Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятнадцатая. Часть 2

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятнадцатая. Часть 2

Прошение помощи в сражении у кяфиров, муртадов и разных заблудших групп. Часть 2

Третье — Обсуждение доказательств тех, кто дозволяет прибегать за помощью при условиях.

Те доказательства, которые взяли за основу те из учёных, кто дозволяет обращаться за помощью к кяфирам, при их рассмотрении не являются сильными ни со стороны передач (хадисов), ни со стороны текстов:

 

Первое доказательство:

«Те, кто принял Ислам из жителей Мекки, вышли вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на Хунейн пешими и верхом, чтобы посмотреть за кем будет победа и получить трофеев (в случае победы). И даже абу Суфьян вышел в конце войска, и каждый раз не проходил мимо щита, копья или чего-либо ещё, кроме как собирал это, пока не был ранен (порезан) его верблюд». (ас-Сияр аль-Кабир уа шархуху, 4/191)

И подобно этому из того, что приводится: «Вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вышли восемьдесят многобожников, из них были Софван ибн Умейя и Сухейль ибн Амр». (ас-Сира аль-Халябия, 3/64)

И это доказательство опровергается с нескольких сторон.

Первая сторона:

Основа этих передач приводится в «Магази аль-Уакидий», где он сказал: «Вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, вышли много людей из числа многобожников, из них был Софван ибн Умейя… И вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на Хунейн вышли жители из Мекки, будучи пешими и верхом, чтобы посмотреть за кем будет победа, чтобы получить трофеев (в случае победы), и им не было ненавистно если удар (потрясение) получили бы Пророк и его сподвижники…» (3/890)

И подобное этому передачи не могут быть доказательством, к которым возвращаются и на котором строятся Шариатские ахкамы, ни при каких-либо обстоятельствах. Тем более, когда они противоречат достоверным хадисам, потому что эти передачи являются очень слабыми и теми, у которых вообще в основе нет цепочки. Как же тогда можно брать их в доказательствах и отталкивать то, что является ясным как солнце в небе?!

И известным является то, что отдельные передачи аль-Уакидия не берутся за доказательство, что же тогда говорить о тех передачах, которые он привёл вообще без цепочки передачи.

Вторая сторона:

Эти передачи насчёт выхода многобожников вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на Хунейн, являются из «мурсалей (Слова табиина «Сказал Пророк» не упоминая при этом передачу от сподвижника) аз-Зухри», и это не являются доводом, как мы это позже разъясним ин ша Аллах.

Третья сторона:

Даже в этих передачах нет ни малейшего указания на то, что кто-либо из многобожников вышли для сражения, однако там упоминается, что они вышли, чтобы посмотреть и с надеждой получить трофеи.

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Муса ибн Укба упомянул в «аль-Магази», от аз-Зухри, что он сказал, что: когда Аллах даровал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открытие Мекки, он вышел против Хавазинов и с ним вышли жители Мекки, пешими и верхом, даже женщины, чтобы посмотреть и, надеясь на трофеи и вместе с этим им не было ненавистно, что если бы удар (поражение, потрясение) получил бы Пророк и его сподвижники. И так же сказано, что с ними был абу Суфьян ибн Харб и Софван ибн Умейя». (аль-Бидая уа ан-Нихая, 4/330)

Четвёртая сторона:

В достоверных передачах приводится, что те, кто вышел вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на Хунейн из числа мусульман, были известны именами «мусульмане открытия (Мекки)», а так же «освобождённые».

