Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 1

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 1

Ахкамы, касающиеся пленников из числа кяфиров. Часть 1

Здесь мы не собираемся затронуть всех ахкамы, касающиеся пленных, однако просто хотим указать на те ахкамы, которые связаны с джихадом сегодня, и из-за чего было написано это послание, поэтому мы говорим:

Во-первых: Обязанность сильно ослабить ряды кяфиров до их пленения.

До разгрома сил кяфиров и до того, как среди них появится слабость и бессилие против мусульман, не дозволено их пленить, наоборот должна быть смерть, разрушение и их уничтожение. И только после этого всего мусульмане могут пленить, кого пожелают.

Сказал Всевышний Аллах: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах — Могущественный, Мудрый. Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли». (Добыча, 67-68 аяты)

В этих аятах Всевышний Аллах разъяснил, что первое — это пролитие крови врагов, а уже после их пленение.

Пришло от ибн Аббаса, от Умара, да будет доволен ими Аллах, насчёт пленников Бадра: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к своим сподвижникам за советом о том, что делать с пленными. Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха, эти люди являются нашими родными и двоюродными братьями или состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверующими, а, может быть, Аллах направит их на путь истинный, и они будут помогать нам».

После этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А что скажешь ты, о ибн аль-Хаттаб?» Умар сказал: «Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром и считаю, что ты должен дать мне свое позволение, чтобы я отрубил голову такому-то, имея в виду своего родственника, и что ты должен разрешить Али отрубить голову Акилу ибн абу Талибу, и разрешить Хамзе отрубить голову такому-то его брату, чтобы враги Аллаха знали, что в сердцах наших нет места снисхождению для язычников, тем более, что эти пленные являются их предводителями и лучшими их воинами!»

После чего Умар сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришлось по душе то, что сказал Абу Бакр, а не то, что сказал я, и он взял с них выкуп, а на следующее утро я пошел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакру, и увидел, что они плачут. Я сказал: «О посланник Аллаха, скажи мне, что заставляет плакать тебя и твоего друга? Если я увижу, что есть из-за чего плакать и мне, я тоже стану плакать, а если нет, то просто поплачу вместе с вами». На это посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Причиной послужило то, что твои товарищи предложили мне взять с них выкуп, а мне было показано, что они подвергнутся наказанию, и это видение было ближе ко мне, чем это дерево».

По этому поводу Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах — Могущественный, Мудрый. Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли». (Сура 8 «Трофеи», аяты 67-68)

Поэтому, пролитие крови (ослабление) врагов Аллаха более любимо для Господа Миров.

Сказал шейх ас-Саади, да помилует его Аллах, в тафсире этих аятов: «Аллах упрекнул Своего посланника, мир ему и благословение Аллаха, и правоверных за то, что те пленили язычников во время сражения при Бадре. Они сохранили им жизнь, чтобы взять за них выкуп, хотя будущий повелитель правоверных Умар ибн аль-Хаттаб предложил убить их всех до последнего.

Пророку, мир ему и благословение Аллаха, не подобало брать пленных в битве с неверующими, которые хотели потушить свет Аллаха, уничтожить Его религию и не оставить на поверхности земли тех, кто поклоняется Ему одному. Ему не следовало брать их в плен и сохранять им жизнь, чтобы получить за них выкуп, поскольку полученная от этого мирская выгода ничтожна по сравнению с пользой, которую могла принести казнь неверующих. И пока неверующие обладают властью и способны причинить зло, мусульманам не следует брать их в плен. Когда же прольется кровь многобожников, разрушатся их козни и расстроятся их планы, мусульмане не совершат греха, если сохранят жизнь пленным неверующим». (Стр. 319)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах сообщил, что убийство кяфиров, которые были выкуплены при Бадре, было бы лучше, чем их выкуп». (Тафсир аль-Куртуби, 8/48)

Сказал ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах: «В день Бадра мусульман было мало, когда же их стало много, и их власть укрепилась, Всевышний Аллах ниспослал насчёт пленников: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя»». (Тафсир аль-Куртуби, 8/48)

Сказал ибн аль-Джаузи, да помилует его Аллах: «Смысл этого аята: пока вы не прольёте много вражеской крови, или же пока у вас не будет власть на земле. Сказали муфассиры: Пророку не подобало держать пленника для выкупа или милования, до того, как пролилась кровь на земле, и битва при Бадре была первой битвой, в которой участвовал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и на ней не было пролито достаточно много крови». (Зад аль-Масир, 3/381)

Сказал имам аль-Байдави, да помилует его Аллах: «Слова: «пока он не пролил кровь на земле» — пока не будет много убийств, и пока не унизится куфр, и не уменьшаться его приверженцы, и не возвеличится Ислам и его приверженцы». (Тафсир аль-Байдави, 3/121)

И тут есть очень тонкий момент: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле» — слово Пророк пришло в неопределённой форме, что даёт нам понять, что ни подобало любому из Пророков брать пленных до того, как будет достаточно пролито крови на земле, и это является утверждённой основой с давних времён.

Сказал абу ас-Сауд, да помилует его Аллах: «Слова: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле» — это является сунной Пророков, и не подобало Пророку брать пленников до пролития крови». (Тафсир абу ас-Сауд, 4/35)

И в этом аяте есть так же и другой удивительный тонкий момент, а это то, что этот аят закончен словами: «Аллах — Могущественный, Мудрый», что указывает на то, что приказ пролития крови является мудростью, поэтому подумай об этом.

