Home / Библиотека / Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 4

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 4

Пятое примечание: Законность бить пленного, если в этом есть нужда.

Передаётся от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах: «Когда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, обратился к своим сподвижникам с воодушевляющей речью, и они вышли в путь в сторону Бадра, они наткнулись на водоносов (кто собирает и приносит воду) курейшитов из которых был чёрный раб из племени Бану Аль-Хаджадж. И сподвижники Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взяли его и стали допрашивать об Абу Суфьяне. Но тот отвечал: «Клянусь Аллахом, я ничего не знаю о нём. Те, которые здесь — это Абу Джахль, Утба, Шэйба и Умаййа Ибн Халяф».

Когда он произносил это, они били его, а он говорил: «Не трогайте меня, не трогайте! Я расскажу вам!» Но как только они оставляли его и задавали ему вопрос, он отвечал: «Клянусь Аллахом, я ничего не знаю про Абу Суфьяна. Сюда прибыло только племя Курайш, в том числе Абу Джахль, Утба, Шэйба — два сына Рабии и Умаййа Ибн Халяф».

При этом Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, молился и слышал всё это. Как только он закончил молитву он произнёс: «Клянусь Тем, в Чей длани моя душа — когда вы бьёте его, он говорит вам правду, и когда оставляете его, он лжёт вам, курейшиты пришли, чтобы защитить абу Суфьяна…» (Муслим, 3/1403)

Сказал аль-Куртуби, да помилует его Аллах: «В том, что они били этого человека и что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не порицал их за это, является доказательством на дозволенность битья пленного, и наказывать подозреваемого (обвиняемого) если в этом есть нужда». (аль-Муфхим, 3/626)

Сказал ан-Навави, да помилует его Аллах: «В этом есть доказательство на дозволенность бить пленного кяфира, у которого нет никакого договора». (Шарх Муслим, 12/126)

Абу Дауд, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: Насчёт пленника, которого связывают и бьют». (абу Дауд, 3/58)

Сказал ибн Муфлих аль-Макдиси, да помилует его Аллах: «Сказал аль-Хаттаби: В этом есть доказательство на дозволенность бить пленного кяфира, если в этом есть польза». (аль-Фуру, 6/198)

Пришло в хадисе, передаваемом от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с жителями Хайбара пока не оттеснил их до одной из крепостей, после чего захватил земли, пальмы и посевы. Tогда они решили сдаться и договорились на том, что могут покинуть Хайбар вместе со своими семьями и возьмут из имущества то, что унесут их верблюды, помимо золота, серебра и оружия. Oднако посланник Аллаха обусловил их ничего не утаивать, а иначе у них не будет никакой защиты. Но некоторые всё равно утаили богатства и сокровище Хуйая ибн Ахтаба, которое он привез, когда были изгнаны бану Надыр из Медины. После чего посланник Аллаха сказал дяде Хуйая: «Где те богатства Хуйая, которые он привёз?» Тот ответил: «Их израсходовали войны и нужды». Тогда посланник Аллаха сказал: «Прошло слишком мало времени, а денег было намного больше». После чего посланник Аллаха передал его Зубейру ибн аль-Авваму, и Зубейр начал его бить. Тогда тот сказал, что видел, как Хуйай крутился вокруг одних из руин, после чего они начали искать их в том месте и там они и оказались. После этого посланник Аллаха убил ибн абу Хакика и его брата, а так же пленил их детей и жён, и поделил их имущество, из-за того, что они нарушили договор…». (Ибн Хиббан, 11/608)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после перемирия не убил никого, кроме сыновей абу аль-Хакика из-за нарушения договора. У них было условие не утаивать ничего, но они утаили, и когда их спросили: где имущество с которым вы выехали из Медины? Они ответили, что оно закончилось и поклялись насчёт этого, но позже дядя Хуйяая после того, как его начал бить Зубейр признался, что они утаили имущество…». (Зад аль-Маад, 3/326)

В этом хадисе есть ясное доказательство на то, что можно бить пленника для получения определённой пользы.

