Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 3

Первая важная польза: Как принимает Ислам муртад.

Когда мы говорим, что у пленного муртада есть только два варианта, это либо Ислам, либо меч, то тут стоит отметить очень важное дело, а это то, что Ислам муртада не осуществляется, кроме как с его отказом от того из-за чего он стал муртадом. Правило такое: та дверь, из которой он вышел, через неё он должен и зайти, и вместе с этим заново повторить шахаду.

И многие ученые, и имамы говорили, что сподвижники, да будет доволен ими Аллах, сражались с муртадами, пока не заставили их «зайти через те двери, откуда они вышли». (Тафсир ат-Табари, 6/282)

Передаётся от Абдуллы ибн аль-Ахтама, что он сказал Умару ибн Абдуль-Азизу, да помилует их Аллах: «Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, 2 года призывал к его Сунне и шёл по его пути. И появились арабы, которые стали муртадами, они решили делать намаз, но отказались платить закят. Но абу Бакр отказался от них принимать, кроме как то, что принимал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Тогда мечи были вынуты из ножен и разгорелось пламя, пока люди истины не победили людей лжи и не ввели их в двери, из которых они вышли». (аль-Итикад ли аль-Бейхакы, стр. 345)

И так же сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, когда был спрошен о муртадах: «Я предлагал им зайти в те двери, из которых они вышли». (Мусаннаф ибн абу Щейба, 6/438)

Сказал ас-Сархаси, да помилует его Аллах: «Тауба муртада: Произнесение шахады и отказ от того из-за чего он вышел из Ислама». (аль-Мабсут, 10/112)

Пришло в «аль-Бахр ар-Раик» следующее: «Слова: И его Ислам ― это отказ от всех лживых религий и то, от чего он стал муртадом. То есть, таково принятие Ислама муртадом, он должен отречься от всех религий помимо Ислама, однако он не упомянул про шахаду, а в «аль-Иная» упоминается, что он должен отречься после того, как произнесёт шахаду.

И в «Шархе ат-Тахави» упоминается, что абу Юсуф был спрошен: как ему принять Ислам? Он сказал: он должен сказать: «Я свидетельствую, что нет бога достойного для поклонения, кроме Аллаха и свидетельствую что Мухаммад посланник Аллаха», после чего он подтверждает, что то, что пришло от Аллаха ― истина и отрекается от религии, к которой он перешёл, сказав: «Я отрекаюсь от неё»» (5/138)

Передаётся, что имам Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Еретики убиваются, и от них не требуется покаяния, а от кадаритов требуется. Тогда его спросили, каким образом? На что он ответил: им говорится: «Оставьте то, на чём вы находитесь», либо они сделают, либо их убивают». (ат-Тамхид, 5/309)   

Сказал аль-Навави, да помилует его Аллах: «Если его куфр из-за отрицания фарда или дозволения харама, то его Ислам не будет действителен, пока он не произнесёт шахаду и откажется от этого». (Рауда ат-Талибин, 10/82)

Сказал аль-Мардави, да помилует его Аллах: «Таубой муртада является принятие Ислама. Он должен произнести шахаду, кроме как если его вероотступничество не связано с отрицанием фарда или дозволением харама или отрицанием какого-либо Пророка или Писания, или же если он перешёл в другую религию, в которой считают, что Мухаммад был послан только к арабам. Его Ислам не будет действителен, пока он не подтвердит то, что он до этого отрицал, и не произнесёт, что Мухаммад был послан ко всем, или же не скажет, что он отрекается от любой религии противоречащей Исламу.

И это является мазхабом (у ханбалитов) об этом сказано в «аль-Уаджиз» и в других книгах, и так же это мнение предпочтено в «аль-Фуру»». (Аль-Инсаф, 10/336)

Сказал ибн Кудама аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Если его вероотступничество было из-за отрицания фарда, он не примет Ислам, пока не признает что отрицал, и после повторит шахаду, потому что он посчитал ложью слова Аллаха и Его посланника тем, чем он был убеждён. И так же, если он будет отрицать какого-либо Пророка или аят из Книги Аллаха, или какое-либо Писание, или ангела, в которых нет сомнения, что они являются ангелами, или же если он дозволит запрещённое ― во всех этих случаях, помимо шахады, он должен подтвердить то, что он отрицал». (аль-Мугни, 9/28)

Сказал ибн Муфлих, да помилует его Аллах: «Кроме как, если его вероотступничество не связано с отрицанием фарда или дозволением харама или отрицанием какого-либо Пророка или Писания, или же если он перешёл в другую религию, в которой считают, что Мухаммад был послан только к арабам. Его Ислам не будет действителен, пока он не подтвердит то, что он до этого отрицал, и если же он не подтвердит, то тогда он останется в том же положении в котором он находится». (аль-Мубди, 9/182)