Сказал абу ас-Сауд, да помилует его Аллах: «Аллах — Могущественный, даст силу, победу Своим рабам над Его врагами. Мудрый знает, что более подходит в любом деле, как Он приказал пролить кровь и запретил брать выкуп, когда сила была у мушриков, и дал выбор между выкупом и милостью: «А потом или милуйте, или же берите выкуп», когда сила стала у мусульман». (Тафсир абу ас-Сауд, 4/36)

Сказал Всевышний Аллах: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя. Вот так! Если бы Аллах пожелал, то отомстил бы им Сам, но Он пожелал испытать одних из вас посредством других. Он никогда не сделает тщетными деяния тех, кто был убит на пути Аллаха». (Мухаммад, 4 аят)

Сказал Саид ибн Джубейр, да помилует его Аллах: «Не подобает брать в плен до того, пока не пролита кровь врага, как об этом сказал Всевышний Аллах: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле». (Трофеи, 67 аят)» (Маани аль-Куран, 6/461)

Сказал аль-Багави, да помилует его Аллах: «Слова: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы» — то есть, чтобы от вас никто не смог убежать, и пленение бывает только после того, как будет пролито достаточно крови: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле»». (Тафсир аль-Багави, 4/178)

Поэтому пленение врагов бывает только после траты усилий в уничтожении их войска, до того, чтобы у них не осталось силы, а уже только после этого пленение. И это то, на что указал Всевышний Аллах Своим верующим рабам в сражении против врагов, и достаточен твой Господь, как направляющий на прямой путь и помощник.

Сказал ас-Саади, да помилует его Аллах: «Всевышний указал Своим верующим рабам на то, как они могут обрести успех и добиться победы над врагом. О верующие! Когда вы встречаетесь с неверующими на поле битвы, то доблестно сражайтесь с ними и рубите им головы. Когда же они прекратят оказывать вам сопротивление, и вы предпочтете не убивать их, а пленить, то крепите оковы пленных, чтобы они не могли сбежать». (Тафсир ас-Саади, стр. 577)

Сказал Саид аль-Кутб, да помилует его Аллах: «Пролитие крови нужно для того, чтобы у врага не осталось силы на оборону или нападение, тогда после этого можно уже пленить…

И это является явной мудростью, потому что уничтожение вражеской силы против Ислама является первой целью, тем более, если численность мусульман является маленькой, и у врагов есть большое превосходство, и их убийство будет считаться большим делом на чаще весов равенства силы в этот момент. И этот хукм остаётся  актуальным на протяжении всех времён до тех пор, пока вражеские силы не будут разрушены». (Фи зиляли аль-Куран, стр. 3282)

Сказал Всевышний Аллах: «Если ты встретишься с ними в битве, то покарай их сурово, дабы рассеять тех, кто позади них, — быть может, они помянут назидание». (Трофеи, 57 аят)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Сказал Саид ибн Джубейр, да помилует его Аллах: предупреди тех, кто позади них (их разгромом). Сказал абу Убейда, да помилует его Аллах: дай другим услышать о них.
Сказал ад-Даххак, да помилует его Аллах: строго накажи их (покарай).
Сказал аз-Заджадж, да помилует его Аллах: убивай их, чтобы разбежались те, кто позади них.

Слово «Ташрид» приходит в двух смыслах: 1 — уничтожение, 2 — разделение». (Тафсир аль-Куртуби, 8/30)

Внешний смысл этого аята, это приказ от Всевышнего Аллаха Своим верующим рабам, что когда они сражаются со своими врагами, они должны максимально приложить усилий в их убийстве и наказании, и они не должны останавливаться, пока не сделают их назиданием для других, подобных им.

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Если ты встретишься с ними в битве, то покарай их сурово, дабы рассеять тех, кто позади них — то есть, если вы будете одолевать их и побеждать, то сурово покарайте их. Это слова ибн Аббаса, Хасана аль-Басри, ад-Даххака, ас-Суди, Атоа, ибн Уейны.

Имеется в виду: пусть их наказание будет жестоким, и увеличится их смерть, чтобы другие враги помимо них, из числа арабов и неарабов боялись и опасались, что с ними могут поступить так же.
Сказал ас-Суди: Быть может, они будут опасаться, что если они расторгнут договор, то с ними поступят так же». (Тафсир ибн Касир, 2/321)

Сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах: ««Если ты встретишься с ними в битве, то покарай их сурово, дабы рассеять тех, кто позади них» — Если у вас будет положение, когда у вас будет над ними власть и вы будете их одолевать, то рассейте их убийством и примерным наказанием, чтобы боялись те, кто позади их из числа мушриков, и чтобы они удержались от мысли войны с тобой, боясь, что с ними поступят так же». (Фатх аль-Кадир, 2/319)

Этот аят, как на это указали толкователи Корана, является ясным текстом о том, что обязательно надо наказать врагов Аллаха, приложив к этому все силы, убивая их, уничтожая и истребляя, до того, как их брать в плен, потому что в этом есть польза в величии Ислама и мусульман.

И мы закончим разговор об этом словами абу Бакра аль-Джасаса, да помилует его Аллах: «Слова: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы», а так же: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле», а так же: «Если ты встретишься с ними в битве, то покарай их сурово, дабы рассеять тех, кто позади них» — это является действующими аятами, которые не отменены, потому что Всевышний Аллах приказал Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, пролить достаточно крови, и запретил ему брать в плен, кроме как после унижения и подавления кяфиров. И это было во времена слабости мусульман и многочисленности многобожников. Когда же они будут убиты и унижены, то тогда можно брать их в плен. Поэтому этот хукм является действующим если будет такое же положение у мусульман, как и в первые времена». (Ахкам аль-Куран, 5/269)

 

Во-вторых: Выбор насчёт пленников между их убийством, порабощением, выкупом, помилованием и наложением на них джизья.

У мусульман есть выбор насчёт тех, кто попал в их руки, между их убийством, порабощением, выкупом, помилованием и наложением на них джизья. Мусульманам дозволено выбрать одно из этих пяти вещей, исходя из того, что лучше является для Ислама и мусульман в данное время, и на этом мнении большинство учёных и имамов.

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах, насчёт ахкамов пленников: «Большинство учёных сказали, что это возвращается к иджтихаду имама. Он может выбрать после их пленения, между джизья, если они являются из тех, от кого можно её брать, их убийством, помилованием, порабощением и выкупом. Это то, что касается мужчин, а что касается женщин и детей, то они порабощаются». (Фатх аль-Бари, 6/152)

Сказал ибн Джузей, да помилует его Аллах: «То, что касается мужчин, то имам выбирает между их убийством, помилованием, выкупом, джизья, порабощением. Он выбирает то, что является лучшим в данном случае». (аль-Каванин аль-фикхия, стр. 99)

Что касается джизьи и порабощения, то они являются законными положениями в отношении кяфиров из числа людей Писания и огнепоклонников единогласным мнением имамов и учёных. А что касается других, то после ниспослания суры «Покаяние» есть известное большое разногласие между учёными.

