Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятнадцатая. Часть 3

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава пятнадцатая. Часть 3

Третье – Доказательства тех, кто запрещает обращаться за помощью к кяфирам.

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передаётся, что она сказала: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на сражение при Бадре, около «Хира аль-Уабра» его догнал человек из многобожников, который был очень смел и отважен, и когда сподвижники увидели его, они очень обрадовались. Он сказал посланнику Аллаха: Я пришел, чтобы последовать за тобой и разделить с тобой беды. На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: Веришь ли ты в Аллаха и в Его посланника? Он сказал: Нет. Тогда посланник Аллаха сказал ему: Возвращайся, мы не прибегаем за помощью к многобожникам. После чего, когда мы дошли до «аш-Шаджара» он опять пришёл и сказал то же самое что и в первый раз, и посланник Аллаха спросил его то же самое, и когда он сказал нет, Пророк так же ответил: Возвращайся, мы не прибегаем за помощью к многобожникам. И после чего, когда мы дошли до «аль-Бейда» он опять догнал и повторил свои слова, и когда посланник Аллаха спросил его, верит ли он в Аллаха и в Его посланника, он ответил: Да. Тогда Пророк сказал ему: Тогда идём». (Муслим, 3/1449)

И это является явным текстом, запрещающим многобожникам участвовать в сражении. Из этого хадиса мы видим, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернул этого многобожника и запретил ему участвовать в сражении, взяв за причину: «Возвращайся, мы не прибегаем за помощью к многобожникам».

Его слова: «многобожникам» − объяснение описания, с которым связан хукм «не прибегаем за помощью».

И это подтверждают его слова: «Веришь ли ты в Аллаха и в Его посланника?» И это является явным доказательством того, что запретом на сражении является куфр и ширк, и ничто другое.

А что касается толкования ясного хадиса тем, что он его отверг в надежде на то, что он примет Ислам, или же, что это дело решает имам если пожелает, возьмёт их помощью или же нет, то мы ответим на это следующим:

− Основа − это брать внешние тексты, применять их на их действительность, пока это не запретит другой ясный достоверный хадис, а что касается простого мнения − то, в этом нет ни малейшего довода.

− К толкованию текста ни прибегают, кроме как если ему внешне противоречит другой хадис, тогда в таком случае мы будем прибегать к толкованию, соблюдая его условия, как средство от избавления противоречия. Но в данном случае у нас нет ни одного ясного достоверного текста, дозволяющего брать кяфиров в помощь, наоборот у нас есть тексты подтверждающие тоже самое, что приводится в хадисе, передаваемым от Айши, да будет доволен ею Аллах.

— Является единогласной основой, что ахкамы, взятые из речи Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, надо брать какими они есть, общими и обобщёнными. А что касается толкования его речей вероятными далёкими толкованиями, то в таком случае у нас не останется ни одного явного текста, кроме как его можно будет изменить.

— Отсюда же, толкование его, да благословит его Аллах и приветствует, слов, обосновывая это далёкими доводами, которые никак нельзя узнать — является очень опасным делом, которое в дальнейшей позволяет изменить Шариат и решать всё простым мнением. Откуда мы тут можем знать, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернул того мушрика с надеждой, что он примет Ислам!? Разве это не является наговариванием на Аллаха без знания!?

— Из-за слабости этих толкований это отверг аль-хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, сказав: «Что касается того, что он сказал ему: Я не прибегаю за помощью к мушрикам. В надежде, что он примет Ислам, или же, что это дело на усмотрение имама, то в каждом из этих толкований есть сомнения, потому что текст пришёл обобщённый в контексте обобщения, поэтому кто утверждает обратное, то он нуждается в доказательстве». (Фатх аль-Бари, 6/180)

Сказал имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «А что касается того, что аль-Бейхакы привёл из текста аш-Шафии, да помилует их Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался от помощи в надежде на то, что они примут Ислам, то насчёт этого есть сомнения, потому что его слова: Я не прибегаю за помощью к многобожникам − обобщённые. А так же это касается того, что это дело на усмотрение имама». (Нэйль аль-аутар, 8/44)

Сказал аль-Бейхакы, да помилует его Аллах: «Глава: Не подобает судье и правителю брать писца из числа зиммиев, а так же ставить зиммия в положение, в котором он возвышается над мусульманами. Мы привели в «Китаб ас-Сияр», что передаётся от Урвы, от Айши, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Я не прибегаю за помощью к многобожникам. И это является общим текстом» (ас-Суннан, 10/126).