Так же пришло, что: «Зубейру было приказано мучить его, пока не узнаёт всё, что он скрывает и Зубейр даже прижигал его, пока тот не сознался». (Сира ибн Хишама, 4/307)

И из этого взята дозволенность наказывать и мучить того, кого подозревают, чтобы узнать от него истину и это является из Шариатской политики. (Сира аль-Халябия, 2/747)

Сказал ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах: «В этом есть доказательство на то, что можно мучить того, кого подозреваешь, и что это является из Шариатской политики. Ибо поистине Всевышний Аллах мог показать Своему Пророку место захоронения этих богатств и сокровищ, посредством откровения, однако Он пожелал указать общине Мухаммада, как поступать с подозреваемыми.

В этом есть так же доказательство на то, что можно опираться на косвенные доказательства, чтобы понять правдивость или ложность заявления, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сайе (дяде Хуйая): «Прошло слишком мало времени, и богатства было намного больше»». (Зад аль-Маад, 3/146)

Так же он сказал: «В этом есть так же доказательство на то, что если есть косвенное доказательство на ложность чьих-либо слов, то на эти слова не опираются и они являются вероломными». (Зад аль-Маад, 3/347)

Сказал имам аш-Шаукани, да помилует его Аллах: «В этот есть доказательство на дозволенность причинить боль тому, кто отказывается отдавать то, что он должен отдать, и отрицает его наличность, хотя имам считает, что он лжёт, и это является видом из Шариатской политики». (Нэйль аль-Аутар, 8/208)

Сказал шейхуль-Ислам ибн Теймия, да помилует его Аллах: «И это является утверждённой основой, тот кто сделал харам или оставил ваджиб, то он достоин наказания, и если за данное действие нет определённого наказания в Шариате, то оно называется тазиром и его определяет имам по своему решению, как например наказание богатого должника, который не отдаёт долги тюрьмой, и если продолжает упрямиться и не отдавать, то его ещё бьют, пока он не отдаст то, что ему обязано отдать.

И об этот говорили факихи из числа маликитов, щафиитов, ханбалитов и других, и не знают, чтоб в этом были разногласия.

В достоверном хадисе от ибн Умара, да будет доволен ими Аллах, приводится: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, установил перемирие с яхудами, с условием, что они могут покинуть Хайбар вместе со своими семьями и то, что унесут их верблюды, помимо золота, серебра и оружия, он спросил некоторых из них ― это был Сайя дядя Хуайя ибн Ахтаба ― насчёт богатства Хуайя, на что тот ответил: «Их израсходовали войны и нужды». Тогда посланник Аллаха сказал: «Прошло слишком мало времени, а денег было намного больше», после чего посланник Аллаха передал его Зубейру ибн аль-Авваму, и Зубейр начал бить его. Тогда тот сказал, что видел, как Хуйай крутился вокруг одних из руин, после чего они начали искать их в том месте и там они и оказались». Этот человек был зиммием и зиммия нельзя бить, кроме как по праву. И так же любой, кто укрывает то, что должен показать наказывается за оставление этого обязательства». (Аль-Фатава, 28/279)

И если это разрешено с зиммием, то тем более это разрешено с враждующим кяфиром.

 

Шестое примечание: Не дозволено продавать тело многобожника или обменивать его на пленных мусульман.

Передаётся от ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах: «Однажды многобожники хотели выкупить тело одного из своих людей, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отказался им его продавать». (ат-Тирмизи, 4/214)

В другой версии приводится: «Однажды мусульмане убили одного из предводителей многобожников, и те попросили его выкупить, однако Пророк запретил им продавать тело мёртвого многобожника». (аль-Бейхакы, 9/133)

А так же: «Когда в день Ахзаба был убит один из многобожников, они попросили Пророка отдать его тело за 12 тысяч, на что он сказал: «Нет блага ни в его трупе ни в деньгах за него»». (аль-Бейхакы, 9/133)