А что касается помилования и выкупа, то ханафиты запретили это, и сказали, что пленников можно либо убить, либо поработить, а выкуп и помилование является отменённым после ниспослания суры «Покание».
Но большинство учёных из числа маликитов, шафиитов и ханбалитов, а так же других учёных и имамов сказали о дозволенности выкупа и помилования, кроме как некоторые из них всё же сказали, что это касается только людей Писания и огнепоклонников.

И выкуп дозволен как имуществом, так и обменивая их на пленных мусульман.

Передаётся от Имрана ибн Хусейна, да будет доволен им Аллах: «Сакыфы были союзниками сынов Акыля, и Сакыф взяло в плен двух мужчин, сподвижников Посланника Аллаха, а сподвижники Посланника Аллаха, взяли в плен мужчину из (племени) сынов Акыля и заодно с ним им досталась (верблюдица) Аль-Адба. Когда Посланник Аллаха проходил мимо него, тот был в цепях, и он сказал: «О Мухаммад!» И он подошёл к нему, спросив: «Что тебе надо?» И тот спросил: «За что ты взял меня и за что ты взял гоночную верблюдицу совершающего хадж?» Пророк ответил, относясь с почтением к этому вопросу: «Я взял тебя за дерзость твоих союзников, сакыфов». И затем удалился от него, а тот позвал его: «О Мухаммад, О Мухаммад!» Был же Посланник Аллаха, милующим, мягким и вернулся к нему, спросив: «Чего тебе надо?» Тот ответил: «Я мусульманин». Он сказал: «Если бы ты сказал это, когда ты ещё владел своим делом (был на свободе), тогда бы ты достиг абсолютного успеха». Затем он удалился и тот окрикнул его: «Мухаммад! Мухаммад!» И он пришёл к нему и спросил: «Чего тебе надо?» Тот ответил: «Я голоден, накорми меня, и жажду, напои меня!» И он произнёс: «Это твоя нужда…» После чего его обменяли на двух сподвижников». (Муслим, 3/1262)

И имам аль-Бейхакы, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: О том, что пришло насчёт обмена их пленных на наших». (Суннан аль-Бейхакы, 6/320)

Передаётся от Салямы ибн аль-Аква, да будет доволен им Аллах: «Мы двинулись в поход на племя Фазара в составе отряда под командованием Абу Бакра, которого поставил над нами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Когда до источника воды, находившегося на земле врага, остался час пути, Абу Бакр велел нам сделать привал, а после отдыха повёл нас в бой и вскоре достиг этого источника, где некоторые из врагов были убиты, а некоторые взяты в плен.

Вдруг я увидел группу людей, среди которых были женщины и дети. Опасаясь, что они достигнут горы раньше меня, я выпустил стрелу, которая упала между ними и горой. Они увидели эту стрелу и остановились, а потом я вернулся, ведя их за собой. Среди них находилась одна женщина из племени бану Фазара, накинувшая на себя кожаную подстилку, и её дочь, которая была одной из красивейших арабок. Я привёл их к Абу Бакру, и он отдал мне её дочь в качестве дополнительной доли военной добычи.

А потом мы вернулись в Медину, и за всё это время я не снимал с неё покрывала. На рынке меня встретил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который попросил: «О Саляма, подари мне эту женщину». Я сказал: «О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, она понравилась мне, и я ни разу не снял с неё покрывала». На следующий день посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, снова встретил меня на рынке и попросил: «О Саляма, подари мне эту женщину, да благословит Аллах твоего отца!» Тогда я сказал: «Она твоя, о посланник Аллаха, и клянусь Аллахом, я ни разу не снял с неё покрывала».

А потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил её к мекканцам в качестве выкупа за нескольких мусульман, которые находились в плену в Мекке». (Муслим, 3/1375)

Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: Трофеи и обмен пленных мусульман на пленных кяфиров». (Муслим, 3/1375)

А так же имам ан-Насаи, да помилует его Аллах: «Обмен целой группы на одного человека». (ас-Суннан аль-Кубра, 5/201)

И Ибн Маджах, да помилует его Аллах: «Обмен пленными». (Суннан ибн Маджах, 2/949)

Так же ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал, делая шарх этому хадису: «В этом тексте есть указание на дозволенность выкупа, и дозволенность обмена мужчин на женщин». (Шарх Муслим, 12/68)

И в «Рауда ат-Толибин» приводится следующее: «Что касается мужчин, если они попадут в плен, то насчёт них решает имам… И если он выберет выкуп, то это дозволено как на имущество, без разницы, оружие или что-то другое. Так и на обмен пленными, как например, один мушрик обменивается на одного мусульманина, или два мушрика на одного мусульманина или же наоборот. Так же можно обменять их на наше оружие, которое находится в их руках, но нельзя возвращать им их оружие, которое находится в наших руках за имущество. Так же, как нельзя им продавать оружие. А что касается обмена их оружия на наших пленных мусульман, то насчёт этого есть два мнения». (10/251)

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «Глава: Имам выбирает насчёт пленников между их убийством, выкупом, помилованием и порабощением… Если он выберет выкуп, то их можно обменять на пленных мусульман, а так же можно обменять на имущество, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, делал и то и то». (аль-Кафи, 4/270)

Что касается доказательств насчёт законности их убийства после пленения, то они следующие:

И до этого в отдельном разделе уже объясняли, что кровь кяфиров в своей основе дозволена, и что их защита бывает только или из-за веры или предоставленной безопасности. Поэтому каждый кяфир, который без договора, до которого добрался мусульманин ― то ему можно его убить.