Подумай же о словах: «И это является общим текстом».

Имам ибн Хиббан, да помилует его Аллах, озаглавил главу предыдущим хадисом Айши, сказав: «Упоминание о запрете прибегать за помощью к кяфирам против других врагов Аллаха». (Сахих ибн Хиббан, 11/28)

А так же ибн аль-Джаруд, да помилует его Аллах: «Глава: Оставление обращения за помощью к кяфирам» (аль-Мунтака, стр. 262).

И ан-Насаи, да помилует его Аллах: «Оставление имамом обращения за помощью к многобожникам» (ан-Насаи, 5/231).

И в другом месте: «Оставление за помощью к многобожникам в войне» (ан-Насаи, 5/279).

А так же абу Авана, да помилует его Аллах: «Разъяснение Сунны насчёт оставления обращения имамом за помощью в сражении к тем, кто не верит в Аллаха и в Его посланника». (Муснад ибн Аваны, 4/339)

А так же пришло от Хубейба ибн Абдурахмана, от его отца, от его деда, что он сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на одно из сражений, и я с одним человеком пришли к нему, до того, как мы приняли Ислам, и мы сказали ему: Нам стыдно отсутствовать на сражении, в котором участвует наш народ. Тогда он спросил нас: Вы приняли Ислам? Мы сказали: Нет. На что он сказал: Мы не прибегаем за помощью к одним многобожникам против других. Тогда мы приняли Ислам и участвовали в этом сражении вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует…». (Ахмад, 3/454)

Так же пришло от абу Хумейда ас-Саади, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на сражение на Ухуд, и когда он дошёл до «сания аль-уадаа» он обернулся назад и увидел хороший (красивый) отряд, тогда он спросил: Кто они? На что ему сказали: Это Абдулла ибн Убей ибн Салюль со своими союзниками из числа яхудов. И это был отряд Абдуллы ибн Саляма. Тогда он спросил: они приняли Ислам? На что ему ответили: Нет, они на своей религии. Тогда он сказал: Скажите им, пускай возвращаются, мы не прибегаем за помощью к одним многобожникам против других» (аль-Мустадрак, 2/133).

Так же этот хадис приводится с другими словами: «− Кто они? − О посланник Аллаха, это союзники ибн Убея из числа Зуфар. На что он сказал: Мы не прибегаем за помощью к одним многобожникам против других». (Насб ар-Рая, 3/423)

Все эти хадисы ясно указывают на запрет прибегать за помощью к многобожникам, и так же они ясно указывают на причину этого запрета, и это — куфр и ширк, и ничто другое, как на это указывают тексты: «они приняли Ислам?» или же «к многобожникам».

Так же передаётся от аль-Бараа, да будет доволен им Аллах: «(Однажды) к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл какой-то человек, лицо которого было закрыто железной (маской) (был закован в железные доспехи), и спросил: “О Посланник Аллаха, (не следует ли мне сначала) сразиться, а потом принять ислам?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “(Сначала) прими ислам, а потом сражайся”. И (этот человек) принял ислам, вступил в бой и был убит, после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Он сделал мало, а в награду получил много!» (аль-Бухари, 3/1034).

И то, что указывается в этом хадисе, как раз указывает на то, что приводилось выше, и хвала Аллаху Господу Миров.

И исходя из всех предыдущих текстов насчёт этого вопроса, истиной является то, что нельзя прибегать за помощью к кяфирам, потому что тексты о запрете являются достоверными, общими и ясными. А те, кто дозволяет это,то у них нет ни одного достоверного текста на эту тему, и их опора, как это уже предшествовало — слабые, недостоверные предания.