А так же: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «У нас нет нужды в его трупе или выкупе за него, поистине мерзкий за это выкуп и мерзкий труп»». (Мусаннаф ибн абу Щейба, 6/496)

А также: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отдайте им его труп, он является мерзким точно так же, как и выкуп за него» и ничего от них не принял». (Муснад Ахмада, 1/248)

А так же пришло с достоверной цепочкой от Икримы, да помилует его Аллах: «В день битвы при Хандаке  Науфаля или его сына сбросила лошадь и после его убили. Тогда абу Суфьян отправил к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, за его тело сто верблюдов, однако Пророк отказался их принимать и сказал: «Забирайте его, поистине это является мерзким выкупом, как и его труп»». (Мусаннаф ибн абу Щейба, 7/379)

И ат-Тирмизи, да помилует его Аллах, озаглавил главу хадисом ибн Аббаса, сказав: «Глава: По поводу того, что труп пленного не отдаётся за выкуп». (ат-Тирмизи, 4/214)

Так же аль-Бейхакы, да помилует его Аллах, сказал: «Глава: О том, что труп не продаётся». (Суннан аль-Бейхакы, 9/133)

Пришло в «Тухфа аль-Ахвази»: «Глава: О том, что труп пленного не отдаётся за выкуп… имеется в виду, что он не продаётся и не обменивается на что-либо из имущества… Слова: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался им его продавать…» ― в этом есть доказательство на то, что нельзя продавать мёртвое тело мушрика. Нельзя брать за него деньги, потому что оно является мёртвым и им никто не может владеть и брать взамен него что-либо и так же, Шариат запретил продавать идолы, как это пришло в хадисе Джабира». (5/307)

Имам аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил главу, сказав: «Глава: О продаже мертвечины и идолов». (аль-Бухари, 2/779)

После чего привёл хадис от Джабира ибн Абдуллы, что тот слышал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал в день освобождения Мекки: «Поистине, Аллах и Его посланник запретили продажу вина, падали, свиней и идолов». [Его] спросили: «О посланник Аллаха, а что ты скажешь о жире павших животных, которым люди покрывают борта и днища судов и смазывают кожи и который используют для освещения?» — и он сказал: «Нет, продавать его запретно». После этого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да разразит Аллах иудеев! Поистине, когда Всемогущий и Великий Аллах запретил им употреблять в пищу жир, они стали растапливать и продавать его, а вырученные деньги проедали». (Муслим, 3/1207)

И имам ан-Навави, да помилует его Аллах, озаглавил главу этим хадисом, сказав: «Глава: О запрете продажи спиртного, мертвечины, свиньи и идолов». (Муслим, 3/1207)

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «ибн Мунзир и другие привели единогласное мнение о запрете продавать мертвечину, и исключением является лишь рыба и саранча.

Большинство учёных сказали о том, что причиной запрета продажи мертвечины, свиньи и спиртного является наджаса, и это касается любого наджаса». (Фатх аль-Бари, 4/425)

И учёные провели аналогию, исходя из запрета продавать мертвечину и взяли это за доказательство отдавать или обменивать на пленных мусульман тело мёртвого кяфира.

Сказал ибн Батталь, да помилует его Аллах: «Учёные единогласны в том, что нельзя продавать мертвечину и идолов, потому что они не дозволены, и тратить на них деньги является выкидыванием имущества, и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил расточать имущество. Сказал ибн аль-Мунзир: И раз учёные единогласны насчёт запрета продажи мертвечины, то это так же касается продажи тела мёртвого кяфира, и так же насчёт этого приводятся передачи от Пророка, и оно упомянуто в конце книги Джихада». (Шарх аль-Бухари ибн Батталь, 6/360)

Сказал имам ан-Навави, да помилует его Аллах: «Учёные сказали: И в обобщённость запрета продажи мертвечины так же заходит запрет продажи тела мертвого кяфира, если кяфиры хотят его выкупить или обменять. Пришло в хадисе, что мусульмане в день Хандака убили Науфаля ибн Абдуллу аль-Махзуми, и кяфиры отдавали за его тело 10 тысяч дирхамов, однако Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не принял от них деньги и отдал его просто так. Ат-Тирмизи так же упомянул подобный хадис». (Шарх Муслим, 7/11)

