Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 2

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 2

Первое примечание:  Решение насчёт пленных строится исходя из пользы для Ислама и мусульман.

Когда мы говорим, что у имама или того, кто его заменяет, есть выбор насчёт пленных между их убийством, порабощением, освобождением их за выкуп, или что они будут платить джизью, или же просто их помилование, то мы имеем в виду, что этот выбор связан с осуществлением пользы для Ислама и мусульман. И этот выбор не строится на том, как пожелает его душа или же чем будут довольны люди, или же подчиняясь давлению, отдаляясь от правильного принятия решения, которое более любимо для Аллаха.

Пришло в «аль-Мухаззаб»: «Раздел: Имам не должен выбирать насчёт пленников, кроме как то, что является полезным для Ислама и мусульман». (2/236)  

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Этот выбор не строится на страстях, наоборот имам должен приложить усилия, раздумывая о том, что в данном случае лучше для Ислама и мусульман. И если он не сможет решить сразу в этот момент, то он оставляет их, пока не решит, что является лучшим…» (Рауда ат-Толибин, 10/251)

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Выбор насчёт пленников строится на пользе и иджтихаде, а не на страстях. Когда он увидит пользу для мусульман он должен это выбрать и ему нельзя выбирать другое, потому что он смотрит на это с точки пользы для мусульман, поэтому ему нельзя упускать то, что является благом для них, как для опекуна, смотрящего за сиротой». (аль-Кафи, 4/271)

Поэтому когда имам делает выбор по поводу пленников, он изучает их положение и смотрит:

В ком он увидит силу и мощь, и что тот может сделать ущерб для мусульман, и не примет Ислам и что в его смерти будет ослабление для его народа, то ему следует его убить.

Тот же, кто так же является сильным и способен работать, а так же есть безопасность от него, что он не предаст доверие, то ему следует его поработить и оставить для пользы мусульман.

В ком будет надежда, что он примет Ислам или же он является авторитетным в своём народе, и есть надежда, что если его отпустить, то он примет Ислам или же его народ приблизится к Исламу, то его следует отпустить просто так.

Кто же из них будет богатым и у мусульман есть нужда, то его следует отпустить за выкуп, чтобы это имущество стало помощью для Ислама и силой для мусульман.

А если в племени того кто в плену, есть кто-нибудь из пленных мусульман, то его стоит обменять на него. (Аль-Ахкам ас-Султания, стр.234)

Сказал ибн Муфлих аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Польза меняется в зависимости от положения пленников: сильного стоит убить; слабого, но богатого лучше отдать за выкуп; тот насчёт кого есть надежда, что он примет Ислам, стоит отпустить; тот, чьими способностями можно воспользоваться, лучше оставить рабом; а если насчёт пленника (как с ним поступить) есть сомнение, то тогда лучше его убить. Шейхуль-Ислам Такию-д-Дин (ибн Теймия) выбрал мнение, что имам может решать, как поступить с имуществом и с другими вещами, исходя из пользы, как это сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с жителями Мекки». (аль-Мубдий, 3/328)

И, исходя из сегодняшней действительности для сражающихся групп, сегодня сложно оставить кого-либо рабом или отпустить за джизью. Так же сегодняшние группы очень сильно нуждаются в имуществе, который является опорой джихада. Так же муджахиды должны приложить усилия в том, чтобы освободить пленных мусульман, находящихся у врагов, и это то, что предпочтительно во многих положениях, отдавая пленных иногда за выкуп, а иногда обменивая на пленных мусульман, вместе с упоминанием того, что пролитие крови на земле (чтобы ослабить врагов) это является основным выбором в оборонительном джихаде, пока не выявится другая вещь, чья польза будет преобладать.

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Этот выбор строится на пользе и иджтихаде, а не следованию страстям. Когда амир увидит пользу в одном из этих дел, он должен его выбрать и ему нельзя выбирать другое, когда же он засомневается что выбрать, то тогда лучше убить.

Сказал Муджахид насчёт двух амиров, один из которых убивает пленных ― он лучше. И так же сказал Малик». (аль-Мугни, 9/180)

Второе примечание: Убийство пленника до того, как имам или тот, кто его заменяет, решит, что с ним делать.

