Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава семнадцатая. Часть 2

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава семнадцатая. Часть 2

Ахкамы, касающиеся шпионов из числа мусульман

Вторая тема: Шариатское положение помощи и поддержки кяфиров против мусульман

Помощь и поддержка кяфиров против мусульман в любом его виде является большим неверием, выводящим из религии. И насчёт этого пришли многие доказательства, и это является основой и опорой из опор религии, хоть это и ненавистно джахмитам, которые не отходят от своих заблуждений, даже если перед их глазами будут сталкиваться горы.

И доказательств насчёт этой темы очень много, однако, мы ограничимся только некоторыми, чтобы не удлинять:

Слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей». (Трапеза, 51 аят)

Сказал имам ан-Насафи, да помилует его Аллах: «Не берите их друзьями. Не помогайте им, не просите их о помощи, не братайтесь с ними, и не общайтесь с ними как с верующими, после чего указал на причину запрета: «поскольку они помогают друг другу», все они враги для верующих, и в этом есть доказательство, что куфр ― это одна религия. «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» ― будет из их числа, его хукм такой же, как и их, и это является угрозой от Аллаха насчёт обязанности отдаления от противоречащего религии: «Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей», не направляет тех, которые поступают несправедливо к своим душам, дружа с кяфирами». (Тафсир ан-Насафи, 1/287) 

Сказал имам аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Слова Всевышнего Аллаха: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями» ― кто будет помогать им против мусульман: «то он сам является одним из них». Всевышний Аллах разъяснил, что его хукм такой же, как и их. И из тех, кто с ними дружил был лицемер ибн Убей.

Сказал Всевышний Аллах: «Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь». (Худ, 113 аят) А так же: «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих». (Семейство Имрана, 28 аят) А так же: «О те, которые уверовали! Не берите своими помощниками тех, кто не из вас» (Семейство Имрана, 118 аят). А так же было сказано, что слова: «Одни из них являются помощниками других» ― насчёт взаимопомощи (против мусульман и т.д).

«Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них», потому что такой противоречит Аллаху и Его посланнику точно так же, как и они. Поэтому становится обязательным с ним враждовать, точно так же, как и с ними, и ему становится обязательным Огонь, точно так же, как и им, поэтому он становится из них». (Тафсир аль-Куртуби, 6/218)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Это разъясняет то, что Всевышний Аллах упомянул об этом в ходе запрета дружбы с кяфирами: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей» до слов: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить, и которые будут любить Его». (Трапеза, 54 аят) И, обращаясь к людям насчёт запрета дружбы с христианами и иудеями, к ним пришло обращение насчёт вероотступничества, и известно, что это охватывает все поколения.

Поэтому, когда Всевышний Аллах запретил брать их в друзья против верующих, Он так же разъяснил, что, кто это сделает ― выйдет из Ислама, и Исламу ничего не повредит». (аль-Фатава, 18/300)

А так же он сказал, да помилует его Аллах: «Слова: «Разве ты не видел тех, которые дружат с людьми, на которых разгневался Аллах? Они не относятся ни к вам, ни к ним» (Препирательство, 14 аят), были ниспосланы насчёт лицемеров, которые дружили с иудеями. Они ни из вас и ни из иудеев…

Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, сатана обольстил и обещал им долгую жизнь. Это потому, что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах». Аллах знает то, что они скрывают». (Мухаммад, 25-26 аяты) Всевышний Аллах разъяснил, что причиной их отступления от веры была дружба с кяфирами, и поэтому Он также упомянул в суре «Трапеза» о вероотступниках после слов о запрете дружить с кяфирами: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них»…» (аль-Фатава, 28/193)

Сказал имам ат-Табари, да помилует его Аллах: «Слова: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» ― понимаются внешне по своему смыслу, поэтому такой человек является кяфиром, и это является истиной, о которой не разногласят даже два мусульманина». (Тафсир ат-Табари, 3/228)

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «Слова: «Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них» ― он из их числа, и это является сильной угрозой, потому что грех, который несёт за собой неверие, является пределом, дальше которого нет другого предела…

Сказал Всевышний Аллах: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей…» ― это разъяснение насчёт ахкамов муртадов после разъяснения, что дружба с кяфирами против мусульман является куфром, и что это является видом из вероотступничества». (Фатх аль-Кадир, 2/51).