А что касается предположения, что эти тексты являются отменёнными, то это утверждение без доказательств, и отмена хукма не утверждается через предположения, однако через достоверные доказательства.
Поэтому, как мы уже сказали, нет ни одного доказательства, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился за помощью к кяфирам в сражении.

И утверждение отмены хукма является очень опасным заявлением, которое включает в себя замену Шариатских ахкамов, и в этом деле нельзя делать каких-либо пренебрежений, и нельзя что-то говорить, кроме как с наличием доказательств, ясных как солнце средь дня.

Что же говорить о разнице между теми слабыми текстами, на которые опираются те, кто говорит о дозволенности, и этими достоверными ясными хадисами, которые запрещают это!?!? Нет ни одного беспрестанного человека, кроме как он ясно увидит огромную разницу между доказательствами обеих сторон.

И это подтвердил один из величайших иследователей ханафитского мазхаба, аль-Каммаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах, сказав: «Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибёг за помощью бану Кайнука, после чего дал им небольшой дар из трофеев. Однако это передаёт ибн Аммара без подкрепляющих (других) передач, и он является слабым. А так же аль-Уакидий привёл цепочку до Махисы, что он сказал: А так же посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на Хейбар и с ним были 10 человек из Зуфар, и он дал им двойную долю из трофеев.

А так же было сказано: что он дал им дарования, но не часть из трофеев. А так же ат-Тирмизи приводит от аз-Зухри, что он сказал: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал людям из числа яхудов долю из трофеев. И этот хадис является обрывающимся, и в его цепочке передатчиков есть слабость вместе с тем, что Яхья ибн Маин сказал, что «мурсали» (в прошлой части упоминалось) аз-Зухри и Катады являются ничем и они подобны ветру.

Поэтому нет сомнений, что эти доводы не могут сопоставляться достоверным хадисам. Так что же тогда говорить о том, если они противоречат!?» (Шарх Фатх аль-Кадир, 5/503)

Подумай о его словах: «Так что же тогда говорить о том, если они противоречат!?»

Имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах, сказал: «В итоге, из тех доказательств, которые были упомянуты, более сильным кажется то, что нельзя обращаться за помощью к многобожникам, потому что слова: «Мы не прибегаем за помощью к многобожникам» являются общими, и «мурсали» аз-Зухри не годятся в качестве противовеса этим доказательствам, а так же насчёт хадиса, в цепочке которого аль-Хасан ибн Аммара и он является слабым передатчиком». (Нейль аль-Аутар, 8/45)

Эти хадисы указывают, что нельзя обращаться за помощью к многобожникам, вообще, даже если в этом будет нужда, и насчёт этого как раз указывает хадис, передаваемый от Айши, да будет доволен ею Аллах, который уже был приведён выше: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел на сражение при Бадре, около «Хира аль-Уабра» его догнал человек из многобожников, который был очень смел и отважен, и когда сподвижники увидели его, они очень обрадовались. Он сказал посланнику Аллаха: Я пришёл чтобы последовать за тобой и разделить с тобой беды. На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: Веришь ли ты в Аллаха и в Его посланника? Он сказал: Нет. Тогда посланник Аллаха сказал ему: Возвращайся, мы не прибегаем за помощью к многобожникам. После чего, когда мы дошли до «аш-Шаджара», он опять пришёл и сказал то же самое, что и в первый раз, и посланник Аллаха спросил его то же самое, и когда он сказал нет, Пророк так же ответил: Возвращайся, мы не прибегаем за помощью к многобожникам. И после чего, когда мы дошли до «аль-Бейда», он опять догнал и повторил свои слова, и когда посланник Аллаха спросил его, верит ли он в Аллах и в Его посланника, он ответил: Да. Тогда Пророк сказал ему: Тогда идём». (Муслим, 3/1449).