Ханбалиты сказали: кто пленил пленника, то ему нельзя его убивать, до того, пока он не приведёт его к имаму. Исключением является, когда пленник отказывается идти вместе с ним и его не получается принудить ударами и другим. (аль-Инсаф, 4/129)

Сказал аль-Мардави, да помилует его Аллах: «Это является мазхабом при этих двух условиях. И это мнение предпочтено в «аль-Фуру», «аш-Шархе», «аль-Мухарраре», и так же от него (имама Ахмада) передаётся, что его можно убить и без этого». (аль-Инсаф, 4/130)

Сказал ибн Муфлих, да помилует его Аллах: «Знай, когда пленник не может идти из-за болезни или чего-то другого, то правильным мнением в мазхабе является его убийство, и это мнение предпочёл ибн Кудама, ибн Ризин и другие,  а так же оно предпочитается в «аль-Хуляса», «аль-Мукни», «аль-Уаджиз»…». (аль-Фуру, 6/197)

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Раздел: Кто пленил пленника, то он не должен его убивать, пока не приведёт к имаму, и он не решит, что с ним делать. Потому что когда человек становится пленником, то насчёт него решает имам.

Так же приводится от Ахмада слова, которые указывают на дозволенность его убийства. Он сказал: Никто не должен убивать чужого пленника, кроме как если ему разрешит амир. Отсюда понимается, что он может убить своего пленника даже без разрешения амира, потому что он мог убить его изначально, так же он может убить его и в конце, как например, если бы он от него убежал или сражался.

Если же пленник откажется ему подчиняться, то он может принудить его ударами и другими средствами, если же это не получается, то он может его убить. Также если он его боится или боится, что он убежит, и также, если он не может идти из-за раны или болезни он может его убить.
Имам Ахмад остановился насчёт решения о его убийстве. Правильным же является, что он может его убить, подобно тому, как можно добивать их раненых, потому что его оставление живым является вредом для мусульман, и укреплением сил кяфиров. Поэтому его следует убить, как во время сражения на поля боя или как добивая раненого.

Что же касается убийства чужого пленника, то его нельзя убивать, кроме как если он будет в положении, в котором его можно убить пленившему его. Приводится от Яхьи ибн абу Касира, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть ни один из вас не убивает пленника своего товарища, кто его пленил тот и должен его убить» (ас-Суннан ли-Саид ибн Мансур, 2/296).

Кто убьёт своего или чужого пленника до его прихода к имаму, тот поступает плохо, но на нём не лежит ответственность, долг, компенсация, и т.д. и это является мнением аш-Шафии. Сказал аль-Аузаи: Если он убьёт пленника до того, как привести его к имаму, то на нём не лежит ответственность (чтобы отдать выкуп и т.д.; обязанность), а если он убьёт его после этого, то он должен будет за него, потому что он испортил трофей, у которого есть цена, точно так же, как и тот, кто убьёт женщину.

По нашему (ханбалитскому) же мнению: Абдурахман ибн Ауф пленил Умею ибн Халяфа и его сына Али в день Бадра, и когда их увидел Биляль он закричал, и позвал ансаров, после чего они их убили и не несли за них никакой ответственности, потому что они не являлись имуществом. Потому нет никакой ответственности, как и за того, кого убьют до того как привести к имаму и за того, за кого нет никакой ценности, точно так же за убитую собаку.

А что касается убийства женщины или ребёнка, то такой несёт ответственность, потому что они автоматически после пленения становятся рабами». (аль-Мугни, 9/183)

И Мухаммад ибн аль-Хасан до этого подтвердил то же самое, что и ибн Кудама, сказав: «Если какой-либо мусульманин убьёт пленника, до того как он примет Ислам или же будет продан, то за него нет никакой ответственности, однако это является нежелательным, исходя из хадиса Джабира, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть ни один из вас не убивает пленника своего товарища, кто его пленил тот и должен его убить». Однако вместе с этим на нём ничего (из ответственности) не будет. А если это он будет тем, кто его пленил, то он своим убийством нарушает право выбора имама и это является нежелательным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человеку не полагается ничего, кроме того, чем для него доволен имам». Исключением является, когда пленник сопротивляется и хочет убежать, в таком положении нет проблем убить его, и это делали многие сподвижники». (ас-Сияр аль-Кабир, 3/126)        

Третье примечание: Убийство большого количества пленных, когда они подчинились решению мусульман.

