Home / Манхадж / Качества успешного руководителя. Заключительная часть

Качества успешного руководителя. Заключительная часть

С именем Аллаха. Хвала Аллаху Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаха, его семье и всем его сподвижникам. А затем:

В прошлых частях мы разобрали важные положительные качества, которыми обладали Пророки и Посланники, как руководители.

В этой же части мы поговорим, с дозволения Аллаха, об отрицательных качествах руководителя в свете Корана и Сунны, каким амир не должен быть и каких качеств он должен избегать и искоренять из себя, если они в нём присутствуют.

И в качестве хорошего примера для этого будет один плохой человек, который собрал в себе огромное количество порицаемого, и, конечно же, это, враг Аллаха − Фараон.

 

Первое: Высокомерие и заносчивость на Земле

И это является одним из основных отрицательных качеств плохих руководителей. Такие люди видят себя выше других, каким был и Фараон.

Сказал Всевышний Аллах: «Из-за страха перед тем, что Фараон и его знать будут преследовать их, Мусе поверили лишь немногие потомки из его народа. Воистину, Фараон был деспотичным тираном на земле. Воистину, он был одним из преступников». (Юнус, 83 аят)

А так же: «Фараон возгордился на земле и разделил её жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие». (Рассказ, 4 аят)

Так же: «После них Мы послали Мусу и Харуна с Нашими знамениями к Фараону и его знати, но они возгордились. Они были грешным народом». (Юнус, 75 аят)

Так же: «Потом Мы отправили Мусу и его брата Харуна с Нашими знамениями и ясным доказательством к Фараону и его знати, но они возгордились, ведь они были людьми надменными». (Верующие, 45-46 аяты)

Высокомерный человек видит себя великим, при этом отвергая истину и принижая людей, как об этом нам рассказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Высокомерие ― это отрицание истины и надменное отношение к людям». (Муслим) Напротив же ― верующий и праведный человек. Для верующего человека истина всегда является предметом стремлений (исканий) ― где он её найдёт, там и возьмёт.

И, как известно, несправедливость делится на виды и степени, одно из которых ― ширк, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью»». (Лукман, 13 аят)

И Фараон в своей несправедливости, заносчивости и высокомерии не остановился на отрицании Аллаха, вдобавок к этому он начал утверждать: «Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов»». (Рассказ, 38 аят)

И посмотрев в конце этой суры, для кого Аллах уготовил Рай, мы увидим, что: «Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных». (Рассказ, 83 аят)

 

Второе: Невежество

Невежество это неотъемлемая часть любого плохого руководителя, оно заставляет его ошибаться, принимать неверные решения, заблуждаться и заблуждать других.

Из простых примеров этого, то, что Фараон спросил Мусу, мир ему: «Фараон сказал: «А что такое Господь миров?»». (Поэты, 23 аят) Этот человек был правителем, руководителем, ему подчинялись огромное количество людей, но вместе с этим, он даже не стоял на одном уровне с простым бедуином, которого спросили: «Как ты познал Своего Господа?», на что он ответил: «Верблюжий навоз указывает на существование верблюда, а след от ног указывает на то, что здесь проходил путник. Так неужели, небеса с их сводами, земля с её долинами, моря с их волнами не указывают на существование Знающего Создателя?».

И приведя ему все доводы и ясные знамения, что он сделал? Он начал толковать их по своему невежеству, чтобы это совпадало с его страстями. Сказал Всевышний Аллах: «Мы даровали Мусе (Моисею) девять ясных знамений. Спроси сынов Исраила (Израиля) о том, как Муса (Моисей) пришёл к ним, и Фараон сказал ему: «О Муса (Моисей)! Воистину, я полагаю, что ты околдован». Он сказал: «Ты уже знаешь, что не кто иной, а только Господь небес и земли ниспослал их в качестве наглядных знамений. О Фараон! Я полагаю, что тебя постигнет погибель»». (Перенос ночью, 101-102 аяты).

И по причине невежества такой человек совершает множество ошибок: «Семья Фараона подобрала его, чтобы он стал их врагом и печалью. Воистину, Фараон, Хаман и их воины были грешниками». (Рассказ, 8 аят) Итогом чего становится: «Фараон со своим войском бросился преследовать их, но море накрыло их полностью. Фараон ввёл в заблуждение свой народ и не повёл его прямым путем». (То ха, 78-79 аяты).

 

Третье: Разъединение общины

Плохой правитель не может успокоиться, видя народ единым, равноправным, которые помогают друг другу, и это в действительности из-за его страха, что они объединяться против его несправедливости и нечестия, что угрожает его положению.