Слова: «Возвращайся, мы не прибегаем за помощью к многобожникам», указывают на то, что это было, когда мусульмане вышли на сражение при Бадре, и известно, что мусульмане тогда были малочисленны, и они очень нуждались в помощи против врага, как на это указывают слова Всевышнего Аллаха: «Аллах уже оказал вам поддержку при Бадре, когда вы были слабы. Бойтесь же Аллаха, — быть может, вы будете благодарны». (Семейство Имрана, 123 аят).

А так же на это указывают слова в самом этом хадисе: «который был очень смел и отважен», и этим самым видно, что мусульмане сильно нуждались в помощи в тот момент, поэтому они обрадовались человеку, который захотел выйти вместе с ними.

И вдобавок к тому, что выше, также есть священные тексты Курана, которые подтверждают то, что было упомянуто насчёт запрета прибегания за помощью к кяфирам, и разъясняют, что этот хукм остался, и он не отменён, из этого:

«Неверующие являются помощниками и друзьями друг другу. И если вы не будете поступать таким образом (если верующие не будут помощниками и друзьями друг другу), то на земле возникнут смута и великое беззаконие». (аль-Анфаль, 73 аят)

В этом аяте есть указание насчёт запрета прибегать за их помощью, потому что аят явно сказал, что все кяфиры являются помощниками друг другу. Даже если у них разные религии, одни из них союзники другим.

Так же аят: «Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах — с богобоязненными». (ат-Тауба, 36 аят).

Этот аят рассказывает нам, что кяфиры являются нашими врагами, без исключений, все. И действительность этому свидетельствует и подтверждает, поэтому, как мы можем обращаться к ним за помощью?!

А так же: «Обрадуй вестью о мучительных страданиях лицемеров, которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих. Неужели они хотят обрести могущество с ними, если могущество целиком присуще Аллаху?». (Женщины, 138-139 аят)

В этом аяте Аллах порицает тех, кто ищет величия у неверующих, и сказал, что это является качеством лицемеров.

Сказал ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах: «Говорит Всевышний Аллах Своему посланнику: О Мухаммад, обрадуй лицемеров, которые берут кяфиров помощниками, т.е. помощниками и друзьями, вместо верующих. Неужели они ищут у них силу и защиту, взяв их друзьями и помощниками, когда могущество целиком присуще Аллаху? Поистине такие являются униженными и слабыми. Лучше бы им было взять помощниками верующих, и искать величие, силу и защиту у Аллаха, которому принадлежит величие и сила. Он возвышает, кого пожелает и унижает, кого пожелает». (Тафсир ат-Табари, 5/329)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Слова Всевышнего Аллаха: “которые берут своими помощниками и друзьями неверующих вместо верующих”. Слова “которые берут…” − описание действий лицемеров. И в этом есть доказательство того, что тот, кто делает грех из числа единобожников, то он не является из-за этого лицемером, потому что он не берёт в друзья неверующих. A также аят включает в себя запрет брать кяфиров друзьями, и брать их помощниками в делах связанными с религией. Приводится в хадисе от Айши, да будет доволен ею Аллах, что один человек из числа многобожников присоединился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтоб сражаться вместе с ним, однако посланник Аллаха сказал ему: Возвращайся, мы не обращаемся за помощью к многобожникам». (Тафсир аль-Куртуби, 5/416)

Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас. Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям. Ненависть уже проявилась у них на устах, но в их сердцах кроется еще большая ненависть. Мы уже разъяснили вам знамения, если вы только разумеете! Вот вы любите их, а они вас не любят. И вы верите во все Писания. Когда они встречаются с вами, то говорят: «Мы уверовали». Когда же остаются одни, то кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Аллаху известно о том, что в груди». Если с вами случается доброе, это огорчает их; если же вас постигает несчастье, они радуются. Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают». (Семейство Имрана, 118-120 аяты)

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Слова: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас», имеется в виду − которые не из вашего числа, а из других религий». (Тафсир ибн Касира, 1/399)

Сказал ат-Табари, да помилует его Аллах: «Слова: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас», имеется в виду − не из числа верующих». (Тафсир ат-Табари, 4/60)

Всевышний Аллах запретил ясным запретом брать приближёнными тех, кто не является из числа верующих, какой бы религии он не был, после чего Всевышний Аллах упомянул, объясняя причину этого запрета, разные качества неверующих, чтобы этот хукм стал ясно решённым для верующих.