Приводится от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда быль день Хунейна, Хавазины, Гатафан и другие выдвинулись вперёд вместе со своими семьями и скотом, и вместе с Пророком было 10 тысяч и освобождённые, и они все от него убежали, пока он не остался один…

После чего многобожники потерпели поражение, и он получил много трофеев, поделив их между мухаджирами и освобождёнными, при этом ничего не дав ансарам…» (аль-Бухари, 4/1576, Муслим, 2/735)

Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «Слова: и с ним были освобождённые — это те, которые приняли Ислам в день завоевания Мекки». (Шарх Муслим, 7/153)

Так же передаётся от Анаса, да будет доволен им Аллах, что Умм Сулейм в День Хунейна взяла кинжал… и сказала: «О посланник Аллаха, убей тех, кто позади нас из числа освобождённых, они разбежались и оставили тебя без помощи». На что он сказал: «О Умм Сулейм, поистине достаточно Всевышнего Аллаха». (Муслим, 3/1442)

Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «Это те, кто принял Ислам из жителей Мекки, они были так названы, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оказал им благодеяние и отпустил их, и в их Исламе была слабость. Поэтому Умм Сулейм подумала, что они лицемеры и что они достойны смерти из-за того, что разбежались и по другим причинам». (Шарх Муслим, 12/188)

И пришло в хадисе Абу Уакида аль-Лейси, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда мы выходили с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на битву при Хунейн, мы были ещё новообращёнными в Ислам. У мушриков было дерево сидра, вокруг которого они собирались и вешали на него своё оружие. Его называли «Зату анват». Проходя мимо этого дерева сидра, мы сказали: «О Посланник Аллаха, установи и нам такой же «Зату анват», как и «Зату анват», имеющийся у мушриков». На что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал следующее: «Аллаху Акбар! Это является из сунн Аллаха! Клянусь Аллахом, в руках которого моя душа, вы сказали то, что сыновья Исраила сказали Мусе, мир ему: «О Муса! Сделай нам божество, такое же, как у них». Он сказал: «Воистину, вы — невежественные люди» (Преграды, 138 аят). Вы последуете путём тех, кто был прежде вас». (ат-Тирмизи, 4/457)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел вместе с 12 тысячами мусульман. Из них 10 тысяч шли с ним из Медины и 2 тысячи из мусульман Мекки, и они — освобождённые, вместе с теми, кто присоединился к нему из числа бедуинов из Сулейма, бану Киляб, Абас, Забьян. И он оставил за старшего в Мекке Итаба ибн Усейда. И в этом походе невежды из бедуинов увидели зелёное дерево, и у них в джахилии было известное дерево, которое называлось «Зат Анват»…» (Тафсир аль-Куртуби, 8/97)

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Сражение при Хунейне было после открытия Мекки в месяце Шавваль 8 года по хиждре. И это было после того, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, освободился после открытия Мекки и после того, как дела в ней успокоились, и большинство её жителей приняли Ислам, и он отпустил их. Тогда до него дошла весть, что Хавазины готовят войско, чтобы сражаться с ним…

Тогда он вышел вместе со своим войском, с которым пришёл из Медины, и их было 10 тысяч из числа мухаджиров и ансаров и так же арабских племён, а так же с ним были те, кто принял Ислам из освобождённых жителей Мекки, и их было две тысячи… ». (Тафсир ибн Касир, 2/344)

И это всё указывает явным указанием на то, что те, кто вышел вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в день Хунейна, были мусульманами. И никто из разумных людей, тем более учёных, не скажет, что эти достоверные передачи равняются по степени тем, которые были упомянуты выше, которые взяли за доказательство те, кто дозволяют обращаться к кяфирам за помощью.

Пятая сторона:

Известно, что абу Суфьян, да будет доволен им Аллах, принял Ислам в год завоевания Мекки до сражения при Хунейне, и что он участвовал в этом сражении, будучи мусульманином, поэтому этим самым выясняется ложность этих слабых передач, которые были взяты за доказательства.