Сказал Всевышний Аллах: «Верующие не должны считать неверующих своими помощниками и друзьями вместо верующих. А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху, за исключением тех случаев, когда вы действительно опасаетесь их. Аллах предостерегает вас от Самого Себя, и к Аллаху предстоит прибытие». (Семейство Имрана, 28 аят).

Сказал ибн Джарир ат-Табари, да помилует его Аллах: «О верующие, не берите кяфиров друзьями и помощниками, с которыми вы дружите в их религии, и помогаете им против мусульман и указываете им на их слабые места, а кто так будет поступать: «А кто поступает таким образом, тот не имеет никакого отношения к Аллаху», то есть он отречён от Аллаха и Аллах отречён от него, потому что он вышел из религии и зашёл в неверие». (Тафсир ат-Табари, 3/228).

Сказал Всевышний Аллах: «Неверующие сыны Исраила (Израиля) были прокляты языком Давуда (Давида) и Исы (Иисуса), сына Марьям (Марии). Это произошло потому, что они ослушались и преступали границы дозволенного. Они не удерживали друг друга от предосудительных поступков, которые они совершали. Как же скверно было то, что они делали! Ты видишь, что многие из них дружат с неверующими. Скверно то, что уготовили им их души, ведь поэтому Аллах разгневался на них. Они будут мучиться вечно. Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья. Но многие из них являются нечестивцами». (Трапеза, 78-81 аяты)

Сказал ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Слова: «Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их себе в помощники и друзья», указывают на то, что присутствие веры отвергает то, чтобы их брали друзьями, и не может в одном сердце собраться вера с дружбой с ними». (Аль-Фатава, 7/17)

Сказал шейх Сулейман ибн абу Абдулла, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах упомянул, что дружба с кяфирами отрицает (отвергает) веру в Аллаха, в Его пророка и в Его писание, и так же упомянул, что причиной этого служит то, что многие из них были нечестивцами, и не разделил между теми, кто боялся беды и кто не боялся. И так же положение этих вероотступников до их вероотступничества. Многие из них являются нечестивцами, что ведёт к дружбе с кяфирами, а уже потом к вероотступничеству, прибегаем к Всевышнему Аллаху от этого». (ад-Дурар ас-Сания, 8/129)

Сказал Всевышний Аллах: «Воистину, тех, которые обратились вспять после того, как им стал ясен прямой путь, сатана обольстил и обещал им долгую жизнь. Это потому, что они сказали тем, которые возненавидели ниспосланное Аллахом: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах». Аллах знает то, что они скрывают». (Мухаммад, 25-26 аяты)

Сказал аль-Байдави, да помилует его Аллах: «Слова Всевышнего Аллаха: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах» ― в некоторых ваших делах, или же в некоторых делах, которые вы нам будете приказывать, как отсиживание от джихада или же если их изгонят, то они тоже выйдут, или как помощь против Пророка, да благословит его Аллах и приветствует». (Тафсир аль-Байдави, 5/195)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Слова Всевышнего Аллаха: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах» ― в том, что противоречит Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и помощь во вражде к нему, и отсиживание от джихада». (Тафсир аль-Куртуби, 16/250)

А так же пришло в тафсире «аль-Джалалейн» (стр. 676): «Слова Всевышнего Аллаха: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах» ― в помощи для вражды против Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а также отговаривание людей от джихада».

И поразмышляй о словах ибн Касира, да помилует его Аллах: «Слова Всевышнего Аллаха: «Мы будем повиноваться вам в некоторых делах» ― они скрыто содействовали и поддерживали их (кафиров) во лжи». (Тафсир ибн Касир, 4/181)

И если поддержка и содействие скрыто, является вероотступничеством, исходя из текстов Корана, то, что тогда говорить о помощи кяфирам руками, языком и имуществом открыто!?

И разве действия шпиона не являются ничем иным, кроме как поддержкой и содействием кяфирам, добавив к этому оповещение кяфиров о слабых местах мусульман, и помощь в даровании им власти над мусульманами и участие в возвышении куфра!?

И в этом аяте есть очень тонкий момент, а это то, что эти люди сделали неверие и стали вероотступниками, только потому, что дали кяфирам обещание, которое даже ещё не переросло в дела, что же тогда насчёт того, кто тратит усилия и старается помочь всеми средствами кяфирам против мусульман.

