Home / Трибуна, Мнение / Самая редкая вещь в этом мире — это искренность

Самая редкая вещь в этом мире — это искренность

d1uaПосланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дела совершаются с намерением, и, поистине, каждому человеку достаётся только то, что он намеревается обрести. Тот, кто переселился к Аллаху и Его Посланнику, кто переселился ради мирского, которое он хотел получить, или женщины, на которой он хотел жениться, переселился лишь к тому, к чему он переселился». (  Аль-Бухари, Муслим).

Передаётся, что имам аш-Шафии сказал: «Этот хадис является третью знания и входит в 70 разделов исламского права».

Передаётся также, что имам Ахмад сказал: «Ислам основывается на трёх хадисах», в числе которого назвал и этот.

Фикх намерения.

Яхья ибн аби Касир сказал: «Изучайте намерения: поистине, они важнее самих действий «. Действительно, человек может быть вознаграждён Всевышним Аллахом за намерение на благое дело, которое он по какой-либо причине не смог совершить. Однако, человек никогда не получит награду за дело, которое он совершил с неправильным намерением.

В шариатском смысле намерение ― это «умысел (цель), связанный с действием, совершаемым для приближения к Аллаху».

Намерение охватывает два положения:

1. Различение действий и видов поклонения между собой.

Намерение предписано шариатом для различных действий, которыми человек приближается к Аллаху, от обычных бытовых дел. Без различения вида совершаемого поклонения оно не будет действительным и принятым Всевышним Аллахом.

2. Различение объекта поклонения.

Аллах говорит: «Среди вас есть такие, которые желают этот мир и такие, которые желают Последнюю жизнь» (Семейство Имрана,152).

Этот пункт, в свою очередь, можно разделить на три следующих:

а) Когда человек совершает действия искренне ради Всевышнего Аллаха, желая Его довольства и награды. Аллах говорит: «Вы расходуете это только из стремления к Лику Аллаха. Какое бы добро вы не израсходовали, вам воздастся сполна, с вами не поступят несправедливо». (Корова,272)

б) Когда действие в своей основе совершается ради Аллаха, однако приукрашивается для людей или ради чего-то мирского. Ас-Самарканди сказал: «То, что делается ради Аллаха ― принимается; то, что делается ради людей ― отвергается. Если, например, человек совершает обеденную молитву, стремясь исполнить обязанность, которую на него возложил Всевышний Аллах, но при этом удлиняет её и приукрашивает из-за людей, то сама его молитва принимается, а то, что он добавил из-за людей, ― отвергается». Точно так же, если человек оказывает кому-либо материальную помощь, стремясь к довольству и награде Всевышнего Аллаха, однако, к примеру, стесняясь людей, увеличивает своё пожертвование, в Судный День он не найдёт того, что добавил из-за людей.

в) Когда человек совершает действие и ради Аллаха, и ради мирского, а также когда он совершает действие исключительно ради мирского. В обоих случаях его дело будет отвергнуто Всевышним, на что указывают многочисленные аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Всевышний говорит: «Он ― Аллах, и нет божества, кроме  Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далёк от того, что они приобщают в сотоварищи». (Собрание, 23)

В хадисе кудси передаётся: «Если кто-либо совершит дело, в котором предаст Мне в сотоварищи, то Я не причастен к нему». (Муслим)

Интересно, что наши праведные предки считали показухой не только дела, совершаемые ради людей, но и их оставление. Так, Фудейль ибн Ияд говорит: «Оставление дела ради людей является показухой, совершение же дела ради людей является многобожием». Мусульманин не должен оставлять полезные дела, боясь показухи. Он должен  исправлять намерение и действовать. И, несмотря на то, что многие из нас далёкие от истинных знаний и богобоязненности, считают искренность своих действий чем-то самим собой разумеющимся, один из самых великих табиинов (последователей сподвижников) Суфьян ас-Саури говорит: «Не было до меня ничего труднее, чем намерение».

Намерение и вознаграждение.

Указав, что каждое целенаправленное действие совершается с определённым умыслом (намерением), Посланник  (мир ему и благословение Аллаха) разъяснил, что от этого намерения зависит итог каждого дела: действительность, награда и её величина; недействительность, наказание и его тяжесть. От намерения зависит,  будет ли дело принято Всевышним Аллахом, отяжелит ли правую чашу весов деяний человека в Судный День или окажется ничтожным и отвергнутым Господом миров.

Абдулла ибн аль-Мубарак говорил: «Маленькое дело посредством намерения становится великим, как посредством намерения большие дела становятся ничтожными».