Приводится в известной истории открытия Мекки, что аль-Аббас, да будет доволен им Аллах, пришёл вместе с абу Суфьяном к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, до захождения мусульман в Мекку. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им прийти утром, после чего, когда посланник Аллаха утром увидел абу Суфьяна, он сказал ему: «Горе тебе, о Абу Суфьян, разве не пришло время для тебя признать, что нет никого достойного для поклонения кроме Аллаха». На что абу Суфьян ответил: «Пусть мои родители будут выкупом за тебя, насколько же ты кроткий, благородный, и поддерживающий родственные связи (или договора). Клянусь Аллахом, я знаю, что если бы помимо Аллаха был хоть какой-либо бог, то он бы хоть как-нибудь помог». Тогда посланник Аллаха спросил его: «Горе тебе, о абу Суфьян, разве не пришло для тебя время признать, что я посланник Аллаха?» На что он сказал: «Пусть мои родители будут выкупом за тебя, насколько же ты кроткий, благородный, и поддерживающий родственные связи (или договора). Но что касается этого, то у меня до сих пор остаются некоторые сомнения. Тогда аль-Аббас сказал: «Горе тебе, прими Ислам до того, пока тебе не отрубили голову», после чего абу Суфьян принял Ислам». (ас-Сикат ибн Хиббана, 2/47)

Сказал ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Сахр ибн Харб ибн Умея ибн абд-Шамс ибн абд-Манаф абу Суфьян аль-Кураши аль-Амави известен своим именем и куньей… Принял Ислам в год завоевания и участвовал при Хунейне и ат-Тоифе, будучи из недавно принявших Ислам (чей Ислам ещё не окреп)». (аль-Исаба, 3/412)

Шестая сторона:

Ясное разъяснение насчёт того, что мусульмане в сражении при Хунейне не находились в нужде, чтобы просить кого-либо о помощи в сражении, наоборот, их было много до открытия Мекки, что же тогда говорить о том, когда к ним ещё присоединились после её открытия.

Явно утверждено в Куране, Сунне и единогласным мнением, что мусульман в сражении при Хунейне было намного больше, чем их врагов, до того, что некоторые даже сказали: «Сегодня мы не потерпим поражение из-за малочисленности», и священный Куран «записал» это, как сказал Всевышний Аллах: «Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять». (ат-Тауба, 25 аят)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Сказал Всевышний Аллах: «…когда вы радовались своей многочисленности». Сказано, что их было 12 тысяч, а так же было сказано, что их было 11 с половиной тысяч, другие же сказали 16 тысяч, и некоторые сказали: сегодня мы не потерпим поражение из-за малочисленности. И они были оставлены без помощи из-за этих слов, и потерпели поражение в начале, как мы об этом упомянули (раньше), пока они не вернулись (к истине). И после этого победа досталась мусульманам. И Всевышний Аллах разъяснил, что победа приходит только с помощью Аллаха, а не из-за многочисленности: «Если же Он лишит вас поддержи, то кто вам окажет помощь вместо Него?» (Семейство Имрана, 160 аят)» (Тафсир аль-Куртуби, 8/100)

И уже упоминался хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что мусульман в битве при Хунейне было 10 тысяч, помимо освобождённых. (аль-Бухари, 4/1576, Муслим, 2/735)

И это всё является ясным насчёт того, что мусульмане в этой битве не нуждались в какой-либо помощи. А те, кто говорит о дозволенности взятия помощи, ограничивают это тем, чтобы у мусульман была нужда или необходимость на это. Или же им надо сказать, что дозволено обращаться за помощью к многобожникам, даже если на это не будет нужды, но они так не говорят и не скажут, и никто из учёных такого не говорил.

Или же они должны принять, что те цепочки (хадисов) на которые они опирались, являются слабыми с разных сторон, и это является правильным (решением).

 

Второе доказательство:

История о взятии для помощи Софвана ибн Умею в сражении при Хунейне, когда он был многобожником. И это опровергается с нескольких сторон:

Первая сторона:

Слова, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял в помощь Софвана на сражение, не приводятся ни с достоверной версией (хадиса) ни со слабой, однако всё, что приведено насчёт этого — в недостоверных передачах — это то, что он вышел вместе с группами мусульман, которые направлялись на сражение.