И мы привели слова учёных и имамов насчёт крови и имущества кяфиров, если им не предоставлена безопасность:

Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах: «Аллах защитил кровь и имущество не иначе, кроме как по праву, посредством веры в Аллаха и в Его посланника, или же договора людям Писания, и дозволил кровь совершеннолетних мужчин, если они отказались уверовать, и у них нет договора». (аль-Умм, 1/257)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Если мусульманин встретит кяфира и у него не будет договора, то его дозволено убить. Если же он скажет «ля иляха илля Аллах», то тогда не дозволено, потому что он защитился вервью Ислама, которая запрещает его кровь и имущество». (Тафсир аль-Куртуби, 5/338)

Сказал аль-Хаттаби, да помилует его Аллах: «Кровь кяфира является дозволенной, пока он не принял Ислам, если же он это сделает, то он становится под защитой, и если мусульманин убьёт его после этого, то его (мусульманина) кровь становится дозволенной по праву возмездия». (Фатх аль-Бари, 12/189)

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «И так же, если группа станут вероотступниками и укроются на своей земле, отказываясь подчиняться имаму, то их кровь и имущество становятся дозволенными, потому что кровь обычного кяфира на его земле является дозволенной, а кровь муртада тем более». (аль-Мугни, 9/20)

Подумай же о словах ибн Кудамы: «потому что кровь обычного кяфира на его земле является дозволенной», что же говорить о том, если они придут на земли мусульман!?

И уже приводилось единогласное мнение насчёт дозволенности крови кяфира, у которого нет договора.

Сказал имам ат-Табари, да помилует его Аллах: «Учёные единогласны, что если многобожник обмотает свою шею или руки всей корой запретных деревьев, то это не спасёт его от убийства, если у него нет договора от мусульман или безопасности». (Тафсир ат-Табари, 6/61)

А так же он сказал: «Единогласное мнение на то, что хукм Аллаха насчёт враждующих кяфиров ― их убийство, без разницы, направляются ли они в сторону Заповедной мечети или мечети аль-Акса, в запретные месяцы или же нет». (Тафсир ат-Табари, 6/61)

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Ибн Джарир ат-Табари привёл единогласное мнение на то, что многобожника можно убить, если у него нет предоставленной безопасности, даже если он направляется в сторону Заповедной мечети или аль_Аксы». (Тафсир ибн Касир, 2/6)

И если кровь кяфира дозволена, когда у него не будет договора от мусульман, то, что говорить, если он пошёл войной против них, после чего попал в плен!?

Тем самым выясняется, что дозволено убивать пленника и это является очевидным.

Поэтому сказал аш-Шаукани, да помилует его Аллах, комментируя слова автора книги «Хадаик аль-Азхар»: «И можно убить шпиона и пленника или бунтаря, если они убили или участвовали в этом». Он сказал: «Что касается кяфиров, то их кровь дозволена в своей основе, как это приводится в аятах,… что же говорить, если они пошли войной и мусульмане захватили их плен, имаму в таком случае дозволено их убить.

Тем самым становится понятным, что слова: «убили или участвовали в этом» являются не уместными, потому что в Шариате не пришло ничего, чтобы указывало на это условие насчёт кяфиров». (ас-Сейль аль-Джарар, 4/522)

А так же сказал: «Многобожник, без разницы, военный или нет, его кровь является дозволенной, пока он является многобожником». (ас-Сейль аль-Джарар, 4/369)

Сказал Всевышний Аллах: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах ― Могущественный, Мудрый». (Трофеи, 67 аят)

Является известным, что этот аят был ниспослан насчёт того, что мусульмане не убили пленных при Бадре, а вместо этого взяли с них выкуп.

Передаётся от ибн Аббаса, от Умара, да будет доволен ими Аллах: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к своим сподвижникам за советом о том, что делать с пленными. Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха, эти люди являются нашими родными и двоюродными братьями или состоят с нами в родстве, и я считаю, что тебе следует взять с них выкуп, что укрепит нас в борьбе с неверующими, а, может быть, Аллах направит их на путь истинный, и они будут помогать нам».

После этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «А что скажешь ты, о ибн аль-Хаттаб?» Умар сказал: «Клянусь Аллахом, я не согласен с Абу Бакром и считаю, что ты должен дать мне свое позволение, чтобы я отрубил голову такому-то, имея в виду своего родственника, и что ты должен разрешить Али отрубить голову Акилу ибн абу Талибу, и разрешить Хамзе отрубить голову такому-то его брату, чтобы враги Аллаха знали, что в сердцах наших нет места снисхождению для язычников, тем более, что эти пленные являются их предводителями и лучшими их воинами!»

После чего Умар сказал: «Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, пришлось по душе то, что сказал Абу Бакр, а не то, что сказал я, и он взял с них выкуп. А на следующее утро я пошел к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакру, и увидел, что они плачут. Я сказал: «О посланник Аллаха, скажи мне, что заставляет плакать тебя и твоего друга? Если я увижу, что есть из-за чего плакать и мне, я тоже стану плакать, а если нет, то просто поплачу вместе с вами». На это посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Причиной послужило то, что твои товарищи предложили мне взять с них выкуп, а мне было показано, что они подвергнутся наказанию, и это видение было ближе ко мне, чем это дерево».

По этому поводу Аллах Всевышний ниспослал аяты: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах ― Могущественный, Мудрый. Если бы не было предварительного предписания от Аллаха, то вас постигли бы великие мучения за то, что вы взяли». (сура 8 «Трофеи», аяты 67-68).

Эти аяты указывают на обязанность убийства пленников, пока у кяфиров есть сила и способность противостоять мусульманам.