Сказал аль-Марвази, да помилует его Аллах: «Человек, если стал муртадом из-за оставления молитвы, то его требование к покаянию, это призыв его к молитве. Если же он начнёт заново выполнять молитву, то он вернётся в Ислам, потому что его куфр был из-за его оставления. И то же самое касается того, что является известным в Исламе из числа фардов и харама с халялем. Если человек проявит неверие в какое-либо законоположение Ислама или дозволит запретное Аллахом, то его призывом к покаянию будет отказ от неверия или дозволения, если он подтвердит это, то он вернётся в Ислам. И так же, если человек скажет: спиртное халяль или мясо свиньи халяль, при этом он верит во все остальные исламские законоположения, то его призывают к покаянию через ту дверь, из которой он вышел». (Таазым кадр ас-Соля, 2/965)

Поэтому, является очевидным, что если человек стал муртадом вместе с тем, что он причисляет себя к Исламу, и если он произнесёт шахаду несчитанное количество раз и будет проявлять аспекты Ислама, но не отказываясь от того из-за чего он стал муртадом, то его кровь всё равно не будет защищённой и он всё равно остаётся муртадом.

Сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах: «Сподвижники и имамы после них были единогласны в том, что нужно сражаться с теми, кто отказывается выдавать закят, даже если они молятся и постятся Рамадан, потому что у них не было каких-либо своих сомнительных толкований (их действиям), поэтому они являлись муртадами, и с ними так же следует сражаться за то, что они отказываются платить, даже если и считают это обязательным».  (аль-Фатава, 28/531)

Сказал Мухаммад ибн Абдуль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «И если мы начнём считать, сколько учёных обвинили людей в неверии, хотя они причисляли себя к Исламу, и вынесли решение об их убийстве и вероотступничестве, то это будет очень долго, однако мы упомянем историю бану Убейда, правителей Египта. Они утверждали, что они из ахлю-бейт, молились пять молитв в джамаате и джумуа, поставили судей и муфтиев. Вместе с этим, учёные были единогласны  в их неверии и что с ними надо сражаться, и что их земля является даруль-харбом с которыми обязательно сражаться». (ар-Расаиль аш-Шахсия, стр.220)

Поэтому, если пленный муртад выявит покаяние, то его кровь не будет защищена от того, что он скажет шахаду и будет выявлять символы Ислама, пока он не откажется от того, из-за чего стал муртадом.

Имамы единогласны, что если военная группа (группа у которой есть сила противостоять), откажется от выявления символа из символов Ислама, то с ними нужно сражаться, пока они находятся в таком положении. И их кровь не защищена из-за того, что они выполняют остальные предписания Ислама. Что же тогда говорить о группах, которые отказываются соблюдать сразу несколько предписаний Ислама, или тех, которые заменили шариат Аллаха, или тех, которые ненавидят то, что ниспослал Аллах!?

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Любая группа, которая вышла против явного распространённого законоположения Ислама ― с ней обязательно сражаться по единогласному мнению имамов мусульман, даже если они будут произносить шахаду. Если они будут произносить шахаду, но откажутся выполнять молитву, то с ними нужно сражаться, пока они не начнут молиться. Если откажутся платить закат, то следует сражаться, пока они не начнут выплачивать его. И тоже самое, если они откажутся поститься или делать хадж, или же если откажутся запрещать мерзкие дела, как прелюбодейство, азартные игры и спиртное и другие запрещённые вещи, или же откажутся судить насчёт крови, чести, имущества и других вещей исходя из Курана и Сунны, и так же если откажутся призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, и делать джихад с кяфирами, пока они не примут Ислам или будут платить джизью, или же если они будут выявлять нововведения, которые противоречат Курану и Сунне и первым поколениям, как например отрицание имён и аятов Аллаха, или считание ложью некоторых имён Аллаха и его атрибутов, или же Его предопределение, или же считание ложью того на чём были мусульмане во времена праведных халифов, или же порицание первых опередивших (преуспевших в праведных делах) из числа мухаджиров и ансаров и тех, кто шёл по их пути, или же вышедшие против джамаата мусульман, пока они не вернутся в их подчинение, и подобные разные дела ― сказал Всевышний Аллах: «Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху». (Трофеи, 39 аят) Поэтому, если часть религии будет посвящена Аллаху, а другая не Аллаху, то является обязательным сражение, пока вся религия не будет посвящена Аллаху». (аль-Фатава, 28/510)

Вторая важная польза: Законность убийства муртада, у которого тяжелый вид вероотступничества, даже если он выявит покаяние.