Сказал шейх Сулейман ибн Абдулла, да помилует его Аллах: «И если тот, кто дал обещание многобожникам, которым ненавистно то, что ниспослал Аллах, подчинятся в некоторых делах, стал кяфиром, то что же тогда насчёт тех, кто был согласен с ними (поддерживая их)», (ад-Дурар ас-Сания, 8/136)

Из доказательств насчёт большого неверия того, кто помогает кяфирам, и что шпионство является этой самой помощью, то, что пришло в хадисе Хатыба, да будет доволен им Аллах, что Умар, да будет доволен им Аллах, сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «О посланник Аллаха, дай мне отрубить голову этому лицемеру» (аль-Бухари, 3/1094). И тут подразумевалось большое лицемерие, которое выводит из религии, потому что только из-за него можно отрубить голову, а не из-за малого.

Так же пришло в другой версии этого хадиса, что Умар сказал: «Тогда я вытащил меч, и сказал: О посланник Аллаха, позволь мне отрубить его голову, ибо поистине он сделал неверие». (аль-Мустадрак, 4/87)

И тут ясно, что Умар считал это действие неверием, и если бы это было не так, или же была какая-либо вероятность, что это не неверие, то тогда бы Умар не поспешил бы сказать то, что он сказал, ибо поистине он был богобоязненным человеком. И исключено, что Умар мог обвинить верующего человека, сподвижника, который был бадрийцем в лицемерии и неверии, и хотеть отрубить ему голову только лишь из-за вероятности неверия.

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда услышал эти слова от Умара, не порицал его за это, а наоборот подтвердил (своим молчанием), и ответил следующими словами: «Он сказал вам правду… Он участник битвы при Бадре, откуда знать тебе, ведь Аллах посмотрел на участников Бадра, и сказал: «Делайте, что хотите, ибо Я простил вам».

И видно, что эти слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, никак не являются порицанием словам Умара, однако Пророк разъяснил Умару оправдание Хатыба, а также объяснил причину того, что препятствует его наказанию.

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «И из того, что Умар попросил разрешение убить Хатыба, берётся доказательство на убийство шпиона, даже если он является мусульманином, и это является мнением Малика и тех, кто с ним согласен, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил слова Умара насчёт его убийства, если бы не препятствие (которое этому мешает)». (Фатх аль-Бари, 8/635)

И так же доказательством куфра тех, кто помогает многобожникам против мусульман, и что шпион является одним из таких, являются слова самого Хатыба, да будет доволен им Аллах, насчёт самого себя, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его насчёт его действия: «Я не сделал это из-за неверия и вероотступничества, а так же не из-за довольства куфром после Ислама». (аль-Бухари, 3/1094)

А в другой версии: «О посланник Аллаха, и я не делал этого, будучи неверующим в Аллаха и Его посланника». (аль-Бухари, 6/2543)

А так же: «Я не делал это из-за неверия, и я не поменял религию». (аль-Бухари, 5/2309)

А так же: «Я не сделал это из-за неверия и вероотступничества от религии, и предпочитая куфр над верой». (аль-Баззар, 2/163)

А так же: «У меня не было неверия и вероотступничества». (абу Дауд, 3/47)

А так же: «Я не сделал это из-за предательства и лицемерия, о посланник Аллаха. И я знал, что Аллах даст победу Своему Посланнику и доведёт Его дело до конца». (Ахмад, 3/350)

А так же: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как я принял Ислам, я не сомневался насчёт Аллаха». (Фатх аль-Бари, 12/308)

А так же: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, вера не поменялась в моём сердце». (аль-Маджма, 9/303)

И то, что Хатыб, да будет доволен им Аллах, поспешил отрицать неверие, лицемерие и вероотступничество, ясно указывает на то, что среди сподвижников было известно, что помощь кяфирам является большим неверием и лицемерием.

И если бы то, что сделал Хатыб, было бы просто грехом и ослушанием, которое не доходит до неверия, то тогда не было бы нужды говорить эти слова, защищая себя, наоборот, тогда бы в этих словах вообще не было бы пользы и смысла, точно так же, как и в словах Умара.

И заявление некоторых, что Умар обвинил Хатыба только лишь исходя из  предположения, является отвергаемым делом, потому что они более знающи и сведущи в религии Аллаха. И вместе с этим посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил слова обоих, и не отверг слова Хатыба, указывая на то, что дело легче, чем говорит Хатыб, и не отверг слова Умара, указывая на то, что это действие не доходит до куфра.