Сказал аль-Хаттаб аль-Малики, да помилует его Аллах: «Глава: Сказал аль-Машзали от аль-Вануги в главе разбоя, разбирая вопрос о том, что если человек украл рабыню, после продал её и она умерла, её господин может забрать деньги, за которые она была продана. Однако из этого не берётся, что можно обменивать тело мёртвого кяфира на пленного мусульманина, потому что тут мы смотрим, что в день её продажи она была жива.

Сказал аль-Къады Ияд насчёт продажи мертвечины: В этом есть довод на то, что нельзя продавать тело мёртвого кяфира, и от этого отказался посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сказал ибн аль-Араби: Кяфиры предложили Пророку за убитого кяфира 10 тысяч дирхамов, однако он отказался и сказал: Нет нужды в его теле и в деньгах за него.

Сказал аль-Куртуби насчёт запрета продавать мертвечину: и из этого так же является запрет продавать тело мёртвого кяфира. Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в день Хандака было предложено за тело Науфаля ибн Абдуллы 10 тысяч дирхамов, но он отказался и отдал его просто так. А Аллах знает лучше». (Мавахиб аль-Джалиль, 3/390) 

И то, что аль-Хаттаб постановил о запрете обменивать или продавать труп кяфира, является истиной, насчёт которой свидетельствуют многие тексты, и на это есть правило: Нет места иджтихаду, когда насчёт этого есть текст.

Пришло в «Кашф аль-Кина»: «Запрещено амиру брать деньги за труп, исходя из хадиса ибн Аббаса, что многобожники хотели выкупить тело одного из них, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался им его продавать. Этот хадис ослабили абдуль-Хакк и ибн аль-Каттан, но его так же привёл Ахмад, и в нём есть: «Отдайте им его тело, поистине это мерзкое тело, как и мерзки деньги, за него», и ничего от них не принял. А так же в другой версии от Ханбаля: «и оставил его им»». (3/61)

Имам аль-Бухари так же озаглавил главу, сказав: «Глава: Не расплавляется жир мертвечины и после не продаётся», после чего привёл хадис от ибн Аббаса, в котором говорится: «До Умара дошло, что один из людей продаёт спиртное, тогда он сказал: «Да убьёт его Аллах, разве он не знает, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да погубит Аллах иудеев, им был запрещен жир, но они расплавляли его и продавали»». (аль-Бухари, 2/774)

Так же он привёл другую цепочку от абу Хурейры, в котором сказано: «Да погубит Аллах иудеев, им был запрещен жир, но они его продавали и вырученные деньги проедали». (аль-Бухари, 2/775)

Так же аль-Бухари, да помилует его Аллах, озаглавил другую главу, сказав: «Глава: О запрете торговать спиртным». (аль-Бухари, 2/775)

После чего привёл хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах: «Когда были ниспосланы аяты суры «аль-Бакара» до конца (с начала аята риба до конца суры), посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вышел к людям и сказал: «Запрещена торговля спиртным»» (аль-Бухари, 2/775, Муслим, 3/1206)

И имам ан-Навави, да помилует его Аллах, озаглавил главу предыдущем хадисом, сказав: «Глава: О запрете торговать спиртным». (Муслим, 3/1205) 

И как все эти достоверные ясные тексты, которые не поддаются иному толкованию по поводу запрета торговлей спиртным, учёные провели аналогию и запретили так же продавать мёртвые тела кяфиров.