Он старается разъединить их на разные группы, и сегодняшняя политика «Разделяй и властвуй» на самом деле не в новизну, это то, что практиковал Фараон тысячи лет назад: «Фараон возгордился на земле и разделил её жителей на группы». (Рассказ, 4 аят).

Он разделил их на группы, чтобы каждая группа думала только о себе, и чтобы чужие беды их не волновали. Так поступил Фараон с потомками Исраила: «Фараон возгордился на земле и разделил ее жителей на группы. Одних он ослаблял, убивая их сыновей и оставляя в живых их женщин. Воистину, он был одним из тех, кто распространял нечестие». (Рассказ, 4 аят).

 

Четвёртое: Плохие приближённые

У Фараона были плохие приближённые, которые не призывали к одобряемому и не запрещали порицаемое, они соглашались с ним в его страстях и предлагали ему плохие решения. Их советы и мнения были одной из причин его падения и гибели. Из примеров:

− Они предложили ему собрать колдунов против Мусы, мир ему: «Он (Фараон) сказал стоявшим вокруг него приближенным: «Воистину, он — знающий колдун. Он хочет своим колдовством вывести вас из вашей страны. Что же вы прикажете делать?» Они сказали: «Повремени с ним и его братом и разошли по городам сборщиков, чтобы они привели к тебе всех знающих колдунов». Колдунов собрали в назначенное время в назначенный день». (Поэты, 34-38 аяты)

− Они сподвигли его на мысль убийства потомков Исраиля: «Знатные люди из народа Фараона сказали: «Неужели ты позволишь Мусе (Моисею) и его народу распространять на земле нечестие и отречься от тебя и твоих богов?» Он сказал: «Мы будем убивать их сыновей, и оставлять в живых их женщин. Мы обладаем непоколебимой властью над ними»». (Преграды, 127 аят)

В итоге конец Фараона был предрешён, благодаря своему несчастному окружению, он бросил себя и других на погибель.

 

Пятое: Пренебрежение людьми

Когда правитель, амир, руководитель видит себя выше других, и считает, что жизнь, смерть, пропитание других находится под его властью, он начинает возвышать себя и пренебрегать другими, он радуется тем правам и тем инструментам правления, которыми он владеет, считая, что всё это благодаря ему, а люди ему должны.

Сказал Всевышний Аллах: «Фараон воззвал к своему народу и сказал: «О мой народ! Разве не мне принадлежит власть над Египтом и эти реки, что текут подо мною? Разве вы не видите? Разве я не лучше этого презренного, который едва объясняется? И почему на него не надеты браслеты из золота? И почему с ним не явились сопутствующие ангелы?». Он счел свой народ легкомысленным, и они подчинились ему. Воистину, они были людьми нечестивыми». (Украшения, 51-54 аят)

Когда амир пренебрегает людьми, они чувствуют, что они находятся в низком положении и начинают слепо слушаться и подчиняться ему, при этом боясь, что-либо сказать, даже если они бывают правы.

Так же нарушается баланс равенства в джамаате, между правителем и подчинёнными, в которой чувствуется огромная разница прав, и посредством чего джамаат начинает слабеть.

И так же это вызывает злость и ненависть к правителю со стороны его подчинённых, что, следовательно, вызывает у них желания ухода такого руководителя.

 

Шестое: Несправедливость

Несправедливость, так же как и невежество, являются неотъемлемой частью плохого руководителя: «Таким же образом поступали род Фараона и те, которые жили до них. Они отвергли знамения своего Господа, и Мы погубили их за грехи и потопили род Фараона. Все они были беззаконниками». (Трофеи, 54 аят).

И несправедливость можно поделить на три части:

1 − По отношению к Аллаху.

2 − По отношению к другим.

3 − По отношению к себе.