Человек может совершать действие, которое в основе своей не является поклонением, как, например, есть или спать, и получать за это вознаграждение посредством правильного намерения. Когда мусульманин намеревается поесть или поспать, помня о Всевышнем Аллахе, благодаря Его и желая подкрепиться или отдохнуть, чтобы продолжить идти по пути Аллаха, его сон или трапеза становятся поклонением, за которое он получит награду в Судный День.

Передаётся, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, ты намеренно получишь награду за содержание (своей семьи), если будешь стремиться этим к Лику Аллаха, ― даже за кусок еды, который ты кладёшь в рот своей жены» (Аль-Бухари, Муслим). Говоря о куске еды, который мужчина кладёт в рот своей жене, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не говорит о чем-то обязательном или о важной сунне. Он говорит о ситуации, когда мусульманин развлекается со своей женой. И даже за сближение, удовлетворяя свои страсти, супруги получают свою награду от Всевышнего Аллаха, как получили бы наказание, если бы удовлетворили их недозволенным образом, как это разъяснил Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

С другой стороны, человек может совершать действие, которое в основе своей является поклонением Аллаху, и не получать за него ничего. Аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на эту тему многочисленны. Мы же ограничимся одним из них, хадисом, который не может не тронуть сердце мусульманина и не может не заставить его беспокоиться.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Первым из людей, кого будут отчитывать в Судный День, будет мужчина, погибший смертью шахида (сражаясь на джихаде). Его приведут и напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом. Он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. (Мужчина) ответит: «Я сражался на твоём пути, пока не стал шахидом. (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты сражался, чтобы о тебе сказали: «Храбрец», ― и это было сказано. «После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, который получал знания, передавая его другим и изучал Коран. Ему напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. Он ответит: «Я получал знание, обучал ему других и изучал Твою книгу, стремясь к Твоему довольству. Всевышний Аллах скажет: «Ты лжёшь. Ты приобретал знание, чтобы о тебе сказали: «Учёный», ты читал Коран, чтобы о тебе сказали: «Чтец», ― и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь. Затем (приведут) мужчину, которому Аллах дал большое состояние, все виды имущества и благ. Ему напомнят о милостях, оказанных ему Всевышним Аллахом, он вспомнит о них, и тогда спросят, как он ими распорядился. (Мужчина) ответит: «Я не оставил не одного способа потратить имущества на Твоём пути. (Всевышний Аллах) скажет: «Ты лжёшь. Ты делал это, чтобы о тебе сказали: «Щедрый», ― и это было сказано». После чего его потащат лицом (по земле) и бросят в огонь». (Муслим).

Эти люди совершали огромные дела, которые стали ничтожными по причине их намерений. Они променяли вечную жизнь в джаннат аль-фирдаус на слова людей. Слова, которые обречены быть забытыми. И если намерение может быть порочным даже в таких великих делах, что говорить о нашей повседневной жизни?

Заключение.

Юсуф ар-Рази сказал: «Самая редкая вещь в этом мире ― это искренность».

Многие из тех, кто старается ради этого мира, усердствуют гораздо больше нас ― мусульман, старающихся ради вечной жизни. И, поистине, это одна из причин упадка нашей Уммы, у ног которой в недалёком прошлом лежал весь мир. Мужи, которые сделали эту Умму великой, давно покинули этот мир. Они достойно прошли свой путь и навеки вписали свои имена в историю.

Каждый день, в каждой молитве, читая суру «Аль-Фатиха», мы просим Всевышнего Аллаха вести нас по их пути. Однако сегодня по воле Аллаха у нас есть то, чего уже нет у них ― жизнь. И больше всего они желают вернуться в этот мир и добавить к своему уделу Рамадан, по отношению к которому мы сегодня беспечны.

Сегодня Умма Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) находится на пороге возрождения былого величия. С нами или без нас ― Умма обязательно поднимется. Всевышний Аллах в нас не нуждается.

Мужей, которые сделали эту Умму великой, с нами сегодня нет. Однако у нас есть Всевышний Аллах, есть Его Книга и Сунна Его посланника (мир ему и благословение Всевышнего), которые сделали великими этих мужчин.

У нас есть всё, что было у них, кроме желания заслужить награду Всевышнего Аллаха. Да укрепит нас Аллах. Амин.

 

Из пятничной хутбы Абдуллаха ад-Дагистани. Джумадаль Аууаль 1432 год Хиджры

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Поздравление с праздником ‘Ид аль-Фитр

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.