Эти аяты являются общими, и нет ничего, что их конкретизирует, поэтому они также  включают в себя запрет брать помощь в сражениях неверующих.

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, однажды сказали: Тут есть юноша из числа жителей аль-Хиры, и он писец (нынешний секретарь, как помощник руководителя) и запоминающий наизусть, ты мог бы взять его писцом, на что он ответил: Тогда (получается) я возьму помощником того, кто не из числа верующих.

В этом предании доказательство на то, что нельзя брать ахлю-зимма писцами, потому что в этом случае у них будет высокое положение, и они будут знать секреты, которые они могут потом распространить среди врагов. Поэтому Всевышний Аллах сказал: «Они не упускают случая навредить вам и радуются вашим трудностям»». (Тафсир ибн Касира, 1/399)

И если этот аят в понимании Умара запрещает использовать кяфиров даже в записывании чего-либо, то тем более тогда, он запрещает использовать их в сражении, и комментарии ибн Касира насчёт этого указывают на это.

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Смысл этого аята − Тот, у кого есть эти качества, как сильная вражда, ненависть, радость бедам мусульман, не может быть пригодным в том, чтобы быть приближённым, особенно в таких делах как джихад, который связан с этим и будущим миром». (Тафсир аль-Куртуби, 4/178)

Сказал аль-Кады абу Я’ля аль-Ханбали, да помилует его Аллах: «В этом аяте есть доказательство на то, что нельзя использовать людей зиммы в делах мусульман, как ведение записи дел мусульман или другие высокие рабочие места. Поэтому имам Ахмад сказал: Не дозволено имаму обращаться за помощью в сражении к людям зиммы. И приводится от Умара, что когда до него дошло, что абу Муса взял писцом человека из числа ахлю зимма, он написал ему следующее: не возвращай их к величию, после того, как их унизил Аллах». (Зад аль-Масир, 1/447)

И насчёт слов Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Не берите неверующих себе в помощники и друзья вместо верующих. Неужели вы хотите предоставить Аллаху очевидный довод против вас самих?» (ан-Ниса, 144 аят) − сказал аль-Джассас аль-ханафи: «Этот аят включает в себя запрет обращаться за помощью к кяфирам, а так же склоняться к ним, и доверять им». (Ахкам аль-Куран, 3/280)

А так же он сказал насчёт слов: «Неужели вы полагали, что вы будете оставлены (не будете подвергнуты испытанию), пока Аллах не распознает тех из вас, которые сражались и не избирали себе помощников, кроме Аллаха, Его Посланника и верующих? Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (ат-Тауба, 16 аят) следующее: «Всевышний Аллах запретил смешиваться (дружить) с неверующими и брать их помощью в делах религии, как Он сказал в другом аяте: «Не берите своими помощниками тех, кто не из вас»». (Ахкам аль-Куран, 4/278)

Так же Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путем несправедливых людей. Ты видишь, что те, чьи сердца поражены недугом, поспешают среди них и говорят: «Мы боимся, что нас постигнет беда». Но, может быть, Аллах явится с победой или своим повелением, и тогда они станут сожалеть о том, что утаивали в себе». (Трапеза, 51-52 аяты)

Сказал ибн аль-Джаузи, да помилует его Аллах: «Сказал аз-Заджадж: не берите их друзьями в религии. Другие же сказали: Не берите их помощью «Одни из них друзья другим» в помощи и поддержке». (Зад аль-Масир, 2/378)

Так же Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают её развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». (Трапеза, 57 аят)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Сказал ибн Хувейз Миндад: этот аят подобен другому: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путем несправедливых людей». (Трапеза, 51 аят) Или: «Не берите себе помощниками тех, кто не из вас». Они включают в себя запрет обращаться за помощью к многобожникам.