То, что мы упомянули ранее насчёт пленного муртада, что у него нет выбора, кроме как между Исламом и мечом, то это касается обычного муртада. Mы уже упомянули, что вероотступничество бывает двух видов: простым и тяжёлым. И разница между ними это ― вражда (война).

Кто добавит к своему вероотступничеству вражду, того вероотступничество становится тяжёлым.

И слова о том, что если муртад выявит покаяние после того, как его пленили, то его покаяние действительно и его нельзя убивать, то это касается обычного муртада, а что касается другого, то его можно убить даже после того, как он выявит покаяние.

Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убить Макиса ибн Сабабу, ибн Хаталя, Абдуллу ибн абу Сарха, так же он убил уль-урейниин, без призыва их к покаянию.

Передаётся от Саада ибн абу Уаккаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «В день освобождения Мекки посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, дал безопасность всем людям кроме четырёх мужчин и двух женщин, сказав: «Убейте их, даже если вы найдёте их державшимися за занавесы Каабы»». (Ан-Насаи, 2/302)

Троe из этих четверых ― это ибн Хаталь, Макис ибн Сабаба, Абдулла ибн абу Сарх. Все они являлись муртадами, которые примкнули в даруль-харб и там укрывались.

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл в Мекку на его голове был шлем, когда он его снял, к нему подошёл человек и сказал: ибн Хаталь держится за занавесы Каабы. На что Пророк ответил: Убейте его». (аль-Бухари, 3/1107)

И известно, что держание за занавесы Каабы, являлось самым ясным пониманием о прошении безопасности со стороны мусульман, но вместе с этим посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, приказал убить его и не призвал его к покаянию.

Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «Учёные сказали: Он убил его потому, что он был муртадом и убил мусульманина, который ему прислуживал. А так же он оскорблял посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в стихах и ругал его, и у него были две девушки, которые пели, ругая Пророка и мусульман.

И если будет сказано: В другом же хадисе сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто зайдёт в мечеть, тот будет в безопасности», то, как он приказал его убить, когда тот держался за занавесы Каабы? Ответ будет следующим: он не зашёл в эту безопасность и он был исключением вместе с ибн абу Сархом и двумя девушками, и он приказал их убить, даже если они будут держаться за занавес Каабы, как это ясно пришло в других хадисах». (Шарх Муслим, 9/131)

И это является ясным насчёт разделения между двумя видами вероотступничества.

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: Убийство пленника». (аль-Бухари, 3/1107)

Это является прямым текстом о том, что пленный муртад убивается без требования у него покаяния, если его вид ридды является тяжёлым.

И так же абу Дауд, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Убийство пленника без предложения ему принять Ислам». (абу Дауд, 3/59)

Передаётся от Саада ибн абу Уаккаса, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «В день освобождении Мекки Абдулла Ибн Сад Ибн Абу Сарх спрятался у Усмана Ибн Аффана. После Усман привёл его и поставил его перед Пророком, мир ему и благословение Аллаха, сказав: «Посланник Аллаха, прими от него присягу!» Подняв голову, посланник Аллаха трижды взглянул на него, и каждый раз отказывался принимать от него присягу. Но после третьей (попытки) он принял его присягу, а после обратился к своим сподвижникам и произнёс: «Неужели среди вас нет ни одного благоразумного? Неужели никто не мог подойти и убить его, когда увидел, что я удерживаю свою руку от принятия от него покаяния?» На что они ответили: «О посланник Аллаха, мы не знаем что в твоей душе. О если бы ты хоть моргнул нам глазом». На что он ответил: «Не подобает Пророку делать подлые знаки глазами». (аль-Мустадрак, 3/47)

Абдулла ибн абу Сарх до этого был мусульманином и писал откровения, которые ниспосылались посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после чего стал муртадом и примкнул к куфарам Мекки, после чего ругал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Этот хадис ясно показывает нам то, что посланник Аллаха хотел убить его, хоть тот и пришёл покаявшись.

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «Он пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, после освобождения Мекки и после того, как люди успокоились, и после того, как он покаялся. И Пророк хотел, чтобы они убили его в этот момент, выжидая для этого какое-то время, полагая, что некоторые это сделают. И это является самым ясным доказательством насчёт дозволенности убийства после принятия Ислама». (ас-Сорим аль-Маслюль, 2/235)

И уже пришло, что абу Дауд озаглавил главу: «Убийство пленника без предложения ему принять Ислам». (абу Дауд, 3/59)

Сказал шейхуль-Ислам, да помилует его Аллах: «Сунна указывает на то, что ругань является грехом из числа куфра, и это является видом из «вражды», и покаяние, которое защищает кровь муртада, это покаяние от простого куфра, а что касается того, что если человек стал муртадом вместе с враждой, как например при этом убил и забрал имущество, как это сделали аль-урейниины, и как сделал Макис ибн Сабаба, который убил ансара и забрал имущество, после чего стал муртадом, то убийство таких становится обязательным. Так и поступил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует с Макисом, и так же было сказано насчёт аль-урейниинов: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты…». (аль-Маида, 33 аят)» (ас-Сорим аль-Маслюль, 3/644)