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Всевышний Аллах сообщил, что убийство кяфиров, которые были выкуплены при Бадре, было бы лучше, чем их выкуп». (Тафсир аль-Куртуби, 8/48)

Пришло в хадисе от Абдур-Рахмана ибн Ауфа, да помилует его Аллах, что он сказал: «У меня было соглашение с Умайей ибн Халафом, что он позаботится о моём имуществе в Мекке, а я позабочусь о его в Медине. Когда я упомянул Рахман, он сказал: Я не знаю, кто такой Рахман, напиши своё имя, которое у тебя было в джахилии, тогда я написал Абду-Амр…

Когда же был день Бадра, я вышел на гору, чтобы его защитить в то время, когда спали люди. Но вдруг его увидел Биляль, и закричал во весь голос: “Умейя ибн Халяф! Нет мне спасения, если он спасётся!” После чего он пошёл за нами вместе с группой ансаров. Боясь, что они настигнут их, я оставил позади его сына Али, чтобы задержать их, но они сразу убили его и решили пойти дальше догнать нас. Умайя же был толстым, и когда они догнали нас, я велел ему лечь на землю, чтобы навалиться на него сверху, защищая собой. Однако они все же убили его, вонзая в него мечи, протискивая их подо мной и один из них даже поранил мою ступню». (аль-Бухари, 2/807)

В этом хадисе есть явное доказательство насчёт законности убийства пленных, когда мусульмане убили Умею и его сына, и при этом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал никого из мусульман.

В другой же версии этого хадиса приводится: «Умейя сказал мне, когда я держал его и его сына за руки: “О раб Бога, что это был за воин со страусиным пером на груди?” Я ответил: “Это Хамза”. Тогда он сказал: “Это тот, кто с нами сделал всё это (поубивал, и доставил много неприятностей в сражении…)”. Клянусь Аллахом, когда я их вёл, их заметил Биляль, (а Умейя мучал Биляля в Мекке), и закричал: “Умейя ибн Халяф, глава неверия! Нет мне спасения, если он спасётся!” Тогда я сказал ему: “О Биляль, это мой пленник!” На что он повторил: “Нет мне спасения, если он спасётся!” После чего закричал со всех сил: “О ансары Аллаха, глава неверия Умейя ибн Халяф! Нет мне спасения, если он спасётся!”

После чего они окружили нас, и я защищал его. Но один из них вытащил свой меч и убил его сына, на что Умейя закричал таким криком, подобно которому я до этого ещё не слышал. Тогда я сказал: “Спасайся сам, клянусь Аллахом, я ничем не смогу тебе помочь”. И они убили их, пронзая их своими мечами». И Абдурахман после этого случая говорил: «Пусть Аллах помилует Биляля, он лишил меня и доспехов и пленников». (Сира ибн Хишама, 3/180)

Передаётся от Абдуллы ибн Масхуда, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда в день Бадра привели пленников, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как вы думаете надо поступить с этими пленниками?» После этого посланник Аллаха сказал: «Сегодня из них никто не уйдёт, кроме как или через выкуп, или через удар мечом по шее»». (ат-Тирмизи, 5/271)

Передаётся от Абдуллы ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял выкуп в день Бадра с пленников, и выкуп был 4 тысячи за каждого, и убил Укбу ибн абу Муэйта ещё до выкупа. Его казнил Али». (Мусаннаф Абдур-Разак, 5/206)

Так же от Абдуллы ибн Аббаса передаётся, что он сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, убил в день Бадра троих: ан-Надыра ибн аль-Хариса из племени абду-Дар, Туейма ибн Адия из племени Науфаль и Укбу ибн абу Муэйта». (аль-Аусат, 4/135)

Передаётся от аш-Шааби, да помилует его Аллах, что он сказал: «Пленников в день Бадра было 71 человек, а убитых 69, после чего Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убить Укбу ибн абу Муэйта и ему отрубили голову, после чего стало по 70 убитых и пленников». (Сунан Саид ибн Мансура, 2/294)

И абу Дауд, да помилует его Аллах, озаглавил главу насчёт убийства абу Муэйта словами: «Глава: Насчёт убийства пленника». (Сунан абу Дауд, 3/60)

Сказал имам аш-Шафии, да помилует его Аллах: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пленил пленников Бадра, некоторых он помиловал и отпустил, с других же взял выкуп, и были те, кого он приказал убить, и ими были Укба ибн абу Муэйт и ан-Надыр ибн аль-Харис». (Сунан аль-Бейхакы, 9/64)

Передаётся от абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «В свое время Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отправил в сторону Неджда отряд всадников, которые привезли с собой человека по имени Сумама ибн Усаль из племени бану Ханифа, господина жителей Йамамы, и привязали его к столбу мечети. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к нему и спросил: “Что скажешь, о Сумама?” Сумама ответил: “У меня все хорошо, о Мухаммад, ибо, если ты убьешь меня, то будет, кому за меня отомстить; а если окажешь мне благодеяние, то окажешь его человеку благодарному; если же ты хочешь денег, то требуй с меня, чего пожелаешь!”» (аль-Бухари, 4/1589)

И то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не ответил на его слова: «если ты убьешь меня, будет, кому за меня отомстить», указывает на то, что он мог его убить, хоть он и был пленником. (Мутасар аль-Мухтасар, 1/236)

Сказал Хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «В этом хадисе есть доказательства на дозволенность отправлять отряды на земли кяфиров, так же пленить их, и после чего выбирать между их убийством или оставлением». (Фатх аль-Бари, 8/89)

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «В день открытия Мекки на посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был шлем. Когда же он его снял, к нему подошёл человек и сказал: ибн Хаталь держится за занавесы Каабы (пытаясь спастись от смерти), на что он ответил: «Убейте его»». (аль-Бухари, 3/1107)

И имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: убийство пленника». (аль-Бухари, 3/1107)

Так же абу Дауд, да помилует его Аллах, сказал: «Глава: Убийство пленника без того, чтобы предложить ему принять Ислам». (Сунан абу Дауд, 3/59)

Сказал Хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «В этом хадисе есть доказательство на убийство беззащитного пленника, потому что возможность убить ибн Хаталя, сделала его пленником, который находится в руках имама, и насчёт которого он выбирает между его убийством или оставлением». (Фатх аль-Бари, 4/62)

Имам аль-Бейхакы, да помилует его Аллах, озаглавил главу сказав: «Глава: Об убийстве многобожников, после их пленения, отрубив им головы». (аль-Бейхакы аль-Кубра, 9/68)

И этим самым становится ясно, что мнение о том, что нельзя убивать пленников является отвергнутым, потому что есть явные доказательства из Корана и Сунны о противоположном. Поэтому, кто-бы не говорил это мнение, оно всё равно считается неправильным.