Передаётся от Айши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Саад ибн Муаз был ранен в битве у Рва от человека по имени Хаян ибн аль-Арака. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил для него палатку в мечети, чтобы навещать.
Когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся из сражения у Рва, он положил оружие и искупался, после чего к нему пришёл Джибриль, мир ему, отряхивая пыль с головы, сказав: “Ты сложил оружие! Клянусь Аллахом, я его ещё не сложил, выходи к ним”. На что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “Куда?” Тогда Джибриль, мир ему, указал на дома бану Курайза. После чего Пророк пришёл к ним с войском, и они согласились на решение Саада ибн Муаза. Он решил убить их сражающихся мужчин и пленить женщин и детей, а так же поделить их имущество». (аль-Бухари, 4/1511)

Передаётся от абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Бану Курайза согласились на решение Саада ибн Муаза, после чего Пророк отправил за Саадом, его привели на осле. Kогда же он приблизился, Пророк сказал ансарам: Встаньте к вашему господину. После чего сказал: они (евреи) согласились на твоё решение. На что он ответил: Я решаю убить их мужчин и пленить женщин. На что посланник Аллаха сказал: Ты принял решение соответствующее решению Аллаха». (аль-Бухари, 3/1383)

Так же пришло от Атыи аль-Курази, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я был из тех, насчёт кого посудил Саад ибн Муаз, и насчёт меня появились сомнения, являюсь ли я из мужчин или детей, тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Посмотрите, если у него растут волосы, то убейте его, если же нет, то оставьте его в живых»». (Сахих ибн Хиббан, 11/104)

В другой версии: «Нас поставили перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и тот у кого были волосы того убивали, а у кого не было того оставляли, и я был из тех, у кого тогда ещё не росли волосы и меня оставили». (абу Дауд 4/141)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убить тех, у кого росли волосы, а у кого не росли, то они считались детьми и их оставили в живых. После чего на рынке Медины раскопали рвы и отрубили головы мужчинам. Их численность была от 600 до 700, и никого из женщин не убили за исключением одной, которая кинула камень на голову Сувейда ибн ас-Самита и убила его». (Зад аль-Маад, 3/134)

Сказал аль-хафиз ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «Сказал ибн Исхак: Им вырыли рвы и отрубили головы, кровь потекла по рвам. После чего их имущество, женщины и дети были поделены между мусульманами.

И были разногласия насчёт их числа. По мнению ибн Исхака их было 600, и так же сказал Абу Амр в биографии Саада ибн Муаза. А от ибн Аиза передаётся, что их было 700. Сказал ас-Сухейли: тот, кто преувеличивает, говорит, что их было от 800 до 900. В хадисе от Джабира, который приводится у ат-Тирмизи, ан-Насаи и ибн Хибана с достоверным иснадом говорится, что их было 400 сражающихся мужчин. И если объединить, то можно сказать, что остальные были просто последователи (простые, не сражающиеся мужчины). И от ибн Исхака приводится, что их было 900». (Фатх аль-Бари, 7/414)

Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сааду, да будет доволен им Аллах: «Ты принял решение, соответствующее решению Аллаха» являются ясными и понятными, что это решение, которое любимо Аллаху и то, чем Он доволен.

Поэтому, убийство большого числа пленников является законным делом, без сомнений, и насчёт этого сошлись имамы и факихи всех четырех мазхабов:

 

Ханафиты:

Пришло в «ас-Сияр аль-Кабир уа шархуху»: «Глава: Решение насчёт врагов, если они согласятся на решение кого-либо из мусульман.
Если окружённые враги согласятся на решение кого-либо из мусульман, то это является дозволенным. И если он посудит убить их способных сражаться мужчин, или же сделать их трофеями и т.д., то это решение осуществляется, исходя из решения Саада ибн Муаза». (2/115)

 

Маликиты:

Пришло в «Мухтасар аль-Халиль»: «Они принуждаются на решение того, на кого они согласились, если он является доверенным, справедливым и если есть польза, в ином же случае решает имам». (стр. 103)

Пришло в «аш-Шарх аль-Кабир»: «Если имам позволит спуститься на решение одного из мусульман, и он решит их убить, поработить или наложить джизья, то это решение должно осуществиться, и они принуждены подчиниться, и их не должны вернуть в их места (где они укрывались) если они откажутся подчиняться». (2/185)

Сказал ад-Дасуки, да помилует его Аллах: «То есть, если войско окружило крепость и хотят убить тех, кто находится внутри, и эти люди скажут: мы согласны на решение такого-то из вас, то имаму нельзя переводить решение на другого помимо того, кого они назвали. И после, если они будут уверены, что он, например, примет решение, что отдаст их за выкуп, а он решит их убить или поработить если увидит в этом пользу, то они будут принуждены подчиниться этому решению и нет смысла слушать их слова после этого, что они не довольны этим решением, потому что они считали, что он будет мягок к ним». (Хашия ад-Дасуки, 2/185)