Вторая сторона:

В этих же самых передачах приводится то, что опровергает и обрубает их доводы.

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Муса ибн Укба упомянул в «аль-Магази», от аз-Зухри, что он сказал, что: когда Аллах даровал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, открытие Мекки, он вышел против Хавазинов и с ним вышли жители Мекки, пешими и верхом, даже женщины, чтобы посмотреть и, надеясь на трофеи. И вместе с этим им не было ненавистно, если бы удар (поражение, потрясение) получил бы Пророк и его сподвижники. И так же сказано, что с ними был абу Суфьян ибн Харб и Софван ибн Умейя…
После чего абу Суфьян, Софван и Хаким ибн Хизам, отошли назад и стали ожидать за кем будет победа… И Софван отправил юношу сказав ему: Послушай, что говорят люди, и когда юноша рассказал ему, он сказал: Мухаммад победил…» (аль-Бидая уа ан-Нихая, 4/330)

Даже в этой передаче, которую взяли за основу, упоминается, что они не участвовали в сражении, и отошли подальше, пока Софван не отправил юношу, чтобы узнать результат сражения…

Третья сторона:

Это то, что мы уже разъяснили, что никто из многобожников не участвовал в сражении при Хунейне, и что мусульмане ни в ком не нуждались.

Четвёртая сторона:

Сказал Всевышний Аллах: «Аллах одарил вас победой во многих местах и в день Хунейна, когда вы радовались своей многочисленности, которая ничем вам не помогла. Земля стала тесной для вас, несмотря на ее просторы, и вы повернули вспять. Потом Аллах ниспослал спокойствие Своему Посланнику и верующим, ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим!» (ат-Тауба, 25-26 аяты)

Подумай о словах: «ниспослал воинов, которых вы не видите, и подверг мучениям тех, кто не верует. Таково возмездие неверующим!»

Сказал Саид, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах даровал Своему Пророку поддержку в день Хунейна в пять тысяч ангелов». (Тафсир ат-Табари, 10/103)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Поистине Хавазины в день Хунейна пришли с овцами, верблюдами, и скотом, и поделили их на два ряда, чтобы их численность казалась больше, после чего мусульмане и многобожники встретились и мусульмане разбежались, как это упомянул Коран. Тогда посланник Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я раб Аллаха  и Его посланник», после чего Аллах разгромил многобожников и мы даже не ударили никого мечом и не проткнули копьём». (Сахих ибн Хиббана, 11/169)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Мы открыли Мекку, после чего направились на сражение Хунейн.
Многобожники пришли и выстроили ряды самым наилучшим образом, что я когда-либо видел. Ряд конницы, ряд пеших, ряд женщин позади их, а после чего уже разный скот…

Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Аллахом, мы не успеем до них дойти, кроме как Аллах разгромит их».

После чего мы взяли всё это имущество и направились в Тоиф, и осаждали их сорок ночей». (Муслим, 2/736)

Так же передаётся от аль-Аббаса, да будет доволен им Аллах: «После чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взяв горсть камней, бросил их в сторону врага, сказав: «Они повержены, клянусь Господом Мухаммада»…

И клянусь Аллахом, с тех пор как он кинул эту горстку, я видел, как они ослабли и после чего начали разбегаться» (Муслим, 3/1398)

Передаётся от Саляма ибн аль-Аква, да будет доволен им Аллах: «Мы выступили в поход на Хунайн вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует…

Когда же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (оказался в окружении множества врагов), он спустился (на землю) со своей мулицы, взял горсть земли, бросил её в лица врагов и сказал: “Да исказятся лица!” И глаза каждого из этих созданных Аллахом людей наполнились землёй из этой горсти, после чего они обратились в бегство. Так Всемогущий и Великий Аллах нанёс им поражение, а посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделил между мусульманами военную добычу, (захваченную у врага)» (Муслим, 3/1402)

Поэтому из того, что предшествовало, является явным, что Всевышний Аллах избавил Своего Посланника от того, чтобы он прибегал к тем, кого Он описал как «наджас».