Сказал Хузейфа, да будет доволен им Аллах: «Пусть каждый из вас боится быть иудеем или христианином, сам не чувствуя этого». И мы посчитали, что он говорит об этом аяте: «О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведёт прямым путём несправедливых людей». (аль-Маида, 51 аят) (ад-Дур аль-Мансур, 3/100)

Его слова: «сам не чувствуя этого» указывает на то, что мусульманин может сделать то, что он считает ничем, а в Шариате Аллаха это действие будет считаться дружбой с кяфирами против мусульман.

А что касается слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, насчёт Хатыба: «Он сказал правду», то это никак не указывает на то, что это действие не является куфром, и тут есть очень важные примечания:

1 ― Держаться за это предложение, оставив остальные тексты и доказательства и слова учёных насчёт этого, указывает на скверное намерение отвернуться от истины в этом вопросе, и перемешивание фактов, а так же защита лжи и скрывание истины.

2 ― Тот, кто ищет истину в этом вопросе, должен объединить все доказательства связанные с этой главой и после чего посмотреть объективно на всё вместе, а не по частям, взяв одно доказательство и отвернувшись от других. 

И нет разногласий, что такой вид пути является путём людей новшеств, следующих за страстями, которые ненавидят следование прямому пути из-за слепого следования своим страстям, которые победили их над их разумом.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Если учёный различил между тем, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и между тем, что не сказал, то он нуждается в том, чтобы понять смысл его слов, а так же объединить между собой хадисы  (в этом разделе), и поставить каждый на своё место, объединив между тем, что объединил Аллах и Его посланник, и разделив между тем, что разъединил Аллах и Его посланник. Вот это является знанием, которое приносит пользу мусульманам, и его необходимо принимать, и посредством него возвысились имамы мусульман, как четыре имама и другие». (Маджмуа аль-Фатава, 27/316)

Сказал аш-Шатыби, да помилует его Аллах: «И ошибка в этом разделе исходит из-за одной вещи, а это ― незнание целей Шариата и не объединение всех сторон. Поистине, взятие доказательств у имамов было таким образом, чтобы все шариатские доказательства были в одном общем виде, имеется ввиду, объединяя всё и частные и общие доказательства, обобщённые и индивидуальные, неясные с ясными и т.д. И таким образом у них образовывался один целый образ, который помогал один другому, как части тела человека, которые помогают друг другу.
А что касается тех, кто следует за своими страстям, то они берут доказательства по частям, оставляя другие, и тем самым картина не становится ясной, и не даёт полное понимание шариатским постановлениям в действительности. И путь такого ― следование за неясными (двусмысленными) текстами. И этот путь является путём тех, у кого в сердце есть отклонение от истины, как об этом засвидетельствовал Аллах: «Чья речь правдивее речи Аллаха?». (Женщины, 122 аят)» (аль-Итисам, 1/177)

3 ― Единогласное мнение ахлю-Сунна, напротив людей новшеств, что если есть какой-либо текст, который внешне может противоречить другому, то его надо поставить в том виде, в котором ему положено быть и в котором он будет объединяться с другими доказательствами в этом вопросе, а не пытаться одним текстом отменить или противоречить другому.

Сказал аш-Шатыби, да помилует его Аллах: «Учёные согласились на том, что надо объединять тексты, даже если это объединение будет слабым, потому что объединения лучше, чем отмена одного из текстов, а нововведенцы в основе не смотрят на эту основу, или из-за невежества или же из-за упрямства». (аль-Итисам, 1/180)

Подумай же о его словах: «даже если это объединение будет слабым, потому что объединения лучше». А что если объединение текстов будет сильным и явным?! И что если вообще не будет никаких внешних противоречий!?

4 ― Ахлю-Сунна сошлись на том, что двухсмысленные и неясные тексты надо возвращать к ясным и явным, а не наоборот, поэтому если придёт какое-либо доказательство, которое несёт в себе какое-либо подразумевание, то тогда необходимо вернуть его смысл к ясному тексту (в этом разделе, вопросе).