И в словах: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы. Когда же вы ослабите их, то крепите оковы. А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (Мухаммад, 4 аят) ― нет никакого доказательства на то, что нельзя убивать пленников, а максимум, что есть, это дозволенность миловать и отдавать их за выкуп. И это то, что мы и говорим, а что касается их убийства, то доказательства уже пришли из других аятов и хадисов.

А так же мнение о том, что этот аят отменяет то, что можно убивать пленников, является всего лишь предположением, вместе с тем, что некоторые имамы пришли к полностью противоположному мнению. Правильным же является, что эти оба мнения являются слабыми, и все эти аяты не отменены.

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «Учёные разногласили насчёт толкования этого аята, и разделились на пять мнений:

1) Аят является отменённым, он был ниспослан по поводу идолопоклонников, и их нельзя отдавать за выкуп или миловать. И они считают, что этот аят отменили следующие аяты: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» (Тауба, 5 аят), а так же: «Если ты встретишься с ними в битве, то покарай их сурово, дабы рассеять тех, кто позади них, ― быть может, они помянут назидание» (Анфаль, 57 аят), а так же: «Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе)». (Тауба, 36 аят) Об этом сказали Катада, ад-Даххак, ас-Суди, ибн Джурейдж, аль-Ауфи в передаче от ибн Аббаса и многие куфийцы. Сказал Абдуль-Карим аль-Джаузи: абу Бакру написали по поводу пленника, и упомянули, что они требуют за него определённый выкуп, на что он ответил: Убейте его, смерть многобожника для меня любимей, чем то-то и то-то.

2) Этот аят по поводу всех многобожников, и он является отменённым, по мнению группы учёных, из которых Катада и Муджахид. Они сказали: Когда многобожник попадает в плен, то его нельзя просто так отпустить или отдать за выкуп, чтобы он тем самым не вернулся к многобожникам. Исключением же является женщина, потому что она не убивается. И этот аят отменили слова: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» (Тауба, 5 аят), потому что Сура «Покаяние» последнее, что было ниспослано. Поэтому обязательно убивать любого многобожника, кроме как если есть доказательства насчёт того, что его нельзя убивать, как например женщины и дети, или те, с кого берут джизья. И это является распространённым мнением в мазхабе абу Ханифы, потому что эти пленные в итоге снова могут пойти с войной против мусульман.
Абдур-Разак передал от Мамара, от Катады, что он сказал по поводу слов: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (Мухаммад, 4 аят) ― их отменили слова: «Если ты встретишься с ними в битве, то покарай их сурово, дабы рассеять тех, кто позади них, ― быть может, они помянут назидание». (Анфаль, 57 аят) Муджахид же сказал, что их отменили слова: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» (Тауба, 5 аят), и это является мнением аль-Хакама.

3) Этот аят действующий и при этом он отменяет другой. Об этом сказали ад-Даххак и другие. Ас-Саури приводит от Джувейбира, от ад-Даххака, что он сказал: аят «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» (Тауба, 5 аят) отменили слова: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (Мухаммад, 4 аят). Передал ибн аль-Мубарак от ибн Джурейджа, от Ато, что он сказал по поводу аята: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (Мухаммад, 4 аят), что не убивается многобожник, однако либо его милуют, либо отдают за выкуп. Аль-Ашас передал, что Хасан аль-Басри считал нежелательным убивать мушрика, который попал в плен и читал аят: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (Мухаммад, 4 аят). Так же Хасан сказал: В этом аяте есть выдвижения предложения вперёд, подразумевая, что как будто имеется в виду: Рубите головы, пока война не сложит бремя, а когда вы их ослабите (пролив достаточно крови), то связывайте их. И так же он сказал, что имам не может убить пленника, однако может либо освободить его просто так, либо за выкуп, либо поработить.

4) Мнение Саида ибн Джубейра: Не бывает обмена за выкуп или же пленения, кроме как после пролития крови на поле, потому что Всевышний Аллах сказал: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах ― Могущественный, Мудрый». (Анфаль, 67 аят) Если же после этого они попадут в плен, то имам может выбирать, как поступить с ними.

5) Аят является действующим, и имам может выбирать, как поступить с пленниками. Это мнение привёл абу Тольха от ибн Аббаса, и об этом сказали многие учёные. Из них ибн Умар, Хасан аль-Басри, Ато, и это является мазхабом Малика, аш-Шафии, ас-Саури, аль-Аузаи, ибн Абида и других. И это является предпочтительным мнением, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а так же праведные халифы делали всё из этого. Пророк убил Укбу ибн абу Муэйта и ан-Надра ибн аль-Хариса в день Бадра, когда они были пленниками, а так же отдал других пленников за выкуп. Так же помиловал Сумаму ибн Усалю, когда он был его пленником, и взял у Салямы ибн аль-Аква рабыню и обменял её на пленных мусульман. А так же он пленил некоторых людей из жителей Мекки, после чего отпустил их. Так же и отпустил пленных Хавазина, и это всё приводится в достоверных источниках.

Сказал имам ан-Наххас: «Эти аяты оба являются действующими, и это является хорошим мнением, потому что если можно делать дела в соответствии с двумя аятами, то нет смысла отменять. Поэтому, когда мы встречаем врагов, мы их убиваем, а если они попадут в плен, то можно их поработить, убить, отдать за выкуп, или помиловать, исходя из пользы мусульман. И это мнение приводится от Малика, аш-Шафии, абу Абида, и ат-Тахави сказал, что это является мазхабом абу Ханифы»». (Тафсир аль-Куртуби, 16/227)

И мы уже говорили о том, что, кто ищет истину в каком-либо вопросе, то он должен объединять все доказательства, связанные с этим вопросом, а после чего посмотреть на них всецело, и не разделять, отворачиваясь от других доказательств.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Если учёный различил между тем, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и между тем, что не сказал, то он нуждается в том, чтобы понять смысл его слов, а так же объединить между собой хадисы  (в этом разделе), и поставить каждый на своё место, объединив между тем, что объединил Аллах и Его посланник, и разделить между тем, что разъединил Аллах и Его посланник. Вот это является знанием, которое приносит пользу мусульманам, и его необходимо принимать, и посредством него возвысились имамы мусульман, как четыре имама и другие». (Маджмуа аль-Фатава, 27/316)