Поэтому в данном случае никак нельзя сказать, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял помощью кого-либо из мушриков в этой битве, и в действительности это является бессмысленными словами.

Пятая сторона:

Пришло в достоверных хадисах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял помощью оружие и снаряжение Софвана, а не самого Софвана, и мусульмане в этой битве вообще никак не нуждались в Софване, как мы это уже привели.

Передаётся от Умейи ибн Софвана ибн Умея, от его отца, то что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял в день Хунейна у него на пользование кольчуги, и он спросил его: «Ты отбираешь это насильно о Мухаммад?», на что Пророк ответил ему: «Нет, однако, эта вещь, взятая взаймы» (аль-Мустадрак, 2/54).

Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, взял на пользование у Софвана кольчуги и мечи, в день Хунейна, и тогда тот спросил: «О Посланник Аллаха, эти вещи потом вернуться (мне обратно) ?», на что посланник Аллаха ответил: «Да, вернуться» (аль-Мустадрак, 2/54).

Передаётся от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился на Хунейн… после чего Пророк отправил к Софвану ибн Умея и спросил у него сотню кольчуг. Тогда тот спросил: «Ты отбираешь это, о Мухаммад?», на что он ответил: «Нет, однако я беру это на пользование под ответственность, пока мы тебе их не отдадим». После чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился дальше (аль-Бейхакы аль-Кубра, 6/89).

Эти и другие тексты указывают на то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не обращался за помощью (имеется ввиду за физической помощью — ИД) к Софвану.

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «А так же дозволено брать на пользование оружие, а так же имаму дозволено занимать деньги при нужде, и возвращать их его владельцу, и хадис Софвана основа в этом разделе». (Тафсир аль-Куртуби, 8/99)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Имам может занять на время оружие многобожников и их орудия для сражения с врагом, как это сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с кольчугами Софвана, когда тот был ещё многобожником». (Зад аль-Маад, 3/479)

Шестая сторона:

То, что привёл ибн Исхак: «Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал войско на Хавазин, ему упомянули, что у Софвана ибн Умеи есть кольчуги и оружие, и тогда он отправил за ним, и тот тогда ещё был многобожником. Пророк сказал ему: «О абу Умея, одолжи нам своё оружие, чтобы мы встретили с ним наших врагов». Тогда Софван спросил: «Ты отнимаешь это о Мухаммад?», на что Пророк ответил: «Нет, однако мы берём её под ответственность, пока не отдадим», на что тот ответил: «Тогда нет проблем», и он дал ему сто кольчуг. И так же люди сказали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, попросил его принести их, и он сделал это». (Сира ибн Хишама, 5/108)

И эта передача указывает на то, что выход Софвана с войском мусульман вообще не был для сражения, однако для того, чтобы доставить кольчуги и оружие, так как он договорился с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Третье доказательство:

Что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за помощью к яхудам из бану Кайнука, которые были сильными.
И это доказательство, как и предыдущее, так же отвергается.

Эта история приводится с двух версий.

Первая: То, что передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за помощью к яхудам бану Кайнука, и дал им малые дары из трофеев. (Аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/53)

Сказал аль-Бейхакы, да помилует его Аллах: «Эту передачу отдельно передал аль-Хасан ибн Аммара, а он оставляемый (его хадис не принимается), и до нас не дошло насчёт этого, чего-либо достоверного». (Аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/53)

Сказал ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Эту передачу отдельно передал аль-Хасан ибн Аммара, а он оставляемый (его хадис не принимается)». (Ад-Дирая, 2/125)

Вторая: Передаётся от аз-Зухри, да помилует его Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сражался вместе с людьми из яхудов, и дал им из трофеев. (Ат-Тирмизи, 4/127)

Сказал аль-Бейхакы, да помилует его Аллах: «Цепочка этой передачи прерывается… сказал аш-Шафии: Хадис с прерывающей цепочкой не является для нас доводом» (аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/53).