Сказал Всевышний Аллах: «Он — Тот, Кто ниспослал тебе Писание, в котором есть ясно изложенные аяты, составляющие мать Писания, а также другие аяты, являющиеся иносказательными. Те, чьи сердца уклоняются в сторону, следуют за иносказательными аятами, желая посеять смуту и добиться толкования, хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха. А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него. Все это ― от нашего Господа». Но поминают назидание только обладающие разумом». (Семейство Имрана, 7 аят)

Сказал ибн Кясир, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах сообщил, что ясные тексты являются матерью Писания, то есть, ясными, изложенными, чьи доказательства очевидны и ни у кого нет непонимания. А так же есть другие аяты, в которых есть неясность для многих людей или некоторых из них, и кто будет возвращать эти тексты к первым, тот будет на прямом пути, а кто не будет так поступать, тот собьётся». (Тафсир ибн Кясир, 1/345)

Сказал аш-Шатыби, да помилует его Аллах, рассказывая о людях страстей, как они берут доказательства: «Из этого: Отклонение от ясных основ, следуя неясным, насчёт которых разумы рассуждают (и не всё понимают), и после чего поиск для этого толкования». (аль-Итисам, 1/173)

И если мы применим эти примечания насчёт истории Хатыба: «Что тебя побудило к этому, о Хатыб!» Хатыб ответил: «О Посланник Аллаха, не спеши делать выводы относительно меня! Я жил среди курайшитов, но не являюсь одним из них. У мухаджиров в Мекке есть кровная родня, которая защитит их имущество и семьи. Но из-за того, что я не состою в кровном родстве с ними, я хотел найти среди них союзника, который бы защитил мою семью. Я не сделал это из неверия, отказа от религии или предрасположенности к неверию!» Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он сказал вам правду!» Тогда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, позволь, я отрублю голову этому лицемеру!» На это пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Он участник битвы при Бадре, откуда знать тебе, ведь Аллах посмотрел на участников Бадра, и сказал: «Делайте, что хотите, ибо Я простил вам» (аль-Бухари, 3/1094), то становится обязательным сказать, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поверил Хатыбу в том, что касается его убеждений насчёт самого себя, а не то, что касается внешнего дела.
Хатыб не считал, что он делает это действие из-за неверия или отступничества от веры, однако он это сделал из-за страха, что курейшиты навредят его семье и имуществу.

И утверждено, что убеждение раба насчёт себя во время какого-либо действия не отрицает сущность самого действия, ни далеко ни близко, и это являются двумя разными сторонами из одной основы.

Для понимания приведём пример:

Пришло в хадисе от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своей верблюдице, вырвавшейся (и убежавшей) от него (со всеми) его съестными припасами и водой, отчаялся (найти) её, пришёл к какому-то дереву и улёгся в его тени, уже не надеясь (увидеть свою верблюдицу). И когда он находился в подобном положении, вдруг оказалось, что она стоит рядом с ним, и тогда он взял её за повод и сказал: “О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!”, — допустив ошибку из-за (охватившего его) сильного ликования». (Муслим, 4/2104)

И эти слова: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!», нет сомнений, что это является неверием, которое выводит из религии, однако человек ошибся, произнося их от большой радости.

И если, к примеру, Умар, да будет доволен им Аллах, услышал бы эти слова, и сказал бы: «Ты проявил неверие!», а человек в свою защиту бы сказал: «Я ошибся от большой радости, и я не проявил неверие и не отступил от религии, и не был доволен неверием после веры», и так же если бы, к примеру, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутствовал при этом и после слов обоих сказал бы: «Он сказал правду», то разве будут двое разногласить о том, что подтверждение правдивости его слов, не отрицает самого неверия данных слов: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь!», вместе с тем, что хукм куфра не применяется к этому человеку, потому что в нём отсутствует одно из условий такфира.

И то же самое говорится насчёт подтверждения правдивости Хатыба, да будет доволен им Аллах, и оно не исключает, что данное действие является неверием, хоть и исключает неверие Хатыба, потому что было препятствие обвинения в неверии.

И это то, что известно у ахлю-Сунна как общий и частный такфир. По-другому говоря, подтверждение правдивости Хатыба от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, исключает частный такфир, в то время, когда насчёт общего не было речи вообще.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «У такфира есть свои условия и препятствия, которые могут исключаться относительного определённого человека, и общий такфир не обязывает частный, кроме как при наличии условий и отсутствий препятствий к такфиру». (Маджуа аль-Фатава, 12/487)

Так же шейхуль-Ислам сказал: «В действительности, когда говорится, что человек делает неверие, это подразумевает под собой то, что ― кто сделал такое-то действие, тот кяфир ― имеется ввиду обобщённо, а насчёт отдельной личности не судится о его неверии, пока не будет установлен довод». (аль-Масаиль аль-Мардиния, стр. 71)

И это является явным о разделении между общим и частным такфиром, и отрицание второго не отрицает первого.