 

Шафииты:

Пришло в «ат-Танбих»: «Если войско окружат крепость и его обитатели согласятся на решение одного воина из войска мусульман, то он должен быть свободным, мусульманином, доверенным, из числа тех, кто может принимать решение, и он не должен решать, кроме как то, что является пользой для мусульман, из числа их убийства, порабощения, помилования или отдачей их за выкуп». (стр. 234)

Пришло в «аль-Мухаззаб»: «Раздел: Если войско окружит крепость, и его обитатели согласятся на решение мусульманина, то это дозволено, потому что бану Курейза согласились на решение Саада ибн Муаза, и он решил убить их мужчин, и поработить их женщин и детей, и тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты принял решение соответствующее решению Аллаха».

И необходимо, чтобы он был свободным, мусульманином, мужчиной, половозрелым, разумным, справедливым, знающим, потому что тут те же условия, что и при судействе, и он может быть слепым, потому что, из чего исходит его решение насчёт них и их положения, можно узнать посредством слуха.

И он не должен решать, кроме как то, что будет пользой для мусульман из числа их убийства, порабощения, помилования или отдачей их за выкуп». (2/238)

Сказал аль-Газали, да помилует его Аллах: «Если имам окружит крепость и её обитатели согласятся на решение определённого человека, то имам может им это позволить, как это сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, с бану Курейза, с решением Саада. И тот, кто решает, должен быть знающим о пользах сражения и на войне, справедливым, доверенным, и не обязательно, чтобы он был муджтахидом, и его решение из числа их убийства, помилования, порабощения должно быть осуществлено». (аль-Уасыт, 7/50)

 

Ханбалиты:

Сказал имам ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Раздел: Когда имам окружает крепость, он должен держать осаду и не уходить, кроме как с одной из пяти вещей.

Пятая: Они сдаются под условия того, что их будет судить один из мусульман ― это дозволено, потому что приводится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, осадил бану Курейза и они согласились на решение Саада ибн Муаза. И тут смотрится на две вещи:

1 ― Качество судьи.
2 ― Описание решения.

Судья должен быть свободным, мусульманином, разумным, зрелым, мужчиной, справедливым и факихом, и он может быть слепым, потому что это не вредит в этом вопросе. Напротив же судья в суде, он должен знать, кто подаёт жалобу и на кого подают, кто свидетель и против кого свидетельствуют.

А что касается фикха, то тут усматривается фикх насчёт хукма и того, что в нём дозволено и т.д, и ему не нужно быть факихом во всех вопросах, которые не связаны с данной темой, поэтому решил Саад ибн Муаз и пришло, что он был знающим все ахкамы.

А что касается решения, если он решит убить мужчин и  пленить женщин и детей, то его решение осуществляется, как это сделал Саад ибн Муаз, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты принял решение соответствующее решению Аллаха». Если же он решит отпустить мужчин и пленить женщин и детей, то аль-Кады сказал, что это решение должно осуществиться, и это так же является мазхабом аш-Шафи, потому что ему доверили решение, в котором он видит пользу, и он может в данном случае освободить точно так же как и имам.

Абу Хаттаб же выбрал, что это решение не осуществляется, потому что он должен решить то, что является лучшим для мусульман, а в данном случае никакой пользы от этого решения не будет…».  (аль-Мугни, 9/251)

Сказал аль-Маджд ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Если имам окружит крепость, то он должен его осаждать, сколько может, и если они попросят договор перемирия, то его можно им дать при определённых условиях.

А если они сдадутся с условием решения одного из мусульман, то это дозволено, если он будет мужчиной, мусульманином, свободным, справедливым, муджтахидом в деле джихада, и он должен решить только то, что является пользой для Ислама из числа убийства, порабощения, отдачей их за выкуп». (аль-Мухаррар фи фикх, 2/173)

Сказал аль-Мардави, да помилует его Аллах: «Слова: и он должен решить только то, что является пользой для мусульман из числа убийства, порабощения, отдачей их за выкуп. Без разногласия». (аль-Инсаф, 4/140)

Четвёртое примечание: Хукм пленников муртадов.

То, что предшествовало выше по поводу выбора, как поступить с вражескими пленниками, это касалось только кяфиров в своей основе. Что же касается муртадов, то насчёт них есть единогласное мнение учёных, что их нельзя оставлять на их вероотступничестве, освобождая их, либо отдавая за выкуп или порабощать.