И это слова имама аш-Шафии, (хотя он из тех, кто дозволил обращаться к кяфирам за помощью, взяв за довод хадис с обрывающейся цепочкой) насчёт отсутствия довода того, что привёл аз-Зухри.

И к этому ещё добавляется то, что отдельными «мурсали» (слова табиина «Сказал Пророк» не упоминая при этом передачу от сподвижника) аз-Зухри не являются доводами.

Сказал имам аз-Захаби, да помилует его Аллах: «Сказал Яхья ибн Саид аль-Каттан: «Мурсаль» аз-Зухри хуже, чем «мурсали» других, потому что он хафиз, и каждый, кто способен назвать передатчика — называет его, а не называет тот, кто не любит это делать (из-за того, что передатчик может быть слабым).

Я говорю (т.е. аз-Захаби): «Мурсали» аз-Зухри как «аль-Му’даль» (когда в цепочке хадиса обрываются два передатчика подряд), потому что он не упоминал сразу двоих. И не позволено полагать, что он не упомянул только сподвижника, потому что он непременно упомянул бы его, если бы передавал напрямую. А те, кто посчитал «мурсали» аз-Зухри как «мурсали» Саида ибн аль-Мусейба  и Урвы аз-Зубейра, и им подобным, тот не понимает, что говорит. Да, его «мурсали» схожи с «мурсалями» Катады и подобных ему.

Сказал абу Хатим: Нам рассказал Ахмад ибн абу Шурейх:  Я слышал, как аш-Шафии говорит: «Мурсаль» аз-Зухри» является ничем, потому что мы нашли как он передаёт от Сулеймана ибн Аркама». (Сияр А’алям ан-Нубаля, 5/338)

Сказал ибн абу Хатим ар-Рази: «Глава: Что упоминается насчёт мурсаля, и того, что он не является доводом.

Нам рассказал Ахмад ибн Синан, что Яхья ибн Саид аль-Каттан считал «мурсаль» аз-Зухри и Катады ничем и говорил: Это подобно ветру.
А так же передаётся от Аббаса ад-Даури, от Яхьи ибн Маина, что он сказал: «Мурсали» за-Зухри являются ничем». (Аль-Марасиль ибн Хатим, стр. 3)

А так же имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, сказал насчёт слабости «Мурсалей» аз-Зухри. (Джами аль-улюм уа аль-хикам ибн Раджаба, стр. 171)

Аль-Уакыди передал от ибн абу Сабры, от Футейра аль-Харисий, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел вместе с десятью людьми из числа яхудов в сторону Хейбара, и дал им долю из трофеев как две доли трофеев мусульман». (Аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/53)

Сказал аль-Бейхакы, да помилует его Аллах: «Цепочка прерывается, и является слабой». (Аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/53)

И уже пришли слова аль-Бейхакы выше: «…и до нас не дошло насчёт этого чего-либо достоверного». (Аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/53)

А так же аз-Зейли аль-Ханафи, да помилует его Аллах, посчитал слабыми передачи насчёт помощи яхудами Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Сказал аль-Бейхакы: Его передача прерывается и является слабой.

Сказал автор «ат-Танкыха»: «Мурсали» аз-Зухри являются слабыми, и Яхья ибн аль-Каттан считал его и «мурсали» Катады ничем. А так же говорилось, что они подобны ветру.

А передача насчёт доли трофеев яхудам, то тут подразумеваются малые дарования из трофеев, однако эта передача так же слаба». (Насб ар-Рая, 3/422)

А так же передачи насчёт этого посчитал слабыми один из самых больших исследователей ханафитского мазхаба аль-Камаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах: «Передаётся от ибн Аббаса, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за помощью к яхудам бану Кайнука, и даровал им малые дарования из трофеев, однако не дал им долю». Но это передал ибн Аммара, а он является слабым передатчиком.