Что касается первого, то это можно отнести к тому, когда правитель считает законоположения, которые ниспослал Аллах негодными в управлении людьми и в решении их споров и задач. И поэтому тагуты издают свои вымышленные никчёмные бесполезные законы и решения, считая себя умнее и мудрее Всевышнего Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах: «О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. РЕШЕНИЕ ПРИНИМАЕТ ТОЛЬКО АЛЛАХ. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого. О мои товарищи по темнице! Один из вас будет разливать вино для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его головы. Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено»». (Юсуф, 39-41 аяты)

43. А так же: «Но как они выберут тебя судьей, если у них есть Таурат (Тора), содержащий закон Аллаха? Даже после этого они отворачиваются, ибо они не являются верующими.
44. Мы ниспослали Таурат (Тору), в котором содержится верное руководство и свет. Покорившиеся пророки выносили по нему решения для исповедующих иудаизм. Раввины и первосвященники поступали таким же образом в соответствии с тем, что им было поручено сохранить из Писания Аллаха. Они свидетельствовали о нем. Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня, и не продавайте Мои знамения за ничтожную цену. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими.
45. Мы предписали им в нём: душа — за душу, глаз — за глаз, нос — за нос, ухо — за ухо, зуб — за зуб, а за раны — возмездие. Но если кто-нибудь пожертвует этим, то это станет для него искуплением. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются беззаконниками.
46. Вслед за ними Мы отправили Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Мы даровали ему Инджил (Евангелие), в котором было верное руководство и свет, которое подтверждало то, что было прежде ниспослано в Таурате (Торе). Оно было верным руководством и назиданием для богобоязненных.
47. Пусть люди Инджила (Евангелия) судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем. Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются нечестивцами.
48. Мы ниспослали тебе Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно предохраняло их (или свидетельствовало о них; или возвысилось над ними). Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся к тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях.
49. Суди между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, не потакай их желаниям и остерегайся их, дабы они не отвратили тебя от части того, что ниспослал тебе Аллах. Если же они отвернутся, то знай, что Аллах желает покарать их за некоторые из их грехов. Воистину, многие люди являются нечестивцами.
50. Неужели они ищут суда времен невежества? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных?». (Трапеза, 43-50)

Что касается несправедливости по отношению к людям, то этому есть множество примеров, как например, унижать того, кого подобает уважать, не отдавать право тому, кто достоин получить, заточать в тюрьму не по праву, наказывать без доказательств, воровать из казны, распределение должностей и работ не по праву, исходя из дружбы и родства, ставя на должности некомпетентных людей, из-за которых в дальнейшем страдают обычные люди, несправедливость в судействе, и так далее… и всё это опираясь на свои измышления, страсти и советы плохих приближённых.

А что касается несправедливости по отношению к себе, то человек должен понимать своё положение перед Аллахом, что он является Ему рабом, и как бы он не поднялся, он всё равно остаётся рабом и придёт к Нему рабом:

«Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве». (Марьям, 93-95 аяты)

И тот правитель, которому дарована власть и он тратит своё время и усилия на этот бренный мир, то он так же помимо несправедливости к людям, автоматически поступает несправедливо по отношению к самому себе: «Скверна притча о тех, которые считают ложью Наши знамения и поступают несправедливо по отношению к себе». (Преграды, 177 аят).

И несправедливый человек должен знать следующие вещи:

− Аллах не любит несправедливых: «Воистину, Он не любит беззаконников». (Совет, 40 аят)

− Он не находится на прямом пути: «Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Трапеза, 51 аят)

− Он отрицает явные доказательства: «Напротив, это — ясные аяты в груди тех, кому даровано знание, и только беззаконники отвергают Наши знамения». (Паук, 49 аят)

− Он не преуспеет: «Кто может быть несправедливее того, кто возвел на Аллаха навет или счел ложью Его знамения? Воистину, не преуспеют беззаконники». (Скот, 21 аят)

 

Седьмое: Редкое принятие правильных решений

Точно так же, как положительный правитель не всегда принимает верные решения, так же и отрицательный, не всегда принимает неверные решения, иногда он может поступить правильно и сделать верный выбор, однако часто это бывает слишком поздно. Так это и случилось с Фараоном: «Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман»». (Юнус, 90 аят)

Ему не хватало всех ясных знамений и доказательств, его перебарывала его надменность и высокомерие, и только перед глазами смерти, он всё-таки принимает правильное решение, и говорит, что он уверовал, однако: «Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями». (Юнус, 91-92 аяты).

 

Восьмое: Ложь

Плохой правитель имеет привычку врать к месту, и не к месту, с поводом и без него, принуждённо или же просто так: «Он (Фараон) сказал стоявшим вокруг него приближенным: «Воистину, он — знающий колдун. Он хочет своим колдовством вывести вас из вашей страны. Что же вы прикажете делать?»» (Поэты, 34-35 аяты)

Фараон знал, что Муса, не был лжецом и не был колдуном, он (Муса) рос в его доме на его глазах. Он обвинил Мусу открыто, вместе с тем, что он видел, что Муса ничего не требовал для себя, а всего лишь призывал к поклонению Единственному Творцу: «Фараон сказал: «О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов»». (Рассказ, 38 аят)

«Таким же образом поступали род Фараона и те, которые жили до них. Они отвергли знамения своего Господа, и Мы погубили их за грехи и потопили род Фараона. Все они были беззаконниками». (Трофеи, 54 аят).