Так же приводится от Джабира, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел выйти на сражение при Ухуде, к нему пришли люди из числа яхудов и сказали, что хотят выйти вместе с ним, на что он им ответил: Мы не прибегаем за помощью к многобожникам. И это является предпочтительным мнением в шафиитском мазхабе. А что касается абу Ханифы, то он позволил прибегать к ним за помощью против других многобожников, однако Книга Аллаха и Сунна Его посланника указывают на противоположное тому, что они (ханафиты) говорят, а Аллах знает лучше». (Тафсир аль-Куртуби, 6/224)

И запрет на обращение за помощью к кяфирам является мазхабом имама Малика, и предпочитаемым мнением в мазхабе имама Ахмада.

Маликиты:

Сказал имам Малик, да помилует его Аллах: «Я не считаю дозволенным прибегать за помощью к кяфирам против других кяфиров, кроме как если они будут прислугами или матросами в море». (Тамхид ибн абдуль-Барр, 12/35)

Сказал ибн аль-Касим, да помилует его Аллах: «Не прибегается к кяфирам за помощью против других кяфиров, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мы не прибегаем за помощью к многобожникам». Но нет проблем в том, чтоб они были нашими слугами (на сражении)». (ат-Тадж уа аль-Иклиль, 3/352)

Пришло в «Матне Мухтасара Халиля»: «… И запрещено прибегать к кяфирам за помощью, кроме как в качестве услуги». (стр. 102)

А так же пришло в «Шарх аль-Кабир»: «И запрещено прибегать за помощью к кяфирам, а если же он выйдет сам по своей воле, то ему не запрещается, исходя из более предпочитаемого мнения мазхаба. И исключением из запрета является, если мы возьмём их как в качестве услуги, как пошивка, или носильщиками, или же для помощи разрушения крепости или же матросами в море». (2/178)

Сказал ад-Дасуки, да помилует его Аллах: «Слова: «Исходя из более предпочитаемого мнения мазхаба», это является версией, передаваемой от Яхья. Однако Асбаг, противоречил насчёт этого, и сказал, что в таком случае это так же запрещено». (Хашия ад-Дасуки, 2/178)

И то, к чему пришёл Асбаг, является более правильным, чему свидетельствуют тексты, которые приведены выше. В них приводится, что многобожники выходили сами того желая, но вместе с этим, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им выходить вместе с мусульманами и вернул их обратно.

Ханбалиты:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Глава: Не прибегается за помощью к многобожникам, и об этом сказали ибн аль-Мунзир и аль-Джаузджани и другие учёные. Аль-Хираки же сказал, что это дозволено при нужде, и это является мазхабом аш-Шафии, опираясь на хадис, передаваемый аз-Зухри, и передачей о Софване ибн Умейе…
Сказал ибн аль-Мунзир: Те предания, в которых рассказывается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался к неверующим за помощью, являются недостоверными». (аль-Мугни, 9/207)

Сказал аль-Мардави, да помилует его Аллах: «Слова о том, что к многобожникам не прибегается за помощью, кроме как при нужде, являются мнением группы из наших (ханбалитов) учёных. Из них автор «аль-Хидая» и «аль-Мазхаб», однако более правильным мнением в мазхабе является то, что не дозволено прибегать к ним за помощью, кроме как при острой необходимости. И это мнение является предпочтительным в «аль-Хуляса», «аль-Фуру», «аль-Мухаррар»…

А так же абу аль-Хусейн и другие сказали, что к ним нельзя прибегать за помощью ни при каких условиях». (аль-Инсаф, 4/143)

Более правильным мнением в мазхабе Ахмада является полный запрет обращаться к кяфирам за помощью. Передал Аль-Халяль от абу Толиба, что он спросил имама Ахмада о дозволенности назначения иудея или христианина на должность, как например, в поземельном налоге, на что тот ответил: Нельзя к ним обращаться за помощью ни в чём. (Ахкам ахлю аль-Миляль, стр. 325)