А аль-Уакиди привёл от Махьяса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел вместе с десятью людьми из яхудов на Хейбар…
однако говорится, что он не дал им доли, а просто выделил малые части. А так же ат-Тирмизи привёл от аз-Зухри, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выделил доли яхудам, которые сражались вместе с ним. И это цепочка прерывается, вместе с тем, что Яхья ибн Саид аль-Каттан считал «мурсали» аз-Зухри и Катады ничем, и говорил, что они подобны ветру. И нет сомнения, что эти передачи не равны с теми, которые запрещают обращаться за помощью». (Шарх Фатх аль-Кадир, 5/503)

 

Четвёртое доказательство:

История «Казмана», в которой приводится, что он вышел, будучи многобожником в день Ухуда, и был испытан хорошим испытанием, и убил троих из бану абд ад-Дар, которые в тот день были знаменосцами многобожников, и даже Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине Аллах защищает эту религию даже нечестивыми людьми». (Нэйль аль-Аутар, 8/44)

И это отвергается с нескольких сторон:

Первая:

Слабость этой истории в основе.
Сказал аль-Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Ибн аль-Джаузи в «аль-Мушкиль» сказал, что история, которую привёл Сахль ибн Саад, случилась при Ухуде, и что имя этого человека Казман аз-Зафри, и он не вышел изначально вместе с мусульманами в день Ухуда. Тогда женщины начали упрекать его в этом, после чего он вышел и когда дошёл, встал в первый ряд, и стал первым, кто выстрелил из лука, после чего, взяв в руки меч сделал много удивительных вещей. И когда мусульмане начали разбегаться он поломал ножны своего меча и сказал: Смерть лучше бегства. И когда Катада ибн ан-Нуман проходил мимо него, он сказал: Пусть твоя шахада будет благословенной, на что он ответил: Клянусь Аллахом, я не сражаюсь за религию, однако я сражаюсь за свой народ. После чего ранения ослабили его, и он убил сам себя.

Я (ибн Хаджар) говорю: Эта история взята из «Магази аль-Уакыди», и его отельные истории не являются доводами, (если они не подкреплены от других историков и имамов), что же тогда говорить, если его истории противоречат другим». (Фатх аль-Бари, 7/472)

Вторая сторона:

Эта история — вместе с тем, что она в своей основе не достоверна — никак не указывает на то, что человек по имени Казман по внешним признакам был кяфиром, наоборот в ней явно указывается на то, что он проявлял Ислам, поэтому Катада и сказал ему слова насчёт шахады.

Третья сторона:

То, что приводится в двух достоверных сборниках, указывает на Ислам этого человека.

Передают со слов Сахля ибн Сада ас-Са’иди, да будет доволен Аллах ими обоими, что во время одного из походов посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встретился с многобожниками, и мусульмане сразились с ними, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в свой лагерь, а [многобожники] — в свой. Среди сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был один человек, не упускавший ни одного случая, чтобы не пуститься в погоню за многобожником и зарубить его мечом. И люди стали говорить: «Сегодня никто из нас не сражался так, как сражался такой-то!» Однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он — из числа обитателей Огня».

Тогда кто-то из людей сказал себе: «Я буду повсюду следовать за ним», и в следующий раз поехал вместе с этим человеком, останавливаясь там, где останавливался он, и спеша, когда спешил он. Некоторое время спустя, получив тяжелое ранение и желая как можно быстрее расстаться с жизнью, этот смельчак приложил рукоять своего меча к земле, а его остриё — к груди, бросился на меч и покончил с собой. После этого человек, который следовал за ним, пришёл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Свидетельствую, что ты — посланник Аллаха!»