Поэтому для них нет ничего кроме Ислама или меча, и насчёт этого единогласное мнение, и уже приходили слова о том, что: куфр вероотступничества намного хуже куфра в своей основе.

Приводится от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто поменял свою религию, то убейте его». (аль-Бухари, 3/1098)

И есть единогласное мнение учёных насчёт обязанности убийства муртада. (См. Маджмуа аль-Фатава, 28/478)

И есть многие тексты факихов и учёных насчёт того, что для муртадов только два выхода ― Ислам или меч, из этого:

 

Ханафиты:

Пришло в «аль-Хидая»: «И имам может выбирать насчёт пленников, если пожелает, убьёт их, потому что так делал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и посредством этого уменьшается нечестие на земле. Или если пожелает, поработит их, уменьшая их зло и принося пользу мусульманам, или же может их оставить свободными, как людей зиммы, как мы это уже разъяснили, кроме как, если они не многобожники из числа арабов или муртады». (аль-Хидая, 2/141)

Ибн Нуджейм аль-Ханафи, да помилует его Аллах, сказал, что: «Не принимается джизья от многобожников арабов и муртадов, либо Ислам, либо меч…». (аль-Бахр Раик, 5/81)

Так же он сказал: «Слова: «либо убивается (муртад)» ― потому что нельзя его поработить, даже если он примкнёт на землю куфра. И у него только два выхода, либо Ислам либо меч.

В «аль-Хания» приводится, что его нельзя оставлять дающим джизью, и давать временную или постоянную безопасность, и так же нельзя его поработить после пленения.

И уже пришло в разделе никяха кяфира, что их разводят, если один из супругов становится муртадом. Так же за него не выдают замуж, и он не может выдать замуж, а так же он не наследует. Поэтому тем самым становится ясным, что вероотступничество является хуже обычного куфра в этом мире и в будущем». (аль-Бахр ар-Раик, 5/138)

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «Если зиммий нарушат договор и захватят город, то их хукм такой же, как и хукм муртадов, за исключением того, что имам может их поработить. Потому что они являются кяфирами в основе, и их нельзя было до этого поработить, потому что они жили на нашей земле, однако после того, как они нарушили договор, эта земля стала дар аль-харб. Что же касается муртадов, то они были мусульманами в основе, поэтому от них не принимается ничего, кроме Ислама или меча». (аль-Мабсут, 10/116)

Так же он сказал: «Если муртады потребуют оставить их под ответственность мусульман (что они будут платить джизью), то им нельзя отвечать на это. Потому что зимма принимается только от тех, кого можно поработить, и потому что муртады, как и многобожники арабы, являются первыми преступниками по отношению к родству Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (потому что они арабы), а эти (муртады) по отношению к его религии. Поэтому от тех так же не принимается зимма, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Не соберутся вместе на аравийском полуострове две религии»». (аль-Мабсут, 10/117)

Сказал аль-Камаль ибн аль-Хаммам, да помилует его Аллах: «Что касается муртадов, то они вошли в куфр, после того, как они шли по прямому пути Ислама и видели его блага, поэтому от этих двух групп не принимается ничего кроме Ислама или меча ― добавок наказания из-за добавки их неверия». (Шарх Фатх аль-Кадир, 6/49)

 

Маликиты:

Сказал аль-Куртуби аль-Малики, да помилует его Аллах: «Что же касается муртадов, то от них не принимается ничего кроме Ислама или меча. И так же от заблудших еретиков, у них два выбора либо меч, либо покаяние». (Тафсир аль-Куртуби, 2/350)

Сказал ад-Дардир, да помилует его Аллах: «Из слов: «которого можно пленить» выходит муртад, потому что его нельзя пленить и оставить на его вероотступничестве». (аш-Шарх аль-Кабир, 2/201)

Сказал инб Рушд, да помилует его Аллах: «Джизья берётся от людей Писания, огнепоклонников, и чужестранцев (не арабов) по единогласному мнению, и не берётся от курейшитов и муртадов, по единогласному мнению. Что касается муртадов, то их нельзя оставлять на их вероотступничестве, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто поменял свою религию, то убейте его»» (ат-Тадж уа аль-Иклиль, 3/380)

Шафииты:

Сказал аль-Маварди, да помилует его Аллах: «Нельзя оставлять муртада на его вероотступничестве, давая ему договор или чтобы он платил джизья, и так же за него не выдаётся за муж». (аль-Ахкам ас-Султания, стр. 114)