Шейхуль-Ислам так же сказал: «Если говорится о куфре частного лица, то это ― когда есть доказательство на присутствие условий такфира и отсутствие его препятствий, а так же наоборот». (Маджмуа аль-Фатава, 12/489)

А так же: «Вторая основа: Обобщённый такфир, как обобщённое наказание. Необходимо это говорить обобщённо. А что касается определения определённого человека, что он кяфир, или, что он в Огне, то это нуждается в доказательстве, потому что хукм стоит на условиях такфира и отсутствия его препятствий». (Маджмуа аль-Фатава, 12/498)

И то, что указывает на то, что подтверждение правдивости слов Хатыба посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не отрицает самого неверия данного действия это то, что Умар, после того как услышал подтверждение правдивости слов Хатыба, сказал: «О посланник Аллаха, дай мне отрубить голову этому лицемеру». (аль-Бухари, 3/1094, Муслим, 4/1941)

И в другой версии аль-Бухари: «Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Он сказал правду, поэтому не говорите ему ничего, кроме благого». Тогда Умар сказал: «Он предал Аллаха, Его Посланника и верующих, дай же мне отрубить его голову»». (аль-Бухари, 4/1463)

И эти слова Умара, после того, как он услышал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поверил его словам, указывают на то, что это не исключает, что само действие было куфром, и не может быть так, чтобы Умар, да будет доволен им Аллах, преступил границы послушания словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И вместе с этим, Пророк так же подтвердил слова Умара второй раз, так же, как и в первый, однако в первый раз, он разъяснил, что является препятствием неверию Хатыба, да будет доволен им Аллах, а во второй раз, что является препятствием его наказанию.

И что касается первого, то это был «тавиль» (интерпретация) своих действий Хатыбом, когда он посчитал, что страх за семью и имущество даёт ему послабление его действию, вместе с тем, что он был уверен, что это действие не навредит Исламу и мусульманам ни в чём.

Поэтому достоверно приводится, что он сказал: «Я не сделал это из-за предательства и лицемерия, о посланник Аллаха. И я знал, что Аллах даст победу Своему Посланнику и доведёт Его дело до конца». (Ахмад, 3/350)

А в другой версии: «Моя семья находится у них, и я боялся, что они нападут на неё, и тогда я сказал: я напишу послание, и оно никак не навредит Аллаху и Его посланнику». (аль-Мухтара, 1/286)

А так же: «Клянусь Аллахом, я искренен к Аллаху и Его посланнику, и был чужим в Мекке и я оставил там свою семью, и побоялся за них, поэтому решил написать послание, которое никак не навредит Аллаху и Его посланнику и может быть помогло бы моей семье». (аль-Мустадрак, 4/87)

Его уверенность в том, что Аллах даст победу Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и доведёт Своё дело, а так же его страх за свою семью и имущество, и возможность защитить их посланием, которое ничем не навредит Исламу и мусульманам, дало ему представление о том, что у него есть послабление в этом действии, так же, как и мусульманина, которого принуждают проявить неверие, в то время, когда у него сердце наполнено верой.

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «И оправданием Хатыба является то, что он упомянул, ибо поистине он сделал это будучи уверенным, что в этом нет вреда». (Фатх аль-Бари, 8/634)

Сказал аль-Кады абу Я’ля, да помилует его Аллах: «В этой истории есть доказательство на то, что страх за семью и имущество не дозволяет «тукья» в проявлении куфра, как это бывает, когда дело касается жизни, и это объясняется тем, что Аллах обязал сделать хиджру и дал оправдание в её оставлении из-за имущества и семьи. И Хатыб полагал, что это дозволено ему, чтобы защитить жизнь своего ребёнка, так же, как он мог защитить свою жизнь проявляя «тукью». А слова Умара: Позволь мне отрубить голову этого лицемера, были из-за того, что он полагал, что его действие было без интерпретаций». (Задуль-Масир, 8/234)

И в этих словах можно выделить два важных дела:

1 ― Действие Хатыба, да будет доволен им Аллах, было явным неверием.

2 ― Препятствием в его убийстве было то, что у него было своё толкование (к своим действиям).

И это является тем, что мы и говорим, что действие Хатыба было неверием, выводящим из религии, однако сам Хатыб не был неверующим, из-за препятствия в такфире (а это было толкование).

