, 1/70)

А так же в истории Мусы и Хыдыра, мир им: «И они отправились дальше,  пока не встретили юношу, который играл с другими детьми, и тогда Хыдыр взял и оторвал его голову». (Аль-Бухари, 1/57)

А в другой версии: «Отрубил» (аль-Бухари, 4/1757).

Поэтому, вид убийства отрубанием головы является законным действием, которое делали Пророки и Посланники, и хвала Аллаху в начале и в конце.

Тексты, касающиеся этого:

То, что пришло в хадисе, от Салямы ибн аль-Аква, да будет доволен им Аллах: «Мы сражались вместе с посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в походе с Хавазин. И вот, пока мы завтракали, неожиданно появился мужчина на красном верблюде и опустил его на колени. Затем, вынув стрелу из своего пояса, приковал ею верблюда. После он подошёл позавтракать вместе с народом. А когда он увидел в нас слабость и вялость в спинах, и некоторые из нас были пешими, он встал и спешно пошел, двигаясь к своему верблюду. Отвязав верблюда своего, он опустил его на колени и, сев на него, прикрикнул на него и верблюд понёсся с ним. И за ним последовал (в погоню) мужчина на верблюдице пепельного цвета».

Сказал Саляма: «Я же пустился в погоню и вот уже догнал его. Голова верблюдицы дошла до бедра верблюда. Затем я продвинулся вперёд ещё и взялся за поводья верблюда и опустил его на колени, а когда он положил свои колени на землю, я обнажил свою саблю и ударил голову мужчины, и он упал. Затем я привёл верблюда со всем (грузом), что был на нём. Меня встретил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и вместе с ним люди, и спросил: «Кто убил этого мужчину?» Они ответили: «Саляма Ибн Аль-Аква». Он сказал: «Он и забирает у него (убитого) все (трофеи)»». (Муслим, 3/1374)

Передаётся от Джундуба ибн Мукейса аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил отряд во главе с Абдуллой ибн Галибом аль-Лейси, и я был из них, и приказал напасть на племя аль-Муляввах, в местности «аль-Кадид». И когда мы дошли до неё мы встретили аль-Хариса ибн аль-Барса аль-Лейси, и схватили его. Тогда он сказал: «Я вышел, чтобы принять Ислам, я вышел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». На что мы сказали: «Если ты являешься мусульманином, то тебе не повредит наша верёвка один день и ночь, а если же ты не являешься таковым, то мы обезопасимся от тебя». И после чего мы связали его, и мы поставили смотреть за ним чёрного мужчину, и сказали ему: «Если он начнёт сопротивляться, то отруби ему голову»». (Табакат ибн Саад, 2/124)

Передаётся от Анаса, да будет доволен им Аллах: «Когда многобожники потерпели поражение, Дурейд ибн ас-Самма отошёл вместе с 600 человек на холм. После чего они увидели войско, на что он сказал: Оставьте их мне, и они оставили их. Он сказал: Это Када’а, у вас от них не будет проблем, после чего они увидели подобное войско, и он сказал: Это Сулейм… после чего они увидели одного всадника и Дурейд сказал: Оставьте его мне. Они сказали: на нём чёрная чалма, на что он сказал: Это аз-Зубейр ибн аль-Аввам и он будет с вами сражаться и выгонит с этого места. И когда аз-Зубейр увидел их, он сказал: что они тут делают? И пошёл в их сторону, и за ним пошли люди. Они убили из них 300 человек, и он отрезал голову Дурейда ибн ас-Самма и поставил её перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует». (Фатх аль-Бари, 8/42)

Передаётся от ибн абу Хадрада аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, что он рассказывал: «…. Я отложил свадьбу. Тут пришел человек из Бану Джушам ибн Муавия по имени Рифаа ибн Кайс или Кайс ибн Рифаа во главе большого рода из племени Бану Джушам и остановился вместе со всеми своими людьми в аль-Габе — пальмовой роще. Он хотел собрать племена Кайс для войны против Посланника Аллаха.