Сказал аш-Шатыби, да помилует его Аллах: «И ошибка в этом разделе исходит из-за одной вещи, а это ― незнание целей Шариата и необъединение всех сторон. Поистине взятия доказательств у имамов было таким образом, чтобы все шариасткие доказательства были в одном общем виде, имеется ввиду, объединяя всё, и частные и общие доказательства, обобщённые и индивидуальные, неясные с ясными и т.д… и таким образом у них образовывался один целый образ, который помогал один другому, как части тела человека, которые помогают друг другу…

А что касается тех, кто следует за своими страстям, то они берут доказательства по частям, оставляя другие, и тем самым картина не становится ясной, и не даёт полное понимание шаритастким постановлениям в действительности. И путь такого ― следование за неясными (двусмысленными) текстами, и этот путь является тех, у кого в сердце есть отклонение от истины, как об этом засвидетельствовал Аллах: «Чья речь правдивее речи Аллаха?» (Женщины, 122 аят)» (аль-Итисам, 1/177)

Поэтому, объединяя аят: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (Мухаммад, 4 аят) с другими доказательствами, которые указали на убийство пленных, нам становится ясным правильность мнения большинства учёных, что мусульмане могут выбрать по поводу пленников между их убийством, порабощением, помилованием и отдачей их за выкуп.

Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что он сказал по поводу слов Всевышнего Аллаха: «Не подобало Пророку брать пленных, пока он не пролил кровь на земле. Вы желаете мирских благ, но Аллах желает Последней жизни. Аллах ― Могущественный, Мудрый» (Анфаль, 67 аят) ― это насчёт дня Бадра, когда мусульман было мало, а когда они окрепли, и их стало много, Всевышний Аллах ниспослал насчёт пленных: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя». (Мухаммад, 4 аят) И Аллах дал выбор Своему Пророку и верующим между убийством пленных, порабощением и выкупом». (Суннан аль-Бейхакы, 6/323)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Глава: По поводу пленных. Бывало так, что некоторых помиловал, а других убивал, третьих отдавал за выкуп или обменивал на пленных мусульман, и он поступал в зависимости от пользы…». (Зад аль-Маад, 3/110)

А так же сказал: «Достоверно пришло, что некоторых он убивал, некоторых миловал, а так же отдавал за выкуп или обменивал на пленных мусульман, а так же оставлял рабами… и все эти ахкамы не отменены, и имам вправе выбрать то, в чём больше он видит пользу…» (Зад аль-Маад, 5/66)

Сказал ибн Касир, да помилует его Аллах: «Большинство учёных считают, что имам может выбрать, как поступить с пленниками. Если пожелает, он может убить их, как это было с бану Курейза, если пожелает, может отдать их за выкуп, как это было при Бадре, или же обменять на пленных мусульман, как это сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обменяв женщину и её дочь, которые были у Салямы ибн аль-Аква на пленных мусульман. Или же он может оставить их и сделать рабами». (Тафсир ибн Касир, 2/327)

Мнение о законности пленных является мнением имамов и факихов четырёх мазхабов и насчёт этого есть много их текстов:

 

Ханафиты:

Сказал Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шейбани, да помилует его Аллах: «Имам может выбрать насчёт пленных мужчин между их убийством, а так же поработить их и поделить между теми, кто их пленил…

И наше доказательство насчёт дозволенности убийства пленных, это история бану Курейза. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, убил их после того, как пленил и сражение закончилось. А так же убил Укбу ибн абу Муэйта и ан-Надра ибн аль-Хариса, когда они были пленниками Бадра. Так же Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, убил Мабада ибн Уахба, когда его пленил абу Бурда ибн Наяр в день Бадра. Он сказал Умару: О Умар, думайте, вы победили!? Нет, клянусь Лятом и Уззой. На что Умар ответил: Ты говоришь такое, находясь у нас в плену!? После чего взял его и отрубил ему голову. Поэтому пленника можно убить, так же и муртада находящегося у нас в руках. А слова Всевышнего Аллаха: «А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (Мухаммад, 4 аят) ― являются отменёнными». (ас-Сияр аль-Кабир уа шарх, 3/124)

И имам ас-Сархаси, да помилует его Аллах, добавил к словам Мухаммада ибн аль-Хасана полезные комментарии, которые указывали на причину дозволенности убийства пленника, сказав: «Потому что безопасность от убийства бывает либо из-за веры, либо из-за предоставленной безопасности, у пленника же ничего из этого нет. Поэтому его кровь остаётся быть дозволенной, так же как и пленения. И то, что его пленили, не означает, что он перестаёт быть харбием (враждующим кяфиром), однако он просто не может в данном случае воевать, потому что он подвластен нам…». (ас-Сияр аль-Кабир уа шарх/ 3/125)

Сказал абу Бакр аль-Джасас, да помилует его Аллах: «Факихи единогласны в том, что дозволено убить пленника, и мы не знаем, чтобы между ними были разногласия насчёт этого. И насчёт того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, убивал пленников, пришли многие передачи. Из этого: убийство Укбы ибн абу Муэйта, ан-Надра ибн аль-Хариса в день Бадра, так же в день Ухуда абу Иззу поэта после того, как он попал в плен, так же убийство бану Курейза после того, как они согласились на решение Саада ибн Муаза. Он решил казнить мужчин и поработить остальных, а так же он помиловал аз-Зубейра ибн Бату из их числа. Так же сражение при Хайбаре, половина была захвачена силой, другая по договору. Так же он взял с ибн абу аль-Хакика слово, что тот ничего от него не скроет, однако он скрыл, и когда это выявилось он казнил его. Так же при освобождении Мекки он приказал убить Хиляля ибн Хаталя, Макиса ибн Сабабу, Абдуллаха ибн Саада ибн абу Сарха, а так же других, сказав: «Убейте их, даже если вы увидите их держащимися за занавес Каабы». А что касается остальных мекканцев, то он помиловал их и не забрал их имущество трофеями.