Сказал Шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Не прибегается за помощью к кяфирам ни в том, чтоб они были писцами, ни в других должностях. Потому что, это включает в себя зло (нечестие) или же приведёт к этому. Был спрошен имам Ахмад, как приводится в передаче абу Толиба насчёт назначения кяфиров в таких делах, как поземельный налог, на что он ответил, что запретным является назначение не только в этом, но и в других делах так же. А то, что приводится в других версиях, которые противоречат этой, то это, как положение того, у кого есть острая необходимость съесть мертвечину, (то есть дозволенность этого будет только при острой необходимости) если конечно эти передачи являются достоверными». (Ихтияратуль-Ильмия, стр. 185)

Сказал аль-Кады абу Я’ля, да помилует его Аллах, насчёт сражения с бунтовщиками: «И не прибегается за помощью против них к зиммиям, или же многобожникам, с которыми есть договор. И имам Ахмад запретил это против других кяфиров, тогда тем более, это касается против бунтовщиков из числа мусульман». (аль-Ахкам ас-Султания, стр. 55)

И вдобавок к тому, что было сказано о том, что запрет является основным мнением мазхаба имама Малика и имама Ахмада, но так же это мнение приводится и от имама аш-Шафии, хотя он является одним из главных, кто говорит о дозволенности.

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «А так же запрет на прибегание за помощью к многобожникам против мусульман приводится от аш-Шафии, потому что в этом случае это будет: «Аллах никогда не откроет неверующим пути над верующими». (Женщины, 141 аят)» (Нэйль аль-Аутар, 8/44)

А в тафсире аль-Куртуби пришло даже то, что это является правильным мнением в мазхабе аш-Шафии: «Сказал ибн Хувейз Миндад: Этот аят подобен другому: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путем несправедливых людей». А так же: «О те, которые уверовали, не берите себе помощниками тех, кто не из вас». Они включают в себя запрет обращаться за помощью к многобожникам.

Так же приводится от Джабира, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, хотел выйти на сражение при Ухуде, к нему пришли люди из числа яхудов и сказали, что хотят выйти вместе с ним, на что он им ответил: “Мы не прибегаем за помощью к многобожникам”. И это является предпочтительным мнением в шафиитском мазхабе.

А что касается абу Ханифы, то он позволил прибегать к ним за помощью против других многобожников, однако Книга Аллаха и Сунна Его посланника указывают на противоположное тому, что они (ханафиты) говорят, а Аллах знает лучше». (Тафсир аль-Куртуби, 6/224)

Примечание:

По поводу того, в чём бывают послабления  из взятия для помощи кяфиров.

Слова: «Мы не прибегаем за помощью к многобожникам» являются общими, и включают в себя любое дело.

Сказал ибн Хазм, да помилует его Аллах: «Это обобщение запрещает использовать их в правлении, сражении или в других вещах, кроме исключений, на которые есть единогласные мнения, как уход за животными, или наём на работу, или выполнение некоторых нужд, и подобные вещи, которые не выводят их из унижения». (аль-Мухалля, 11/113)

И насчёт исключений приводятся следующие хадисы:

Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, позаимствовал у Софвана ибн Умейи кольчуги и оружие на сражение при Хунейне, тогда тот сказал: О посланник Аллаха, это вещи, которые взяты взаймы и будут возвращены? На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Да, это вещи, которые будут возвращены». (аль-Мустадрак, 2/54)

Тут указывается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял у него все эти вещи на пользование, на время, и в других версиях указывается, что это было тогда, когда он был ещё неверующим.

Поэтому можно брать взаймы оружие и тому подобное у кяфиров при нужде, и это не заходит в запрет.