Пророк вызвал меня к себе вместе с двумя мусульманами и сказал: «Поезжайте к этому человеку и обо всем разузнайте!». Он дал нам старую тощую верблюдицу. Один из нас сел на нее, и, ей-богу, она не смогла встать, настолько она была слаба. Люди помогли ей встать, поддерживая сзади руками. Пророк сказал: «Езжайте на ней по очереди!» Мы выехали, взяв с собой стрелы и мечи. Когда вечером, с заходом солнца, мы подошли близко к селению, я спрятался в укрытии в одной стороне и велел двум своим приятелям сидеть в засаде еще с двух сторон их стоянки. Я им сказал: «Как только вы услышите, что я кричу: «Аллаху Акбар! Аллах Акбар!» и нападу на их лагерь, то вы тоже кричите: «Аллаху Акбар!» и нападайте вместе со мной!»

Мы в таком положении сидим и ждем какой-либо оплошности с их стороны, надеясь настичь кого-нибудь из них. Настала ночь, и стало темно. У них был пастух, который пас скот в этих местах. Он задержался, и они начали уже за него беспокоиться. Тогда их предводитель, тот самый Рифаа ибн Кайс встал, повесил свой меч на шею и сказал: «Ей-богу, пойду искать нашего пастуха. С ним случилось что-то неладное». Люди, находящиеся возле него, сказали: «Не ходи, ей-богу! Мы пойдем вместо тебя!» Но он возразил: «Кроме меня никто не пойдет!» Тогда они предложили: «Мы пойдем с тобой!» Он возражал: «Никто из вас не пойдет за мной!» Он пошел и проходил мимо меня. Получив удобный момент, я пустил в него стрелу и попал ему прямо в сердце. Клянусь Аллахом, он не промолвил ни слова. Я подскочил к нему и отрубил ему голову. И уйдя в сторону от лагеря, я начал кричать: «Аллаху Акбар!» Тут начали кричать мои два приятеля. И людям, находящимся в лагере, не оставалось ничего другого, кроме как спастись бегством с криками: «Быстрее! Давай! Давай!», взяв с собой всех, кого могли из женщин и детей, а также из имущества то, что смогли унести с собой. Мы угнали много верблюдов и захватили большую добычу. Все это привезли Посланнику Аллаха. Я принес ему голову Рифаа. Пророк дал мне из добычи тринадцать верблюдов для уплаты калыма. Таким образом, я женился». (Тарих ат-Табари, 2/147)

И из тонких доказательств этого вопроса, хадис о Софии бинт абдуль-Мутталиб, да будет доволен ею Аллах: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на сражение у Рва, он оставил своих женщин в башне (укреплении), которое называлось «Фари», и после чего пришли люди из яхудов. И один из них поднялся в крепость, чтобы посмотреть, и тогда София ударила по его голове, пока не отрубила её, после чего скинула им вниз, после чего они сказали: «Клянусь Аллахом, теперь мы знаем, что Мухаммад не оставил свою семью без присмотра (позади себя), ни без кого, и после чего они разошлись». (Аль-Муджам аль-Кабир, 24/321)

И даже женщины умели хорошо это делать. O, если были бы у нас мужчины на подобии Софии, да будет доволен ею Аллах!

А так же хадис Абдуллы ибн абу Ауфы, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился два ракаата в день, когда был обрадован отрубленной голове абу Джахля». (Ибн Маджах, 1/445)

Передаётся от Файруза ад-Дильми, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, с головой аль-Асвада аль-Анасий». (*Сказал ибн Хаджар: Он пришёл к Пророку с этой радостной вестью победы, однако когда он пришёл, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже умер). (Ат-Талхис, 4/108) (ан-Насаи аль-Кубра, 5/204)

Имам ан-Насаи, да помилует его Аллах, назвал главу этих хадисов: «Несение голов». (Ан-Насаи аль-Кубра, 5/204)

Пришло от Али, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда я убил Мархаба, я пришёл с его головой к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует». (Ахмад, 1/111)