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «А что случилось?» Тот сказал: «Дело касается того человека, которого ты назвал одним из обитателей Огня, — что поразило людей. После этого я сказал: «Я расскажу вам о нём», и неотступно следовал за ним, пока он не получил тяжелое ранение. Желая как можно быстрее расстаться с жизнью, он приложил рукоять своего меча к земле, а его остриё — к груди, бросился на меч и покончил с собой».

Выслушав его, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Рая, тогда как он относится к числу обитателей Огня, и людям может представляться, что человек совершает дела обитателей Огня, тогда как он — из числа обитателей Рая!» (аль-Бухари, 3/1061, Муслим, 1/106)

А так же ибн Хаджар, да помилует его Аллах, упомянул этого человека в своей книге «аль-Исаба»: «Казман ибн аль-Харис, про кого приводится история при Ухуде, — было сказано, что он умер кяфиром, потому что в тех версиях он открыто сказал неверие.

И это основывается на том, что это одна история, которая случилась с одним человеком.

Другое же мнение, что таких историй несколько.

Сказал ибн Кутейба в «аль-Маариф»: Он убил себя, и он был мунафиком, и насчёт него посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах укрепляет эту религию даже нечестивыми людьми», и ибн Исхак и аль-Уакыди упомянули его историю…» (аль-Исаба, 5/440)

И это всё явно указывает на то, что данный человек — Казман — был из тех, кто проявляет Ислам, даже если мы признаем, что он был кяфиром внутри, то это куфр нифак, и он был мунафиком, однако наша тема о обращении за помощью к явным кяфирам, и из утверждённого правила считается, что ахкамы построены на внешних признаках, а не на скрытых.

А что же касается взятием за доказательства слов: «Поистине Аллах поддерживает эту религию даже нечестивыми людьми» (аль-Бухари, 3/1114, Муслим, 1/105), то это ещё более далёкое доказательство, потому что в этом хадисе упоминается только то, что Аллах по Своему предопределению укрепляет, даёт поддержку и победу этой религии посредством действий некоторых Своих нечестивых рабов. И это является очевидным делом, которое наблюдается в действительности, и в этом хадисе никак ничто не указывает на то, что можно обращаться за помощью к кяфирам. И взятие доказательством этот обобщённый хадис в данном частном вопросе является удивительным делом. Тем более, что пришли другие хадисы, запрещающие обращаться за помощью к кяфирам, которые конкретизируют этот общий хадис.

И подобно этому удивительному взятию за доказательство, так же взято за доказательство следующий хадис: «Вы заключите мир с потомками Рума и вместе будете сражаться против общего врага. Вы одержите верх, захватите богатую добычу, и наступит мир. Однако на обратном пути между вами возникнут разногласия. Один из христиан поднимется на холм, поднимет крест и закричит: “Крест одержал победу!» Один из мусульман разгневается и сбросит крест вниз. После этого римляне отойдут и начнут готовиться к кровопролитному сражению». (абу Дауд, 3/86)

Этот хадис является из тех хадисов, в которых Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о больших делах и тяжёлых временах в будущем. И это то, что учёные называют: «хадисы насчёт смут и сражений». Поэтому в этих хадисах только упоминаются события, и не указывается какая-либо дозволенность или запрет, кроме как с явным доказательством.

Ибн Хиббан, да помилует его Аллах, озаглавил главу с этими хадисами, сказав: «Упоминание событий, которые описывают перемирие мусульман с римлянами». (Сахих ибн Хиббан, 15/101)

А абу Дауд, да помилует его Аллах, сказал: «Глава: То, что упоминается насчёт сражений римлян». (Абу Дауд, 4/109)

А так же ибн Маджа: «Глава: Сражения». (Ибн Маджа, 2/1369)

Поэтому, исходя из того, что было приведено, для каждого беспристрастного и справедливого становится очевидным слабость доказательств тех, кто сказал о дозволенности обращения за помощью у кяфиров.

 

 

Перевёл Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.