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Так же дозволено брать взаймы оружие, а так же имам может занимать деньги при нужде, и хадис Софвана является основой в этом разделе». (Тафсир аль-Куртуби, 8/99)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, упоминая пользы, взятые из сражения при Хунейне: «Из этого − Имам может взять на пользование оружие и орудия у многобожников для сражения, как это сделал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда взял кольчуги у Софвана, в то время, когда тот был многобожником». (Зад аль-Маад, 3/479)

Сказал ибн Рушд, да помилует его Аллах, после того, как подтвердил, что мазхаб маликитов − это запрет обращаться за помощью к кяфирам: «Но нет проблем в том, чтобы взять у них временно оружие на пользование». (ат-Тадж уа аль-иклиль, 3/352)

И насчёт истории при Худейбии пришло следующее: «Сообщается, что аль-Мисвар бин Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «В год Худайбийи пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в сопровождении более чем десяти сотен человек выехал (из Медины). Достигнув Зу-ль-Хуляйфы, он обвязал шеи своих жертвенных животных верёвками и пометил их, вошёл там в состояние ихрама для совершения умры и направил оттуда (вперёд) своего лазутчика из (племени) Хуза’а. После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует, двинулся в путь, а когда он достиг колодца (селения) Аштат, этот лазутчик явился к нему и сказал: «Поистине, курайшиты собрали против тебя множество людей! Они собрали против тебя ахабиш[1], которые станут сражаться с тобой, преградят тебе путь к Каабе и помешают тебе!»». (аль-Бухари, 2/975)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Дозволенность прибегания за помощью к доверенному многобожнику на джихаде (но не в самом сражении − примечание автора книги), потому что шпион из числа аль-Хузаа был тогда ещё кяфиром, и в этом была польза, потому что он был ближе к тому, чтоб спокойно смешаться с ними и узнать вести». (Зад аль-Маад, 3/301)

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «Дозволенность прибегания за помощью к доверенному многобожнику на джихаде (но не в самом сражении − примечание автора книги), потому что шпион из числа аль-Хузаа был кяфиром». (Нэйль аль-Аутар, 8/190)

И это дозволено только в том случае, когда в этом есть нужда и он является надёжным, как это упомянуто выше.

Передаётся от Айши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакр наняли человека из племени Ад-Дейль, который был опытным проводником. Он находился на религии кяфиров курейшитов, и они доверились ему, отдав ему своих верблюдов, и договорились на том, что встретятся через три дня на горе Саур. После чего на утро третьего дня он пришел с их верблюдами, и они отправились в путь. И так же с ними был Амир ибн Фухейра  и проводник повёл их по дороге побережья». (аль-Бухари, 2/790)

И имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: О найме многобожников, когда в этом есть сильная необходимость или же нет мусульман». (аль-Бухари, 2/790)

Сказал ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «И из этого хадиса берётся дозволенность нанимать кяфира проводником, если ему можно доверять». (Фатх аль-Бари, 4/442)

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «И из этого хадиса берётся дозволенность нанимать кяфира проводником, если ему можно доверять. Аль-Бухари упомянул этот хадис так же в «книге аренды», и озаглавил её следующими словами: «Глава: О найме многобожников, когда в этом есть сильная необходимость или же нет мусульман». Как бы пытаясь объединить этот хадис с другим: «Мы не прибегаем за помощью к многобожникам»» (Нэйль аль-Аутар, 6/19)

И из текстов правоведов насчёт этого следующее:

Пришло в «Мухтасаре Халиль» (стр. 102): «Запрещены ядовитые стрелы и обращение за помощью к кяфирам, кроме как для услуги».

А так же пришло в «аш-Шарх аль-Кабир» (2/178): «И запрещено прибегать за помощью к кяфирам, а если же он выйдет сам по своей воле, то ему не запрещается, исходя из более предпочитаемого мнения мазхаба. И исключением из запрета является, если мы возьмём их для услуги, как для пошива, или носильщиками, или же для помощи разрушения крепости или же матросами в море».

Сказал ад-Дасуки, да помилует его Аллах: «Слова: Кроме как для услуги − имеется в виду, что мы прибегнем к ним за помощью в какой-либо услуге, и это не будет запрещённым, а запрещено именно прибегать к их помощи в сражении». (Хашия ад-Дасуки, 2/178)

__________________________________________

[1] Ахабиш – общее название нескольких союзных племён из группы Кинана и Хуза’а.

 

 

Перевёл Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.