Передаётся от Салямы ибн аль-Аква, насчёт битвы при Хайбаре: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Я непременно вручу это знамя тому человеку, который любит Аллаха и посланника Его и которого любят Аллах и посланник Его”. А наутро люди направились к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая увидеть, кому из них он вручит это знамя, и каждый из них хотел, чтобы знамя вручили ему. Однако он спросил: “Где Али бин Абу Талиб?” Люди сказали: “О посланник Аллаха, у него болят глаза”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пошлите за ним”. А когда его привели, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поплевал ему на глаза, обратился к Аллаху с мольбой за него и он сразу же выздоровел, будто с ним ничего и не было, и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вручил знамя ему.

И когда мы подошли к Хайбару, появился их предводитель Мархаб, который принялся расхаживать перед нами, держа в руках меч и произнося такие стихи:

Уже узнал Хайбар, что я — Мархаб,

Боец, хорошо вооруженный и испытанный

В войнах, когда они начинаются, разгораясь!

 

После чего вышел Али и сказал:

Я — тот, кого мать моя назвала Хайдаром.

Подобен я страшному на вид льву, обитающему в лесах,

И погублю я многих и многих из вас!

А потом он ударил Мархаба по голове и убил его, и в конечном итоге его усилия помогли мусульманам одержать победу». (Муслим, 3/1440)

Приводится, что Халид, да будет доволен им Аллах, в войне против муртадов отрубил голову одному из предводителей муртадов, после чего приказал положить его голову между двух кирпичей. После чего поставил на эти три (два кирпича и голову) котёл, после чего поел из него еду той ночью, для того чтобы устрашить бедуинов из числа муртадов и других. (Аль-Бидая уа ан-Нихая, 6/322)

И все эти тексты, которые мы привели от сподвижников, являются явными в доказательстве законности отрубания голов преступных враждующих кяфиров, всё равно, будь они мёртвыми или живыми.

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Учёные разногласили насчёт слов имама, который скажет: «Кто разрушит эту крепость, то ему то-то…», или «Кто дойдёт до такого-то места, то ему то-то…», или же «кто принесёт голову, то ему то-то…», или «Кто приведёт пленника, то ему то-то…», побуждая войско…

От Малика приводится, что он не дозволял это, и сказал, что это является сражением за дунью, а ас-Саури сказал, что нет в этом проблем.

И в похожем смысле пришёл хадис от ибн Аббаса: «Когда был день Бадра, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто убьёт кого-то, то ему то-то, кто приведёт пленника, то ему то-то…»». (Тафсир аль-Куртуби, 7/363)

Пришло в «Фатава ас-Сугди» следующее: «Второе: если он скажет: Кто принесёт мне голову, то ему то-то… или же убьёт, то ему то-то…
И если он принесёт голову, или же убьёт, но не принесёт голову, то он заслуживает награды в соответствии с условием. А если он принесёт голову и неизвестно, он ли убил его или же другой, то он не заслуживает этого, кроме как если будет доказательство, что это сделал он». (Фатава ас-Сугди, 2/721)

Сказал ибн Абдуль-Барр, да помилует его Аллах: «Нет проблем в том, чтобы имам сказал: Кто принесёт голову, то ему то-то… кто принесёт руку, то ему то-то…, побуждая войско. Сказал аль-Хасан аль-Басри, да помилует его Аллах: «То, что имам даёт дополнительно, то это дозволено»». (Ат-Тамхид, 14/55)

Сказал имам ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «И это как слова имама: Кто убьёт кого-либо, то ему его трофеи, и кто принесёт голову, то ему то-то…, давая дополнительно тому, кто сделал больше блага, чтобы это тем самым побуждало других в том, что используется для подчинения Аллаха и Его посланника». (Аль-Фурусия, стр. 332)

Пришло в «Хашия ибн Абидина»: «И если пленники будут убитыми, и имам скажет: Кто отрубит им головы, то ему награда 10 дирхамов, и после чего это сделает мусульманин или зиммий, то он заслужит эти деньги». (Аль-Хашия, 4/155)

 

Перевел Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.