И из-за этого Пророк, да благословит его Аллах  и приветствует, не потребовал от него покаяния, потому что покаяние требуется от того, насчёт кого посудили о его неверии, после присутствий условий и отсутствий препятствий такфира.

Вместе с этим, Хатыб поспешил отрицать то, что он отошёл от религии и сделал неверие, и заявил, что он до сих пор находится в Исламе и верит, сказав: «Я не сделал это из-за неверия и вероотступничества, а так же из-за довольства куфром после Ислама». (аль-Бухари, 3/1094)

А так же: «Я не сделал это из-за предательства и лицемерия, о посланник Аллаха. И я знал, что Аллах даст победу Своему Посланнику и доведёт Его дело до конца». (Ахмад, 3/350)

А так же: «Клянусь Аллахом, с тех пор, как я принял Ислам, я не сомневался насчёт Аллаха». (Фатх аль-Бари, 12/308)

А так же: «Клянусь Аллахом о посланник Аллаха, вера не поменялась в моём сердце». (аль-Маджма, 9/303)

И это всё является явным доказательством на то, что он поспешил открыто отрицать от себя неверие и доказать, что он держится за Ислам. Это и есть то, что требует от себя покаяние.

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «И если женщину, которая отступила от своей религии, приведут к имаму, и она скажет: Я не отрекалась от Ислама и я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха и Мухаммад Посланник Аллаха, то это является её покаянием, потому что мы уже разъяснили, что покаяние муртада это произнесение шахады и отречение от того, к чему он перешёл, и это то, что присутствует в её словах». (аль-Мабсут, 10/112)

А что касается того, что действие Хатыба было плохим и его собственное толкование было неверным, то это разъяснил Всевышний Аллах наилучшим разъяснением, ниспослав суру «Испытуемая».

А что касается препятствия его наказания, то это то, что он был бадрийцем. Наказания заслуживает любой, кто сделал запретное или оставил обязательное. И если насчёт определённого действия есть определённое наказание (хадд), то необходимо его исполнить. А если отдельного наказания за определенное действие нет, то это возвращается к имаму и это называется таазиром, который начинается с порицания и заканчивается убийством, в зависимости от вреда действия, как посчитает имам.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «И это является основой, на которое есть единогласное мнение, что любой, кто сделает запретное или оставит обязательное, заслуживает наказания. И если насчёт какого-либо действия нет отдельного (определенного) наказания (в фикхе), то дело возвращается к имаму, который будет применять таазир… И насчёт этого сказали правоведы из числа сторонников Малика, Шафии, Ахмада и других, и я не знаю по этому поводу разногласий». (Маджмуа аль-Фатава, 28/279)

А так же сказал: «Что касается грехов, у которых нет отдельного (определенного) наказания и искупления, (в фикхе) как поцелуй чужой женщины или трогание без совокупления, или же кушать то, что запрещено и другие запрещённые вещи, то насчёт этого применяется таазир, как посчитает имам, в зависимости от количества данного греха среди людей. Если его много, то он должен добавить наказание. А так же в зависимости от положения грешника, если он является из тех, кто часто грешит, то ему так же добавляют наказание, и так же в зависимости от самого греха, насколько он велик». (Маджмуа аль-Фатава, 28/343)

И что касается дозволенности прощения в данной ситуации, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Уменьшайте наказания уважаемых людей, кроме как в хадде». (абу Дауд, 4/133)

И имам аль-Хейсами, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: Нет таазира порядочным людям, уважаемым и им подобным». (Маджма аз-Заваид, 6/282)

А так же имам аль-Бейхакы, да помилует его Аллах: «Глава: Имам прощает уважаемым людям их ошибки, кроме как в хадде». (Аль-Бейхакы, аль-Кубра, 8/334)

А так же имам ан-Насаи, да помилует его Аллах: «Прощение ошибки уважаемого (авторитетного) человека». (ан-Насаи, 4/310)

И ибн Хаджар, да помилует его Аллах, упомянул эту причину в оставлении наказания Хатыба, сказав: «И для некоторых почиталось трудным то, что Мистаху, да будет доволен им Аллах, применили наказание (хадд) из-за того, что он обвинил Айшу, да будет доволен ею Аллах, хотя он являлся бадрийцем, а Хатыба не наказали, упомянув, что он был бадрийцем? Ответ на это таков: прощение бадрийцам бывает в тех делах, в которых нет хадда». (Фатх аль-Бари, 12/310)

 

И хвала Аллаху Господу миров.

   

 

Перевёл Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.