А так же сказал: «Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделала разницу между двумя видами (муртадов), он принимал покаяния от группы муртадов, но так же приказал убить Макиса ибн Сабабу, в день освобождения Мекки, без требования у него покаяния. Потому что он вместе со своим вероотступничеством так же убил мусульманина и забрал имущество и не принёс покаяния до того, как его схватили. Так же Пророк приказал убить аль-урейниинов, которые так же добавили к своему вероотступничеству убийство и захват чужого имущества. Так же он приказал убить ибн Хаталя, который добавил к своему вероотступничеству ругань и убийство мусульманина, и приказал убить ибн абу Сарха, который добавил к своему вероотступничеству ругань и навет.

И если Коран и Сунна посудили насчёт муртадов двумя видами хукма, и когда мы увидели, что тот добавляет к своему вероотступничеству вред и ущерб, то становится обязательным его убийство и его убийство не спадает после покаяния, после того, как его схватили, напротив того муртада, который просто поменял религию. Поэтому неправильным является сказать, что покаяние от муртада принимается всегда. И говоря в общем, тот, чьё вероотступничество было из ряда вместе с враждой к Аллаху и Его посланнику рукой или языком, то Сунна, которая разъясняет Коран, указывает на то, что это тот человек, который сделал очень большой куфр, после которого от него не принимается покаяние». (ас-Сорим аль-Маслюль, 3/698)

А так же сказал: «Тот чье вероотступничество было тяжёлым, если он вернётся в Ислам, то с него не всегда спадает наказание, наоборот его убивают, если то, что он сделал, обязывает собой убийство, или же его наказывают меньшим, если его преступления были меньше, как сказал Всевышний Аллах: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты…». (аль-Маида, 33 аят) И как на это указывает Сунна насчёт истории ибн абу Сарха, ибн Зунейма, ибн Хаталя, Макиса ибн Сабабы, аль-урейниинов, и других.

И как на это указывают утверждённые основы, что если человек добавил к своей ридде разбой, зина, убийство и другие вещи, после чего вернулся в Ислам, то на него всё равно установят наказание. То же самое, если к нарушению договора будет добавлен вред мусульманам разбоем, зина, убийством, то наказания будут установлены даже после принятия Ислама». (ас-Сорим аль-Маслюль, 3/812)

Так же сказал: «Муртад этот тот, кто после принятия Ислама сделал или сказал то, что выводит из Ислама. И не от каждого муртада принимается Ислам, тем самым, защитив его кровь, потому что пришло, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники от кого-то требовали покаяния, а других приказывали убить без покаяния, как например ругающего его. Так же он приказал убить аль-урейниинов без покаяния, и обесценил кровь ибн Хаталя, Макиса ибн Сабабы, ибн абу Сарха. Он убил из них двоих, и хотел, чтобы сподвижники убили третьего, когда тот пришёл покаявшись.

Это является его сунной и сунной праведных халифов после него. Тем самым, для нас выясняется, что есть муртады, которых убивают без покаяния, а есть те, от кого принимается покаяние.

Тот, кто просто поменял религию, после чего покаялся, то от него принимается покаяние, как это сделал аль-Харис ибн Сувейд со своими людьми, которые стали муртадами во времена абу Бакра, да будет доволен им Аллах.

А тот, кто добавил к этому то, что дозволяет кровь, как убийство, зина, разбой, ругань Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и навет на него, и подобные дела, и он находится в даруль-Исламе, не прикрываясь за какую-либо группу, то такой если примет заново Ислам, то на него всё равно устанавливают наказание, вместе с тем, что от него принимается Ислам (и его покаяние поможет ему перед Аллахом)». (ас-Сорим аль-Маслюль, 3/865)

А так же сказал: «Что касается ибн абу Сарха, ибн Хаталя и Макиса ибн Сабаба, то у них помимо ридда были и другие преступления, так же как и у аль-урейниинов. Большинство из них вместе с ридда совершили убийство и забрали чужое имущество, став тем самым разбойниками, враждующими с Аллахом и Его посланником. Так же из них были те, кто причинял вред своим языком, тем самым тоже встав в ряд с враждующими, поэтому от них не требуется покаяние». (ас-Сорим аль-Маслюль, 3/610)

На этом тема с муртадами заканчивается, и дальше вернёмся к следующему важному примечанию.

 

Перевёл Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 2

Первое примечание:  Решение насчёт пленных строится исходя из пользы для Ислама и мусульман. Когда мы …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.