Ложь в языковом значении ― это сообщение о вести, которая на самом деле не совпадает с действительностью. И когда это бывает намерено, то за ним следует грех и наказание, а когда это бывает случайно, то это становится ошибкой, за которой не будет греха.

И когда человек часто лжёт, то ему присваивается имя «каззаб» (большой лжец). Приводится в хадисе, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Будьте правдивы. Воистину, правдивость ведёт человека к благочестию, а благочестие ведёт к Раю. Человек, который будет постоянно говорить правду и искать пути для этого, впоследствии будет записан у Аллаха как правдивейший. Воистину, ложь ведёт человека к греховному (беззаконию, распутству), а греховное ведёт к Аду. Человек, который будет постоянно лгать и искать пути для этого, впоследствии будет записан у Аллаха отъявленным лжецом» (аль-Бухари, Муслим).

Так же в другом хадисе приводится: «В Судный День Всевышний Аллах не заговорит с тремя, не очистит их и не посмотрит на них: такими окажутся блудливый старец, лживый правитель и горделивый бедняк» (Муслим).

И если задаться вопросом, почему правитель лжёт, хотя у него и нет на это нужды, то здесь мы найдём несколько причин:

― Незнание некоторых вещей. Когда он сталкивается с делом, о котором у него нет даже малейшего понимания и знания, он не может сказать в окружении своих подопечных, что он не знает, потому что он считает, что это недостаток, и поэтому он пытается выйти из этого положения и начинает врать и говорить то, чего не знает.

― Когда он видит опасность в каком-либо деле, и полагает, что из-за этого вопроса люди начнут задаваться вопросами, что тем самым может пошатать его положение и кресло.

― Во время споров, препираний и переговоров. Другими словами, чтобы выйти победителем с оппонентом, он прибегает к ухищрениям лжи.

― Или же вовсе, это его нрав с самого детства, и на этом он вырос, и он врёт в каждый удобный момент, потому что это его нрав, с которым ему тяжело расстаться.

А так же есть ещё многие другие причины и факторы, из-за которых человек, обладающий властью, становится лгуном.

 

Девятое: Любовь к величию

Такой человек любит, когда его хвалят и возвеличивают, даже теми словами, которые он не достоин. Он любит окружать себя подобными ему лжецами и подхалимами, которые будут закрывать глаза на его огромные проблемы и недостатки, и при этом будут его нахваливать и всё больше губить его своими лживыми речами, ради материального куска из этого мира, который не равен перед Аллахом, даже крылышку комара.

Сказал Всевышний Аллах: «Не думай же, что те, которые радуются своим поступкам и любят, чтобы их хвалили за то, чего они не совершали, спасутся от мучений. Им уготованы мучительные страдания». (Семейство Имрана, 188 аят)

 

Десятое: Исраф (расточительство)

Всевышний Аллах так же описал Фараона следующими словами: «Воистину, Аллах не ведет прямым путем того, кто расточительствует и лжет». (Прощающий, 28 аят)

А так же: «Мы уже спасли сынов Исраиля от унизительных страданий — от Фараона. Воистину, он был надменен и был одним из преступающих границы дозволенного». (Дым, 30-31 аяты)

И в основе исраф ― это переход границ в расходе имущества и других вещей. Или же ещё можно сказать как ― трата больших средств на ничтожные цели.

Проклятый Фараон же перешёл границы во всем, что только можно, в несправедливости, убийстве, расходе имущества, и всё это тратил не на довольство Аллаха, после чего получив по заслугам.

Господь наш! Не уклоняй наши сердца в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Себя, ведь Ты — Дарующий! Господь наш! Ты соберешь людей в день, в котором нет сомнения. Воистину, Аллах не нарушает обещания. Ни богатство, ни дети ничем не помогут перед Аллахом тем, кто не уверовал. Они являются растопкой для Огня. (Семейство Имрана).

И вся хвала Аллаху Господу Миров. Мир и благословение последнему из Пророков и Посланников, его семье и всем его сподвижникам.

 

 

Подготовил Абу ‘Икрима для ИД

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Качества преуспевшего руководителя. Часть 2

В этой части, мы, с позволения Всевышнего Аллаха, поговорим о тех качествах, которые присутствовали у …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.