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах, толкуя хадис от ибн Аббаса: «И в этом есть доказательство на то, что запрещено продавать тело мёртвого кяфира, если его люди хотят его выкупить, а так же запрет продавать всякий запрещённый наджас, даже если в нём будет польза, как например навоз, но это дозволили куфийцы». (Фатх аль-Бари, 4/415)

Так же имам аль-Бухари озаглавил другую главу, сказав: «Глава: О бросании тел кяфиров в колодец и что за них не берутся деньги». (аль-Бухари, 3/1163)

После чего привёл хадис от Абдуллы ибн Масхуда, да будет доволен им Аллах: «Однажды Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, совершал молитву у Каабы, а Абу Джахль со своими товарищами сидел неподалеку. За день до этого кто-то из мекканцев зарезал верблюдицу, и Абу Джахль сказал: «Кто из вас принесет внутренности верблюда, которого принесли в жертву люди из такого-то племени, и положит их на спину Мухаммада, когда он склонится в земном поклоне?»

И самый злосчастный из них пошёл и принёс эти внутренности, а потом дождался того момента, когда Пророк да благословит его Аллах и да приветствует, склонился в земном поклоне, и положил их ему на спину между лопаток. А после этого они стали смеяться, валяясь друг на друга (от смеха)…

После чего один человек отправился к Фатиме, которая в то время была еще девочкой, и она прибежала туда. Она сбросила это с его спины, после чего подошла к курайшитам и стала ругать их, а когда посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, закончил молиться, то повысил свой голос и обратился к Аллаху с просьбой покарать этих курайшитов. Он произнес свою мольбу трижды, ибо, когда он просил о чем-нибудь Аллаха, то делал это трижды… Он воскликнул три раза: “О Аллах, покарай курайшитов!” — и когда они услышали его голос, то их смех моментально затих. Они испугались мольбы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «О Аллах, покарай Абу Джахля ибн Хишама, и покарай ‘Утбу ибн Раби‘а, и Шайбу ибн Раби‘а, и аль-Валида ибн ‘Утбу, и Умаййу ибн Халафа и ‘Укбу ибн Абу Му‘айта!».

Абдуллах ибн Масхуд, да будет им доволен Аллах, сказал: «И клянусь Тем, кто отправил Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, с истиной, я видел всех, кого перечислил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, бездыханными в день Бадра, а потом их оттащили к одному из старых колодцев и бросили в него». (аль-Бухари, 3/1163)

Сказал ибн Батталь, да помилует его Аллах: «Слова: за них не берутся деньги, то есть нельзя брать деньги за их трупы, потому что те, кого закинули в колодец, являлись предводителями многобожников Мекки, и еслиб у их близких была возможность их вытащить и похоронить, они бы потратили все огромные деньги за это.

И нельзя брать за них деньги, потому что это является мертвечиной, которой никто не может владеть и брать за это деньги. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил продажу мертвечины и идолов, как это приводится в хадисе Джабира, и так же приводится передача у ат-Тирмизи…», после чего привёл предыдущий хадис от ибн Аббаса. (Шарх аль-Бухари ибн Батталь, 5/368)    

Сказал хафиз ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах: «Слова: за них не берутся деньги. Указание на хадис от ибн Аббаса, что многобожники хотели выкупить тело своего товарища, но Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отказался им его продавать, он приводится у ат-Тирмизи и других.

Ибн Исхак привёл в «аль-Магази», что многобожники попросили Пророка продать им труп Науфаля ибн Абдуллы ибн аль-Мугиры, который штурмовал ров, однако Пророк сказал: «Нам нет нужды ни в его теле ни в деньгах за него». Сказал ибн Хишам: До нас дошло от аз-Зухри, что они предложили 10 тысяч дирхамов.

Он привёл этот хадис в этой главе потому, что обычай свидетельствует, что если близкие убитых были бы уверены в том, что они могли бы выкупить их тела, то они потратили бы на это сколько угодно денег, и он является подкреплением хадису ибн Аббаса, который хоть и не является сильным». (Фатх аль-Бари, 6/283)

 

Продолжение следует…

 

Перевёл Абу Зубейр аль-Мухаджир

 

 

ИА ИсламДин

About islamdin

Прочитать также

Вопросы, касающиеся фикха Джихада. Глава восемнадцатая. Часть 2

Первое примечание:  Решение насчёт пленных строится исходя из пользы для Ислама и мусульман. Когда мы …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.