Пришло в «Иана ат-Толибин» следующее: «Вероотступничество расходится с простым неверием в следующих делах: муртада не оставляют на его вероотступничестве, от него не принимают ничего кроме Ислама, и так же он принуждается к нашим ахкамам, потому что он придерживался их будучи мусульманином. Так же его никях не действителен, и не разрешается есть мясо животного, которое он порезал, и он не владеет имуществом, и его не пленят, и не отдают за выкуп, и не отпускают. Он не наследует, и от него не наследуют, напротив обычного кяфира во всех этих делах». (Иана ат-Толибин, 4/133)

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Раздел: Если пленят женщин и детей, то их порабощают, и так же рабов. А насчёт взрослых свободных мужчин имам выбирает то, что лучше для мусульман, из числа убийства, освобождения, отдачей за выкуп или порабощением». (Аль-Минхадж, стр. 137)

Сказал аш-Ширбини, да помилует его Аллах, в шархе аль-минхаджа: «Имам или амир войска выбирает насчёт пленных кяфиров, которые свободные, мужчины, разумные, половозрелые… исключением же являются муртады, имам даёт им выбор ― либо Ислам, либо меч». (Мугни аль-Мухтадж, 4/227)

Так же пришло в «Хашия аш-Ширвани»: «имам выбирает… это то, что касается обычных кяфиров, а что касается муртадов, то имам даёт выбор между Исламом и мечом». (9/247)

 

Ханбалиты:

Сказал аль-Кады абу Я’ля, да помилует его Аллах: «Что касается сражения с муртадами, то оно является обязательным, после их увещевания в течение трёх дней, всё равно, будь это мужчины или женщины. И нельзя их оставлять в живых, будучи муртадами, предоставляя им договор или утвердить их на джизья.

Кто из них попадает в плен, то его убивают, если он не покается, и нельзя поработить их мужчин, и их имущество становится трофеем.
И так же нельзя заключать с ними мир, чтобы они платили за это, напротив обычных кяфиров». (Ахкам ас-Султания, стр. 51-53)

Сказал ибн Кудама, да помилует его Аллах: «Раздел: Нельзя поработить муртада и оставлять его в живых муртадом». (аль-Кафи, 4/162)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Сунна утвердила, что наказание муртада сильнее, чем наказание обычного кяфира со многих сторон: муртад убивается в любом случае, и ему не даётся амана, и не утверждается для него джизья. Так же, он убивается, даже если он не может сражаться, и напротив кяфир, если он не сможет сражаться, то он не убивается, по мнению большинства учёных как абу Ханифа, Малика и Ахмада.

Так же мнением большинства является, что муртадша тоже убивается и это является мнением Малика, аш-Шафии, Ахмада. Так же муртад не наследует и за него не выдаётся замуж, и не кушается мясо животного, которое он порезал, напротив обычного кяфира». (Маджмуа аль-Фатава, 28/534)

Так же он сказал насчёт групп, выведших из религии: «Они в большем грехе перед Аллахом, Его посланником и верующими, чем обычные кяфиры. С ними обязательно надо сражаться, пока они не вернутся к истине, и им нельзя давать ответственность, перемирие и безопасность, и отпускать их пленных, а также отдавать за выкуп или, обменивая на мусульманина. Так же не естся мясо животного, которое они порезали, и не женятся на их женщинах, и так же их нельзя поработить, пока они являются муртадами. И они убиваются без разницы, могут они сражаться или нет, как старики, слепые, инвалиды ― по единогласному мнению, и так же женщины муртады ― по мнению большинства.

Что касается простого кяфира, то ему можно дать безопасность, перемирие, отпустить его, отдать за выкуп если он пленник, по мнению большинства, и можно установить ему джизья если он является из людей Писания. И так же естся мясо животных, которое они порезали, и женятся на их женщинах, и их женщин не убивают, кроме как если они не сражаются, словом или делом, по единогласному мнению. И так же из них не убиваются те, кто не может сражаться, по мнению большинства учёных, как на это указывает сунна.

Муртад же является в худшем положении, чем обычный кяфир, в этом мире и в будущем». (Маджмуа аль-Фатава, 28/413)

Так же стоить упомянуть две очень важные пользы, которые связаны с пленными муртадами, но об этом мы поговорим в следующей части.

 

 

Перевёл Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад. Когда мы говорим, что у пленного муртада есть …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.