Приводится от Салиха ибн Кейсана от Мухаммада ибн Абду-Рахмана, от его отца Абду-Рахмана ибн Ауфа, что он слышал, как абу Бакр сказал: Мне бы хотелось, чтобы в тот день, когда ко мне привели Фаджаа, что лучше бы я его не сжигал, а вместо этого либо отрубил бы ему голову, либо отпустил бы.

Передаётся от абу Мусы, что он убил Дахкана ас-Суса после того, как он дал ему гарантии безопасности для людей, которых он назвал, но он забыл упомянуть себя и не вошёл в этот договор.

Все эти передачи от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников указывает на дозволенность как убить пленника, так и оставить его в живых. И правоведы со всего света единогласны в этом, однако они разногласили насчёт отдачи его за выкуп. Наши учёные (ханафиты) сказали: его нельзя отдать за деньги, чтобы они тем самым снова не обернулись против нас, когда их вернут обратно. Абу Ханифа так же сказал: их так же нельзя обменивать и на пленных мусульман, их ни в коем случае нельзя возвращать обратно.

Абу Юсуф и Мухаммад сказали: Нет проблем в том, чтобы обменять их на мусульман. И это так же является мнением ас-Саури и аль-Аузаи.         Аль-Аузаи сказал: Нет проблем в том, чтобы продать пленных из числа женщин и детей, однако мужчин можно только обменять на пленных мусульман.

Аль-Музани передал, что аш-Шафии сказал: Имам может отпустить пленных или отдать их за выкуп или обменять». (Ахкам аль-Куран, 5/269)

 

Маликиты:

Пришло в «Мухтасар Халиль» следующее: «Имам может решить по поводу пленников между их убийством, помилованием, порабощением или отдачей их за выкуп». (стр. 103)

Сказал ибн Рушд, да помилует его Аллах: «Имам Малик и большинство учёных пришли к мнению, что имам может выбрать насчёт пленников между пятью вещами: их убийством, порабощением, освобождением, отдачей их за выкуп, или же договор с ними о том, чтобы они были зиммиями и платили дань. И этот выбор строится не на страстях, а на том, что будет лучше для мусульман.

Если пленник будет хорошим всадником, сильным, и кто доставляет ущерб мусульманам на поле боя, того имам должен убить и не оставить в живых, если же он не такой и от него нет вреда, и в нём есть какая-то ценность, то он его поработит или же отдаст за выкуп». (ат-Тадж уа аль-иклиль, 3/358)

Пришло в «Рисаля аль-Кирвани»: «Нет проблем в том, чтобы убить пленного мужчину из числа кяфиров». (стр. 84)

Сказал ибн Абдуль-Барр, да помилует его Аллах: «Глава: Хукм пленных.
Имам может убить пленника, так же может освободить его или отдать за выкуп, если в этом будет помощь для мусульман. И тот, кого он освободил, он не может убить его после этого. И тот, насчёт чей половозрелости он сомневается, то он может посмотреть на его волосы (в нижних зонах), если они растут, то его хукм будет считаться хукмом взрослого, которого можно убить или освободить. Если же нет, то он будет считаться из детей, у которых совсем другой хукм». (аль-Кафи фи фикх ахли аль-Мадина, стр. 208)

 

Шафииты:

Сказал имам аш-Шафи, да помилует его Аллах: «Если мусульмане пленят кяфиров и захотят их убить, то они могут это сделать, отрубив им головы, и они не должны переходить границы дозволенного уродуя их…» (аль-Умм, 4/245)

Пришло в «аль-Мухаззаб»: «Если пленят мужчин, то имам может выбрать между их убийством, пленением, освобождением или отдачей их за выкуп. И если он решит их убить, то он может это сделать, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили» (Тауба, 5 аят), и потому, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, убил в день Бадра ибн абу Муэйта, и в день Ухуда абу Иззу, и в день освобождения Мекки ибн Хатталя…». (2/235)

Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «Что касается взрослых мужчин, которые попали в плен, то имам может выбрать насчёт них между их убийством, отрубив им головы, и нельзя их утопить, сжечь, или уродовать. Или же он может освободить их просто так или обменять за выкуп, или на пленных мусульман, и это имущество будет считаться как остальное имущество трофеев». (Рауда ат-Талибин, 10/251)

 

Ханбалиты:

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Имам может выбрать насчёт пленных между их убийством, освобождением без выкупа, и за выкуп, а так же может оставить их рабами, в зависимости от пользы для мусульман…

Что касается убийства. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, убил мужчин из числа бану Курейза от 600 до 700 человек, а так же убил в день Бадра ан-Надра ибн аль-Хариса и Укбу ибн абу Муэйта, а так же в день Ухуда абу Иззу. И это является известными историями, и это является доказательством на дозволенность убийство пленника». (аль-Мугни, 9/179)

Так же он сказал: «Раздел: Имам может выбрать насчёт пленников между их четырьмя вещами: убийство, освобождением просто так, или за выкуп, и порабощением…

Что касается убийства. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, убил в день Бадра ан-Надра ибн аль-Хариса и Укбу ибн абу Муэйта, в день Ухуда абу Иззу, а так же бану Курейза после битвы у Рва, и потому что это более вредит врагам и устрашает их. И если он выберет их убийство, то он должен отрубить им головы, исходя из слов Всевышнего Аллаха: «Когда вы встречаетесь с неверующими на поле боя, то рубите головы», и потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда приказывал убивать пленных, им отрубали головы…» (аль-Кафи, 4/270)

Сказал аль-Кады абу Я’ля, да помилует его Аллах: «Имам выбирает насчёт пленных, исходя из самого лучшего для мусульман: между их убийством, рубя им головы, их порабощением, отдачей их за выкуп или меняя на пленных мусульман, или просто освобождая их». (аль-Ахкам ас-Султания, стр. 47)

 

И в следующей части мы поговорим о важных примечаниях…

 

Перевёл Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.